ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "МУЗЕЙ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ!
методическая разработка по астрономии (7 класс) на тему

Баринова Наталья Трофимовна

Содержание программы имеет культурологическую направленность с элементами научно-технической  направленности и соответствует образовательной концепции Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

Обучение по программе базируется на начальных знаниях обучающихся, полученных ими в ходе обучения, как в школе, так и в процессе самостоятельного изучения источников развития и технического оснащения в нашей стране и за рубежом,

Программа ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности, патриотизма, готовности и способности отдать силы, талант и энергию на благо общества и государства.

Проблема патриотического воспитания приобретает в стране исключительную остроту и значимость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_osnovy2_klass.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

МУЗЕЙ АВИАЦИИ И КОCМОНАВТИКИ

Возраст обучающихся – 8-11 лет

Срок реализации программы – 1год

Количество детей в группе: – 10-15 чел.

Количество часов в год – 144

Автор: Баринова Наталья Трофимовна

педагог дополнительного образования


 


Пояснительная записка

Содержание программы имеет культурологическую направленность с элементами научно-технической  направленности и соответствует образовательной концепции Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

Обучение по программе базируется на начальных знаниях обучающихся, полученных ими в ходе обучения, как в школе, так и в процессе самостоятельного изучения источников развития и технического оснащения в нашей стране и за рубежом,

Программа ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности, патриотизма, готовности и способности отдать силы, талант и энергию на благо общества и государства.

Проблема патриотического воспитания приобретает в стране исключительную остроту и значимость.

Патриотизм - одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Мир, в котором мы живём, становится сложным и противоречивым. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности. Очевидно, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность Российского общества. Основным институтом патриотического воспитания является система образования. Ядро патриотического воспитания – правильно организованное и дидактически гибкое гражданское образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их органичном единстве.

Актуальность программы состоит в развитии у обучающихся демократических привычек. Она должна помочь им стать подготовленными и активными гражданами демократического общества, следует раздвинуть стены образовательного учреждения для того, чтобы включить окружающий мир во всём его многообразии. Главное для подростка – понимание важности добровольного гражданского участия в решении актуальных вопросов на разных уровнях и попытки найти и предложить свои варианты решения назревших проблем.

Программа отражает становление преемственности традиций и связи времени. Малая Родина – это город, в котором мы живём, улица, по которой мы ходим, школа, где мы учимся. Формирование элементарного понимания Родины, Отечества начинаются с чувства естественной привязанности и любви к родным местам.  

Отличительной особенностью программы является то, что:

программа обладает значительным потенциалом для социализации подростка, укрепления их активной жизненной позиции. Реализация различных аспектов программы привлекательна тем, что позволяет объединить на конкретном деле, конкретном жизненном примере подростков, педагогов, родителей, различные государственные структуры. Их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер.

Обучающиеся прошедшие полный курс обучения принимают участие в конкурсе работ на конференциях школьников и других конкурсах различного уровня (муниципального, регионального, федерального), в том числе дистанционных по авиации и космонавтике.

Обучение по программе предусматривает системно-организованную совокупность образования, которая включает как взаимодействие новых информационных технологий, так и тематические встречи обучаемых с привлечением действующих специалистов авиа- и аэрокосмической отрасли.

Новизна программы состоит в нетрадиционных подходах и методиках, которые изо дня в день будут ориентировать молодёжь на овладение общечеловеческими и культурными ценностями, помогут ей найти своё место в гражданском обществе. Соответствующие знания, навыки и ценности должны формироваться уже на уровне первоначальной социализации личности, когда юный гражданин начинает осознавать принадлежность к социальному содружеству – школе, городу, стране. Активную гражданскую позицию молодого человека легче сформировать в процессе деятельного освоения явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в проектах моделирования социальных явлений, практически осваивает новые правовые и документальные пласты, вырабатывает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что музейная среда является средой воспитывающей, то есть духовно значимой. Она помогает обучающимся творчески использовать свой жизненный опыт, создает социокультурную среду общения, что предполагает широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

Программа рассчитана на небольшую группу из 10-15 человек в возрасте от 8 до 11 лет, где каждый обучающийся активно задействован в процессе изучения теоретического и практического материала. Программа позволяет индивидуально подходить к каждому обучающемуся, уделять больше времени практическим занятиям, где также учитываются интересы обучающихся к тому или иному материалу и их уровень знаний, полученных в школе. Вследствие этого изучаемый предмет усваивается более полно и глубоко, что, несомненно, принесёт пользу самим обучающимся.

Подготовившись по настоящей программе, дети получат черты активного гражданина современного общества:

  • Это будет исключительно активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный и предприимчивый человек, который может найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям в новых социально-экономических и социально-политических условиях.
  • Гражданин нового общества немыслим без развитого чувства гражданского долга и ответственности, патриотизма, глубокого уважения к истории и культуре своей Родины.

При реализации программы используются также возможности других учреждений образования и общественных организаций г. Москвы, но основная применяемая образовательная технология базируется на учебно-творческой деятельности с элементами учебно-исследовательской работы на базе Московского авиационного института, московского техникума приборостроения космических аппаратов и репродуктивной учебной деятельности.

Цель программы:

Дать основы знаний в области авиации и космонавтики, сформировать у обучающихся, активность, инициативность, уверенность в себе, глубокое уважение к истории и культуре своей Родины, - черты гражданина современного общества.

Задачи программы:

Обучающие:

  • дать знания в области авиации и космонавтики;
  • дать знания по основам музейной работы;
  • научить основам проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • расширить кругозор обучающихся в области авиации и космонавтики; 
  • развить творческие способности обучающихся;
  • расширить кругозор детей о социальном мире, обогащение социального опыта;
  • развить у подростков «командного духа» и «чувство локтя», развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать с различными структурами;
  • развить у обучающихся чувство гражданского долга и ответственности;
  • сформировать у обучающихся умения исследовать, наблюдать, строить гипотезы, обобщать;
  •  развить аналитическое мышление.

Воспитывающие:

  • воспитать патриотические чувства обучающихся через глубокое уважение к истории и культуре своей Родины разработку тем истории родного края, Российской Армии, традиций и знаменательных событий в истории России;
  • воспитать позитивные личностные качества обучающихся, таких как ответственность, творческая активность
  • воспитать развитое чувство гражданского долга и ответственности, патриотизм, глубокое уважение к истории и культуре своей Родины

В группе - 10-15 человек. Такое количество детей обусловлено спецификой организации занятий на базе школьного музея при подготовке экскурсоводов по авиационной и космической тематике. Возраст обучающихся - 8- 11 лет. Каждая группа занимается 2 раза в неделю по 2 часа, проходя за учебный год 144 часа.

Программа рассчитана на 1 год- занятий.

Формы и режим занятий:

Программа имеет групповую и индивидуально-групповую форму занятий. Теоретические занятия проводятся в ГОУ СОШ №1970 музей истории космонавтики. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в день. Такая продолжительность занятий обусловлена необходимостью сочетания теоретической  с практической, где обучающийся под руководством педагога реализует полученный теоретический материал при разработке «уроков мужества», экскурсий и др.

Формы занятий:

групповая форма

индивидуально-групповая форма

- лекции;

- беседы;

- экскурсии.

- подготовка материалов к тематическим экскурсиям;

- подбор видео материала по определённой тематике (литературно-художественных композиции, утренники на патриотические и космические темы);

- подготовка и участие в конкурсах, научно-технических конференциях и т.д.;

- самостоятельная работа над рефератами.

-дистантное обучение.

В каникулярное время проводятся экскурсии в музей ракетно-космической техники МГТУ им. Баумана (г. Дмитров); музей истории космонавтики и ЦПК (Звездный городок); музей ОКБ «Сухого»; музей ОКБ «Камова»; музей Авиации и космонавтики г. Москва; в зал космонавтики (Политехнический музей).

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

По окончании 1-го года обучения

обучающиеся будут знать:

  • историю авиации и космонавтики (в рамках имеющихся экспонатов и материалов в музее);
  • знать методологические основы реализации социальных проектов;
  • знать основы поисково-исследовательской деятельности.

обучающиеся будут уметь:

  • проводить конкурсы и викторины по различным направлениям;
  • организовывать работу ведущих во время тематических встреч;
  • проводить профориентационную работу среди обучающихся.

Формой контроля являются количество и качество докладов и сообщений в научно-практических конференциях.

Формы подведения итогов реализации программы:

В течение всего периода обучения обучающимся предоставляется возможность участия в различных конкурсах аэрокосмической направленности для расширения и систематизации полученных знаний, что является промежуточной формой аттестации обучающегося. Этот принцип предполагает проверку усвоения основных идей данного курса, учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание обучающимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.

Наиболее успешным результатом деятельности обучающихся является удовлетворенность своей деятельностью в процессе индивидуальных достижений.

Основной формой подведения итогов работы учебной группы является количество и качество докладов и сообщений в научно-практических конференциях с дальнейшей аттестацией в соответствии с Положением об аттестации обучающихся в МГДД(Ю)Т.

Учебно-тематический план 1-ый год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие. Правила ТБ.

2

2

-

2

Легенды и литературные произведения (сказки и фантастика)

6

6

-

3

История развития космонавтики: от воздушного шара до орбитальных комплексов

10

6

4

4

Выдающиеся деятели в области космонавтики

6

2

4

5

Уроки мужества

16

6

10

6

Подготовка тематических конкурсов, интеллектуально-познавательных игр

18

6

12

7

Поисково-исследовательская деятельность

30

12

18

8

Конкурс рисунка и плаката, фотоматериалов.

10

2

8

9

Профориентационная работа

12

-

12

10

Дискуссионный клуб

8

2

6

11

Социальное проектирование

24

6

18

12

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

144

52

92

Содержание программы

1. Вводное занятие. Правила ТБ.

Ознакомление обучающихся с музеем и правилами поведения в музее. Правила техники безопасности. Ознакомление с творческим потенциалом детей: Блиц-опрос по теме «Что я знаю об авиации и космонавтике».

2. Легенды и литературные произведения (сказки и фантастика).

Дедал и Икар, летающие колесницы и корабли. Ж. Верн, Э. Распе,  Г. Уэллс, Д. Свифт, Н. Носов, К. Булычев, С. Лем, А. Толстой, их произведения.

3. История развития космонавтики: от воздушного шара до орбитальных комплексов.

Воздушные шары, первые самолёты. Первые спутники. Животные в космосе. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, гражданин нашей страны. Основные достижения отечественной и зарубежной космонавтики. Первые люди в открытом космосе, на Луне, орбитальные комплексы. Просмотр слайдфильмов: «Зоопарк на орбите», «Музей космонавтики», «40 лет космической эры». Знакомство с компьютерными энциклопедиями на CD и DVD дисках по космонавтике. Викторина «Узнай космонавта», «Узнай космический корабль». 

Практические занятия: Экскурсия в отдел космонавтики Политехнического музея.

4. Выдающиеся деятели в области космонавтики

Основоположники отечественного ракетостроения. Деятельность ученых-ракетчиков и результаты их работ. Характеристики первых и современных ракет и их роль в обеспечении безопасности государства. К.Э. Циолковский – основатель космонавтики как науки. Факты из биографии великого ученого основные идеи в его творческой деятельности. Вопросы актуальности исследования его творческого наследия. Разработка и создание первых ракет. Роль С.П. Королева в освоении космоса. Факты биографии великого конструктора и основные характеристики созданных им изделий. Влияние идей С.П.Королева на развитие мировой ракетной техники.

Практические занятия: Экскурсия в музей С.П. Королева.

5. Уроки Мужества

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Подготовка поздравлений ветеранам ВОВ с Днём защитника Отечества. Эстафета добрых дел.

Практические занятия: Оказание шефской помощи.      

6. Подготовка тематических конкурсов, интеллектуально-познавательных игр и уроков.

