Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Колхидари». 2017 г.
рабочая программа на тему

Программа разработана в коллективе «Иверия», существующим в Москве с 1957 года. Предназначена для реализации на этапе обучения младших воспитанников. Взаимосвязана с программой «Грузинская народная хореография: девочки/мальчики (Хореографический ансамбль «Иверия»)», которая является продолжением данной программы на базовом уровне.

Цель программы — развитие танцевально-двигательных способностей, обучение основам техники грузинского народного танца, воспитание культуры музыкальных движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17programma_kolhidari.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

                 Государственное бюджетное образовательное учреждение

             дополнительного образования города Москвы

              «Центр детского творчества «Свиблово»

129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1                              

Тел:   8-499-760-01-15                                                                            e-mail: sviblovo@edu.mos.ru

факс: 8-499-760-01-17                                                                           http:// centrsviblovo.mskobr.ru 

ОГРН  1077759314500,   ИНН 7716585000,   КПП 771601001

Утверждено.

Педсовет

Протокол №….

От ……… 201…г

Утверждаю.

И.о.директора ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»

_________________Н.А. Герасимова

……….. 201…г

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа

«Колхидари»

Уровень: ознакомительный

Направленность: художественная

Срок реализации: 1 года

Возраст обучающихся: 6 - 8 лет

Авторы-составители:

художественный руководитель

Цимакуридзе Г. В.,

                                                                                      педагог дополнительного образования Тасоева Л. А.

  МОСКВА

2017


ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

        Программа разработана в коллективе «Иверия», существующим в Москве с 1957 года. Предназначена для реализации на этапе обучения младших воспитанников. Взаимосвязана с программой «Грузинская народная хореография: девочки/мальчики (Хореографический ансамбль «Иверия»)», которая является продолжением данной программы на базовом уровне.

        Направленность программы: художественная.

        Уровень образовательной программы: ознакомительный.

        Категория обучающихся: 6- 8 лет

        Срок обучения: 1 год

        Авторы-составители: Художественный руководитель Заслуженный работник культуры России, Заслуженный артист Аджарии, Почётный работник Общего образования РФ Цимакуридзе Гиви Вахтангович

        Педагог дополнительного образования: почетный работник Общего образования РФ Тасоева Лариса Анатольевна

        Программа реализуется педагогами: Нагибина Н.И., Тасоева Л.А, Ходжава Л., Есартия Е.Г.,  Квеквескири Б.М., Лодина М.Б., Искеф С.Н., Гамсахурдия Н.Д., Тедеев Л.Ш.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная  программа относится к художественной направленности. Образовательная программа грузинская народная хореография является модифицированной, разработана на основе методики, изложенной Д.Джавришвили в своем труде «Грузинские народные танцы», с учетом многолетнего опыта преподавания грузинской народной хореографии в коллективе «Иверия».

Она является программой ознакомительного уровня, предоставляет широкие возможности обучения основам грузинского танцевального искусства, дает возможность ввести детей 6 – 8 лет в мир грузинской народной  хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с этим хореографическим жанрам.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Движение — естественная потребность человека с момента его развития. Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают своих эмоций, для них танец - естественное состояние души и тела. Грузинская народная хореография очень яркая, энергичная, активная, красивая, чем с легкостью заинтересовывает детей дошкольного возраста.

Со стороны родителей же стоит отметить стремление во всестороннем развитии своих детей, в том числе  художественном и физическом. Данная программа отвечает потребностям как родителей, так и интересам детей-дошкольников и первоклассников. Всем этим объясняется актуальность данной программы.

Кроме того, в настоящее время дети все чаще начинают свой путь в области танцевального искусства очень рано, это вызвано стремлением родителей заложить в раннем возрасте необходимые навыки и способности.  Программа даёт возможность попробовать себя в данной области всем детям, не имеющим медицинских противопоказаний, с целью их дальнейшего самоопределения.

Педагогическая целесообразность

Программа направлена на приобщение детей младшего школьного  возраста к основам хореографического искусства, выявление одаренных в области хореографии детей с целью развития их творческих способностей, формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством грузинского танца, развитие художественной одаренности в области хореографии; развитие и совершенствование специальных музыкальных хореографических способностей. Все это способствует решению многих педагогических задач, к числу которых относятся:

  • физическое развитие детей, которому на хореографических занятиях уделяется значительное внимание, способствует укреплению здоровья;
  • развитие двигательных навыков и мышечного раскрепощение детей способствует формированию позитивной самооценки, активности, развитию социальных навыков детей и большей социальной успешности в детской группе;
  • развитие музыкального слуха благотворно влияет на развитие речи, формированию навыков необходимых для письма и чтения, изучения, как родного языка, так и иностранного.

