Рабочая программа «Экологическая безопасность»
рабочая программа на тему

Костырченко Светлана Николаевна

Цель: формирование у учащихся экологической культуры, научно-познавательного, эмоционально-нравственного и практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи: Образовательные (предметные): Формировать целостное представление о природном и социокультурном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; ответственное отношение личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям, к собственному здоровью;

Метапредметные: Мотивировать к самообразованию, саморазвитию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию  экологического мышления, развитию любознательности, творческого воображения, самостоятельности, ответственности, коммуникативности;

Личностные: Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к природе, как среде жизнедеятельности человека, культуре общения с ней и людьми, любовь к природе, к Родине, бережное отношение к родному краю, к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostyrchenko_eb_1g.o.doc548.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

«Станция юных натуралистов»

Красногвардейского района Белгородской области

                                                                       

Утверждаю

                                                                                                              Директор

                                                       МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

                                                                       Красногвардейского района

                                                                           _______________ Литвинова Н.Н.

                                                         Приказ №____ от «___» __________ 20___ г.

Рабочая программа

«Экологическая безопасность»

естественнонаучной направленности,

для 1 года обучения

объединение «Экосодружество»

Педагог дополнительного образования:

                                                                Костырченко Светлана Николаевна

г. Бирюч, 2018

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: «Экологическая безопасность», модифицированная, комплексная, естественнонаучной направленности, базовый уровень

Автор программы  Кравченко Лилия Сергеевна

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

от «______» _____________ 20_____ г., протокол №______________________

Председатель _______________     Литвинова Н.Н.

                             подпись                       Ф.И.О.

Рабочая программа  рассмотрена на заседании педагогического совета

от «______» ______________ 20 __г., протокол №_____

Председатель _______________     Литвинова Н.Н.

                             подпись                       Ф.И.О.

Пояснительная записка

Новизна. Использование интересных методов и форм работы с учащимися (активные методы дистанционного обучения, конференции, соревнования и т.д.)

Целесообразность. Изучение специальной литературы и материала для проведения практических работ с учетом имеющихся средств для проведения данных работ.

Актуальность. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность.

Число воспитанников в группе по годам: 15

Число часов и занятий в неделю: 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов)

Цель: формирование у учащихся экологической культуры, научно-познавательного, эмоционально-нравственного и практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи: Образовательные (предметные): Формировать целостное представление о природном и социокультурном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; ответственное отношение личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям, к собственному здоровью;

Метапредметные: Мотивировать к самообразованию, саморазвитию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию  экологического мышления, развитию любознательности, творческого воображения, самостоятельности, ответственности, коммуникативности; 

Личностные: Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к природе, как среде жизнедеятельности человека, культуре общения с ней и людьми, любовь к природе, к Родине, бережное отношение к родному краю, к окружающему миру.

 

п/п

Календарные

сроки

Тема учебного занятия

Тип и форма

занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Дидактические материалы,

техническое обеспечение

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Предполагаемые

Фактические

1

01.09.18  г.                                          

Вводное занятие

Комбинированное занятие: занятие – беседа, занятие – практическая работа.

2

1. Знакомство с содержанием, планом работы, задачами объединения, природоохранными мероприятиями в области охраны природы родного края на предстоящий год. Инструктаж по технике безопасности. 

/ Беседа

1. Просмотр презентации «Охрана природы в наших руках». Проведение вводного (входного) контроля знаний в виде тестирования.

/ Практическая работа.

Развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, формирование   бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к ней.

Фотографии, рисунки, иллюстрации природы, компьютер, проектор, экран, диск с презентацией «Охрана природы в наших руках»

Раздел 1.

1. Экологическое право

52

26

26

2

   03.09.18 г.                                

1.1. Понятие экологического права.

Комбинированное занятие: занятие-лекция,

занятие -практическая работа.

2

1. Понятие «экологического права», история его развития и становления. Предмет экологического права. Методы экологического  права. Объекты экологического права.

/ Лекция

1. Работа с источниками экологического права: нормативными актами комплексного регулирования, создаваемыми на основе и в соответствии с Конституцией РФ. /

Практическая работа.

 Формирование   бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к ней, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Компьютер, проектор, экран, Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

3

                                            06.09.18 г.                                

1.2. Предмет и метод регулирования.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие -практическая работа.

2

1. Группы общественных отношений. Правовое регулирование. Две группы правовых методов: императивные и диспозитивные. Метод экологизации. /Лекция.

1. Работа с источниками экологического права: нормативными актами комплексного регулирования, создаваемыми на основе и в соответствии с Конституцией РФ. / Практическая работа

Развитие экологической культуры, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, формирование   бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к ней.

Компьютер, проектор, экран, Конституция РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

4.

                                             08.09.18 г.                                

1.3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

                                     

Комбинированное занятие:

занятие-лекция, занятие -практическая работа.

2

1. Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды.  Основные понятия и принципы в охране окружающей среды. / Лекция          

1. Работа с Федеральным законом «Об охране окружающей среды». / Практическая работа

Развитие экологической культуры, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, формирование   бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к ней.

Компьютер, проектор, экран, Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

5.

                                                                 10.09.18 г.                                

1.4. Зоны чрезвычайных экологических ситуаций и зоны экологического бедствия.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие -практическая работа.

2

1. Понятие «зоны чрезвычайных экологических ситуаций» и «зоны экологического бедствия». Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.  / Лекция  

1. Работа  с литературными источниками: ФЗ  «Об охране окружающей среды» Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций.

 / Практическая работа   

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, формирование   бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к ней.

Компьютер, проектор, экран, Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

6.

                                                                  13.09.18 г.                                

1.5. Война – губительный для биосферы фактор.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие -практическая работа.

2

1. Экологический вред, нанесенный войнами. Экологические аспекты второй мировой войны. Общепланетарный эффект воздействия ядерного оружия.  / Лекция

1.Просмотр и обсуждение презентации «Война – губительный фактор для биосферы».  / Практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать, природную среду, воспитание чувства любви к ней.

Диск с презентацией «Война – губительный фактор для биосферы», компьютер, проектор, экран

7.

                                             15.09.18 г.                                

1.6. Экологическое страхование.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –практическая работа.

2

1. Экологическое страхование - новая правовая мера охраны окружающей среды. Объекты экологического страхования. Обязательное государственное экологическое страхование. Добровольное экологическое страхование. Страховой случай. Страховое возмещение. / Беседа.

1. Просмотр слайдов «Механизм экологического страхования»/ Практическая работа.

 

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней.

Диск со слайдами «Механизм экологического страхования», компьютер, проектор, экран, бумага, ручки, карандаши

8.

                                                                       17.09.18 г.                                

1.7. Экологическая экспертиза.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –практическая работа.

2

1. Понятие «экологической экспертизы» Принципы экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы. Полномочия, права и обязанности органов, специально уполномоченных в области экологической экспертизы. /Лекция

1. Просмотр презентации «Экологическая экспертиза»  / Практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней.

 Диск с презентацией «Экологическая экспертиза», компьютер, проектор, экран

9

20.09.18 г.                                

1.8. Экологический контроль.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –практическая работа.

2

1. Экологический контроль и его виды. Основные принципы контролирующей деятельности. Сущность экологического контроля. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю./ Лекция

1. Просмотр слайдов «Экологический контроль и его виды»./ Практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней.

 Диск со слайдами  «Экологический контроль и его виды», компьютер, проектор, экран

10

22.09.18 г.                                

1.9. Экологический мониторинг.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –практическая работа.

2

1. Понятие экологического мониторинга, его виды и задачи/ Лекция

1. Просмотр презентации «Экологический мониторинг»/ Практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней.

