Главные вкладки

    Программа дополнительного образования детей "Театр и мы"
    рабочая программа (7 класс) по теме

    Лушникова Ирина Ивановна

    Программа дополнительного образования детей "Театр и мы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon teatr_i_my._lushnikova_i.i.-2_dopolnenaya.doc475 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ                                          КАРГАТСКОГО РАЙОНА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КАРГАТСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    Рассмотрена и одобрена                                                              «Утверждаю:»

    на заседании Педагогического Совета                                       Директор ДДТ                              

    протокол №1     от 24.08.2018г

                                                                                             __________ С.В. Парамонова

    Дополнительная общеобразовательная программа

    Художественной  направленности

    «Театр и мы»

                Срок реализации –2 года

       Возраст обучающихся 11-13 лет

                                                                   Автор: Лушникова Ирина Ивановна,

    педагог дополнительного образования

                                                                      первой квалификационной категории

                                                              Каргат 2018г

    Содержание

    1.Пояснительная записка………………………………………………………….3

    2.Цель и задачи Программы………………………………………………………4

    3.Технология реализации программы…………………………………………….8

    4.Учебный план…………………………………………………………………….10

    5.Учебно-тематический план 1 года обучения………………………………….11

    6.Учебно-тематический план 2 года обучения………………………………….17

    7.Используемая литература……………………………………………………. 27

    8.Приложения ……………………………………………………………………28

                                     

                                             Пояснительная  записка

                        Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе.

                        Общеобразовательная Программа «Театр и мы» направлена на театральное искусство, которое   постоянно  воздействует  на  душевное  состояние  детей и является  важным  звеном в обучении и воспитании подрастающего поколения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

               Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру с помощью выразительных средств театрального искусства таких, как интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между людьми

              Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

                   Актуальность Программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально- активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию. 

                       Педагогическая целесообразность данной Программы состоит в том, что она для  школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический  художественный вкус, культуру общения,  т.к. именно в объединении закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность, дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

       

                      Отличительные особенности данной общеобразовательной Программы является системно - деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где обучающийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля.

             Принцип междисциплинарной интеграции применим к смежным наукам (литературы и музыки, литературы и живописи, вокала и ритмики).

             Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрытия личности.

                    Новизна Программы состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической игры. Программа построена на эстетическом воспитании обучающихся, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную деятельность в объединении. Использование новых технологий на учебных занятиях,  развивают у обучающихся  внимание и повышенный интерес к театральному творчеству. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

                  Цель Программы:  создание условий для творческого развития детей и их самореализации средствами театрального искусства.

                Задачи  программы:

    Обучающие:

    • обучение  теоретическим  сведениям  в  области  театрального искусства;
    • обучение  основным  приёмам выразительного чтения произведений любого жанра; речевому дыханию и артикуляции, дикции;
    • обучение  элементам сценической грамоты: театральная терминология; вид театра; устройство зрительного зала и сцены.

    Развивающие:

    • развитие  творческих способностей  школьников, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости;
    • развитие фантазии, воображения, образного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, находчивости, наблюдательности средствами театрального искусства, познавательного интереса к искусству;
    • развитие общих способов творческой деятельности, характерных для развития художественного вкуса обучающихся и являющихся основой для нравственных и эстетических чувств.

    Воспитательные:

    • воспитание в детях добра, любви к ближним, внимание к людям, родной    земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;
    • воспитание самостоятельности и умения работать в коллективе;
    • воспитание  добросовестного  отношения  к  своей  работе, усидчивости, терпения, аккуратности, а  так  же  способствование  взаимоуважению, взаимопомощи.

    Программа «Театр и мы » составлена на основе примерных требований к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России  от 11.12.06 № 06-1844).

     

    Возраст детей: 11-13 лет

    Срок реализации Программы -2 года

    Режим занятий

     - группа первого года обучения из расчёта четыре часа в неделю- всего 128 ч.;

    - группа второго года обучения из расчёта четыре часа в неделю- 128 ч.

           

    Ожидаемые результаты

    Личностные результаты:

    •  формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
    • формирование эмоционального отношения к творчеству;
    • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества;

    Метапредметные  результаты:

    Регулятивные УУД:

    • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
    • выстраивать самостоятельно  беседу общение с театральным искусством.

