Михаил Иванович Глинка (беседы у рояля)
материал по теме

Концерт был проведён в отделении дополнительного образования. 
Исполнители: солистка областной филармонии Юлия Попова, концертмейстер: Рыжникова И.Ю.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glinka.tekst_.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Михаил Иванович Глинка

Дорогие друзья!

Сегодняшнюю нашу встречу, наш музыкальный салон мы посвящаем творчеству великого русского композитора М.И. Глинки.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской области в семье обеспеченного капитана-отставника Ивана Николаевича. Мальчик тихий, болезненный, короткий. Нельзя было представить, чтобы он высунул кому-нибудь язык, скорчил рожицу или в вспрыгнул на закорки. Однако он любил русскую историю и культуру. Любимым инструментом детстве были колокольчики. он мог часами названивать их, любил колокольные переливы и звуки тройки. Да и с воспитательницей Глинке повезло. Это была крепкая старушка Авдотья Ивановна, которая, баловала своего любимца народными сказками, былинами и песнями. Детство проходило в захолустном селе на Смоленщине.

Перенесемся в 1810 год обстановка в селе Новоспасском была далекой от творческой. Напротив, там царила типичная обломовщина. Но жизнь типичного сорванца-барчука не привлекала Михаила Глинку. Причина была не только в темпераменте нездоровье, главное -  его влекла любовь к искусству.

В доме Глинок часто собирались гости, устраивались вечера с танцами, исполнением пьес на фортепиано и различных ансамблей. Будущий композитор и его младшая сестра Полинька принимали самое активное участие в таких музыкальных мероприятиях.  

Получив домашнее образование, Глинка умел уже играть на фортепиано и немного на скрипке и флейте. Часто в домашних концертах участвовал оркестр крепостных музыкантов Мишиного дядюшки Афанасия Андреевича

Полька B-dur

        А теперь перенесемся в Санкт-Петербург 1817 года. Образование Глинка получил вполне приличное. Его определили в Благородный пансион при главном педагогическом институте в Петербурге. Тоже своего рода лицей. Более того, его наставником стал Вильгельм Кюхельбеккер, выпускник Лицея и большой приятель Александра Сергеевича Пушкина, который, приходя в гости, часто общался с его воспитанниками.

Вальс S-dur

По окончании пансиона Михаил Иванович поступил на службу в ведомство путей сообщения, но в скором времени вышел в отставку. Портфель чиновника ему был не интересен. Интересно другое – сочинительство. А сочинять Глинка начал одновременно с окончанием пансиона.

Одним из первых опытов в сочинении с текстом, написанных в 1825 г., стал романс «Не искушай» на слова  Е. Баратынского. Это произведение сам Глинка считал своей первой творческой удачей. В романсе проявляется глубокое чувство поэзии, слышна певучесть поэтической речи. Мелодия удивительно проста и естественна и в то же время полна теплотой чувства, выразительностью, в ней уже можно ощутить индивидуальный творческий почерк молодого Глинки, сказывающийся в красоте и особой пластичности мелодии

«Не искушай» (Переложение для скрипки и фортепиано)

Создав себе первый успех на вариациях модных романсов и арий, он постепенно задумывается о работе над русским национальными произведениями. Он понимает, что чтобы стать настоящим профессиональным музыкантом, надо учиться музыке по-настоящему. В то время человеку, желающему стать композитором в России, учиться было не по чему и негде, поэтому весной 1830 года Глинка принимает решение уехать. И он отправляется в Европу в надежде, что итальянские и французские мастера научат его облекать в прекрасную форму русскую народную музыку, и она будет известна всему миру.

Три года в Австрии, Германии и Италии Глинка шлифовал свое мастерство, учился у великих композиторов Мендельсона, Берлиоза.  Залы на его концертах были переполнены. Его пьесы издавали знаменитые издательства. Европа рукоплескала Глинке и называла его «величайший русский маэстро».

Романсы: «Венецианская ночь», «Я здесь, Инезилья»

Пребывание за границей было прервано смертью отца. Глинка вернулся. Всё, написанное во время путешествий по Европе, убедило Глинку, что идет не своим путем, что жители севера чувствуют иначе, чем европейцы. У русских либо неистощимое веселье, либо горькая слеза. Тоска по отчизне привела Глинку к мысли писать по-русски. Писать не итальянскую, а русскую музыку.

Когда Глинка надумал приняться за русскую оперу, Василий Андреевич Жуковский искренне одобрил намерение композитора. Сюжет, подсказанный им, взят из истории русского народа – подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина, который завёл врагов в непроходимый лес, тем самым обрекая их на гибель и погиб сам.

