Дополнительная образовательная программа "Шахматы"
рабочая программа по теме

Гуменяк Анастасия Степановна

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty_1-4_klassy_1.doc716.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Перечень методических материалов

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. 2 часть.

  1. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов

общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. –

40 с.

  1. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. - 2017.

Программа разработана в соответствии с программой :

  • И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы в школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)

Актуальность

  • условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений

  • трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

Цели программы:

  • способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,

  • реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков

— сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Задачи курса:

  • совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

2


  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;

  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив-ной деятельности;
  • умение осознанно решать творческие  задачи; стремиться к самореализации

Объем программы: В 1 классе программа рассчитана на четыре года обучения, во втором классе – три года обучения, в третьем классе – два года обучения, в четвертом классе – один год обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (первый год обучения – 34 часа в год, второй год обучения – 35 часов в год, третий год бучения – 35 часов в год, четвертый год обучения – 35 часов в год).

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Общая характеристика курса

Содержание теоретического раздела программы

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

Третий – четвертый год обучения предполагают обучению решения шахматных задач. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых

3


возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др. занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Формы контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений,

  • помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Содержание практического раздела программы

Первый год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю)

  1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

  1. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

4


"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

  1. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно

расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:

"Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

  1. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет

  • учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на

шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

5


"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под

ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с

"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

  1. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:

стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:

дан ли мат черному королю.

6


"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает

тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

  1. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

  • концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

  • концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;

  • объявлять шах;
  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Второй год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю)

  1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

  1. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее

7


(например: “Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог

спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь

(например: “Вторая горизонталь”).

"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.

Учитель уточняет ответы учащихся.

  1. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура силь-

нее? На сколько очков?”

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят

расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в

армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

  1. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.

“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на

8


одну из крайних вертикалей или горизонталей.

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется

наименьшее количество полей для отхода.

  1. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

  1. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

  • концу второго года обучения дети должны знать:

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

  • концу второго года обучения дети должны уметь:

  • записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

  • проводить элементарные комбинации.

Третий год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю)

  1. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

9


Дидактические задания

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в

игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в

которую белые не нарушают правил игры.

“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у

противника образовались сдвоенные пешки.

  • концу третьего года обучения дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;

  • что означают термин «дебют».

  • концу третьего года обучения дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

10


Четвертый год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю)

  1. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и

остаться с лишним материалом.

“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.

“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

  1. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”.

“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

  • концу четвертого года обучения дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;

11


  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • концу четвертого года обучения дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

  • точно разыгрывать простейшие окончания.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

12


Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

13


14


Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения (34 часа;1 час в неделю)

Тема занятия

Содержание

Виды деятельности.

Дата

урока

проведения

1. Шахматная доска (3 ч.)

Шахматная доска, белые

Чтение и инсценирование дидактической сказки

и черные поля,

«Удивительные приключения шахматной доски».

1

Знакомство с шахматной

горизонталь, вертикаль,

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.

доской. Белые и черные поля

диагональ, центр.

Чередование белых и черных полей на шахматной

доске. Шахматная доска и шахматные поля

квадратные. Расположение доски между партнерами.

2

Расположение доски между

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята

партнерами. Горизонтали и

– хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество

вертикали

полей в горизонтали. Количество горизонталей на

доске. Вертикальная линия. Количество полей в

вертикали. Количество вертикалей на доске.

Чередование белых и черных полей в горизонтали и

вертикали.

3

Диагональ. Большие и

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и

короткие диагонали

вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие

диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в

центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь»,

«Вертикаль», «Диагональ».

2. Шахматные фигуры(20ч.)

Белые, черные, ладья,

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,

слон, ферзь, конь, пешка,

король. Чтение и инсценировка дидактической сказки

4

Белые и черные фигуры

король.

И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране».

Дидактические задания и игры «Волшебный

5

Виды шахматных фигур

мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура»,

«Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

6

Начальное положение

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией.

(начальная позиция);

Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между

15


  1. Ладья. Место ладьи в начальном положении

  1. Ход ладьи.

  1. Слон. Место слона в начальном положении

  1. Ход слона

  1. Ладья против слона.

  1. Ферзь. Место ферзя в начальном положении

расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.


горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая

  • тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические

16


  1. Ход ферзя

  1. Ферзь против ладьи и слона.

  1. Конь. Место коня в начальном положении.

  1. Ход коня.

  1. Конь против ферзя, ладьи слона.

  1. Пешка. Место пешки в начальном положении

  1. Ход пешки


задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи

  • слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».

Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение»

17


(пешка против пешки, две пешки против одной, одна

пешка против двух, многопешечные положения),

«Ограничение подвижности».

20

Пешка против ферзя, ладьи,

Дидактические задания и игры» Перехитри часовых»,

коня, слона.

«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,

«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй

фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя,

пешка против ладьи, пешка против слона, пешка

против коня, сложные положения), «Ограничение

подвижности».