      Коммуникативные УУД:

    • участвовать в жизни микро и макро социума (группы, классы, школы, города);
    • уметь слушать мнение других людей, излагать свои мысли о творчестве;
    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием  литературы по театральному творчеству, энциклопедий, справочников.

    Предметные результаты:   

    • выражать своё отношение художественными средствами;
    • формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
    • формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению;
    • формирование основ театрального творчества и культуры обучающихся как особого способа познания жизни и средств организации общения;
    • развитие культуры выразительного чтения, с  соблюдением орфоэпических и интонационных норм чтения;
    • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
    • развитие основ актерского мастерства.

    Характеристика Программы

    • по направлению деятельности       -   театральная
    • по виду деятельности                      -   художественная
    • по образовательной деятельности -  технология
    • по форме реализации                      -  групповая, индивидуальная
    • по способу реализации                   -  эвристическая
    • по уровню содержания                   -  углубленная
    • по возрасту детей         - для обучающихся основной  школы                
    • по половому признаку                    -  смешанная
    • по продолжительности реализации – двухгодичная

    Психолого-педагогические особенности

            Программа  «Театр и мы »  рассчитана  на  обучающихся   подросткового (11 – 13 лет) возраста.

              Подростковый  возраст – это  возраст  формирования  мировоззрения, нравственных  убеждений, принципов  и  идеалов, системы  оценочных  суждений, которыми  подросток  начинает  руководствоваться  в  своём  поведении. В  этот  период  важен  положительный  пример. Им  является  труд.

    Ещё  одна  черта  подросткового  возраста – это  стремление к  независимости  и  самостоятельности, самопознанию, самовыражению, самоутверждению. Характер  усвоения  знаний формирует  у  подростка  способность  самостоятельно  мыслить, рассуждать  сравнивать. В  объединении  подросток  сможет  стать  более  организованным, независимым, реализовать  свои  возможности, самоутвердиться.

    Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь подростку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

                                      Принципы  обучения и воспитания

    1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.

        2. Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.

        3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

        4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.

    5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.

    6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

      

                        Технология  реализации  программы

    Для  достижения  поставленных  целей и задач  предусматриваются  следующие формы и методы  обучения.

    Формы  обучения:

    • индивидуальная (консультации, беседы, игры, тренинги по актерскому мастерству); 
    • групповая (занятия  в  каждой  конкретной  группе);
    • коллективная (массовые  мероприятия).

    Методы  обучения:

    • объяснительно-иллюстративный  (при  объяснении  нового  материала);
    • самостоятельной и познавательной  деятельности обучающихся (при  работе  по  заданному  образцу и  творческого  подхода);
    • словесные  (при  устном  изложении, в  котором  раскрываются  новые  понятия, термины по театральному икусству);
    • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
    • творческий.

    Условия  эффективной  педагогической  деятельности

    • создание  в  объединении атмосферы  сотрудничества, взаимной  поддержки, стимулирующей  развитие  личности;
    • использование  разнообразных  методов  и  форм  обучения, необходимых  для  реализации  поставленных  целей  и  задач.

                                 

    Используемые  материальные  ресурсы

    •  компьютер, доска, принтер, колонки;
    • сценарии сказок, пьес,  детские книги;
    • стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов;
    • электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»;
    • ножницы, клей, бумага, ткань (для изготовления костюмов).

                                   

                    Диагностика  результативности  Программы

      Цель: выявление  уровня  развития  способностей  и  личностных  качеств  ребёнка, их  соответствие  прогнозируемым  результатам   Программы.

          Формы  подведения  итогов  реализации  программы

    • выступление на школьных праздниках;
    • традиционные  выставки, приуроченные  к  календарным  праздникам.
    • участие  в  школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах;
    • участие в мероприятиях младших классов;
    • инсценирование сказок и пьес для свободного просмотра;
    • устный  опрос, практическая  работа, тестирование.
    • входящая, промежуточная, итоговая аттестация.  

