Программа дополнительного образования
материал по теме

Кравченко Елена Анатольевна

Программа вокального кружка рассчитанного на 1 год ,возраст детей 10-15 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа кружка "Вокальный"31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

кружка «Вокальный» (ФГОС)

Возраст детей 10-15 лет

Срок реализации 1 год

        

        

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы (общеразвивающей): кружок «Хоровое пение», художественно-эстетическая направленность, вокально-исполнительская деятельность.

Актуальность программы: Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в кружке «Вокальный» у обучающихся повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, они учатся исполнять сами вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формируют знания во многих областях музыкального искусства.

Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 188 часа.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 10 до 15 лет.

Количество обучающихся в группе: 15-20 человек

Формы занятия: Предусматривается звеньевая форма обучения. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения ребенок будет

знать и определять на слух:

-  музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов

- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях).

Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;

- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

- грамотно использовать силу своего голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки.

Формы проведения итогов реализации программы:

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Учебно-тематический план и содержание программы

Цель:

- создание условий для включения детей в музыкально-творческую деятельность.

Задачи:

- формировать основы вокальной и сценической культуры:

- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения:

- развивать творческую активность и самостоятельность детей:

- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

п/п

Наименование темы, ее содержание

Количество часов

Вводное занятие. Охрана голоса

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными навыками.

4

Певческая установка

Беседа о положении, которое певец должен принять перед началом звукоизвлечении. Формирование вокального звука.

2

Звукообразование. Музыкальные штрихи

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Понятие «Позиция», «Атака», «Распевание». Знакомство и основными муз. штрихами.

2

Формирование правильных навыков дыхания

Типы дыхания. Вокальные упражнения.

6

Дикция и артикуляция

Артикуляционный аппарат. Понятия дикция и артикуляция. Знакомство с системой В.В. Емельяновой.

4

Унисон. Ансамбль. 

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Понятие а капелла.

12

Элементы двухголосья.

Двухголосие. Интервал. Правила простого двухголосия.  Закономерности гармонии в простом двухголосии.

12

Музыкально-исполнительская работа.

Формы и методы музыкально-исполнительской работы коллектива

58

Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами.

2

Сценическое движение

Воспитание самовыражения через движение и слово.

6

Работа над репертуаром

Соединение муз. материала с танцевальными движениями.

68

Концертная деятельность.

Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

8

Итоговые занятия, творческие отчеты

Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ.

2

Итого

188

Результаты освоения программы

знать:

- основы вокально – хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- муз. штрихи;

- средства музыкальной выразительности.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Темы

Количество часов

Октябрь

Вводное занятие

1

Охрана голоса

1

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

4

Певческая установка

2

Работа над репертуаром

10

Музыкально-исполнительская работа

4

Работа над репертуаром

2

Ноябрь

Звукообразование. Музыкальные штрихи

2

Формирование правильных навыков дыхания

2

Дикция и артикуляция

2

Работа над репертуаром

10

Музыкально-исполнительская работа

8

Декабрь

Унисон.

6

Дикция и артикуляция

2

Формирование правильных навыков дыхания

2

Работа над репертуаром

6

Музыкально-исполнительская работа

6

Занятие – концерт

2

Январь

Формирование правильных навыков дыхания

2

Ансамбль.

6

Работа над репертуаром

6

Музыкально-исполнительская работа

8

Занятие – концерт

2

Февраль

Ритм

2

Элементы двухголосья.

10

Работа над репертуаром

2

Сценическое движение

4

Музыкально-исполнительская работа

4

Занятие – концерт

2

Март

Элементы двухголосья.

2

Работа над репертуаром

10

Сценическое движение

2

Музыкально-исполнительская работа

8

Работа над репертуаром

2

Апрель

Работа над репертуаром

14

Музыкально-исполнительская работа

8

Занятие-концерт

2

Май

Работа над репертуаром

10

Музыкально-исполнительская работа

12

Итоговый концерт

2

               Итого

188

Методическое обеспечение программы

1. Компьютер, ноутбук

2.Фонограммы.

3.Технические средства: микрофон.

4.Музыкальный инструмент: синтезатор

5.Аудиокассеты, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература.

6.Словари, справочники иллюстрированные.

7. Использование интернет источника.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание «Стандарты второго поколения» - М. : Просвящение, 2009. – 23 с.
  2. Виктор Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг». –М., 2010
  3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 2005.
  4. Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.
  5. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с                 методологических позиций. – М., 1999.
  6. Научно–методический журнал «Музыка в школе»
  7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. www.standart.edu.ru
  8. Министерство Образования и Науки РФ. www.минобрнауки.рф
  9. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  10. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  11. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru
  12. «Педагогика искусства» - электронное научное издание - http://www.art-education.ru
  13. Сайт для учителей музыки. http://meta-music.ru/singing 
  14. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/ 
  15. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/