Музейная педагогика как фактор социализации и духовно – нравственного воспитания учащихся.
статья по теме

Методический материал,  раскрывающий возможности школьного музея социализации обучающихся  и духовно -нравственнго воспитания учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_kak_faktor_sotsializatsii_i_duhovno.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Пятакова

Валентина Николаевна,

 методист,

 высшая

квалификационная категория

                                                                                              МБУ ДО ДЮЦ

 «Центр туризма и краеведения»

                                                                                                         г.о.г.Выкса

Музейная педагогика как фактор социализации и духовно – нравственного воспитания учащихся.

                  Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

                   Музеи образовательных организаций, работу в которых ведут сами учащиеся, могут ускорять и оптимизировать процесс социализации, помогать социальной адаптации, усвоению социальных ролей, способствовать профессиональному самоопределению, выстраивать духовно-нравственные ориентиры. Это определяется самой спецификой деятельности музея, ближайшего к ребенку музейного пространства, соразмерного и понятного ему, в ходе которой школьник способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений и вырабатывать собственные нормы социального поведения.

                В настоящее время в городском округе г. Выкса работают 14 музеев. Из них – 8 музеев Боевой славы, 2 музея – истории школы, 5 – краеведческого профиля.

                  Работу школьных музеев курирует МБУ ДО «Центр туризма и краеведения» .

        Центр сотрудничает с образовательными учреждениями города. Предлагает программы, методические разработки, планы для полноценной деятельности школьного музея,  конкурсы, проводит семинары для руководителей школьных музеев, индивидуальные консультации.      

                  Музей, как никакой другой образовательный институт, обеспечивает учебный процесс "натуральным" продуктом, он выступает в роли своеобразной творческой лаборатории, где так увлекательно можно ставить собственные эксперименты, при этом используя доподлинно правдивые исторические источники.

                      Школьные музеи округа не похожи друг на друга, имеют свой стиль работы, но во всех сложилась целостная система воспитательной работы в новых социокультурных условиях. Созданы программы деятельности музеев с учащимися всех возрастов, в которых каждая встреча с музеем логически и педагогически осмыслена и которые включают в себя воспитательные и обучающие аспекты деятельности.

                        Руководители школьных музеев к музейному делу подходят как к системе познавательной, исследовательской, ценностно-ориентационной,   коммуникативной деятельности.

                  Принципиальная особенность школьных музеев, отличающая их от государственных – возможность самореализации детей в разнообразных видах деятельности. Одни пробуют себя в качестве экскурсоводов, другие учатся навыкам музейной работы – происходит профессиональная ориентация подростков, третьих привлекает исследовательская работа по тематике музея.

                  Один из механизмов привлечения детей и подростков к работе в музее –   создание творческой атмосферы, мотивация интереса к тому или иному виду деятельности.

               Правильно организованная мотивация – залог  успеха. Именно организованная, так как  большая роль в формировании мотивации принадлежит  руководителю школьного музея, который фактически является  музейным педагогом.  Насколько убедителен сам педагог, ровно настолько он  находит отклик в сердцах детей. 

                  Опытные музейные педагоги побуждают детей думать, сопоставлять факты, интересоваться историей. Помогают пробудить в ребенке чувство любви к Родине, понимая положительные и отрицательные стороны ее развития, именно пробудить, а не навязать, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. 

                 Самый распространенный и востребованный вид деятельности детей в школьном музее – подготовка и проведение экскурсий. Юные экскурсоводы учатся логически мыслить, анализировать и обобщать материал, образно и эмоционально доносить до слушателей основную идею своей темы, умению устанавливать контакт со взрослой и детской аудиторией, а главное – учитывать необходимый объем и содержание информации в зависимости от категории посетителей музея – навык, необходимый им в дальнейшем при любой работе.

                Более двухсот экскурсий  было проведено в музеях, в которых приняло участие свыше 400 человек

Центр туризма ежегодно проводит конкурс «Юный экскурсовод». Тематика конкурса выстроена на  местном краеведческом материале и материалах музеев. Отражается на слайде. 

               Школьные музеи округа достойно представляют накопленный опыт на конкурсах  музеев различного уровнях: муниципальном, областном и федеральном.

                 В областном конкурсе  на лучшую организацию информационной деятельности музеев образовательных организаций  стал лауреатом краеведческий музей имени В.Л. Силаева МБУ Туртапинской СШ.

                  В финале федерального этапа Всероссийского конкурса на лучшую организацию образовательно – просветительской деятельности « Музей образовательного учреждения – пространство интеграции основного и дополнительного образования детей» делегация музея Героя Советского Союза лётчика – истребителя А.К. Горовца МБУ ДО ДДК «Радуга» заняла первое место.

                  Центр туризма    и образовательные учреждения активно сотрудничают   с УПК Баташёвых - Шеплевых АО ВМЗ.

               На базе истории музея была организована временная выставка экспозиций школьных музеев.

            Второй год учащиеся образовательных учреждений успешно участвовали в конкурсе краеведов "Неизвестный солдат".

                       На базе музея истории ОА ВМЗ состоялся 10 муниципальный конкурс "Юный экскурсовод"  "Выкса в годы войны".

          При поддержке УПК Баташёвых – Шепелевых вышел первый сборник работ юных экскурсоводов "Выкса. Грани истории"

                        С целью совершенствования профессиональных умений и навыков  в области современного музееведения и музейной педагогики был проведён цикл семинаров для руководителей музеев образовательных учреждений с привлечением специалистов музея истории АО ВМЗ.

                   Социализация личности воспитанников должна проходить в процессе взаимодействия образовательных учреждений и социальных институтов,  в системе интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развития его гражданско-патриотической позиции. 

               Главное - это объединение усилий образовательных, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых сможет гарантировать высокий уровень социализации учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».

Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся,   препятствующий  успешной социальной адаптации....

Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"

1)      Основные понятия: патриотизм, нравственность, патриотическое воспитание;2)      Знакомство с Государственной программой «Патриотическое воспит...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»

Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами народной педагогики"

      Проблема духовно - нравственного воспитания является одной из наиболее актуальных и сложных проблем нашего времени в силу того, что нравственность регулирует поведение чело...