                                                      УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

    п/п

    Наименование  базовых тем

    1 год обучения

    2 год  обучения

    т

    п

    итого

    т

    п

    итого

    1

    Введение. Вводная беседа

    2

    -

    2

    2

    -

    2

    2

    Культура и техника речи

    2

    12

    14

    2

    12

    14

    3

    Этюд

    2

    14

    16

    2

    14

    16

    4

    Театральная игра

    2

    14

    16

    2

    14

    16

    5

    Этика и этикет

    4

    12

    16

    4

    12

    16

    6

    Художественное чтение. Драматургия

    4

    12

    16

    4

    12

    16

    7

    Стержень театрального искусства

    2

    14

    16

    2

    14

    16

    8

    Игры-путешествия

    4

    12

    16

    4

    12

    16

    9

    Мастерство актера. Пластика

    2

    14

    16

    2

    14

    16

    Итого:

    24

    104

    128

    24

    104

    128


    Учебно-тематический  план  1-го  года  обучения

     Задачи:

    Обучающие:

    • обучение элементам сценической грамоты: театральная терминология; вид театра; устройство зрительного зала и сцены;
    • обучение основным приемам выразительного чтения произведений любого жанра;
    • обучение особенностей в движениях, мимике, пластики, актерскому мастерству.

    Развивающие:

    • развитие  фантазии, воображения, образного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, находчивости, наблюдательности средствами театрального искусства;
    • развитее творческих способностей  школьников, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.

    Воспитательные:

    • воспитание в детях добра, любви к ближним, внимание к людям, родной    земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;
    • воспитание самостоятельности и умения работать в коллективе;
    • воспитание  взаимоуважения.

             

    Содержание занятий

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    Вводная беседа. Знакомство с планом в объединении, выбор актива.

    2

    Культура и техника речи 

    2

    2.1

    Игры по развитию внимания Имена», «Цвета», «Краски

    2

    2.2

    Основная работа над голосом

    Игры по развитию внимания  «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты»

    2

    2.3

    Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений

    2

    2.4

    Театрализованная игра «Эхо», «Чепуха, или нелепица»

    2

    2.5

    Мини-истории про героев произведений

    2

    2.6

    Выпуск газеты «Слово в театре…»

    2

    3.1

    Этюд. Знакомство с этюдами

    2

    3.2

     Психофизический тренинг Развитие координации.

    2

    3.3

    Разбор этюдов

    2

    3.4

    Этюды на заданную тему

    2

    3.5

    Совершенствование осанки и походки.

    2

    3.6

    Отработка сценического этюда. «Обращение», «Знакомство»

    2

    3.7

    Сценическое действие Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

    2

    3.8

    Разбор выбранного постановочного материала

    2

    4

    Театральная игра Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер

    2

    4.1

    Знакомство с профессиями театра: сценарист, художник, гример. Отработка ролей

    2

    4.2

    Техника грима. Изготовление декораций. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения

    2

    4.3

    Гигиена грима и технические средства в гриме.

    2

    4.4

    Приемы нанесения общего тона. Отработка сценария. Репетиция

    2

    4.5

    Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).

    2

    4.6

     Распределение ролей в сказках Выразительное чтение сказок по ролям

    2

    4.7

    Работа над мимикой. Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. 

    2

    5

    Этика и этикет. Связь этики с общей культурой человека

    2

    5.1

    Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких

    2

    5.2

    Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов»

    2

    5.3

    Скоморох - уличный артист

    2

    5.4

    Знакомство с элементами искусства перевоплощения

    2

    5.5

    Особенности движений, передающие образы персонажей в сказках «Царевна- лягушка»

    2

    5.6

    Характер героев и их движения

    2

    5.7

    Репетиция сказки

    2

    6

    Художественное чтение

    Драматургия

    6.1

    Знакомство с драматургией. Главные  герои пьесы «Муха-Цокотуха»

    2

    6.2

    Чтение текста пьесы по ролям

    2

    6.3

    Репетиция пьесы

    2

    6.4

    Работа над главной ролью в пьесе

    2

    6.5

    Культурный уровень исполнительской деятельности в театре

    2

    6.6

    Основная работа над голосом

    2

    6.7

    Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основная работа над голосом

    2

    6.8

    Игры по развитию языковой догадки

    2

    7

    7.1

    Стержень театрального искусства

    2

    7.2

    Исполнительское искусство детей в сказках

    2

    7.3

    Поведение в актерском искусстве

    2

    7.4

    Возможности актера в сказке «По шучьему веленью, по моему хотенью»

    2

    7.5

    Выразительность действий персонажей сказки

    2

    7.6

    Общие выводы по актерскому мастерству

    2

    7.7

    Многообразие выразительных средств в театре (декорации)

    2

    7.8

    Основы театрального искусства (итоговое занятие)

    2

      8.

