ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Школьный музей»
учебно-методический материал (11 класс)

Михайлова Светлана Юрьевна

Образовательная программа "Школьный музей " определяет основные направления деятельности школьного историко-краеведческого музея ГБОУ Школы №2083.Может быть использована во внеурочной деятельности, в работе школьных секций, в мероприятиях, посвящённых памятным датам. Программа является по содержанию - социально-педагогической; по функциональному предназначению - общекультурной; по форме организации - музейно-кружковой; по времени реализации – одногодичная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №2083»

Рекомендована                                           Утверждаю:

педагогическим советом                     директор ГБОУ Школа № 2083

протокол №____________

от «       »_________________2015 года                   ____________

                                                                      Т.В. Наумкина

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Школьный музей»

Составитель:

Учитель Михайлова С.Ю.

Тип программы – модифицированная

Возраст детей: 11-15 лет

Срок реализации: 1г.

Уровень ознакомительный

Москва, 2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Образовательная программа "Школьный музей " определяет основные направления деятельности школьного историко-краеведческого музея ГБОУ Школы №2083.Может быть использована во внеурочной деятельности, в работе школьных секций, в мероприятиях, посвящённых памятным датам.

Программа является по содержанию - социально-педагогической; по функциональному предназначению - общекультурной; по форме организации - музейно-кружковой; по времени реализации – одногодичная.

                                                 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

  1. Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы социально – педагогической направленности.
  2. В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Приняты Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Актуальность образовательной программы «Школьный музей» опирается на необходимость подготовки детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, прививает детям чувство патриотизма, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему новый инструмент для познания мира.

                                 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

  1. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой.
  2.  Эффективным для (литературного) развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению.

                              ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

 Духовно-нравственное воспитание школьников на основе приобщения к историческому прошлому своего родного края и страны; создание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся средствами экскурсионной работы.

Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи:

                                                  Задачи:

1. Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее.

2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.

3. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия теоретического и практического материала.

 4. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся

 

Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно- воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования, в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории

                         ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

   Предлагаемая программа носит комплексный характер. Методика построения отличается тем, что можно на используемом материале развивать межпредметные связи, формируя комплексное восприятие окружающего мира. Работая по ней, изучая с учащимися конкретный объект, предоставляется возможность сообщить им необходимые знания в области географии и археологии, этнографии и топонимики, истории и архитектуры, литературы и искусствоведения.

 Всё это позволяет пройти воспитаннику индивидуальный образовательный путь по трём уровням:

• общекультурный - уровень усвоения предполагает расширение кругозора ребёнка и информированности в данных образовательных областях, совершенствование навыков общения и умений совместной деятельности в коллективе;

• углубленный - предполагает развитие компетентности в данной образовательной области, овладение основными знаниями на уровне практического применения, умение передавать свой опыт младшим членам коллектива;

• допрофессиональный - предусматривает наличие профессиональной ориентации, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения, получение социального опыта.

  Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 11 до 15 лет. Принимаются все желающие.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2016-2017 уч. год


                      ФОРМЫ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ:

Учебная  работа:        Воспитательная работа:

- практическая работа на местности        - кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии  вне  музея        - туристические поездки;

- уроки в музее        - встречи, сборы, собрания;

- экскурсии в музее                                                                - уроки мужества, акции;

- изучение исторических событий.        - экскурсии, встречи в музее.        

                                             

                                                          РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

2 раза в неделю по 2 академических часа (45 минут) в группе от 8 до 20 человек.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОГРАММЕ «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»

Ознакомительный уровень.