 Диск с презентацией  «Экологический мониторинг», компьютер, проектор, экран

11

24.09.18 г.                                

1.10. Экспедиция «Экологический мониторинг почв села Веселое»

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –экспедиция,

занятие –практическая работа.

2

1. Почвенный мониторинг: цели и задачи. Деградация почв. Патология почвенных горизонтов и профиля почв. Эрозия и дефляция почв. Меры борьбы. / Лекция

1. «Экологический мониторинг почв села Веселое» - определение кислотности почвы. /Экспедиция, практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней.

Дистиллированная вода, соляная кислота, перчатки, справочник-определитель почв

12

27.09.18 г.                                

1.11. Экспедиция «Экологический мониторинг почв свалки села Веселое»

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие –экспедиция,

занятие –практическая работа.

2

1.Загрязнение как один из видов деградации почв./Беседа

1. «Экологический мониторинг почв свалки села Веселое» - оценка степени загрязнения почв. /Экспедиция, практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней.

Определительные таблицы «Определение загрязнения почв», бумага, ручки, карандаши, фотоаппарат

13

29.09.18 г.                                

1.12. Экспедиция «Мониторинг состояния лесных насаждений села Веселое»

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –экспедиция,

занятие –практическая работа.

1. Признаки изменения состояния насаждений при загрязнении среды. Древостой – эдификатор части лесного сообщества. Методы оценки состояния древостоев. / Лекция

1.«Мониторинг состояния лесных насаждений села Веселое» /Экспедиция, практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней.

Определительные таблицы «Оценка состояния древостоев», бумага, ручки, карандаши, фотоаппарат

14

01.10.18 г.                                

1.13. Экологический десант «Чистая лесополоса»

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие –практическая работа.

2

1.Беседа о том, чем могут помочь школьники в деле охраны лесных насаждений родного края / Беседа

1.Экологический десант «Чистая лесополоса»/ Практическая работа

воспитание бережного отношения и чувства любви к ней.

Мешки для мусора, перчатки, фотоаппарат

15

04.10.18 г.                                

1.14. Экологический мониторинг: Водные проблемы человечества.

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие –практическая работа.

2

1. Беседа о том, чем могут помочь школьники в деле охраны и правильного использования природных ресурсов родного края. / Беседа

1.Экологический десант «Чистые берега»/ Практическая работа

воспитание бережного отношения и чувства любви к ней.

Мешки для мусора, перчатки, фотоаппарат

16

06.10.18 г.                                

1.15. Экскурсия «Мониторинг экологического состояния реки Сухая Сосна»

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –экскурсия,

занятие –практическая работа.

2

1.Комплексное изучение экосистемы реки. Факторы воздействия. Способы преодоления негативного воздействия /Лекция

1.«Мониторинг экологического состояния реки Сухая Сосна» - рекогносцировочное описание. /Экскурсия, практическая работа

воспитание бережного отношения к природе родного края.

Бланки рекогносцировочного описания реки, ручки, карандаши, фотоаппарат

17

08.10.18 г.                                

1.16. Экскурсия «Мониторинг экологического состояния реки Сухая Сосна методом биоиндикации»

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие –экскурсия,

занятие –практическая работа.

2

1.Методика организации мониторинговых наблюдений. Методика биоиндикации. / Беседа

1.«Мониторинг экологического состояния реки Сухая Сосна методом биоиндикации» - сбор водных беспозвоночных и камеральная обработка результатов. /Экскурсия, практическая работа

воспитание бережного отношения к природе родного края.

Сачок, емкость для водных беспозвоночных, пинцет, лупа, бумага, ручки, карандаши, фотоаппарат

18

11.10.18 г.                                

1.17. Экскурсия «Мониторинг экологического состояния родников села Веселое»

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие –экскурсия,

занятие –практическая работа.

2

1. Комплексное изучение родников села Веселое: физические и химические свойства воды, описание биогеоценоза родников, благоустройство родников, оценка экологического состояния родников.

1.«Мониторинг экологического состояния родников села Веселое» /Экскурсия, практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы, умения проводить мониторинг экологического состояния родника, воспитание бережного отношения к природе родного края.

Бланки рекогносцировочного описания родника, ручки, карандаши, фотоаппарат, лакмусовые бумажки, пробирки, полевые определители растений и животных.

19

13.10.18 г.                                

1.18. Экскурсия «Мониторинг экологического состояния родников села Веселое»

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие –экскурсия,

занятие –практическая работа.

2

1. Комплексное изучение родников села Веселое: физические и химические свойства воды, описание биогеоценоза родников, благоустройство родников, оценка экологического состояния родников.

1.«Мониторинг экологического состояния родников села Веселое» /Экскурсия, практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы, умения проводить мониторинг экологического состояния родника, воспитание бережного отношения к природе родного края.

Бланки рекогносцировочного описания родника, ручки, карандаши, фотоаппарат, лакмусовые бумажки, пробирки, полевые определители растений и животных.

20

15.10.18 г.                                

1.19. Экологический десант «В защиту малых рек и родников!»

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие –практическая работа.

2

1. Беседа о том, чем могут помочь школьники в деле охраны малых рек и родников./ Беседа

1. «В защиту малых рек и родников!»/ Экологический десант, практическая работа

воспитание бережного отношения и чувства любви к ней.

Мешки для мусора, перчатки, фотоаппарат

21

18.10.18 г.                                                          

1.20. Экологический мониторинг: Воздушные проблемы человечества.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –практическая работа.

2

Экологический мониторинг: проблемы и решения. Методики загрязнения атмосферного воздуха. Основные критерии состояния загрязнения воздушного бассейна. /Лекция

«Загрязнение атмосферы» / Просмотр презентации

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней.

Диск с презентацией  «Загрязнение атмосферы», компьютер, проектор, экран

22

20.10.18 г.                                

1.21. Экспедиция «Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды»

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –экспедиция,

занятие –практическая работа.

2

1. Простейшие методы биоиндикации, позволяющие установить изменения загрязнения воздушной среды. Основные объекты биомониторинга: лишайники, мхи, хвойные растения. Методики биоиндикации./ Лекция

1.«Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды»/ Экспедиция, практическая работа

воспитание бережного отношения к природе родного края.

Определители лишайников, мхов, высших растений, мерная лента, методики биоиндиации.

23

22.10.18 г.                                

1.22. Экскурсия «Мониторинг экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации»

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –экскурсия,

занятие –практическая работа.

  2

1.Лихеноиндикация – метод использования лищайников для исследований состояния воздушной среды. Методика оценки проективного покрытия. Методика линейных пересечений./ Лекция

1. «Мониторинг экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации» /Экскурсия, практическая работа

воспитание бережного отношения к природе родного края.

Определители лишайников, мерная лента, методики лихеноиндикации.

24

25.10.18 г.                                

1.23. Экологическое образование.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –практическая работа.

  2

1. Определение экологического образования. Цели и задачи экологического образования. Методы. Экологические закономерности. Образование устойчивого развития. /Лекция

1. Просмотр презентации «Экологическое образование» /Практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней.

 Диск с презентацией «Экологическое образование», компьютер, проектор, экран

25

27.10.18 г.                                

1.24. Экологические правонарушения.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –практическая работа.

  2

1. Понятие экологические правонарушения. Виды экологических правонарушений. Классификация. Состав преступления. Ответственность за экологические правонарушения. /Лекция

1. Просмотр презентации «Экологические правонарушения» /Практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней.

 Диск с презентацией «Экологические правонарушения», компьютер, проектор, экран

26

29.10.18 г.                                

1.25. Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие –практическая работа.