    8.1  

    Игры – путешествия

    Игра-путешествие по сказкам «В гостях у сказки»

    2

    2

    8.2

    Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии

    2

    8.3

    Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики

    2

    8.4

    Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»)

    2

    8.5

    Работа над текстом стихотворения Н.Гумилева «Шестое чувство»

    2

    8.6

    Знакомство с элементами искусства перевоплощения с элементами игр

    2

    8.7

    Культурный уровень исполнительской деятельности в игре

    2

    9. 9.1

    Мастерство актера

    Пластика

    2

    9.2

    Знакомство с упражнениями на пластику

    2

    9.3

    Упражнения на развитие рече-двигательной координации

    2

    9.4

    Произвольные игры. Скоростная  подготовка (скороговорки)

    2

    9.5

    Импровизационные упражнения на пластику в парах

    2

    9.6

    Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений

    2

    9.7

    Актерское мастерство в произведениях (скороговорки)

    2

    9.8

    Итоговое занятие

    2

    4

    12

    2

    14

    2

    14

    4

    12

    4

    12

    2

    14

    4

    12

    2

    14

    Итого: 128ч. Т-24, П-108

     16

    16

    16

    16

    16

    16

    16

    16

                                       

    Ожидаемый   результат первого года обучения

    Знать:

    • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
    • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
    • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
    • наизусть стихотворения русских авторов.

    Уметь: 

    • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
    • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
    • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
    • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
    • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
    • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
    • строить диалог с партнером на заданную тему.

    Быть:

    • творчески  изобретательным;
    • внимательным;
    • добрым.


    Содержание  базовых  тем  1-го  года  обучения

    1. «Введение»

     Направлено на ознакомление обучающихся с планом кружка, выбором актива кружка. На занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.  В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

       II.   «Культура и техника речи»

    Объединяет игры и упражнения,  направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы: «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица» . Выпуск газеты «Слово в театре»

    1. «Этюд» 

    Включает в себя отработку сценического этюда и комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.

     Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

    Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

    1. «Театральная игра» 

    Предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

     Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. Работа со сценарием сказки «12 месяцев»

    1. «Этика и этикет» 

    Включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.  Составление рассказа «Человек- высшая ценность». Работа со сценическим этюдом «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

    VI. Художественное чтение. Драматургия.

    Знакомство с драматургией. Работа над пьесами. Развивать культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом.

    VII.     Стержень театрального искусства

    Работа над главной ролью в пьесе. Культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом. Игры и упражнения направленные на развитие речевого аппарата.

    VIII. Игры -путешествия

             Работа с органами артикуляции, дикцией. Познакомить обучающихся с элементами искусственного перевоплощения с элементами игровой деятельности.

    Развивать у детей воображение.

    IX. Мастерство актера. Пластика

    Знакомство с мастерством актера. Проводить упражнения на пластику. Развивать актерское мастерство с использованием сказок импровизированных упражнений.

                       Учебно-тематический  план  2-го  года  обучения.

    Задачи:

    Обучающие:

    • обучение знаниям о театре как части общечеловеческой культуры, о значимости театра в развитии цивилизации и современного общества;
    • обучение практическим навыкам выразительного чтения произведений разного жанра;
    • обучение речевому дыханию и артикуляции;
    • обучение дикции на материале скороговорок и стихов, рассказов с использованием некоторых шумов, звуков;  
    • обучение составлению психологического автопортрета.

    Развивающие:

    • развитие  творческих  способностей, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости;
    • развитие у обучающихся познавательного интереса к искусству.

    Воспитательные:

    • воспитание  творческой  активности;
    • воспитание самостоятельности и умения  творческой  работы  в  коллективе.
    • воспитание взаимоуважения.

             

    Содержание занятий

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    т

    п

    1.