(1 год обучения)

№ п/п Содержание программы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

1.Инструктаж по Т/Б – 2 раза в год

 Наследие в школьном музее

2

1

3

2. Функции школьного музея

1

-

1

3. Родной край в истории государства российского

2

2

4

4. Организация школьного музея

2

2

4

5.  Моя семья и родной край

3

3

6

6. Комплектование фондов школьного музея

2

-

2

7. Наша школа в истории города и края

2

-

2

8. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях

2

-

2

9. Социально-экономическая история края

1

1

2

10. Фонды школьного музея

2

2

4

11. Формы работы в школьном музее

2

2

2

12. Культурное наследие родного края

2

2

2

13. Учёт и описание музейных предметов

2

2

2

14. Военная слава земляков

2

2

4

15. Экспозиция школьного музея

2

2

4

16. Тексты в музейной экспозиции

2

2

4

17. Наше природное наследие

2

2

4

18. Экскурсионная работа в школьном музее

2

2

4

19. Семинар «Исследовательская деятельность школьных музеев»

2

2

4

20. Анализ  мероприятия

2

2

4

21. Подготовка к конкурсу «Хранители русской славы»

2

2

4

22.Конкурс «Хранители русской славы» в музее

2

2

4

23.Анализ мероприятия

2

2

4

24.Разработка положения о Конкурсе методических разработок мероприятий к

72-й годовщине ВОВ

2

2

4

25.Координация и консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе музея

2

2

4

26.Подготовка сборника документов для руководителей школьных музеев.

2

2

4

27.Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию

 Дня Победы

2

2

4

28.Смотр школьных музеев

2

2

4

29.Подготовка семинара «Проектная деятельность в школьном   музее»

2

2

4

30. Семинар «Проектная деятельность в школьном музее»

2

2

4

31. Анализ мероприятия

2

2

4

32. Занятия с музейным активом  

2

2

4

33. Занятия с музейным активом  

2

2

4

34. Занятия с музейным активом (4 занятия)

2

2

4

35. Участие музея в Месячнике военно-патриотического работы

2

2

4

36. Анализ результатов

2

2

4

36. Семинар «Фондовая работа в школьном музее»

2

2

4

37. Круглый стол «Развитие познавательной деятельности школьников через образовательные программы школьного музея».

2

2

4

38.Конкурс разработок мероприятий к годовщине ВОВ

2

2

4

39. Подготовка и проведение Акции «И помнит мир спасённый»

2

2

4

40.Подведение итогов смотра школьных музеев.

2

2

4

41.Заседание Совета музея (не менее 4 в год)

2

2

4

42. Заседание актива школьных музеев города (не менее 4 в год)

2

2

4

 Итого:

2

2

140

                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»

Программа «Школьный музей» предполагает обучение учащихся учреждений основного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на один год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для

-  реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Программа «Школьный музей» предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей».

Особым компонентом программы может быть постоянно действующая научная экспедиция учащихся учреждения образования по изучению и охране историко-культурного и природного наследия родного края музейно-краеведческими средствами. В экспозиции могут принимать посильное участие все учащиеся учреждения образования. Организационно-методическим центром этой экспедиции может выступать Совет школьного музея. Таким образом, фонды школьного музея и его информационно-краеведческая база смогут пополняться не только в результате деятельности актива самого музея, но и других учащихся учреждения образования.

Научная экспедиция включается в сетку учебно-тематического плана только в той мере, которая необходима Совету школьного музея для осуществления функций организации и координации деятельности экспедиционных групп (отрядов) для реализации своих музейно-краеведческих задач.

Таким образом, программа «Школьный музей» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:

  1. Совершенствование форм и  методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.
  2. Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебновоспитательного и досугового центра.
  3. Организация участия обучающихся в туристско-краеведческих направлениях работы, федеральных, региональных и муниципальных программ музейно-краеведческими средствами.

В процессе обучения, учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Каждая учебная тема программы снабжена списком рекомендуемой специальной литературы. Для программы в целом составлен общий список рекомендуемой литературы. Однако если у руководителя программы нет возможности использовать какие-либо         из рекомендованных изданий, он может заменить их теми, которые изданы в регионе, либо воспользоваться помощью местных специалистов краеведения и музейного дела.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»

Тема 1. Туристско-краеведческое направление обучающихся (16 часов)

Теоретические занятия (10 часа)

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах  

Практические занятия (6 часов)

Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции по принятию туристско-краеведческой программы школы.

Тема 2. Наследие в школьном музее (6 часа)

Теоретические занятия (3 часа)

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Практическое занятие (3 час)

Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу»

Тема 3. Функции школьного музея (4 часа)

Теоретические занятия (2 часа)

Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.