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию дети приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а так же развивают танцевальные и музыкальные способности.

Цель программы — развитие танцевально-двигательных способностей, обучение основам техники грузинского народного танца, воспитание культуры музыкальных движений.

Основные задачи:

Развивающие:

  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • развитие способности передавать в танцевальном движении характер музыки;
  • коррекция недостатков физического развития, постановка исполнительского аппарата: постановка корпуса, коррекция сутулости, укрепление костно-мышечного корсета, развитие выносливости;
  • формирование музыкального слуха, музыкальной памяти;
  • развитие воображения, фантазии.

        Воспитательные:

  • формирование интереса к хореографии, как виду искусства, в частности народной хореографии;
  • формирование адекватной самооценки, уважения к своим достижениям и достижениям других детей;
  • воспитание культуры поведения  в обществе, в учебной группе;
  • воспитание стремления к активной двигательной жизни
  • воспитание навыков самоконтроля и силы воли;
  • формирование основных качеств эстетически воспитанной личности: умение чувствовать искусство, интерес к творчеству. 

Обучающие:

  • знакомство детей со стилевыми особенностями грузинской народной хореографии;
  • знакомство с историческими, географическими и культурными особенностями Грузии;
  • развитие общего кругозора в области хореографии и грузинского народного танца;
  • изучение основных элементов грузинской народной хореографии;
  • формирование чувство позы и закрепление основных позиций грузинского танца;
  • освоение движений и связок горского танца;
  • изучение поставленного этюда горского танца.

Отличительные особенности программы

        Проведенный анализ  хореографических программ для младших школьников показывает, что существует большое количество общеразвивающих программ по ритмике. Отличительная особенность нашей программы тем самым проявляется в её содержании, которое направлено на изучение исключительно грузинской народной хореографии.

        В связи с таким специфичным содержанием для обучение по данной программе используется собрание уникального методического сопровождения, позволяющий окунуть детей полноценно в мир Грузии и её народов при  изучении хореографии. Среди методического материала сборники по традициям народов, народному творчеству и узорам, концертные выступления известных коллективов грузинского народного танца, костюмы.

        Поскольку речь идет об обучении младших школьников, для сохранения психологического и физического здоровья детей в программе интегрируются разные виды деятельности. Так, первая часть занятия отводится под знакомство с культурой Грузии, прослушивание музыки, импровизацию и т.д.  

Организация работы

Срок реализации: 1 год

Категория обучающихся: дети младшего школьного возраста  6 - 8 лет. Дети набираются  без специального отбора, при отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям хореографией.

Учащимися могут быть не только этнические грузины. Коллектив «Иверия» - многонациональный, обучающимися могут быть дети любых национальностей, проживающих в Москве.

Группы комплектуются по возрастному и гендерному признаку. Поскольку каждый год обучения является отдельным самостоятельным учебным модулем, ребенок, подходящий по возрасту в старшую группу не обязательно зачисляется на первый год обучения, при наличии определенных навыков и необходимого физического развития, что определяется педагогом.

Форма обучения:

- очная групповая. Учебные группы комплектуются по возрастному и гендерному признаку.

Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей, площади хореографических залов может быть от 8 человек.

Режим занятий.   Обучение  проводится в форме групповых  занятий. 2 занятия в неделю, продолжительностью 60 минут, включающих 15 минут перерыва.

Занятия проводятся в сопровождении ударных (доли – грузинский народный инструмент) инструментов, а также под фонограмму.  

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результаты по выполнению обучающих задач структурно представлены в описании каждого года обучения. Результативность воспитательного и развивающего аспектов при прохождении программы заключается в следующем:

  1. У воспитанников сформированы самостоятельность, активность;
  2. Сформирован интерес к грузинскому искусству, занятиям хореографией;
  3. Раскрыт творческий потенциал детей, они раскрепощены, у них сняты мышечные зажимы;
  4. У обучающихся правильно сформированы осанка, костно-мышечный аппарат, необходимый для занятий хореографией;
  5. У обучающихся развит музыкальный слух, умение чувствовать и понимать музыку;
  6. Сформировано умение вести себя с окружающими люди в соответствии с нормами, принятыми в обществе и правилами коллектива.