  2

1. Виды ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Перечень преступлений. Наступление административной ответственности. Экологическая экспертиза. /Беседа

1. Просмотр презентации «Экологическая ответственность» /Практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание чувства любви к ней.

 Диск с презентацией «Экологическая ответственность», компьютер, проектор, экран

27

01.11.18 г.                                

1.26. Обобщающее занятие-тестирование

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков;

занятие контроля и оценки знаний и умений:

занятие-беседа,

занятие -практическая работа 

2

1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа

1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа

Развитие внимания, памяти, мышления,  воображения; умения  работать с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и методиками экологического мониторинга,  воспитание бережного отношения к природе.

Фотографии, иллюстрации, слайды природы родного края, методики экологического мониторинга окружающей среды,

компьютер, проектор, экран

Раздел 2. 

2. Опасные промышленные отходы

24

12

12

28

03.11.18 г.

2.1. Правовое регулирование и государственная политика по обращению с отходами.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие –практическая работа.

2

1. Принципы Государственной политики Российской Федерации в области обращения с отходами. Законодательные акты, а также различные меры и требования, образующие правовой механизм обращения с отходами. Требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы. Порядок сбора, транспортирования и утилизации отходов. /Лекция 

1. Работа с литературой: Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (статья 51).

 / Практическая работа

Формирование   экологической культуры, умения работать с литературой, законодательными актами, регулирующими обращение с отходами, воспитание бережного отношения к природе.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (статья 51), бумага, ручки, карандаши.

29.

08.11.18 г.

 2.2. Материалы, предоставляемые на государственную экологическую экспертизу (получение лицензии)

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие -практическая работа.

2

1. Экологическое обоснование намечаемой деятельности, включающее результаты проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). «Декларация (Ходатайство) о намерениях»; материалы согласований; заключения и материалы предварительного согласования условий природопользования с государственными органами федерального надзора и контроля за состоянием природной среды, определяющими их, санитарно-эпидемиологической службы и др. /Лекция. 

1. Изучение материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу.

  / Практическая работа                            

Формирование   экологической культуры, умения работать с литературой, материалами, предоставляемыми на экологическую экспертизу, воспитание бережного отношения к природе.

Материалы, представляемые на государственную экологическую экспертизу, бумага, ручки, карандаши

30

10.11.18 г.

 2.3. Экскурсия «Потребитель это тот, кто всюду мусор создает».

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие-экскурсия.

2

1. Мусор. Виды мусора. Появление стихийных мусорных свалок в лесу, в поле, на реке. Скорость разложения в природе твердых бытовых отходов. Классификация отходов и варианты их переработки. Сортировка мусора. Экономное использование вещей и предметов.

 /Беседа.

1. Экскурсия в природу с целью выявления стихийных мусорных свалок и причин появления мусора. / Экскурсия                            

Формирование экологических знаний об охране природы, умения и желания активно защищать природную среду, выявлять стихийные мусорные свалки, определять причину появления мусора, воспитание бережного отношения к природе.

Фотоаппарат, бумага, карандаши

31

12.11.18 г.

2.4. Утилизация мусора – проблема настоящего и будущего.

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие –практическая работа.

2

1. Что понимают под «отходами» производства и потребления? Классификация видов ТБО: пищевые, пластиковые, металлические, бумажные, стеклянные отходы. Современные способы утилизации ТБО: свалка ТБО, захоронение на полигонах, термическая утилизация ТБО, метод гидросепарации ТБО, рециклинг ТБО, компостирование.

 / Беседа. 

1.Просмотр слайдов по теме, сбор макулатуры. / Практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы, умения вторично использовать мусор, воспитание бережного отношения к природе.

Компьютер, проектор, экран, диск со слайдами.

32

15.11.18

2.5. Экскурсия на свалку села Веселое.

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие –экскурсия, занятие -практическая работа.

2

1. Что такое свалка отходов производства и потребления? «Свалка – несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом на площади более 200 м2 или отдельно расположенные очаговые навалы отходов более 10 м3 в необорудованных для этого местах». В чем опасность свалки? Отличие свалки от полигона для ТБО. Требования к полигонам ТБО. / Беседа

1. Экскурсия на свалку села Веселое. Фото и видеосъемка.  Паспортизация свалки села Веселое: «Какие предметы составляет большую часть мусора на свалке?»

/ Экскурсия, практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание бережного отношения к природе.

Фотоаппарат, бумага, карандаши

33

7.11.18 г.

2.6. Определение вида опасного отхода и его класса опасности для окружающей среды.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие -практическая работа.

2

1. Основные определения: «отходы производства», «отходы потребления», «опасные отходы», «размещение отходов», «хранение отходов», «захоронение отходов», «обезвреживание отходов», «паспорт опасных отходов», «вид отходов». Классификация отходов. Класс опасности отходов. Методика определения класса опасности расчетным методом.

/ Лекция

1. Знакомство с методикой определения класса опасности расчетным методом. / Практическая работа

Формирование экологических знаний об охране природы в современном мире, умения и желания активно защищать природную среду, определять класс опасности отходов, воспитание чувства любви к ней.

Методики определения класса опасности отходов, карандаши, бумага, ручки.

34

19.11.18 г.

2.7. Определение вида опасного отхода и его класса опасности для окружающей среды.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие – практическая работа.

2

1. Класс опасности отходов. Методика определения класса опасности расчетным методом. Нормирование загрязняющих веществ в почве. / Лекция

1. Определение класса опасности отхода по таблице.

 / Практическая работа

воспитание чувства любви к ней.

Методики определения класса опасности отходов, карандаши, бумага, ручки.

35

22.11.18 г.

2.8. Круглый стол «Проблемы утилизации твердых бытовых отходов села Веселое»

Комбинированное занятие:

занятие-дискуссия, занятие -круглый стол

2

1. Обсуждение проблем утилизации ТБО села Веселое. Основные вопросы: Количество, скопившегося в нашем селе за прошлый год мусора; Проблема несанкционированных свалок, транспортировки и утилизации мусора Разработка долгосрочной программы по проблеме отходов.  / Дискуссия.

1. Проблемы утилизации твердых бытовых отходов села Веселое». Выработка конструктивных предложений по проблеме утилизации ТБО на территории села Веселое. /Круглый стол

Развитие познавательной активности, умения вырабатывать конструктивные предложения по проблеме утилизации ТБО, воспитание бережного отношения к природе родного края.

Бумага, ручки, карандаши.

36

24.11.18

2.9. Работа над проектом «Село без свалок»

Занятие применения знаний, умений, навыков:

занятие-беседа, занятие – практическая работа.

2

1. Загрязнение окружающей среды бытовым мусором. Разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках, его влияние на окружающую среду. Проблема утилизации мусора на территории нашего села. / Беседа

1 Работа над проектом по плану: 1.Социологический опрос населения «Как вы поступаете с бытовым мусором?»; 2. Практическая работа «Бытовые отходы нашей семьи»; 3. Предложить более эффективный путь борьбы с нарастающим количеством бытовых отходов.

 / Практическая работа

Развитие познавательной активности, умения проводить социологический опрос среди населения, навыков работы над проектом по плану, воспитание бережного отношения к природе родного края.

Бумага, ручки, карандаши, фломастеры, ватман

37

26.11.18

2.10. Защита проекта «Село без свалок»

Занятие применения знаний, умений, навыков:

занятие-беседа, занятие – практическая работа.

2

1. Проблема утилизации мусора на территории нашего села.

 / Беседа

1. Защита проекта «Село без свалок» по плану.

 / Практическая работа

воспитание бережного отношения и любви к природе.

Фотографии,  слайды стихийных свалок нашего села,компьютер, проектор, экран.