Тема 4. Родной край в истории государства российского (6 часов)

Теоретические занятия (3 часа)

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Практические занятия (3 часа)

Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.

Тема 5. Организация школьного музея (10 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Практические занятия (8 часов)

Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.

Тема 6. Моя семья и родной край (8 часов)

Теоретические занятия (4часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия (4 часа)

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 7. Комплектование фондов школьного музея (8 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.

Практические занятия (4 часа)

Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.

Тема 8. Наша школа в истории края (8 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.

Практические занятия (6 часов)

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 9. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях (8 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов в процессе экспедиций, походов, других полевых исследований – одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея. Суть занятий: научная, юридическая и физическая сохранность предметов музейного значения.

Шифровка предметов музейного значения и их охрана в полевых условиях. Специальное снаряжение для транспортировки краеведческих материалов.

Практическое занятие (4 часа)

Изучение формуляров полевых документов. Изготовление полевых документов учёта и описания краеведческих материалов. Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.

Тема 10. Социально-экономическая история края (8 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края  - главное его богатство.

Практические занятия (4 часа)

Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории края. Выявление объектов музейно-экономической истории края. Выявление объектов музейно-краеведческих исследований. Пилотажные обследования потенциальных источников комплектования собрания школьного музея. Ведение летописи родного края.

Тема 11. Фонды школьного музея (8часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практические занятия (4 часа)

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

Тема 12. Культурное наследие родного края (8 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культурного наследия на территории края. Основные приёмы выявления, учёта и описания объектов культурного наследия. Мониторинг объектов культурного наследия. Музеефикация объектов культурного наследия.

Практические занятия (4 часа)

Выявление и пилотажное обследование объектов культурного наследия на территории родного края. Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.

Тема 13. Учет и описание музейных предметов (10 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия (6 часов)

Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Тема 14. Военная слава земляков (12 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - -почетная обязанность гражданина России.

Практические занятия (8 часов)

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы.

Тема 15. Экспозиция школьного музея (8 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия (4 часа)

Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

Тема 16. Тексты в музейной экспозиции (4 часа)

Теоретические занятия (1 час)

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практические занятия (3 часа)

Игра-практикум по составлению этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема 17. Наше природное наследие (8 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация. Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия.

Практические занятия (4 часа) Выявление объектов природного наследия родного края, их учёт и разработка программ охранных мероприятий. Составление «Красной книги флоры и фауны родного края». Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий и рисунков фауны, природных ландшафтов для школьного музея.

Тема 18. Экскурсионная работа в школьном музее (10 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия (8 часов)

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.

                                       ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Учащиеся освоят навыки исследовательской работы.

У ребят появится мотивация к познанию и творчеству через увлечение историческим краеведением.

Учащиеся познакомятся с источниками информации в школьном музее.

 Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов

В воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;

 В ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.

                                                  СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ:

Анализ результатов, мониторинг, педагогическое наблюдение.

                                                  ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

1.         начальный контроль (сентябрь);

2.        текущий контроль (в течение всего учебного года);

3.        промежуточный контроль (январь);

4.        итоговый контроль (май).

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:

Открытые занятия, проведения экскурсий, викторин, защита проектов, выставки, показ достижений, рефлексия.        

                                               КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям,
  • широта кругозора,
  • свобода восприятия теоретической информации,
  • развитость практических навыков работы со специальной литературой,
  • осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
  • свобода владения специальным оборудованием и оснащением,
  • качество выполнения практического задания,
  • технологичность практической деятельности.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:

  • культура организации своей практической деятельности,
  • культура поведения,
  • творческое отношение к выполнению практического задания,
  • аккуратность и ответственность в работе,

развитость специальных способностей

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 Формы занятий (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция, выставки)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

плакаты,

картины,

фотографии,

научная и специальная литература,

видеозаписи,

аудиозаписи,

мультимедийные материалы,

компьютерные программные средства,

музейные экспонаты

архив школьного музея

компьютер,

телевизор,

мультимедийный проектор,

диапроектор,

экран


Список  литературы

  1. Методические рекомендации по организации деятельности     школьных  музеев и развитию детских краеведческих объединений.