   ГОД ОБУЧЕНИЯ

К концу учебного года обучающиеся должны знать :

  • Повороты, характерные для горского танца;
  • движения рук, ног, характерные для горского танца;
  • название  движений ;
  • разновидности ходов;
  • основные точки, линии зала;
  • особенности национальных костюм горных районов Грузии;
  • особенности мелодии горского характера.

К концу  учебного года обучающиеся должны:

  • владеть танцевальными движениями горского характера;
  • составить простейшую связку из 2-3 изученных движений;
  • исполнить этюд горского танца;
  • перестроиться по заданному рисунку;
  • понимать значение вступительных ударов доли в упражнениях;
  • эмоционально выразить характер исполнения движений.
  •  исполнить импровизацию на заданную тему.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

(72 часа)

№ п/п

Темы:

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Общеразвивающие упражнения, партерная гимнастика. Постановка корпуса.

2

10

12

Наблюдение, выполнение нормативов

3.

Изучение движений ног  горского танца.

2

10

12

Наблюдение, опрос

4.

Изучение положений и движений рук горского танца.

2

6

8

Наблюдение, опрос

5.

Освоение связок основных движений.

4

5

11

Наблюдение, соревнование, опрос

6.

Планировка танцевальной площадки. Рисунок танца

2

8

10

Опрос

7.

Постановка этюдов.

1

5

6

Наблюдение, анализ результатов

8.

Музыкальные игры и импровизация.

1

5

6

Наблюдение, соревнование

9.

Народно-сценический костюм.

1

3

4

Опрос

10.

Что мы знаем о Грузии? Традиции коллектива «Иверия»

2

-

2

Опрос

11.

Итоговые занятия

1

1

2

        Итого:            

19

53

72

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:

1. Вводное занятие

                Знакомство родителей и детей с  задачами на год. Правила техники безопасности. Решение организационных вопросов по реализации образовательного процесса в предстоящем учебном году.

2. Общеразвивающие упражнения, партерная гимнастика. Постановка корпуса

        Данный раздел направлен на общее физическое развитие детей. Используются общеразвивающие упражнения и партерная гимнастика, которые дают базовую подготовку и закладывают основу освоения элементов хореографической «школы». Отдельное внимание отводится постановки корпуса, характерного для  грузинского народного танца, ведется работа над осанкой, положением плеч, головы.

        Теория демонстрация упражнение, название упражнение, техника правильного выполнения упражнений, критерии правильной постановки корпуса. Практика: работа по выполнению комплекса упражнений, выбранных педагогом.

3. Изучение движений ног  грузинского танца

                Движения ног: сада чаквра, сада мухлура, мухлура зехтомит, цвивкневит чаквра (подготовительное движение), сада сриала гасма (подготовительное движение), ордакврити бруни, сада ртула, кочлура.

Теория: демонстрация перечисленных движений, демонстрация их выполнения в танце  Практика: отработка данных движений.

4. Изучение положений и движений рук грузинского танца

                Теория: демонстрация положений, перехода из одного движения в другой. Демонстрация положений рук на примере видеоматериалов с концертными выступлениями.

Для мальчиков: нидаквебгадашлили (2-й вид), швилдура,  нидаквацеули.

Для девочек: нидаквебгадашлили, цинамхарамартули, ириба.

5. Освоение связок  основных движений

Теория: наэрти (связки). Демонстрация возможных связок на базе изученного материала.

Практика: освоение простейших связок. Отработка простейших танцевальных связок  из 2-3-х движений.

  1. Планировка танцевальной площадки. Рисунок танца

                Теория: точки, линии зала. Кулисы, их назначение. Формы сценической площадки. Практика: отработка умения видеть линию и двигаться по заданной хореографом траектории.

7. Постановка этюда грузинского танца

                Проработка материала для грузинского танца. Постановка этюда.  Изучение комбинаций танцевальных движений характерных для грузинских  танцев.

8. Музыкальные игры и  импровизация

        Учитывая возрастные особенности детей, в программу для развития силы, ловкости и фантазии включены музыкально-ритмические игры и элементы пантомимы.

        Музыкально-ритмические, подвижные игры с элементами грузинского фольклора, импровизация на тему грузинских танцев.

        Теория: правила игр, постановка игровых задач. Практика: игры, импровизация.

