Главные вкладки

    Сценарий музыкального салона: "Чайковский. Времена года" (беседы у рояля)
    материал по теме

    Концерт был проведён в отделении дополнительного образования. 
    Исполнители: концертмейстеры Рыжникова И.Ю., Баева Е.А.
    Во время концерта был использован видеоряд Бариновой И.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_muz.salona._chaykovskiy._vremena_goda.docx31.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкальный салон.

    П. И. Чайковский, Времена года

    Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

    Цикл «Времена года» П.И. Чайковского – это революция в области домашнего (салонного) музицирования , эта музыка любима и играема до сих пор. Недаром пьевса из этого цикла входит в программу 1-го тура Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

    В 60-е и 70-е годы 19-го века, когда был написан этот альбом, домашнее музицирование в России становится очень популярным и охватывает самые широкие слои высшего и среднего класса Российского общества. Уровень образования и культуры был высок. Везде учились играть на фортепиано, скрипке, виолончели.

    Музицирование делается массовым культурным образом жизни, любимым времяпрепровождением, неотъемлемым атрибутом бытия не только в высшем аристократическом обществе, но и в семьях образованных купцов, в семьях среднего класса. Так музыка стала естественной и своеобразной средой обитания, а музыкальное образование – обязательным для девочек, потому что именно женщине отводилась в то время роль хранительницы музыкальных традиций в семьях и желательным для мальчиков.

    Домашнее музицирование стало очень серьёзным и повсеместным, в домах играли трио, квартеты, при этом брались произведения Бетховена, Моцарта, Шумана.

    Музыка салонного типа была востребована как никогда, а следовательно – должна была развиваться индустрия композиторов, пишущих такую музыку. В журналах, выходящих большими тиражами, ежемесячно добавлялись вкладки со свежими нотами.

    В 1875-м году Николай Матвеевич Бернард, издатель, редактор, владелец журнала «Нувелист», заказал пьесы для домашнего музицирования П.И. Чайковскому, которого очень любил. В течении года Чайковский напишет 12 пьес, которые потом назовут «Времена года».

    Январь. У камелька.

    В первой пьесе Чайковский сразу создаёт высокие художественные образы. Январь – чистота начала жизни, очень классичная, очень пушкинская пьеса, в которой господствует элегически мечтательное настроение, дух гармонии и красоты.

    Издатель Н.М. Бернард был ценитель русской поэзии, поэтому ко всем пьесам он  подобрал эпиграфы – цитаты из поэзии современников. Он был уверен, что образованные люди обратятся ко всему стихотворению и прочитают его целиком.

    В пьесе «Январь» мы читаем строки из юношеского стихотворения А.С. Пушкина «Мечтатель», 1815г.:

    И мирный неги уголок

    Ночь сумраком одела,

    В камине гаснет огонек,

    И свечка нагорела;

    Эта пьеса композитора навевает лирическое настроение, хочется предаваться мечтам, засыпая у открытого огня и роняя книгу

    Февраль. Масленица.

    Последний месяц зимы – долгожданная масленица и пир горой, перед началом поста нужно как следует повеселиться, чтобы вспоминать потом до праздника светлой Пасхи. В эпиграфе к этому музыкальному сочинению замечательный поэт Петр Вяземский,  любивший описывать природу и времена года, писал:

    Скоро масленицы бойкой

    Закипит широкий пир

    В пьесе Чайковского огромное количество света, яркая картина праздника, калейдоскоп маленьких картинок: это и блины, и ярмарка, и медведь, и разговоры гуляющих, и звуки гармошки.

    Ритмичная мелодия постоянно перебивается громкими аккордами и низкими нотами – это шумит и заливается смехом толпа, провожая зиму и празднуя скорый приход весны.

    Март. Песнь жаворонка.

    Весна – это переходный период. У Чайковского она не настолько яркая и эротичная как у Рахманинова. В каждой ноте этой пьесы слышится робость, целомудренность и недосказанность. Чайковский пишет весенний русский пейзаж очень простыми, но выразительными средствами. В основе две темы: лирическая мелодия и подражание песне жаворонка.