(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11)

  1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
  2. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
  3. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2001.
  4. Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи. Методические рекомендации. М.: 2002 г.
  5. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
  6. Школьные музеи. Сб. документов. – М., 1987.
  7. Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.

Список литературы для учащихся:

1. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. Москва. 1996;

2. Волкогонов Д. А., О героях и героическом. – М., 1977;

3. Еськов Г. С., Ратный подвиг во имя Родины. – М., 1999;

4. Зуев М. Н., История России с древнейших времён до конца XX века: справочник по истории для школьников и поступающих в вузы. – М., 2000;

5. История России в лицах и датах: словарь-справочник. – СПб., 1995;

Кацва Л. А., История Отечества: справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 2001;

6. Степанищев А. Т., 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней. – М., 2000;

                   Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

1.

01.09.2016

Наследие в школьном музее

2.

01.09.2016

Наследие в школьном музее

3.

06.09.2016

Функции школьного музея

4.

06.09.2016

Функции школьного музея

5.

08.09.2016

Организация школьного музея

6.

08.09.2016

Организация школьного музея

7.

13.09.2016

Комплектование фондов школьного музея

8.

13.09.2016

Комплектование фондов школьного музея

9.

15.09.2016

Комплектование фондов школьного музея

10.

15.09.2016

Комплектование фондов школьного музея

    11.

20.09.2016

Подготовка к 5 литературно – историческим играм «Россия угнетённая» в музее – усадьбе «Остафьево

12.

20.09.2016

Подготовка к 5 литературно – историческим играм «Россия угнетённая» в музее – усадьбе «Остафьево

13.

22.09.2016

Подготовка к 5 литературно – историческим играм «Россия угнетённая» в музее – усадьбе «Остафьево

14.

22.09.2016

Подготовка к 5 литературно – историческим играм «Россия угнетённая» в музее – усадьбе «Остафьево

15.

27.09.2016

Подготовка к экскурсии «Карамзин в Остафьево»

16.

27.09.2016

Подготовка к экскурсии «Карамзин в Остафьево»

17.

29.09.2016

Подготовка к 5 литературно – историческим играм «Россия угнетённая» в музее – усадьбе «Остафьево

18.

29.09.2016

Подготовка к 5 литературно – историческим играм «Россия угнетённая» в музее – усадьбе «Остафьево

19.

04.10.2016

Работа с методической литературой

20

04.10.2016

Работа с методической литературой

21.

06.10.2016

Работа с методической литературой

22.

06.10.2016

Работа с методической литературой

23.

11.10.2016

Подготовка к фестивалю художественного чтения, в Остафьево

24.

11.10.2016

Подготовка к фестивалю художественного чтения, в Остафьево

25.

13.10.2016

Подготовка к фестивалю художественного чтения, в Остафьево

26.

13.10.2016

Подготовка к фестивалю художественного чтения, в Остафьево

27.

18.10.2016

Подготовка к фестивалю художественного чтения в Остафьево

28.

18.10.2016

Подготовка к фестивалю художественного чтения, в Остафьево

30.

20.10.2016

Подготовка к Дню лицея в Остафьево

31.

20.10.2016

Подготовка к Дню лицея в Остафьево

32.

25.10.2016

Участие в подготовке открытого музейного урока «От Руси к России»

33.

25.10.2016

Участие в подготовке открытого музейного урока «От Руси к России»

34.

27.10.2016

Участие в подготовке открытого музейного урока «От Руси к России»

35

27.10.2016

Участие в подготовке открытого музейного урока «От Руси к России»

36

01.11.2016

Учёт и описание музейных предметов

37

01.11.2016

Учёт и описание музейных предметов

38

03.11.2016

Учёт и описание музейных предметов

39

03.11.2016

Учёт и описание музейных предметов

40

08.11.2016

Подготовка к конкурсу проектных работ «Отечество»

41

08.11.2016

Подготовка к конкурсу проектных работ «Отечество»

42

10.11.2016

Подготовка к конкурсу проектных работ «Отечество»

43

10.11.2016

 Подготовка к конкурсу проектных работ «Отечество»

44.