Премьера состоялась в ноябре 1836 года. Успех оперы был совершенным, а император в знак восхищения подарил Глинке бриллиантовый перстень и назвал композитора великим мастером.

Вальс из оперы «Иван Сусанин» (переложение в 4 руки)

В это же время Глинка издаёт «Собрание музыкальных пьес» и пишет для своей сестры Елизаветы Ивановны, находившейся тогда с больным племянником в Петербурге, ноктюрн «Разлука». Это сочинение уже можно отнести к периоду полного расцвета творческого гения Глинки. Пьеса замечательна по яркой и оригинальной мелодии, по силе чувства, по зрелому мастерству и является практически лучшей фортепианной пьесой Глинки, относится к произведениям, имевшим основополагающее значение в развитии жанра русской фортепианной лирической миниатюры.

Ноктюрн «Разлука» (переложение для скрипки и фортепиано)

В 1840 году, уже будучи женатым, Глинка знакомится с Екатериной Керн, к которой у него возникают пламенные поэтические чувства. Подобно А. Пушкину, вручившему своей возлюбленной, Анне Петровне Керн, свои лучшие стихи « Я помню чудное мгновенье», М. Глинка спустя 15 лет, посвящает свой лучший романс на эти стихи также своей возлюбленной – её дочери, Екатерине. В романсе идеально сливаются пленительные стихи выдающегося поэта и вдохновенная музыка выдающегося композитора.

«Я помню чудное мгновенье» (стихи А. Пушкина)

После смерти Пушкина Глинка решил написать оперу на сюжет поэмы Руслан и Людмила. В 1842 году состоялась премьера этой оперы, которая оглушительно провалилась.

По воспоминаниям современников, 1 и 2 акты прошли благополучно, а в пятом акте императорская фамилия покинула театр. Кругом повторяли фразу Великого Князя Михаила Павловича: «своих солдат вместо ареста я предпочитаю отправлять на оперу Глинки. Более ужасной пытки я придумать не могу».

Родина отвернулась от Глинки: опера провалилась заказов не стало. Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие — на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус.

Труды Глинки скоро увенчались новым большим творческим успехом осенью 1845 года им была создана увертюра «Арагонская хота». В письме Листа к В. П. Энгельгардту мы находим яркую характеристику этого произведения «... мне очень приятно... сообщить Вам, что «Хоту» только что исполняли с величайшим успехом... Уже на репетиции понимающие музыканты... были поражены и восхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством!

Арагонская хота, ГААНТ имени Игоря Моисеева (видео)

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине.

Сестра перевозила его прах на родину в Россию, а чтобы обращались с сим скорбным грузом осторожно, на картоне, накрывавшем гроб, написала: «фарфор». Так сбылось предсказание А.С. Пушкина: «Глинка уж не глинка, а фарфор»

Литература

  1.  М. Шорникова «Русская музыкальная классика»
  2. В. Васина – Гроссман «М. И. Глинка»
  3. В.В. Успенский, «Глинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Иванович Глинка опера «Руслан и Людмила».

Показать взаимопроникновение русской   литературы и русской классической музыки при  создании сказочно-эпического оперного жанра....

Урок письма и развития речи Тема: «Изложение – описание по картине Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) »

Данный урок  используется для обучения логике  и композиции текста; для обогащения словаря, фразеологии, синтаксиса, для обучения жанрам – повествованию, описанию и рассуждению; для вос...

Мой прадедушка Гусев Михаил Иванович

Я расскажу вам о своём прадедушке Гусеве Михаиле Ивановиче, которому выпало на себе испытать всю тяжесть сталинских лагерей. Я  считаю, что жизнь и труд простых людей делают историю страны....

Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.

Проект  « Классическая музыка в детском саду.»...

Сценарий музыкально-литературной композиции «Александр Сергеевич Пушкин в музыке Михаила Ивановича Глинки»

Сценарий знакомит  с биографией и творчеством М И..Глинки и с произведениями, написанными на тексты А.С.Пушкина...

Сценарий музыкального салона: "Чайковский. Времена года" (беседы у рояля)

Концерт был проведён в отделении дополнительного образования. Исполнители: концертмейстеры Рыжникова И.Ю., Баева Е.А.Во время концерта был использован видеоряд Бариновой И....

Зорь весенних цвет душистый (беседы у рояля)

Концерт был проведён в отделении дополнительного образования. Исполнители: концертмейстер: Рыжникова И.Ю., педагоги: Судзиловская А.О., Шмырова А.А., а также учащиеся Образцовой хореографиче...