    Поле зыблется цветами…

    В небе льются света волны…

    Вешних жаворонков пенья

    Голубые бездны полны

    Несмотря на светлый эпиграф А. Майкова, в пьесе царит философско-насыщенное настроение.

    Апрель. Подснежник.

    Робкая нежная весна, акварельный подснежник – тонкий намёк на расцвет природы. Чайковский не сторонник открытых чувств в этой пьесе, он показывает больше внутреннее переживание.

    Подснежник – символ жизни среди мёртвых снегов.

    Недаром в пьесе подобран эпиграф тонкого поэта природы А. Майкова:

    Голубенький, чистый

    Подснежник-цветок!

    А подле сквозистый,

    Последний снежок...

    Последние слезы

    О горе былом

    И первые грезы

    О счастье ином.

    .

    Май. Белые ночи.

    Чайковский был очень привязан к Петербургу: здесь прошла юность композитора, здесь пришёл артистический успех, и здесь завершился жизненный путь художника.

    В эпиграфе мы читаем стихи А.А. Фета:

    Какая ночь! На всём какая нега!

    Благодарю, родной полночный край!

    Из царства льдов, из царства вьюг и снега

    Как свеж и чист твой вылетает Май!

    А.А.Фет

    Образы белых ночей – это и одиночество и мечты о счастье. Чайковский рисует светлую тишину белых ночей на петербургских улицах. Свежесть ночи, когда на улице светло, практически, как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце – всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам.

    Только в середине Чайковский обращается внутрь своей души, появляются порывистые и страстные интонации

    Июнь. Баркаролла.

    Выйдем на берег; там волны

    Ноги нам будут лобзать;

    Звезды с таинственной грустью

    Будут над нами сиять.

    А. Плещеев

    Барка - это итальянское слово, обозначающее лодку.

    Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе набережных, бесчисленных каналов по которым день и ночь передвигались гондольеры на лодках и при этом пели. Песни были певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерное всплески весел.

    В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи.

    «Баркарола»  - ещё один Петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского «Времена года». Даже своим названием пьеса обращено к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России.

    Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы «раскачивается» на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные переливы.

    В середине настроения музыка меняется и становится более радостным и беззаботным, словно даже слышится быстрые шумные всплески волн. Но затем всё успокаивается и снова льётся мечтательная, упоительная по всей красоте мелодия, теперь уже в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго мелодического голоса. Звучит как бы дуэт двух певцов.

    Чувствуется, что Чайковский оперный композитор. Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки - словно лодка удаляется, а вместе с ней удаляются и исчезают голоса и всплески волн.

    Июль. Песнь косаря

    Раззудись, плечо!

    Размахнись, рука!

    Ты пахни в лицо,

    Ветер с полудня!

    А.В. Кольцов

    Перед нами жанровая сценка из деревенской жизни, которая показывает трудовые будни.

    Июль – веселые песни хлебопашцев, начинающих сбор урожая, равномерная и слаженная косьба, народные песни, падающие наземь спелые колосья ржи и веселый смех во время перерыва в работе. В любом виде искусства – живописи, стихотворениях, прозе, музыке - широко воспевается косьба, рисуется картина бескрайнего поля с островками стогов, усталые крестьяне, довольные урожаем.

    Август. Жатва.

    Люди семьями

    Принялися жать,

    Косить под корень

    Рожь высокую.

    В копны частые

    Снопы сложены;

    От возов всю ночь

    Скрыпит музыка.

    А.В. Кольцов

    Большая народная сцена из крестьянской жизни. В пьесе чувствуется оживление, подъём, характерный для большой совместной работы крестьян.

    Безостановочное движение, напряжённость гармонического языка приближают это скерцо к симфонической музыке.

    В средней части пьесы Чайковский рисует лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы.

    «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я всего более нуждался», - писал Чайковский.

    Сентябрь. Охота.

    Пора, пора! рога трубят;

    Псари в охотничьих уборах

    Чем свет уж на конях сидят,

    Борзые прыгают на сворах.

    А.С. Пушкин

    Характерная картина русского быта 19-го века. Этому сюжету посвящаются многие сюжеты русской литературы и живописи (Л. Н. Толстой, И. С.Тургенев).