15.11.2016

Работа с методической литературой

45

15.11.2016

Работа с методической литературой

46

17.11.2016

Работа с методической литературой

47

17.11.2016

Работа с методической литературой

48

24.11.2016

Больничный лист

49.

24.11.2016

Больничный лист

50.

28.11.2016

Больничный лист

51.

28.11.2016

Больничный лист

52.

01.12.2016

Больничный лист

53.

01.12.2016

Больничный лист

54

05.12.2016

Больничный лист

55.

05.12.2016

Больничный лист

56.

08.12.2016

Подготовка к конкурсу «История моей семьи в истории России»

57.

08.12.2016

Подготовка к конкурсу «История моей семьи в истории России»

58.

12.12.2016

Подготовка к конкурсу «История моей семьи в истории России»

59.

12.12.2016

Подготовка к конкурсу «История моей семьи в истории России»

60.

15.12.2016

Наше природное наследие

61.

19.12.2016

Наше природное наследие

62.

19.12.2016

Работа с методической литературой

63.

22.12.2016

Работа с методической литературой

64.

22.12.2016

 Экскурсионная работа в школьном музее

65.

26.12.2016

Экскурсионная работа в школьном музее

66.

26.12.2016

 Экскурсионная работа в школьном музее

67.

29.12.2016

 Экскурсионная работа в школьном музее

68.

29.12.2016

Экскурсионная работа в Остафьевском музее «Русский парнас»

69.

09.01.2017

Экскурсионная работа в Остафьевском музее «Русский парнас»

70.

09.01.2017

Экскурсионная работа в Остафьевском музее «Русский парнас»

71.

12.01.2017

Экскурсионная работа в Остафьевском музее «Русский парнас»

72.

12.01.2017

Семинар «Исследовательская деятельность школьных музеев»

73.

16.01.2017

 Семинар «Исследовательская деятельность школьных музеев»

74.

16.01.2017

Семинар «Исследовательская деятельность школьных музеев»

75.

19.01.2017

 Семинар «Исследовательская деятельность школьных музеев»

76.

19.01.2017

Анализ мероприятия

77.

23.01.2017

Анализ мероприятия

78.

23.01.2017

Анализ мероприятия

79.

26.01.2017

Анализ мероприятия

80.

26.01.2017

 Подготовка к конкурсу, посвященному 150-летию школы

81.

30.01.2017

 Подготовка к конкурсу, посвященному 150-летию школы

82.

30.01.2017

 Подготовка к конкурсу, посвященному 150-летию школы

83.

02.02.2017

 Подготовка к конкурсу, посвященному 150-летию школы

84.

02.02.2017

Экскурсионная работа в школьном музее

85.

06.02.2017

Экскурсионная работа в школьном музее

86.

06.02.2017

Экскурсионная работа в школьном музее

87.

09.02.2017

Экскурсионная работа в школьном музее

88.

09.02.2017

Конкурс «Хранители русской славы» в музее

89.

13.02.2017

Конкурс «Хранители русской славы» в музее

90.

13.02.2017

Анализ мероприятия

91

16.02.2017

Анализ мероприятия

92.

16.02.2017

Анализ мероприятия

93.

20.02.2017

Работа с методической литературой

94.

20.02.2017

Работа с методической литературой

95

23.02.2017

Выходной день

96

23.02.2017

Выходной день

97

27.02.2017

Разработка положения о Конкурсе методических разработок мероприятий к

71-й годовщине ВОВ

98

27.02.2017

Разработка положения о Конкурсе методических разработок мероприятий к

71-й годовщине ВОВ

99

02.03.2017

Координация и консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе музея

100

02.03.2017

Координация и консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе музея

101

06.03.2017

Координация и консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе музея

102

06.03.2017

Подготовка сборника документов для руководителей школьных музеев.

103

09.03.2017

Подготовка сборника документов для руководителей школьных музеев.

104

09.03.2017

Подготовка сборника документов для руководителей школьных музеев.