    Вводная беседа. Знакомство с планом в объединении, выбор актива.

    2

    2.

    Культура и техника речи 

    2

    2.1

    Игры на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

    2

    2.2

    Основная работа над голосом. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии

    2

    2.3

    Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений

    2

    2.4

    Театрализованная игра «Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?»

    2

    2.5

    Мини-истории про героев произведений

    2

    2.6

    Изготовление Уголка театрального объединения «Творческая мастерская»

    2

    3.1

    Этюд. Работа с пантомимой.

    2

    3.2

     Психофизический тренинг Развитие координации.

    2

    3.3

    Разбор этюдов «Движение в образе», «Ожидание», «Диалог».

    2

    3.4

     Пантомимические этюды на заданную тему

    2

    3.5

    Совершенствование осанки и походки.

    2

    3.6

    Отработка пантонимического этюда «Один делает, другой мешает».  

    2

    3.7

    Сценическое действие Отработка сценического этюда на воображение «Ожидание»

    2

    3.8

    Разбор выбранного постановочного материала

    2

    4

    Театральная игра Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер

    2

    4.1

    Знакомство с профессиями театра: сценарист, художник, гример. Отработка ролей

    2

    4.2

    Техника грима. Изготовление декораций. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения

    2

    4.3

    Гигиена грима и технические средства в гриме.

    2

    4.4

    Приемы нанесения общего тона. Отработка сценария. Репетиция

    2

    4.5

     Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова.

    2

    4.6

     Инсценировка по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Распределение ролей

    2

    4.7

    Работа над мимикой. Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. 

    2

    5

    Этика и этикет. Связь этики с общей культурой человека

    2

    5.1

    Составление рассказа  «Святая память» по воспоминаниям родных.

    2

    5.2

    Репетиция сценического этюда  «В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда»

    2

    5.3

    Скоморох - уличный артист

    2

    5.4

    Работа с элементами искусства перевоплощения

    2

    5.5

    Особенности движений, передающие образы персонажей в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    2

    5.6

    Характер героев и их движения

    2

    5.7

    Репетиция сказки

    2

    6

    Художественное чтение

    Драматургия

    6.1

    Знакомство с драматургией. Главные  герои пьесы «Дело о бриллианте лучшего сыщика Англии»

    2

    6.2

    Чтение текста пьесы по ролям

    2

    6.3

    Репетиция пьесы.

    2

    6.4

    Работа над главной ролью в пьесе

    2

    6.5

    Культурный уровень исполнительской деятельности в театре

    2

    6.6

    Основная работа над голосом

    2

    6.7

    Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основная работа над голосом

    2

    6.8

    Игры по развитию языковой догадки

    2

    7

    7.1

    Стержень театрального искусства

    2

    7.2

    Исполнительское искусство детей в сказках

    2

    7.3

    Поведение в актерском искусстве

    2

    7.4

    Возможности актера в сказке «Сказка о Марфе и Вареньке»

    2

    7.5

    Выразительность действий персонажей сказки

    2

    7.6

    Общие выводы по актерскому мастерству

    2

    7.7

    Многообразие выразительных средств в театре (декорации)

    2

    7.8

    Основы театрального искусства (итоговое занятие)

    2

      8.

    8.1  

    Игры – путешествия

    Игра-путешествие по сказкам «Своя игра»

    2

    2

    8.2

    Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии

    2

    8.3

    Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики

    2

    8.4

    Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»)

    2

    8.5

    Работа над текстом.

    2

    8.6

    Работа с элементами искусства перевоплощения с элементами игр

    2

    8.7

    Культурный уровень исполнительской деятельности в игре

    2

    9. 9.1

    Мастерство актера

    Пластика

    2

    9.2

    Знакомство с упражнениями на пластику

    2

    9.3

    Упражнения на развитие рече-двигательной координации

    2

    9.4

    Произвольные игры. Скоростная  подготовка (скороговорки)

    2

    9.5

    Импровизационные упражнения на пластику в парах

    2

    9.6

    Чтение сказок с использованием импровизационных упражнений

    2

    9.7

    Актерское мастерство в произведениях (скороговорки)

    2

    9.8

    Итоговое занятие

    2

    4

    12

    2

    14

    2

    14

    4

    12

    4

    12

    2

    14

    4

    12

    2

    14

    Итого: 128ч. Т-24, П-108

     16

    16

    16

    16

    16

    16

    16

    16

                                       

                           

    Ожидаемый результат второго года обучения 

    Знать: 

    • что такое пантомима; сценический этюд;
    • стихотворный текст в движении и разных позах;

    Уметь: 

    • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
    • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
    • создавать пантонимические этюды: тень, имитация поведения животного;
    • изготавливать маски и декорации;
    • сочинять загадки- метаграммы, загадки- логогрифы.