38

29.11.18

2.11. Агитбригада «Нам в этом мире жить!»

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие – практическая работа.

2

1. Экологический кризис и пути выхода из него. Правила поведения в природе. /Беседа

1. Изготовление листовок и памяток «Мусор – это очень важно!». Распространение памяток среди жителей села Веселое. Выступление агитбригады «Нам в этом мире жить!». / Практическая работа

Формирование экологической культуры, умения и желания активно защищать природную среду, воспитание бережного отношения к природе.

Бумага, карандаши, цветные карандаши, скотч, ножницы.

39

01.12.18

2.12. Обобщающее занятие-тестирование

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков;

занятие контроля и оценки знаний и умений:

занятие-беседа,

занятие -практическая работа 

2

1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа

1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа

Развитие внимания, памяти, мышления,  воображения; умения  обращаться с бытовыми отходами, воспитание бережного отношения к природе.

Фотографии, слайды свалок бытового мусора и природы родного края, методики определения класса опасности отходов,

компьютер, проектор, экран

3. Радиация.

42

21

21

40

03.12.18

3.1. Радиация и жизнь.

Комбинированное занятие:

занятие-беседа, занятие -

практическая работа.

2

1. Ядерная энергия – источник всего существующего. Радиоактивное излучение и его воздействие на ткани живого организма. Ядерные ионизирующие излучения и их источники. К чему может привести радиация. Защита от радиации.  / Беседа.

1. Просмотр презентации «Радиация и жизнь»  / Практическая работа

Формирование экологической культуры, развитие познавательной активности, умения определять источники радиоактивного излучения, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.

Диск с презентацией «Радиация и жизнь», компьютер, проектор, экран

41

06.12.18

3.2. Естественные источники радиации.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция,

занятие -практическая работа

2

1. Радиационный фон Земли. Космическое излучение. Излучение от природных (естественных) и искусственных (техногенных) радионуклидов. / Лекция.

1. Просмотр презентации «Естественные источники радиации».

 / Практическая работа

 воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Диск  с презентацией «Естественные источники радиации», компьютер, проектор, экран.

42

08.12.18

3.3. Экскурсия «Повсюду опасность!»

Комбинированное занятие:

занятие-беседа, занятие –экскурсия

2

1. Естественные и искусственные источники радиации. Космическое излучение и солнечная радиация, газ радон, радиоактивные изотопы в горных породах, радионуклиды. / Беседа

1. «Повсюду опасность!» / Экскурсия

воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши, компас.

43

10.12.18

3.4. Источники, созданные человеком.

Комбинированное занятие:

занятие-беседа, занятие -

практическая работа

2

1. Искусственные источники радиации. Медицинские процедуры и методы лечения, пользование автотранспортом, радиолюминесцентные товары, мусорные свалки, строительные материалы, телевизоры, компьютеры и другая бытовая техника, радиоактивные осадки.

 /Беседа. 

1. «Что вокруг нас радиоактивно?» / Практическая работа

Формирование экологических знаний об искусственных источниках радиации, умения определять искусственные источники радиации, бережного отношения к своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши

44

13.12.18

3.5. Электроприборы в жизни человека.

Комбинированное занятие:

занятие-беседа,

занятие – практическая работа

2

1. Электромагнитные волны. Диапазон электромагнитных волн. Электромагнитное поле Земли. Влияние электромагнитных полей на человека. Электромагнитный смог.  / Беседа

1.  Просмотр презентации «Электроприборы в жизни человека». / Практическая работа

воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Диск с презентацией «Электроприборы в жизни человека», компьютер, проектор, экран, мобильный телефон.

45

15.12.18

3.6. Круглый стол «Электроприборы в жизни человека».

Комбинированное занятие:

занятие-беседа, занятие -

практическая работа.

2

1. Воздействие  электромагнитного излучения на организм человека. Защита от электромагнитного излучения. Способы защиты от ЭМ излучения, рекомендации.  /  Беседа. 

1. Проведение эксперимента «Взаимодействие электромагнитных полей радиоприемника и мобильного телефона»  / Практическая работа.

воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Компьютер, радиоприемник, мобильный телефон.

46

17.12.18

3.7. Диспут «Компьютер – мой друг и враг»

Комбинированное занятие:

занятие-диспут, занятие -

практическая работа.

2

1. Диспут «Компьютер – мой друг и враг»

 по трем основным вопросам: «Три грани проблемы», «Кто виноват?», «Что делать?». Сказка «Страдания от кибермании». Слово родителям. Слово школьной медсестре. Слово классному руководителю. Слово учителю информатики. / Диспут

1. Просмотр презентации «Компьютер – друг или враг?»

 / Практическая работа

Формирование экологических знаний о пользе и вреде компьютера, умения правильно пользоваться компьютером, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Диск с презентацией «Компьютер – друг или враг?», компьютер, проектор, экран.

47

20.12.18

3.8. Влияние магнитного излучения мобильного телефона на здоровье человека.

Комбинированное занятие:

занятие-беседа, занятие -

практическая работа

2

1. Вред сотового телефона для организма человека. Излучения мобильных устройств – потенциальный канцероген группы 2 В, способный быть причиной развития раковых опухолей.

/ Беседа. 

1. Проведение эксперимента «Зависимость интенсивности электромагнитного излучения от расстояния до мобильного телефона». / Практическая работа

воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Мобильный телефон, компас, бумага, ручки.

48

22.12.18

3.9. Влияние магнитного излучения мобильного телефона на здоровье человека.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция, занятие -

практическая работа.

2

1. Механизм воздействия электромагнитного излучения мобильного телефона на организм человека. Способы защиты.  / Лекция. 

1. Составление рекомендаций по безопасному пользованию мобильным телефоном.

 / Практическая работа

воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Мобильный телефон, бумага, ручки, карандаши.

49

24.12.18 г.

3.10. Последствия техногенных катастроф для организма человека.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция, занятие -

практическая работа.

2

1. Определение «техногенная катастрофа». Классификация техногенных катастроф. Работы по ликвидации последствий ТК. Профилактика ТК.

 / Лекция. 

1. Просмотр слайдов «Авария на Чернобыльской АЭС»  /

 Практическая работа

воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Диск со слайдами «Авария на Чернобыльской АЭС», компьютер, проектор, экран.

50

27.12.18 г.

3.11. Растения – индикаторы состояния среды.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция, занятие -

практическая работа.

2

1. Организмы  - индикаторы загрязненности окружающей среды: мхи, лишайники, водоросли, папоротникообразные, дикорастущие растения. Принципы биологического мониторинга. Фитотоксическое действие атмосферных загрязнителей. Мониторинг на уровне вида растений и  на уровне растительных сообществ. /Лекция.

1. Просмотр презентации «Растения-индикаторы»

/ Практическая работа

Формирование экологических знаний о растениях – индикаторах состояния окружающей среды, развитие  умения определять растения-индикаторы, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.

Диск с презентацией «Растения-индикаторы»компьютер, проектор, экран, определители растений, определительные таблицы.

51

29.12.18 г.

3.12. Экологическая оценка окружающей среды методом фитоиндикации

Комбинированное занятие:

занятие-лекция, занятие -

практическая работа.

2

1. Морфологические изменения растений, используемых для фитоиндикации: изменение окраски листьев (хлороз), отмирание участков тканей (некроз), опадение листвы (дефолиация), аномальная конфигурация органов растения (листьев) и др.

 /Лекция.

1. Практическая работа «Изучение засушенных листьев липы на наличие повреждений листовой пластинки».

/ Практическая работа.

Формирование экологических знаний о растениях – индикаторах состояния окружающей среды, развитие  умения определять растения-индикаторы, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.