105

13.03.2017

Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию

 Дня Победы

106

13.03.2017

Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию

 Дня Победы

107

16.03.2017

Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию

 Дня Победы

108

16.03.2017

Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию

 Дня Победы

109

20.03.2017

Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию

 Дня Победы

110

20.03.2017

Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию

 Дня Победы

111

23.03.2017

Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию

 Дня Победы

112

23.03.2017

Смотр школьных музеев

113

27.03.2017

Смотр школьных музеев

114

27.03.2017

Смотр школьных музеев

115

30.03.2017

Смотр школьных музеев

116

30.03.2017

Подготовка семинара «Проектная деятельность в школьном   музее»

117

03.04.2017

Работа с методической литературой

118

03.04.2017

Работа с методической литературой

119

06.04.2017

Работа с методической литературой

120

06.04.2017

Работа с методической литературой

121

10.04.2017

Семинар «Проектная деятельность в школьном музее»

122

10.04.2017

Семинар «Проектная деятельность в школьном музее»

123

13.04.2017

Семинар «Проектная деятельность в школьном музее»

124

13.04.2017

Анализ мероприятия

125

17.04.2017

Анализ мероприятия

126

17.04.2017

 Занятия с музейным активом (4 занятия)

127

20.04.2017

Занятия с музейным активом (4 занятия)

128

20.04.2017

 Занятия с музейным активом (4 занятия)

129

24.04.2017

 Занятия с музейным активом (4 занятия)

130

24.04.2017

  Семинар «Фондовая работа в школьном музее»

131

27.04.2017

  Семинар «Фондовая работа в школьном музее»

132

27.04.2017

Конкурс разработок мероприятий к годовщине ВОВ

133

01.05.2017

Выходной день

134

01.05.2017

 Выходной день

135

04.05.2017

Подведение участия Смотра школьных музеев

136

04.05.2017

Подведение участия Смотра школьных музеев

137

08.05.2017

Заседание Совета музея

138

08.05.2017

Заседание Совета музея

139

11.05.2017

Проведение урока мужества

140

11.05.2017

Проведение урока мужества

141

15.05.2017

Конкурс разработок мероприятий к годовщине ВОВ

142

15.05.2017

Конкурс разработок мероприятий к годовщине ВОВ

143

18.05.2017

Подготовка и проведение Акции «И помнит мир спасённый»

144

18.05.2017

Подготовка и проведение Акции «И помнит мир спасённый»

145

22.05.2017

Заседание актива школьного музея  

146

22.05.2017

Заседание актива школьного музея  

147

25.05.2017

Заседание актива школьного музея  

148

25.05.2017

Заседание актива школьного музея  



Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы

воспитателя пансиона за 2021/2022 учебный год

                                      группе пансиона девочек 9 – 11 классов.

Воспитатели:        Соловьева Е.В., Михайлова С.Ю.          

В группе:  16 воспитанниц - на начало года

                 15 воспитанниц – на конец года (в конце 1-го полугодия перешла на полупансион: Зубкова Анастасия.)

  1. Социальный состав семьи

неполные семьи  - 2

многодетные семьи  - 9

семьи с опекаемыми детьми  - нет

семьи неблагополучные   -   нет

Цели и задачи, поставленные на учебный год

Методы, способы их реализации

Итог (цель достигнута, нет, на какой стадии достижения)

Духовно-нравственное воспитание

  1. Ежедневное молитвенное правило с чтением главы из Евангелия.
  2. Посещение богослужений
  3. Беседы на духовно-нравственные темы
  4. Беседы с батюшками, просмотр тематических фильмов
  5. Клиросное послушание

За год было прочитано Евангелие от Матфея и Марка

Воспитанницы исповедовались и причащались в дни богослужений их классов.

Регулярно проводились встречи со священством с беседами.

Клиросное послушание исполняли 8 воспитанниц

Художественно-эстетическое и культурное воспитание

  1. Посещение кружков и творческих студий
  2. Просмотр фильмов на кинолектории с обсуждением
  3. Оформление комнат и этажа к праздникам
  4. Проведение совместных посиделок, чаепитий с празднованием дней рождений.

За год;

10 – занимались в школьном хоре,

4 – занимались в телевизионной студии;

2 – посещали кружок рукоделия

1 – посещала ИЗО.

2 – участвовали в клубе РГО

Все комнаты были оформлены в разных стилях, по усмотрению проживающих в них воспитанниц.

