Главные вкладки

    Некоторые аспекты оформлении программ в дополнительном образовании детей
    методическая разработка на тему

    Эпова Светлана

    Статья посвящена некоторым вопросам в оформлении общеразвивающих программ в дополнительном образовании. В статье особое внимание уделяется вопросам подбора наиболее эффективных средств  и методов обучения, а также формам контроля и оценке его результатов. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Эпова С.А.

    педагог дополнительного образования

    МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

    Некоторые аспекты оформлении программ в дополнительном образовании детей

    В дополнительном образовании детей существует множество великолепных форм для проведения досуга детей и занятий с ними. Это: акции, круглые столы,  сбор необходимых материалов и средств, аукционы, познавательные круизы, семинары, бенефисы,  практические  занятия по развитию навыков, мастер-классы, проведение бесед, чтение сказок и притч,  эвристические лекции, викторины, спортивные соревнования, смотрины- вернисажи, «мозговые штурмы», спектакли, постановки, концертные мероприятия, встречи с интересными людьми, наблюдения, игры, тренинги, студии- выставки, олимпиады, творческие встречи, выставки –галереи рисунков юных живописцев, открытые занятия, творческие мастерские, гостиные, посиделки, творческие отчеты, диспуты, дискуссии, обсуждения (сценариев, материалов сверстников, книг),  походы, занятия-лектории, праздничные мероприятия внутри объединения,  турниры, защиты проектов, фестивали, игры-путешествия, презентации, шоу, игровые программы,  класс-концерты, походы, экскурсии, КВН, конкурсы, репетиции, эстафеты, конференции, ринг ярмарки, и многое, многое другое. Как видим, занятий множество. Как, каким образом педагогу заполнить необходимые разделы в программе по дополнительному образованию? Пройдусь по нескольким разделам программы:

     Режим занятий. В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта. При определении режима занятий нужно указать в обязательном порядке продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа 25 (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

     Ожидаемые результаты, это касается и способов определения их результативности. Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет учащийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать». Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в образовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка. Педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.

    Способы определения результативности В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы. Возможно использование следующих методов отслеживания результативности: — Педагогическое наблюдение. — Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

    Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать описание, аналитические записки, графики, диаграммы, таблицы, результаты контрольных заданий, тесты, самооценку воспитанника, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, ведение творческого дневника обучающегося, педагогические отзывы оформление листов индивидуального образовательного маршрута, ведение  системы фотоотчётов. Виды контроля в данном разделе указываются время проведения, цель проведения занятия. Формы контроля -  Начальный или входной контроль В начале учебного года - Определение уровня развития детей, их творческих способностей Беседа, опрос, тестирование,  анкетирование. Текущий контроль -В течение всего учебного года - Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение.

    Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа, Время проведения. Цель проведения.

    Формы контроля Промежуточный или рубежный контроль проводят по окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. Определение степени усвоения учащимися учебного материала.

    Определение результатов обучения. Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование.

     Итоговый контроль проводится в конце учебного года или курса обучения Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Цель итогового контроля- ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совер- шенствования образовательной программы и методов обучения. Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие,  игра-испытание, переводные и итого- вые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др. Результаты контроля могут также считаться  основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.

      При разработке образовательной программы педагог может опираться на «Систему определения результативности, основанную на компетентностном подходе». Критерии оценки компетентностей, методика проверки результативности и регулярность её проведения необходимо прописать по каждому году обучения. При оформлении дополнительных образовательных программ, спроектированных в контексте компетентностного подхода, необходимо «сквозное» проведение его через все разделы дополнительных образовательных программ — от соответствующих формулировок на уровне цели и задач, до содержания и ожидаемых результатов. Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания образования будут положены «ключевые компетентности» — имеющиеся знания, опыт, необходимые для успешной и эффективной деятельности в заданной предметной или социальной области.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")

    В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...

    Рабочая программа по дополнительному образованию детей

    В нашей школе всю кружковую работу ведет один педагог дополнительного образования, поэтому и программы для работы в  кружках я объединяю в одну рабочую программу. В этом учебном году работа ведет...

    Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

    Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

    Психолого-педагогические аспекты анимационного творчества в дополнительном образовании детей

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНИМАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ В настоящее время особенно актуальной задачей в системе общего образования является модернизации...

    программа по дополнительному образованию детей "Экологический всеобуч"

    программа разработана на 4 года обучения.Данная программа предназначена для повышения уровня эколого-биологической образованности учащихся и применения полученных знаний в повседневной жизни. Актуальн...

    Учебная программа для дополнительного образования детей "НАЧАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"

    Учебная программа для обьединения "Начальное космическое моделирование", рассчитанная на 2 года обучения, 2 раза в неделю по 2 часа.Возраст обучаемых от 8 до 12 лет....

    Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей

    Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей...