Рабочая программа дополнительного образования "Школьный музей"
рабочая программа по теме

Маслаков Дмитрий Сергеевич

2014-2015 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkolnyy_muzey.docx48.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 141

Верх-Исетского района,  г. Екатеринбурга

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ-СОШ № 141

_____________Н.В. Войдеславер

Пр № _____ «_____» _________ 2015 г.    

                                                       

Рабочая программа дополнительного образования

«Школьный музей»

Возраст обучающихся: 10-11 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: учитель истории и обществознания  первой квалификационной категории

Маслаков Дмитрий Сергеевич

Екатеринбург

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Школьный музей» разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации Российского образования, Конвенцией по правам ребенка,  программой развития МБОУ-СОШ № 141, образовательной программой дополнительного образования МБОУ-СОШ № 141, учебным планом дополнительного образования МБОУ СОШ № 141.

Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре  и, конечно же нравственности и патриотизма.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня – это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира – нравственности и патриотизма.

Актуальность данной программы видится в том, что у человека, живущего в крупном индустриальном центре, утрачивается сознание уникальности места, где он живёт, утрачиваются связи с культурой региона, с историей своего района, школы, семьи.

Выявленная проблема и направление работы МБОУ-СОШ №141 определяют осуществление задач музейной педагогики в образовательном учреждении.

В связи с этим перед педагогом дополнительного образования «музей» возникает цель: развивать и углублять знания по истории и краеведению, на конкретном материале, воспитывать гражданско-патриотические чувства и убеждения. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;
  2. изучение практического опыат специалистов, работающих по данному курсу;
  3. спроектировать деятельность воспитанников  по осуществлению работы музея в направлении гражданского воспитания обучающихся, описать и определить условия её реализации.

В результате осуществления деятельности  кружка «Школьный музей» будет созданы условия музея, цель которых: создать условия для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за неё, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию. 

Структура программы

        Программа курса  рассчитана на один  год обучения. Занятия проходят 2 раза  в неделю по 2 и 2,5 часа. Часы академические по 40 минут. Общее количество часов 157,5 в год.  Программа курса включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части  представлены основные виды и формы деятельности школьного музея. В практической части представлены творческие занятия, практика проведения экскурсий. В занятиях с учащимися акцентируется  внимание на историю семьи, школы, района, города и страны.    Возраст учащихся    10-17 лет. Вид программы модифицированная.                        

Тематический план (157,5 часов).

№п/п

                             Содержание

     Кол-во часов

Из них

теории

практики

1.

Музей - хранитель наследия веков

49

20

29

2.

Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы

24,5

10

14,5

3.

Основы туристско - экспедиционной работы

25

10

15

4.

Школа экскурсовода

59

28

31

ИТОГО:

157,5

68

89,5

Содержание курса

Материал программы состоит из четырёх разделов.

  •  «Музей - хранитель наследия веков» (49 ч.). Музей в школе - хранитель памяти. Фонды школьного музея. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната. Музейная экспозиция. Приемы оформления сменной экспозиции. Сбор и обработка воспоминаний.
  • «Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы» (24,5 ч.) Семья. Семейные архивы. Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение. Проект экспозиции, посвященной истории школы.
  • «Основы туристско - экспедиционной работы» (25 ч.) Основы безопасности при проведении экскурсий, туристских походов и экспедиций. Туристское снаряжение и уход за ним. Туристская группа на прогулке (экскурсии), в походе. Правила организации и проведения похода, экспедиции.
  • «Школа экскурсовода» (59 ч.) Организация школьного музея. Пути овладения культурой общения. Развитие творческой активности. Психолого-педагогическая диагностика обучающихся.

Методы и формы обучения

Методы: словестные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

Формы: экскурсия, беседа, лекция, практическое занятие, семинар, выставка, викторина, игра, путешествие, творческий отчёт, праздник, встреча с интересными людьми, мастерская, консультация, научная конференция.

Ожидаемые результаты реализации программы «Школьный музей»

В конце обучения по программе занимающиеся    приобретут  необходимые теоретические знания и умения:

  • работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
  • находить и осуществлять отбор нужной информации;
  • анализировать источники по заданным критериям;
  • высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
  • наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
  • находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;
  • сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
  • выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
  • вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.

Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.

        Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих односельчан;
  • воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Планируемые результаты реализации программы «Школьный музей»

  • Результатом выполнения программы для учащихся является создание в музее раздела  о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках.  
  • Изучение практического опыта специалистов, работающих по данному курсу.
  • Воспитание активной гражданско-патриотической   позиции, в любви к истории родной школы;
  • Формирование духовно-нравственных-ориентиров у детей.

 Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
  • участие в различных конкурсах;
  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Учебно-методическое обеспечение программы

Литература для педагога:

  1. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
  2. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
  3. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
  4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция/ Книга для учителя- М., 1994.
  5. Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.
  6. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
  7. Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 .- Барнаул, 1999. С 199-203.
  8. Павлина Т. М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества.// Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.С 123-126.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2003.
  10. Сборник нормативных документов: специальные (коррекционные) образовательные учреждения// Сост. Исаков П.Ю., Грибова О.Е.- М., 1999.
  11. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.
  12. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.
  13. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
  14. Типовое положение о специальном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии // Вестник образования. – 1997, № 6.
  15. Трифонова В.А., Степанова О.А. Попытка организации координированной системы помощи детям с отклонениями в развитии //Дефектология. – 1996, № 1.
  16. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001
  17. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
  18. Шухман Л.П. Формирование музейной культуры детей и подростков в сфере досуга.// Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Кемеровского областного краеведческого музея. - Кемерово, 1990.С 101-103.
  19.  Ясман З.Д.   Музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 1999.