9. Народно-сценический костюм

                Знакомство с разнообразием костюмов этнографических районов Грузии: знакомство с хевсурским, мтиульским, картлинйским, аджарским костюмом. Отличие народного костюма от народного сценического. Знание названий элементов костюма (папаха, бурка, кинжал, кабалаха, чоха, каба).

10. Что мы знаем о Грузии. Традиции коллектива «Иверия»

                Восприятие искусства Грузии, ее танцевальной культуры.  Беседы о культуре Грузии, традициях коллектива «Иверия».

11. Итоговые занятия

        Проведение контрольных занятий. Проведение открытого занятия для родителей и педагогов в конце учебного года. Диагностика усвоения детьми  программного материала.

Календарный-тематический учебный план         

Занятия

Месяц

Тема

Кол-во часов

1-8

Сентябрь

Вводное занятие. Грузинская народная хореография. Народный тренаж. Беседа. Повторение пройденного материала. Освоение связость основных движений. Понятие наэрти ( связки или комбинации). Планировка танцевальной площадки: точки, линии зала. Изучение движений ног горского характера.

8

9-16

Октябрь

Грузинская народная хореография. Изучение положений и движений рук горского танца: для мальчиков-швилдура, для девочек — цинамхарамартули. Освоение связок основных движений. Освоение простейших связок. Планировка танцевальной площадки. Рисунок танца. Умение двигаться по заданному рисунку. Основы актерского мастерства. Изучение движений ног горского танца: кочлура, мухлура зехтомит. Изучение положения рук и движения рук горского танца: для мальчиков-нидаквацеули, для девочек-ириба. Отработка простейших связок из двух движений.

8

17-24

Ноябрь

Грузинская народная хореография. Изучение движений рук горского танца. Отработка простейших танцевальных связок из трех движений. Планировка танцевальной площадки. Рисунок танца: Кулисы-их значение. Народный тренаж. Постановка этюда горского танца. Изучение движений ног горского танца: сада ртула. Изучение положений и движений рук горского танца.

8

25-32

Декабрь

Грузинская народная хореография. Планировка танцевальной площадки. Народный тренаж. Основы актерского мастерства.Изучение движений ног горского танца: цвивкневит чаквра (подготовительное упражнение). Сада сриала гасма (подготовительное). Изучение положений и движений рук горского танца. Постановка этюда горского танца. Беседа об искусстве. Прослушивание музыки.

8

33-40

Январь

Грузинская народная хореография. Планировка танцевальной площадки. Рисунок танца. Формы сценической площадки. Народный тренаж. Народно-сценический костюм. Изучение движений ног и рук горского танца. Освоение связок основных движений. Постановка этюда горского танца.

8

41-48

Февраль

Грузинская народная хореография. Изучение движений ног горского танца: ордакврит бруни. Освоение связок основных движений. Народный тренаж. Народно-сценический костюм. Основы актерского мастерства. Изучение движений рук и ног горского танца. Постановка этюда горского танца.

8

49-56

Март

Грузинская народная хореография. Народный тренаж. Изучение положений и движения рук горского танца. Освоение связок основных движений. Основы актерского мастерства. Постановка этюда горского танца. Бесседа об искусстве.

8

57-64

Апрель

Грузинская народная хореография. Народный тренаж.  Освоение связок основных движений. Постановка этюда горского танца. Изучение движений ног и рук горского танца. Основы актерского мастерства.

8

65-72

Май

Грузинская народная хореография. Постановка этюда горского танца. Народный тренаж. Народно-сценический костюм. Беседа об искусстве. Просмотр видео.

8

Всего

8

Формы контроля и оценочные материалы

Педагогом в течение года ведется текущий контроль. В качестве средств текущего контроля в течение учебного года могут быть использованы наблюдения, устные опросы. В конце каждого занятия педагог подводит итоги, дает рекомендации родителям обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится 1 раз в полугодие в форме  зачетных занятий. Данные занятия могут проходить в виде просмотра концертных номеров или их фрагментов в учебной аудитории (балетном зале), а также исполнения концертных программ.

 В конце года педагог готовит и проводит открытое занятие, где достижения воспитанников представляются родителям и педагогическому коллективу.

Критерии и показатели оценки освоения образовательной программы «Азы грузинской народной хореографии» художественный руководитель Цимакуридзе Г.В., ПДО Тасоева Л.А.

        Используются как оценочный материал при проведении итоговой аттестации обучающихся.