Гербарий с засушенными листьями липы, лупы, методики фитоиндикации.

52

31.12.18 г.

3.13. Виртуальная экскурсия  «Фитоиндикация смешанного леса»

Комбинированное занятие:

занятие-беседа, занятие -

практическая работа

2

1. Изучение видового состава растений на данном биотопе. Выявление индикаторов-растений данной среды. Определение состояния экологической среды биотопа смешанного леса по шкалам Г. Эленберга (влажность, кислотность и насыщение почвы минеральными веществами) / Беседа. 

1. Просмотр слайдов по теме «Растения смешанного леса».

/ Практическая работа

Формирование экологических знаний о растениях – индикаторах состояния окружающей среды, развитие  умения проводить фитоиндикацию смешанного леса, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.

Диск со слайдами «Растения смешанного леса», компьютер, проектор, экран,

таблицы со шкалами Г. Эленберга

53

10.01.19 г.

3.14. Виртуальная экскурсия  «Фитоиндикация соснового леса»

Комбинированное занятие:

занятие-беседа, занятие -

практическая работа.

2

1. Изучение видового состава растений на данном биотопе. Выявление индикаторов-растений данной среды. Определение состояния экологической среды биотопа соснового леса по шкалам Г. Эленберга (влажность, кислотность и насыщение почвы минеральными веществами)  / Беседа. 

1. Просмотр слайдов по теме «Растения соснового леса».

/ Практическая работа

Формирование экологических знаний о растениях – индикаторах состояния окружающей среды, развитие  умения проводить фитоиндикацию соснового леса, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.

Диск со слайдами «Растения соснового леса», компьютер, проектор, экран,

таблицы со шкалами Г. Эленберга

54

12.01.19 г.

3.15. Изучение биоповреждений.

Комбинированное занятие:

занятие- лекция,

занятие -практическая работа

2

1. Предмет и понятие биоповреждений. Причины возникновения и двойственная природа биоповреждений. Эколого-технологическая концепция. Основные закономерности в возникновении биоповреждений. Принцип мозаичности.

 /Лекция 

1. Просмотр слайдов по теме «Грибы – агенты биоповреждений».  / Практическая работа

Формирование экологических знаний о биоповреждениях,  развитие  умения определять биоповреждения, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.

Диск со слайдами «Грибы – агенты биоповреждений»,

компьютер, проектор, экран

55

14.01.19 г.

3.16. Изучение биоповреждений листьев березы бородавчатой

Комбинированное занятие:

занятие- беседа,

занятие – практическая работа

2

1.  Береза бородавчатая или повислая – основное деревообразующее растение искусственного лесного насаждения села Веселое. Типы биоповреждений: гофрирование, галлы, изменение окраски, погрызы, минирование, скручивание. / Беседа

1. «Изучение биоповреждений листьев березы бородавчатой» (на основе засушенных листьев)

/ Практическая работа.

Формирование экологических знаний о биоповреждениях,  развитие  умения определять биоповреждения, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.

Гербарий с засушенными листьями березы, лупы, методики по определению биоповреждений

56

17.01.19 г.

3.17. Таинственные растения.  

Комбинированное занятие:

занятие- беседа,

занятие -практическая работа

2

1. Беседа о влиянии радиации на рост и развитие растений. Степень радиационного поражения растений. Стимулирующее действие радиации на растения. Мутации растений из-за радиации.

 / Беседа.

1. Просмотр слайдов «Таинственные растения»

 / Практическая работа

воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.

Диск со слайдами «Таинственные растения»,

компьютер, проектор, экран

57

19.01.19 г.

3.18. Действие радиации на человека.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа,

занятие -практическая работа

2

1. Беседа о влиянии радиации на рост и развитие человека. Степень радиационного поражения человека. Последствия облучения в зависимости от дозы.   / Беседа

1. Просмотр презентации «Действие радиации на человека»

 / Практическая работа

воспитание бережного отношения к  своему здоровью.

Диск с презентацией «Действие радиации на человека», компьютер, проектор, экран

58

21.01.19 г.

3.19. Действие радиации на человека.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа,

занятие -практическая работа

2

1. Воздействие различных доз облучения. Результат воздействия радиации: массовая гибель клеток, развитие раковых заболеваний, развитие генетических мутаций.  / Беседа.

1. Изучение таблицы «Воздействие радиации на различные органы человека»

/ Практическая работа. 

воспитание бережного отношения к  своему здоровью.

Таблицы «Воздействие радиации на различные органы человека», бумага, ручки, карандаши.

59

24.01.19 г.

3.20. Понятие приемлемого риска.

Занятие применения знаний, умений, навыков:

занятие-лекция, занятие – практическая работа.

2

1. Концепция приемлемого риска. Компенсация потенциально возможного ущерба здоровью атомными технологиями. Принципы радиационной защиты. / Лекция

1. Составление памятки «Как защититься от радиации»

 / Практическая работа.

Формирование экологических знаний о понятии приемлемого риска, развитие  умения составлять памятки и защищаться от радиации, воспитание бережного отношения к  своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши.

60

26.01.19

3.21. Обобщающее занятие-тестирование

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков;

занятие контроля и оценки знаний и умений:

занятие-беседа,

занятие -практическая работа 

2

1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа

1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа

Развитие внимания, памяти, мышления,  воображения; умения  определять естественные и искусственные источники радиации, их влияние на живые организмы, методы защиты от радиации, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Фотографии, слайды свалок бытового мусора и природы родного края, методики определения класса опасности отходов,

компьютер, проектор, экран

4. Техногенные поражения и экологическая безопасность

16

8

8

61

28.01.19 г.

4.1. Техногенные поражения.

Комбинированное занятие:

занятие- лекция,

занятие- практическая работа

2

1. Техногенные поражения. Основные понятия. Классификация. Типы техногенных поражений и их территориальные проявления. / Лекция. 

1.  Просмотр презентации «Техногенные поражения XX века»

/Практическая работа

воспитание бережного отношения к  своему здоровью.

Диск с презентацией:  «Техногенные поражения XX века», компьютер, проектор, экран

62

31.01.19 г.

4.2. Загрязнение среды и здоровья людей.

Комбинированное занятие:

занятие- лекция,

занятие – практическая работа

2

1. Основные экологически обусловленные заболевания человека. Дети – в группе риска. Вредное воздействие малых доз химических веществ на организм человека. Долговременные воздействия на человека.  / Лекция. 

1. Просмотр слайдов «Последствия Чернобыльской катастрофы». / Практическая работа.

Формирование экологических знаний о загрязнении среды и здоровья людей,   развитие  умения определять загрязнение среды,  воспитание бережного отношения к  природе и своему здоровью.

Диск со слайдами: «Последствия Чернобыльской катастрофы», компьютер, проектор, экран

63

02.02.19 г.

4.3. Экскурсия «Загрязнение среды и здоровья людей».

Комбинированное занятие:

занятие- беседа,

занятие – экскурсия,

занятие – практическая работа

2

1. Накопление химических веществ в почве. Загрязнение воздуха твердыми частицами и их токсичными составляющими. Загрязнение воды. Химические вещества в строительных материалах.  / Беседа. 

1.  «Загрязнение среды и здоровья людей» / Экскурсия. Акция «Сбор отработанных батареек» / Практическая работа

Формирование экологических знаний о загрязнении среды и здоровья людей,   развитие  умения определять загрязнение среды,  воспитание бережного отношения к  природе и своему здоровью.

Емкость для сбора батареек, фотоаппарат.

64

04.02.19 г.

4.4. Пресс-конференция  «Загрязнение среды и здоровье людей».