    Охота в России всегда была уделом и развлечением властьимущих: людей страстных, сильных, ловких и азартных. Проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством собак.

    Музыка энергична и иллюстративна. Слышен золотой ход волторны, как символ смелости охотника.

    Октябрь. Осенняя песнь.

    Одно из самых драматичных и трагических произведений для фортепиано. Абсолютный шедевр!

    У Чайковского, Пушкина, Левитана осень - это особое время, время полного одиночества вдвоём с тишиной, человека с самим собой, это оцепенение покорность, отсутствие надежды на появление новой жизни, пейзаж и настроение человека слиты воедино.

    Чайковский -  меланхолик, как и Моцарт безумно боялся смерти.

    Хочется вспомнить созвучные стихи Б. Пастернака:

    Я дал разъехаться домашним,

    Все близкие давно в разброде,

    И одиночеством всегдашним

    Полно всё в сердце и природе.

    Ноябрь. На тройке.

    Не гляди же с тоской на дорогу

    И за тройкой вослед не спеши

    И тоскливую в сердце тревогу

    Поскорей навсегда затуши.

    Н.А. Некрасов

    Эта пьеса – любимая «бисовка» многих пианистов.

    Немало песен про быструю езду на тройках было создано в России. Дорога в бесконечных просторах, тройка лошадей -  это символы продолжения жизни. Все трагедии, страсти позади.

    Некрасов писал о ноябре, преддверии русской зимы, как о первой пороше, на которой оставляет след тройка, звенящая издалека веселым колокольчиком, разгоняющим тревогу на душе. Чайковский тоже пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету – быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по копытами мчащихся коней.

    Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр – темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика – мелодией, затихающей вдали.

    Декабрь. Святки.

    Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали,

    За ворота башмачок

    Сняв с ноги бросали."

    В.А. Жуковский

    Приближаются рождественские деньки и святки, девушки гадают, бросая башмачок на дорогу, крепкий мороз не пугает веселых ряженых, идущих с песнопениями от дома к дому. Эпиграфом к пьесе стало описание святок Жуковским, под впечатлением которого Чайковский вдохновленно написал праздничную и веселую пьесу, где вальсирующие и уплывающие вдаль звуки напоминают святочные песни и хороводы.

    Неслучайно у пьесы подзаголовок – вальс, т.к.  вальс был популярным танцем в те времена, символом  семейных праздников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий музыкального праздника для начальной школы "Музыкальный птичник"

    В конце учебного года в нашей школе проходит неделя предметов эстетического цикла. Моей традицией стало проведение музыкальных праздников для начальной школы. Такие мероприятия охватывают большое коли...

    Использование культовых буддийских музыкальных инструментов во время традиционных буддийских праздников

    В системе культовой музыки,  в дацане большое место занимают буддийские музыкальные инструменты, они были завезены ламами из Тибета и Монголии в конце XVII века.Звучание культовых музыкальн...

    Музыкально-поэтическая композиция "Время выбрало нас!"

    Данное мероприятие может быть использовано для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных Выводу советских войск из Афганистана (15 февраля)....

    СЦЕНАРИЙ Музыкально - театрализованного мероприятия для учащихся школьных лагерей дневного пребывания «В мире музыкальных сказок»

    Цель: создание условий для пробуждения интереса к классической музыке.Задачи: - познакомить учащихся школьных лагерей дневного пребывания с творчеством Н.А.Римского – Корсакова;- активизировать интере...

    Музыкальный фото-альбом \'\'Времена года- осень\'\'.

    В любое время года природа удивляет своей красотой. Учительский сайт имеет ограниченный объем памяти, поэтому фильм\'\'Осень\'\'находится на моем диске googl, просмотреть его можно с помощью ссы...

    Сценарий музыкальной гостиной "Времена года П.Чайковский"

    Досугово -  просветительское мероприятие, музыкальная гостиная, кофе-пауза, в рамках дня открытых дверей школы в рамках Фестивального движения педагогических идей и инноваций в области образ...

    Развитие музыкальных способностей во время пения

    Статья о развитии голосовых данных детей...