    Быть:

    • творчески  способным;
    • творчески  активным;
    • дружелюбным  со  сверстниками.


     Содержание  базовых  тем  2-го  года  обучения.

    1. «Введение»  

    Направлено на ознакомление обучающихся с планом кружка, с выбором актива кружка; изготовление уголка театрального объединения «Творческая мастерская»

    1. «Культура и техника речи»

    Объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять загадки- метаграммы и загадки-логогрифы.

          III.«Этюд» включает работу над пантомимой; создание     пантонимических этюдов: тень, имитация поведения животного .

            IV.«Театральная игра» предусматривает работу над сценическими этюдами: изображать различные звуки, шумы, иллюстрирующих чтение отрывков; умение общаться в коллективе со сверстниками. Инсценировка по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Дело о бриллианте лучшего сыщика Англии», «Сказка о Марфе и Вареньке».

            V «Этика и этикет» 

    Включает умение составлять подробный психологический автопортрет; осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра).

           VI. Художественное чтение. Драматургия.

    Знакомство с драматургией. Работа над пьесами. Развивать культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом.

           VII.     Стержень театрального искусства

    Работа над главной ролью в пьесе. Культурный уровень исполнительской деятельности в театре. Основная работа над голосом. Игры и упражнения направленные на развитие речевого аппарата.

           VIII. Игры -путешествия

             Работа с органами артикуляции, дикцией, с элементами искусственного перевоплощения, с элементами игровой деятельности.

    Развивать у детей воображение.

            IX. Мастерство актера. Пластика

    Знакомство с мастерством актера. Проводить упражнения на пластику. Развивать актерское мастерство с использованием сказок, импровизированных упражнений.


                                Методическое  обеспечение Программы

    №п/п

    Название раздела

    Форма занятий

    Методы и приёмы организации УВП

    Формы проведения итогов

    Материально техническое обеспечение

    Ожидаемые результаты

       1

    Введение

    Коллективная индивидуальная

    -Объяснительно- иллюстративный;

    -словесный;

    -репродуктивный;

    -Устный опрос;

    практические работы

    Материалы  инструменты:

    Бумага, ножницы, фломастеры, игры

    Технические средства: компьютер, принтер

    Знать:

    Значение театра;

    Уметь:

    Отличать театр от других видов искусств.

    Быть: терпимым по отношению к ребятам

    2

    Культура и техника речи

    Коллективная

    индивидуальная

    Объяснительно-

    иллюстративный;

    творческий

    -Устный опрос;

    практическая работа

    Материалы и инструменты:

    бумага,

    карандаши

    Технические средства:

    Дидактические игры и упражнения

    Знать: как развивать дыхание, правильную артикуляцию, четкую дикцию, логику и орфоэпию.

    Уметь: сочинять загадки- метаграммы и загадки-логогрифы.

    3

    Этюд

    Коллективная, групповая

    индивидуальная

    Объяснительно-

    иллюстративный;

    творческий

    Практическая работа

     

    Дидактические игры и упражнения

    Знать: работу над пантомимой

    Уметь: выполнять сценические этюды.

    4

    Театральная игра

    Индивидуальная

    коллективная

    Объяснительно-

    иллюстративный;

    -творческий.

    Практическая работа

    Дидактические

    Игры и упражнения

    Знать: работу над сценическими этюдами. Уметь:изображать различные звуки, шумы, иллюстрирующих чтение отрывков;  общаться в коллективе со сверстниками.

    5

    Этика и этикет

    Индивидуальная

    коллективная

    Объяснительно-

    иллюстративный;

    -творческий

    Практическая работа

    Дидактические

    Игры и упражнения

    Знать:алгоритм составления  подробного психологический автопортрета; нормы достойного поведения

    Быть: искусным читателем, зрителем театра.