Комбинированное занятие:

занятие- дискуссия,

занятие – пресс-конференция

2

1. Источники загрязнения окружающей среды села Веселое. Сжигание бытовых отходов. Меры по предотвращению загрязнения среды и здоровья людей.

/ Дискуссия

1. «Загрязнение среды и здоровье людей» - Поиск мер по предотвращению загрязнения среды и здоровья людей села Веселое.

 / Пресс-конференция

воспитание бережного отношения к  природе и своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши.

65

07.02.19 г.

4.5. Оценка экологического риска.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа,

занятие – практическая работа.

2

1. Что такое экологический риск? Что такое оценка экологического риска? Как рассчитывается величина экологического риска? Процедура оценки экологического риска. Четыре главные фазы: превентивной, кризисной, посткризисной и ликвидационной (устранение последствий).

  / Беседа.

1. «Оценка экологического риска» / Практическая работа

Формирование экологических знаний об экологических рисках, развитие  умения определять экологический риск,  воспитание бережного отношения к  природе и своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши.

66

09.02.19

4.6. Оценка экологического риска.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие -

практическая работа.

2

1. Экономические, социальные и экологические показатели оценки экологического риска.  / Беседа. 

1. «Оценка экологического риска» / Практическая работа

воспитание бережного отношения к  природе и своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши.

67

11.02.19

4.7. Экологическая безопасность.  

Комбинированное занятие:

занятие- лекция, занятие -

практическая работа.

2

1. Понятие «экологическая безопасность». Критерии экологической безопасности. Пределы экологической безопасности.  / Лекция. 

1. Просмотр презентации «Экологическая безопасность»

 / Практическая работа

воспитание бережного отношения к  своему здоровью.

Диск с презентацией: «Экологическая безопасность» , компьютер, проектор, экран

68

14.02.19 г.

4.8. Экологическая безопасность.  

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие -

практическая работа.

2

1. Правовое обеспечение экологической безопасности. Статья № 42 Конституции РФ. Экологические службы на предприятии. /Беседа. 

1. «Составление памятки «Правила личной экологической безопасности»

 / Практическая работа

воспитание бережного отношения к  своему здоровью.

Конституция РФ, бумага, ручки, карандаши.

69

16.02.19 г.

4.9. Обобщающее занятие-тестирование

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков;

занятие контроля и оценки знаний и умений:

занятие-беседа,

занятие -практическая работа 

2

1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа

1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа

Развитие внимания, памяти, мышления,  воображения; умения  определять техногенные поражения и правила личной экологической безопасности, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Компьютер, проектор, экран, бумага, ручки.

5. Медико-экологические последствия катастроф.

32

16

16

70

18.02.19 г.

5.1. Краткий исторический очерк.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа,

занятие –практическая работа.

2

1. Катаклизмы планетарно-космического характера, происходившие на Земле много тысяч лет назад: ледниковые периоды, падения крупных метеоритов,  извержения и взрывы вулканов. Упоминание в русских летописях последствий землетрясений и наводнений: эпидемии и гибель людей и животных. /Беседа.

1. Просмотр презентации «Влияние человека на природу»

/ Практическая работа.

Формирование экологических знаний о катаклизмах и катастрофах в истории Земли,  развитие  умения определять типы катастроф, воспитание бережного отношения к  природе и своему здоровью.

Диск с презентацией  «Влияние человека на природу», компьютер, проектор, экран

71

21.02.19 г.

5.2. Распространение катастроф.

Комбинированное занятие:

занятие- лекция, занятие -

практическая работа

2

1. Классификация катастроф. Частота встречаемости катастроф. Количество жертв.  Основные причины медико-экологических последствий катастроф. / Лекция

1. Просмотр презентации «Катастрофы»/ Практическая работа

воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск с презентацией  «Катастрофы», компьютер, проектор, экран

72

28.02.19 г.

5.3. Распространение катастроф.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие -

практическая работа.

2

1. Влияние катастроф на здоровье человека. Аварии и катастрофы: Железнодорожная катастрофа. Аварийная посадка самолета. Тонет корабль. Меры предосторожности.  / Беседа.

1.  Составление памяток «Меры предосторожности при катастрофах» /

Практическая работа

воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши.

73

02.03.19 г.

5.4. Классификация катастроф.

Комбинированное занятие:

занятие- лекция,  занятие -

практическая работа.

2

1. Классификация катастроф по ВОЗ: 1) метеорологические (тайфуны, ураганы, торнадо, циклоны, морозы, жара, засухи); 2) топологические (наводнения, лавины, сели, оползни); 3) тектонические и теллургические (землетрясения и вулканизм); 4) аварии (пожары, железнодорожные крушения и т.п.)  / Лекция  

1. Просмотр слайдов «Классификация катастроф» / Практическая работа

Формирование экологических знаний о классификации катастроф,  развитие  умения определять типы катастроф, воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск с презентацией  «Классификация катастроф», компьютер, проектор, экран

74

04.03.19 г.

5.5. Классификация катастроф.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа,

занятие – практическая работа.

2

1. Классификация катастроф в промышленных целях: землетрясения и извержения вулканов, наводнения и цунами, циклоны и тайфуны, промышленные и транспортные катастрофы. / Беседа.

1. Просмотр слайдов «Классификация катастроф» / Практическая работа

Формирование экологических знаний о классификации катастроф,  развитие  умения определять типы катастроф, воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск с презентацией  «Классификация катастроф», компьютер, проектор, экран

75

07.03.19 г.

5.6. Ликвидация последствий катастроф.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие -

практическая работа.

2

1. Основная задача формирований при ликвидациях катастроф – спасение людей и материальных ценностей. Организация и проведение разведки и учета конкретных условий обстановки. / Беседа.

1. Просмотр презентации «Ликвидация последствий аварий»

 / Практическая работа

Формирование экологических знаний о ликвидации катастроф,  развитие  умения определять последствия катастроф, воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск с презентацией «Ликвидация последствий аварий», компьютер, проектор, экран

76

11.03.19 г.

5.7. Ликвидация последствий катастроф.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие -

практическая работа.

2

1. Ликвидация последствий катастроф при землетрясениях, наводнениях, оползнях, селях, снежных заносах, при бурях и ураганах, при производственных авариях. / Беседа.

1. Просмотр презентации «Ликвидация последствий аварий»

 / Практическая работа

воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск с презентацией «Ликвидация последствий аварий», компьютер, проектор, экран

77

14.03.19 г.

5.8. Землетрясения.

Комбинированное занятие:

занятие- лекция,

занятие -

практическая работа.

2

1. Понятие «землетрясение». Виды землетрясений. Причины землетрясений. / Лекция. 

                   

1.  Просмотр презентации «Землетрясения» /  Практическая работа

воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск с презентацией «Землетрясения», компьютер, проектор, экран

78

16.03.19 г.

5.9. Землетрясения.

Комбинированное занятие:

занятие- лекция, занятие-

практическая работа.

2

1. Измерение силы и воздействий землетрясений: шкалы магнитуд, шкалы интенсивности, 12-бальная шкала Медведева-Шпонхойера-Карника. Измерительные приборы. Прогнозирование землетрясений. / Лекция. 

1. «Изучение 12-балльной шкалы Медведева-Шпонхойера-Карника».

Практическая работа

Формирование экологических знаний о землетрясениях, развитие  умения определять интенсивность землетрясений, воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Таблицы с 12-балльной шкалой Медведева-Шпонхойера-Карника, бумага, ручки, карандаши.

79

18.03.19 г.

5.10. Извержения вулканов.

Комбинированное занятие:

занятие- лекция, занятие -

практическая работа.