Литература для учащихся и родителей:

  1. А.И.Чечулин «Аввакумов Н.А.» - Свердловск, Ср. – Ур. КН. Изд, 1988.
  2. А.И. Чечулин «Города нашего края» - Свердловск, Ср. – Ур. КН. Изд.,1985.
  3.  П.В.Никитин, Н.М. Рубцов «Город горного льна» Свердловск,  Ср. – Ур. КН. Изд., 1970.
  4.  «Золотые звезды свердловчан» - Свердловск, Ср. – Ур. КН. Изд., 1967.
  5.  Б.В. Личман, В.Д. Камынин «Екатеринбург» - Свердловск, Изд. «СВ – 96», 2006.
  6.  А.С. Попова «Память сердец. Альманах. 55 лет Победе» - Асбест, 2000.
  7. «Ураласбест» - Внешторгиздат, СССР, Москва, 1989

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Тема 1. Музей - хранитель наследия веков

49

1

Знакомство со школьным музеем. Правила поведения  в музее.

2

2

Основы музейного дела

2,5

3

Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу»

2

4

Функции школьного музея

2,5

5

Основные экспозиции школьного музея «Этнограф»

2

6

  Структура и состав собрания школьного музея

2,5

7

 Организация учета фондов школьного музея

2

8

Реставрация музейных предметов

2,5

9

Сущность понятия «домашний музей»

2

10

Игра-практикум «Музей у нас дома»

2,5

11

  Экспонат - памятник материальной культуры

2

12

Понятие об атрибуции музейных предметов

2,5

13

Игра «Вещь в пространстве музея»

2

14

Экспозиционные материалы

2,5

15

Экспозиция в школьном музее.

2

16

Посещение экспозиции «Русская изба»

2,5

17

Тексты в музейной экспозиции, их назначение

2

18

  Классификация экспозиций

2,5

19

   Планирование проекта сменной экспозиции.

2

20

  Правила сбора и обработки воспоминаний.

2,5

21

Проведение анкетирования и интервьюирования членов семьи, родственников.

2

22

Обработка анкет информаторов

2,5

Тема 2. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы

24,5

23

Понятие семьи. История семьи.

2

24

Биографии членов семьи, рода

2,5

25

Дом – портрет эпохи

2

26

Составление генеалогического древа семьи

2,5

27

Школа в которой я учусь

2

28

Составление плана-схемы микрорайона школы

2,5

29

  История  моей школы

2

30

Выпускники школы, их след в истории края.

2,5

31

Школьный музей и архив    

2

32

Источники по истории школы в районных, городских, областных и архивах.

2,5

33

Интервью у учителей  школы

2

Тема 3. Основы туристско-экспедиционной работы

25

37

  Правила поведения во время туристской прогулки, экскурсии, похода, экспедиции

2,5

38

  Игры на темы: «Что делать в случае ...

2

39

Личное туристское снаряжение для туристской прогулки, экскурсии, похода, экспедиции.

2,5

40

Охрана природы на туристской прогулке, экскурсии, в походе, экспедиции.

2

41

Туристская прогулка

2,5

42

Этапы организации экскурсии

2

43

Планирование и разработка маршрута экскурсии

2,5

44

Планирование индивидуальной деятельности по этапам экспедиции, в соответствии с полученной должностью

2

45

Отчет о проведении похода, экспедиции

2,5

46

  Обработка результатов похода

2

47

Индивидуальный отчет по этапам экскурсии

2,5

Тема 4. Школа экскурсовода

59

48

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся.

2

49

Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея

2,5

50

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее

2

51

Правила коллективного создания текста экскурсии в школьном музее по вновь созданной экспозиции

2,5

52

Виды экскурсии

2

53

Составление текста экскурсии

2,5

54

Особенности музейной экскурсии

2

55

Экскурсия по памятным  местам района

2,5

56

Посещение экскурсии «История школы»

2

57

Сбор материалов в «Книгу памяти»

2,5

58

Сбор и оформление воспоминаний ветеранов

2

59

Участие в организации и проведении конкурсов детских работ «Открытки для ветеранов»

2,5

60

Экскурсия «Ветераны школы»

2

61

Правила проведения музейной экскурсии

2,5

62

Проведение экскурсии «Быт и культура манси» для учащихся 1-х классов

2

63

Проведение экскурсии «История МБОУ-СОШ №141»

2,5

64

Экскурсия «Городской быт XIX-XX вв.»

2

65

Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья»

2,5

66

Подготовка текста экскурсии «Вот эта улица, вот этот дом»

2

67

Маршрут экскурсии

2,5

68

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме

2

69

Проведение  экскурсии «Вот эта улица, вот этот дом»

2,5

70

 Анализ экскурсии «Вот эта улица, вот этот дом»

2

71

Рисунок «Самая ценная для меня вещь в школьном музее»

2,5

72

Мини-проект «Мои достижения в кружке «Музей»

2

73

Игра «Я и музей»

2,5

74

Итоговое занятие

2

Итог: 157,2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа "Здравствуй, Русский Музей"

Рабочая нелинейная программа внеурочной деятельности в качестве проекта класса составлена на основании посещения экскурсий в Русский музей. Расчитана на 6 класс общеобразовательной школы, имеет социал...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Рабочая программа дополнительного образования Кружок «Парки, музеи» 9 класс

ЦЕЛЬ данного курса состоит в подведении учащихся к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательн...

Рабочая программа кружка "Школьный музей"

Программа предназначена для проведения занятий кружка "Школьный музей"....

Рабочая программа дополнительно образования "МУЗЕЙ"

Наверное, каждый родитель задаётся вопросом, зачем отдавать моего ребёнка на то или иное детское объединение? что он сможет вынести из него? Какие навыки и знания получит?Главная цель нашей музейной д...