Трудовое воспитание, социальное служение

  1. Ежедневное поддержание чистоты и порядка в жилых комнатах
  2. Несение послушаний по трапезной и храму
  3. Уборка закрепленной территории
  4. Генеральная уборка жилых комнат и этажа перед каникулами
  5. Участие в программе группы милосердия.

По итогам года самой чистой была признаны 2 комната (Чемагина А. Ульева Е., Студеникина Е.)

По четвергам, силами воспитанниц, проводилась влажная уборка жилых комнат и игровой.

В конце четвертей, перед каникулами проводилась генеральная уборка комнат и этажа.

Послушания по храму и трапезной все девочки несли хорошо.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни

  1. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  2. Посещение спортивных секций.
  3. Беседы о здоровом питании и основных правилах сохранения здоровья (гигиена, одежда по сезону).

5 – посещали секцию баскетбола;

7 – посещали секцию волейбола;

2 – посещали бассейн

Проводились беседы о правильном питании, правильном подборе одежды в соответствии с требованиями школы и сезона.

  1. Успеваемость воспитанников группы: В нашей группе есть воспитанницы как с разным уровнем базовых знаний и способностей, так и с разным отношением к учебе (прилежанием).
  • отличников    - нет
  • хорошистов -  11 (из них 5 - с двумя четверками, 1 – с тремя четверками)
  • троечники – 4 ( из них 3 – с одной тройкой)
  • неуспевающих – нет

  1.   Занимаются в кружках и секциях: 15 – в школе, 2 – вне школы

  1. Уровень сплоченности коллектива: в зависимости от стоящих задач в нашей группе

наличествуют все виды взаимодействия внутри коллектива

  • работают отдельные воспитанники группы, выполняют отдельные поручения воспитателя;
  • работает актив группы;
  • каждый воспитанник включен в общие дела группы.

  1. Анализ работы органов самоуправления группы:
  • В вопросах соблюдения режима, трудового воспитания (распределение дежурств), воспитатель сам составляет график, раздает задания воспитанницам и контролирует выполнение.
  • В творческих вопросах: подготовка выступлений к праздникам, воспитанницы сами создают инициативную группу, репетируют, привлекая для этого всех, кто им нужен.

  1. Участие группы в общешкольных делах

Дело, вызвавшее наибольший интерес у учащихся

Сколько учащихся участвовало

   4 .10 День самоуправления

11 класс

08.10 Престольный праздник

все

29.12 Отчетный концерт хоровой студии

8 чел.

18.02 Бал

все

  1. За прошедший год заслуживают поощрение

Фамилия, имя учащегося

За что заслуживают поощрение?

Смирнова Мария

За прилежание к учебе и хорошее поведение.

Волошанина София, Михайлова Анна, Студеникина Ксения

За прилежание к учебе, хорошее поведение и помощь воспитателям.

Студеникина Елизавета

За хорошее поведение и помощь воспитателям.

Лямина Полина, Еремина Серафима, Черноусова Анна

За прилежание к учебе и активное участие в творческих секциях.

Гусева Александра

За прилежание к учебе

  1. Работа с воспитанниками, вызывающими трудности

Ф. И. учащегося

Причина беспокойства

Удалось ли  вовлечь в работу

Принятые меры.

Какие дела для него были наиболее интересны

Блыщик Варвара

Слабая учеба, неорганизованность в быту.

Беседы

Занятия в хоре, волейбол

  1. Работа с родителями:

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы по телефону.

Кто из родителей не был ни разу в группе: в этом году доступ родителей на территорию школы был ограничен.

Какие вопросы в воспитательной работе интересовали родителей: поведение, успеваемость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Школьный краеведческий музей"

Новизна данной программы состоит в реальном участии детей в организации музейного дела, использовании местного регионального компонента, который ранее не подлежал изучению, использование в...

Рабочая программа дополнительного образования "Школьный пресс-центр"

Программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-цент» нацелена на знакомство с детскими печатными и электронными изданиями, совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаи...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "МУЗЕЙ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ!

Содержание программы имеет культурологическую направленность с элементами научно-технической  направленности и соответствует образовательной концепции Московского городского Дворца детского (юнош...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ"

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отеч...