2

1. Количество действующих вулканов в настоящее время в мире. Географическое расположение крупных вулканов. Причины извержения вулканов. / Лекция

1. Просмотр презентации «Крупнейшие извержения вулканов» /

Практическая работа

воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск с презентацией «Крупнейшие извержения вулканов», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира.

80

21.03.19 г.

5.11. Извержения вулканов.

Комбинированное занятие: занятие –лекция, занятие – практическая работа

2

1. Основные поражающие факторы при извержении вулкана: ударная волна, летящие камни, вулканический пепел и газы, тепловое излучение, потоки лавы. Причины гибели людей при извержении вулканов: травмы, ожоги и асфиксия.  / Лекция. 

1. Просмотр презентации «Крупнейшие извержения вулканов» /

Практическая работа

Формирование экологических знаний об извержениях вулканов, развитие  умения определять основные поражающие факторы при извержении вулкана,  воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск с презентацией «Крупнейшие извержения вулканов», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира.

81

23.03.19 г.

5.12. Наводнения и цунами.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция, занятие -

практическая работа.

2

1. Наводнения – наиболее часто встречающиеся природные катастрофы с большим количеством человеческих потерь. 4 категории наводнений. Основные поражающие факторы при наводнениях – механические воздействия: травмы костей и мягких тканей. / Лекция

1. Просмотр презентации «Крупнейшие наводнения и цунами» / Практическая работа.

Формирование экологических знаний о наводнениях и цунами, развитие  умения определять основные поражающие факторы при наводнениях, воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск с презентацией  «Крупнейшие наводнения и цунами», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира.

82

25.03.19 г.

5.13. Наводнения и цунами.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция, занятие -

практическая работа.

2

1. Цунами – морские гравитационные волны большой длины. Скорость распространения цунами. Высота волн при цунами. Продолжительность цунами. Основные поражающие факторы при цунами. / Лекция

1. Просмотр презентации «Крупнейшие наводнения и цунами» / Практическая работа.

Формирование экологических знаний о наводнениях и цунами, развитие  умения определять основные поражающие факторы при цунами, воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск с презентацией  «Крупнейшие наводнения и цунами», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира.

83

28.03.19 г.

5.14. Циклоны и торнадо.

Комбинированное занятие:

занятие- лекция, занятие -

практическая работа.

2

1. Циклоны и торнадо – опасные стихийные бедствия. Скорость ветра при циклонах и торнадо. Штормовая волна. Основные поражающие факторы. / Лекция.

1. Просмотр слайдов «Циклоны и торнадо» / Практическая работа

воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск с презентацией  «Циклоны и торнадо», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира.

84

30.03.19 г.

5.15. Оползни, сели, лавины.

Комбинированное занятие:

занятие-лекция, занятие -

практическая работа.

2

1. Оползни, сели, лавины – частые спутники землетрясений. Оползни и деятельность человека. Высота селевой волны. Лавиноопасные и селеопасные территории России. / Лекция.

1. Просмотр слайдов «Оползни, сели, лавины»

/ Практическая работа.

Формирование экологических знаний об оползнях, селях, лавинах, развитие  умения определять лавиноопасные и селеопасные территории России, воспитание бережного отношения к   своему здоровью.

Диск со слайдами:  «Оползни, сели, лавины», компьютер, проектор, экран, физическая карта мира.

85

01.04.19 г.

5.16. Круглый стол «Надо принимать меры!»

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие –круглый стол, занятие -

практическая работа.

2

1. Беседа о мерах по предотвращению стихийных бедствий по вине хозяйственной деятельности человека. /Беседа.

1. Изготовление памяток «Как вести себя при землетрясениях и наводнениях»

 / Практическая работа.

воспитание бережного отношения к   природе и своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши, ножницы.

86

04.04.19 г.

5.17. Обобщающее занятие-тестирование

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков;

занятие контроля и оценки знаний и умений:

занятие-беседа,

занятие -практическая работа 

2

1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа

1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа

Развитие внимания, памяти, мышления,  воображения; умения  определять медико-экологические последствия катастроф,

знать правила личной экологической безопасности, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Компьютер, проектор, экран, бумага, ручки.

6. Химическая зависимость человека

40

20

20

87

06.04.19 г.

6.1. Твой образ жизни.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие -

практическая работа

2

1. Здоровье человека – главная ценность в жизни! Что такое «привычка»? Какие бывают привычки? Полезные и вредные привычки.  / Беседа

1. Проведение тестирования «Каков твой образ жизни?»

 / Практическая работа.

 

воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Карточки с тестами «Каков твой образ жизни?», ручки.

88

08.04.19 г.

6.2. Дискуссия «Чума молодежи».

Комбинированное занятие:

занятие- дискуссия, занятие -

практическая работа

2

1. Выступления членов творческих групп с отчетами. Совместное обсуждение проблемы распития пива молодежью. / Дискуссия

1. Учащиеся делятся на группы: врачи, социологи, юристы, пресс-группа. Каждая группа получает особое задание: врачи – рассказать о вреде пива; социологи – провести опрос среди одноклассников и родителей; юристы – подсчитать общее количество рекламы пива за один день по телевизору;  пресс-центр – составить и распространить листовку «Антипиво»

 / Практическая работа. 

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Бумага, ручки, цветные карандаши, ножницы, скотч.

89

11.04.19 г.

6.3. Алкоголь и алкогольная зависимость.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие -

практическая работа

2

1. Алкоголь – психоактивное вещество (легальный наркотик). Алкогольное опьянение – биохимический стресс в организме. Алкоголизм  - опасное заболевание. Причины алкоголизма. Алкогольная зависимость на психическом и физическом уровне. Основные признаки алкоголизма./ Беседа.

1. Просмотр презентации «Алкоголь и алкогольная зависимость».

 / Практическая работа.

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Диск с презентацией «Алкоголь и алкогольная зависимость» , компьютер, проектор, экран

90

13.04.19 г.

6.4. «Алкоголь и подросток»

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие -

практическая работа

2

1. Алкогольное отравление и похмельный синдром. Осложнения алкоголизма. Современные принципы лечения алкоголизма. Излечимость алкоголизма. / Беседа.

1. Просмотр слайдов «Алкоголь и подросток» / Практическая работа.

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Диск со слайдами «Алкоголь и подросток», компьютер, проектор, экран

91

15.04.19 г.

6.5. Табакокурение.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие -

практическая работа

2

1. О вреде табакокурения. Никотин – губительное для организма вещество. Вред табакокурения, оказываемый здоровью человека. / Беседа

1. Просмотр видеофильма «Жертвы Калибра 7. 62» / Практическая работа

воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Диск с видеофильмом «Жертвы Калибра 7. 62», компьютер, проектор, экран

92

18.04.19 г.

6.6. Диспут «Суд над сигаретой»

Занятие  закрепления и обобщения знаний, умений, навыков:

занятие- беседа, занятие – диспут, занятие -

практическая работа

2

1. Беседа о том, какое большое зло приносит курение. Как важно прислушаться к голосу благоразумия. / Беседа

1. Проведение диспута: учащиеся получают «роли»: Судья, Сигарета, Прокурор, Врач, пожарник, Дворник, Адвокат. Социолог, Никотин. / Диспут.

Каждый в ходе диспута доказывает свою точку зрения. / Практическая работа

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Диск с видеофильмом «Жертвы Калибра 7. 62», компьютер, проектор, экран, бумага, ручки, карандаши.

93

20.04.19 г.

6.7. Наркомания.

Комбинированное занятие:

занятие- лекция, занятие -

практическая работа

2

1. Причины, стадии, виды наркомании. Симптомы, диагностика, лечение наркомании. / Лекция

1. Просмотр презентации «Наркомания: миф или реальность?» / Практическая работа

воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Диск с презентацией «Наркомания: миф или реальность?», компьютер, проектор, экран

94

22.04.19 г.