     

    6

    Художественное чтение. Драматургия

    Индивидуальная

    коллективная

    Словесное,

    творческое

    Практическая работа

    Дидактические игры и упражнения

    Знать:работу над пьесой

    Уметь:выразительное чтение пьесы

    7

    Стержень театрального искусства

    Индивидуальная

    коллективная

    Словесное,

    творческое

    Практическая работа

    Дидактические игры и упражнения

    Знать:работу над голосом; работу над главной ролью

    Быть:искусным слушателем

    8

    Игры-путешествия

    Индивидуальная

    коллективная

    Словесное, творческое

    Практическая работа

    Дидактические игры и упражнения

    Знать:работу с артикуляцией,дикцией

    Уметь:искусственно перевоплощаться

    9

    Мастерство актера

    Индивидуальная

    коллективная

    Словесное,

    творческое

    Практическая работа

    Дидактические игры и упражнения

    Знать:мастерство актера

    Уметь:импровизировать упражнения


                                       Литература  для  педагога.

    1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
    2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.
    3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
    4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
    5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
    6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с

                                       Литература  для  детей.

    1.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе.- М.,2005
    2.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции.- М., 2003

    3.Понсов А.Д. Конструкции и технологии изготовления театральной декорации.- М.,1988

                                      Литература  для  родителей

    1.Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми.- С.Пб., 2008

    2.Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений.- М.,2006
    3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991
    4. Игры, конкурсы, развлечения.-Волгоград,2001

                                                                                                            Приложение 1.

                                  Алгоритм работы над пьесой.

     1. Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

    2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

     3. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

    4. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

    5. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

    6. Репетиция всей пьесы целиком.

    7.Премьера.

       Схема психологического автопортрета обучающегося

         1.Уровень самооценки.

    2.Тип темпераметра.

         3.Тип мышления.

         4.Уровень эмоциональности, способности к разрешению конфликтов.

         5.Организаторские и коммуникативные способности.

         6.Аналитические и творческие способности.

         7.Уровень внимания, памяти, интеллекта.

         8.Тип личности.

         9.Склонности, способности, интересы.

        10.Отношение к определенному типу профессий.

    Приложение 2.

    Общие правила техники безопасности.

    1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к              тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

    2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

    3. Употребляй инструменты только по назначению.

    4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

    5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

    6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

    7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

    8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

    9. Не разговаривай во время работы.

    10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

    Правила обращения с ножницами.

    1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

    2. При работе внимательно следи за направлением реза.

    3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

    4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

    5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

    6. Не режь ножницами на ходу.

    7. Не подходи к товарищу во время резания.

    8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

    9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

    Правила обращения с клеем.

    1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

    2. Наносить клей на изделия аккуратно.

    3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

    4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

    5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

    Правила обращения с бумагой.

    1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

    2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

    3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.

    Приложение 3.

    Гимнастика для глаз.

    Длительная работа с мелкими материалами (зерновыми и т. п.) вызывает утомление, поэтому необходим перерыв, во время которого можно выполнить гимнастику для глаз.

    Обучающимся предлагается удобно сесть на стул, выпрямить спину, облокотиться на спинку стула, руки положить на колени и выполнить следующие упражнения:

    • не двигая головой, медленно поднять глаза вверх, затем опустить вниз (5-10 раз);
    • посмотреть влево – вправо, не двигая головой (5-10 раз);
    • упражнение «восьмерка» (5-6 раз);
    • закрыть глаза, слегка похлопать по векам подушечками пальцев (15-30 секунд);
    • открыть глаза, сконцентрировать внимание на близко расположенном предмете, затем перевести взгляд на далеко расположенный предмет (5-10 раз);
    • поворачивая голову влево и вправо, постараться максимально увидеть, что находится за спиной;
    • запрокинув голову, постараться максимально увидеть, что находится сзади;
    • глубоко вдохнуть, выдохнуть, 2-3 раза поднимая руки на вдохе вверх и опуская их вниз на выдохе;
    • походить по кабинету.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

    В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

    Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

    Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

        В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

    Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

    Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

    Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

    Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

    Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...