Конкурс «Знаешь ли ты…?» (из истории авиации и космонавтики).

Конкурс «Москва авиационная» (памятные места города, связанные с именами лётчиков и космонавтов). «Армейский калейдоскоп», посвящённый Дню защитника Отечества». Вечер на тему «Женщина, мать, любимая».

Практические занятия: Участие в игре – «Поле чудес «Звёздный небосвод», посвящённый Всемирному дню авиации и космонавтики.

7. Поисково-исследовательская деятельность.

Структура и общий план написания реферата. Оформление и правила написания отчётов. Ссылки на литературу и составление списка использованной литературы. Выбор темы реферата. Поиск литературы. Консультации по темам рефератов. Подготовка тезисов.

Практические занятия: Подготовка конкурсных работ по истории авиации и космонавтики. Поисковая экспедиция «По аэродромам и взлётным полосам Великой Отечественной войны». Исследовательская работа «Нам есть с кого взять пример» (о жизни и деятельности выдающихся людей – авиаторов и космонавтов).

8. Конкурс рисунка и плаката, фотоматериалов.

Выставочная деятельность. Материалы для выставки. Оформление работ на выставку.

Практические занятия: Участие в конкурсе рисунка, плаката, посвящённого Дню космонавтики, Дню авиации. Подготовка фотовыставки «Эхо Победы».

9. Профориентационная работа

ОКБ России: ОКБ «Сухого», ОКБ «Камова», РГНИИ ЦПК им. Ю. Гагарина, РКК «Энергия». Форма занятий – экскурсионная.

Практические занятия: Подготовка и участие в читательской конференции «Крылья нашей Победы». Экскурсия на аэродром для ознакомления с лётной техникой и техникой выполнения парашютных прыжков, знакомство с работой авиационных служб. 

10. Дискуссионный клуб.

Игра-путешествие «Школа вежливости», Дискуссия «Свободное время и твоё здоровье», Диспут «Сделай свой выбор».

Практические занятия: 

Подготовка вечера вопросов-ответов.

11. Социальное проектирование.

Методы социологического опроса, встречи, тренинги. Практика интервьюирования.

Практические занятия: Участие в социальном проекте «Добрые дела нашему микрорайону», Дискуссия «Традиции в патриотическом воспитании».

12. Итоговое занятие

Обсуждение итогов и перспектив дальнейшего обучения.

Литература

Литература для педагогов.

  1. Беледин Ю. Не последнее слово моё и ваше. - Волгоград: Современник, 2003.
  2. Библиотека журнала «Вожатый века», 2004
  3. Журнал «Авиация и космонавтика».
  4. Журнал «Военные знания».
  5. Журнал «Научно-популярный журнал ВВС».
  6. Журнал «Патриот Отечества».
  7. Майоров А.В. Звёзды Победы. Авиация и космонавтика.  - Волгоград ГУ: Издатель, 2003.
  8. Шаталов В.А. Трудные дороги космоса. - М.: Полет, 1981.
  9. Шахиджанян В. Учимся говорить публично. - М.: Вагриус, 2006.

Литература для обучающихся:

  1. Безымянская О. Секреты школьных праздников. - М.:  Айрис Пресс Рольф, 2001.
  2. Будур Н. «Этикет на каждый день». - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  3. Газета для организаторов внеклассной работы «Последний звонок».
  4. Книга вожатого «Орлёнок». - М.:  Собеседник, 2005.
  5. «Лабиринты общения, или как ладить с людьми». - М.:  ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2006.
  6. Лучшие тесты для девушек. – Минск: Харвест, 2006.
  7. «1000 заданий для весёлой компании». - М.:  АСТ-ПРЕСС СКД, 2006.
  8. Произведения Великой Отечественной войны на уроках и во внеклассном чтении учащихся. – Самара: Панорама, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Школьный музей»

Образовательная программа "Школьный музей " определяет основные направления деятельности школьного историко-краеведческого музея ГБОУ Школы №2083.Может быть использована во внеурочной деятельности, в ...