6.8. «Наркотики – это страшно!»

Занятие  закрепления и обобщения знаний, умений, навыков:

занятие- беседа, занятие -

диспут, занятие – практическая работа

2

1. Беседа на тему «Наркотики – оружие самоистребления». / Беседа

1. Проведение диспута: учащиеся получают «роли»: Врачи, Юристы, Психологи, Провокатор, Ученик с текстами выступлений для участия в диалоге. / Диспут.

Каждый в ходе диспута доказывает свою точку зрения. / Практическая работа

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши.

95

25.04.19 г.

6.9. «Мир без наркотиков!»

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие – практическая работа

2

1. «Правда и ложь о наркотиках», «Наркотики и здоровье»,  «Четыре мифа о наркотиках» / Беседа

1. Проведение психологического упражнения «Как отразить провокацию?» / Практическая работа

воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши.

96

27.04.19 г.

6.10. «Мы поколение XXI века!»

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие – практическая работа

2

1. Беседа «Человек – хозяин своей судьбы!» / Беседа

1. Проведение инсценировки «Исповедь девушки-наркомана» / Практическая работа

воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши.

97

29.04.19

6.11 «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра».

Занятие  закрепления и обобщения знаний, умений, навыков:

занятие- беседа, занятие – практическая работа

2

Беседа. «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра». / Беседа        

Проведение упражнения - незаконченные предложения по теме «Жизнь - это чудо!». Акция «Чистая книга». / Практическая работа

воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Ватман, краски, бумага, ручки, карандаши.

98

04.05.19

6.12. «Скажи волшебное слово «нет»!

Комбинированное занятие:

занятие- беседа, занятие – практическая работа

1. Беседа. Виды давления. Способы отказа от  предлагаемых наркотиков./ Беседа.

1. Проведение тренинга: выполнение упражнений: «Умей сказать «нет!», «Сопротивление», «Давление» / Практическая работа

воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши.

99

06.05.19

6.13. Экологический суд над человеком.

Занятие  закрепления и обобщения знаний, умений, навыков:

занятие- беседа, занятие – игра

2

1. Беседа о конкретном представлении величины экологической проблемы, нависшей над человечеством и мерах по ее преодолению./ Беседа

1. Проведение игры «Экологический суд над человеком». Учащиеся получают роли: Судья, Адвокат, Прокурор, Секретарь, Природа, Вода, Огонь, Земля, Воздух, Человек, Доктор с текстами. В ходе игры предстоит рассудить Природу и Человека. Человек обвиняется в бездушном, потребительском отношении к Природе. / Игра        

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Ватман, краски, кисточки, бумага, ручки, карандаши.

100

13.05.19

6.14. Гроза здоровья человечества.

Комбинированное занятие:

занятие- беседа,

занятие – игра,

занятие – практическая работа

2

1. Беседа. Смертельная угроза человечеству. Что должен знать школьник  о ВИЧ и СПИДе. / Беседа

1. Проведение игры «Мифы и правда». / Игра. Просмотр презентации «Смертельная угроза человечеству» / Практическая работа.

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Диск с презентацией: «Смертельная угроза человечеству», компьютер, проектор, экран, бумага, ручки, карандаши.

101

16.05.19

6.15. Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир!»

Занятие применения знаний, умений, навыков:

занятие- беседа,

занятие – практическая работа

2

1. Беседа «Жизнь – великий дар!».  Притча «Все в твоих руках!». / Беседа

1. Проведение конкурса рисунков «Как прекрасен этот мир!». / Практическая работа

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши, краски.

102

18.05.19

6.16. Игра «Жить здорово!»

Комбинированное занятие:

занятие- беседа,

занятие – игра

2

1. Беседа «Что такое «здоровый образ жизни?». Режим питания, принципы закаливания, рациональное распределение времени. / Беседа

1. Проведение игры по станциям  «Жить здорово!»  /

Игра

воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши.

103

20.05.19

6.17. «Как отдыхать и расслабляться без алкоголя?»

Комбинированное занятие:

занятие- беседа,

занятие – практическая работа

2

1. Беседа «Почему во время веселья люди привыкли принимать спиртное?». Самовнушение и переосмысление – главные подходы в борьбе с приемом алкоголя. Изменение собственных привычек и образа жизни. / Беседа        

1. Просмотр видеоролика «Как веселиться без алкоголя?» / Практическая работа

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Диск с видеороликом: «Как веселиться без алкоголя?», компьютер, проектор, экран, бумага, ручки, карандаши.

104

23.05.19

6.18. «Как отдыхать и расслабляться без алкоголя?»

Занятие применения знаний, умений, навыков:

занятие- беседа,

занятие – практическая работа

2

1. Беседа «200 способов расслабиться, отвлечься и развеяться на трезвую голову» / Беседа

1. Проведение тренинга  «Мои личные способы расслабиться, отвлечься и развеяться на трезвую голову» / Практическая работа        

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Бумага, ручки, карандаши.

105

25.05.19

6.19. Агитация «Скажи НЕТ химической зависимости»

Занятие  закрепления и обобщения знаний, умений, навыков:

занятие- беседа, занятие – практическая работа

2

1. Беседа «Вред здоровью от химической зависимости». / Беседа.        

1. Проведение агитации «Скажи НЕТ химической зависимости» / Практическая работа

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Ватман, краски, кисточки, бумага, ручки, карандаши.

106

27.05.19

6.20. Конкурс рисунков «Мы – за здоровый образ жизни»!

Занятие применения знаний, умений, навыков:

занятие- беседа,

занятие – практическая работа

2

1. Беседа. «Здоровый образ жизни -  в наших руках!». Факторы, угрожающие здоровью. Пути сохранения здоровья. / Беседа        

1. Проведение конкурса «Мы за здоровый образ жизни!» / Практическая работа

Формирование экологических знаний о здоровом образе жизни,  умения отказываться от вредных привычек, воспитание бережного отношения к    своему здоровью.

Ватман, краски, кисточки, бумага, ручки, карандаши.

107

30.05.19

6.21. Обобщающее занятие-тестирование

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков;

занятие контроля и оценки знаний и умений:

занятие-беседа,

занятие – практическая работа

2

1. Беседа по вопросам пройденной темы. / Беседа

1. Тестирование по изученной теме. /Практическая работа

Развитие внимания, памяти, мышления,  воображения; умения  противостоять вредным привычкам,

придерживаться здорового образа жизни, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Компьютер, проектор, экран, бумага, ручки, рисунки, памятки, листовки.

108

31.05.19 г.

Итоговое занятие.

Занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков;

занятие контроля и оценки знаний и умений:

занятие-беседа, занятие -практическая работа

2

1. Анализ работы объединения за год. Подведение итогов работы объединения за год. Рассмотрение достижений и недостатков в природоохранной деятельности объединения. Беседа  по ранее изученным темам. / Беседа.

1. Проведение итогового контроля в виде тестирования по ранее изученным темам./ Практическая работа.

Формирование экологической культуры, знаний экологической безопасности, развитие умения противостоять вредным привычкам,

придерживаться здорового образа жизни, воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.

Слайды, иллюстрации по изученным темам, выставка рисунков «Как прекрасен этот мир!», «Мы – за здоровый образ жизни», компьютер, проектор, экран, итоговые тесты по всем изученным темам.

ИТОГО:

216

108

108


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая безопасность» естественнонаучной направленности

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения...

Программа "Экологическая безопасность"

Рабочая программа "Экологическая безопасность"...