Расшифровка критерия

Высокий

Средний

Низкий

Технический навык:

  • Физические характеристики: осанка, выворотность, растяжка, высота подъема, мышечная сила;
  • Техника выполнения движений;
  • Музыкальный слух, чувство ритма;
  • Пространственная координация движений.

8- 10

5-7

1-4

Выполнение творческого задания

  • Понимание задания, поставленного педагогом;
  • Соотнесение движения и характера музыки;
  • Понимание музыкального размера.

8- 10

5-7

1-4

Выполнение итоговых заданий:

  • Участие в открытых уроках;
  • Участие в концертах

8- 10

5-7

1-4

Коммуникативность:

  • Умение работать в группе;
  • Общение со сверстниками;
  • Взаимодействие с педагогом.

8- 10

5-7

1-4

Самоорганизация:

  • Самостоятельно готовится к занятию;
  • Внешний вид, соответствующий форме группы

8- 10

5-7

1-4

Социальная активность:

  • Проявляет активность в деятельности коллектива;
  • Интерес к новым знаниям;
  • Потребность в двигательной активности.

8- 10

5-7

1-4

Организационно-педагогические условия реализации программы

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для детей и родителей накоплен большой методический материал в виде видеозаписей грузинских народных танцев, выступлений коллектива «Иверия». Воспитанники всегда могут ознакомится на видеохостинге YouTube с видеозаписями концертных выступлений грузинских и российских хореографических коллективов, также на портале выложены и выступления хореографического коллектива «Иверия».

Записи на CD-носителях юбилейных концертов ансамбля «Иверия». Музыкальный материал комплектуется каждым педагогом самостоятельно и хранится на флеш-носителе, может быть передан воспитанникам и родителям для отработки изученного материала.

В СП «Иверия» создан музей истории коллектива, где воспитанникам предложены материалы по истории коллектива, а также развитию грузинского танца в последние десятилетия.

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Специально оборудованные хореографические залы (станки, зеркала, помещение для переодевания).
  • Наличие технических средств обучения (DVD проигрыватель, магнитофон, видео, диски).
  • Наличие специальной формы для занятий.
  • Обеспечение занятий музыкальным сопровождением (фортепьяно, доли).
  • Наличие методической литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В течение более десятка лет в Российской Федерации не выпускается литература по грузинской народной хореографии на русском языке. Поэтому для составления и реализации программы по грузинской народной хореографии нами использовалась современная литература на грузинском языке изданная в Грузии. Следует отметить, что три четверти педагогического коллектива «Иверии» свободно владеют грузинским языком.

  1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»  М.: «Айрис – пресс», 2015.
  2. Джавришвили Д. Грузинские народные танцы. Т.: «Ганатлеба», 1975.
  3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1985.
  4. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: «Академия Холдинг», 2015.
  5. Хрипкова А., Колесов Д. Гигиена и здоровье. М.: Просвещение, 1984.
  6. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Личностное развитие воспитанников в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей». М.: «Радость», 2011.
  7. ბარამიძე ბარამი. ქურთული ხალხი და კლასიკური ქორეოგრაფია. თბილისი: გამომცემლობა «ციცინათელა», 2016 .
  8. დვალიშვილი უკა. ქურთული კეკვა. თბილისი: გამამუმლემობა «კოდნა», 2015 .
  9. უთმელიძე თენგიზი. ქართველი სვივი სვიმინშიტავიზმი: გამონმალიბაობა «ქორეოგრაფული სოზოგადების მეტეოტური ცენტრი». თბილისი, 2015 .
  10. ვანიშვილი რევაზ. ქართველი სკივიდები სადიდებელი. თბილისი: გამამუმლემობა «კოდნა», 2014 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" 2017

В написании программы учитывались знания основ теории и практики дополнительного образования, педагогики, психологии и возрастной физиологии, методики обучения и воспитания, а также личный педагогичес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика с элементами грузинской народной хореографии». 2017 г.

Образовательная программа "Ритмика с элементами грузинской народной хореографии"  разработана в хореографическом коллективе «Иверия» для самых маленьких учащихся  колле...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: девочки» (Хореографический ансамбль «Иверия»). 2017 г.

Данная программа художественной направленности, является логическим продолжением программы ознакомительного уровня «Азы грузинской народной хореографии». Она относится к базовому уровню и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Грузинская народная хореография: девочки (Ансамбль "Колхидари"). 2022 г.

Данная программа относится к художественной направленности. Она является программой базового уровня, предоставляет широкие возможности обучения основам грузинского танцевального искусства, дает в...