21

Король. Место короля в

Место короля в начальном положении. Ход короля,

начальном положении 1

взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить

нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт»,

22

Ход короля

«Перехитри часовых», «Один в поле воин»,

«Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король

против короля).

23

Король против других фигур.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых»,

«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,

«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй

фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита

контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король

против ферзя, король против ладьи, король против

слона, король против коня, король против пешки),

«Ограничение подвижности».

3.Шах (2ч.)

Шах, мат, пат, ничья, мат

24

Шах. Шах ферзем, ладьей,

в один ход, длинная и

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита

слоном, конем, пешкой. Защита

короткая рокировка и ее

от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические

от шаха

правила.

задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов»,

25

Открытый шах. Двойной шах

«Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».

4.Мат (5ч.)

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем,

пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем,

26

Мат. Цель игры. Мат ферзем,

ладьей, слоном, пешкой (простые приемы).

ладьей, слоном, конем, пешкой

Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один

ход».

27

Мат в один ход. Мат в один ход

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом

ферзем, ладьей, слоном, конем,

шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в

18


пешкой (простые примеры)

один ход».

28

Мат в один ход: сложные

примеры с большим числом

шахматных фигу

29

Ничья, пат. Отличие пата от

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на

мата. Варианты ничьей

пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

30

Рокировка. Длинная и короткая

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

рокировка

Дидактическое задание «Рокировка».

Шахматная партия (4ч.)

Самые общие

представления о том, как

31

Игра всеми фигурами из

Игра всеми фигурами из начального положения (без

начального положения

начинать шахматную

пояснения о том, как лучше начинать шахматную

партию.

партию). Дидактическая игра «Два хода».

32

Общие рекомендации о

Самые общие рекомендации о принципах

принципах разыгрывания

разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из

дебюта.

начального положения. Демонстрация коротких

33

Демонстрация коротких партий

партий.

34

Повторение программного

Повторение программного материала – викторина «В

материала.

стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального

положения.

Второй год обучения (35 часов;1 час в неделю)

Тема занятия

Содержание

Виды деятельности

Дата

урока

проведения

1.Повторение изученного

Повторение

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый

материала (3 ч)

программног

шаг  в  мире  шахмат».  Поля,  горизонталь,  вертикаль,  диагональ,

1.

Поля, горизонталь, вертикаль,

о материала,

центр.  Ходы  шахматных  фигур.

Шах,  мат,  пат.

Начальное

диагональ, центр. Ходы

изученного

положение.  Игровая практика (игра всеми фигурами из начального

шахматных фигур. Шах, мат,

за год

положения).

пат. Начальное положение

обучения

2.

Рокировка. Взятие на проходе.

Рокировка.  Взятие  на  проходе.  Превращение  пешки.  Варианты

Превращение пешки. Варианты

ничьей. Самые общие рекомендации о  принципах разыгрывания

ничьей.

дебюта.  Задания  на  мат  в  один

ход.  Демонстрация

коротких

19


партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой

армии»,

«Убери

лишние

фигуры»,

«Ходят

только   белые»,

«Неотвратимый мат». Игровая практика.

2. Краткая история шахмат

Рождение

Происхождение  шахмат.  Легенды  о  шахматах.  Чатуранга  и

(1 ч.)

шахмат. От

шатрандж. Шахматы  проникают  в Европу.  Просмотр диафильма

чатуранги к

«Книга  шахматной  мудрости.  Второй  шаг  в  мир  шахмат».

3.

Происхождение шахмат.

шатранджу.

Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.

Легенды о шахматах

Шахматы

проникают в

Европу.

Чемпионы

мира по

шахматам.

3. Шахматная нотация.

Обозначение

Обозначение  горизонталей,  вертикалей,  полей.  Дидактические

горизонталей

игры

и

задания

«Назови

вертикаль»,  «Назови  горизонталь»,

и вертикалей,

«Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу

4.

Обозначение горизонталей,

полей,

цель».

Игровая

практика.

На  этом

занятии

дети,  делая  ход,

вертикалей, полей

шахматных

проговаривают,  какая  фигура  с  какого  поля  на  какое  идет.

фигур.

Например: «Король с е1 – на е2».

5.

Обозначение шахматных

Краткая и

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального

фигур и терминов. Запись

полная

положения. Краткая  и полная шахматная нотация. Запись

начального положения

шахматная

шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной

нотация.

партии или фрагмента шахматной партии).

Запись

6

Краткая и полная шахматная

шахматной

нотация. Запись партии.

партии.

Запись

начального

положения.

4. Ценность шахматных

Ценность

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и

фигур.

фигур.

задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение

7.

Ценность шахматных фигур.

Сравнительн

материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш

Ценность фигур.

ая сила

материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.

Сравнительная сила фигур.

фигур.

8.

Достижение материального

Достижение

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и

перевеса

материальног

задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня).

20


о перевеса.

Игровая практика.

9

Ценность шахматных фигур.

Способы

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и

Способы защиты.

защиты.

задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы

защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение

атакующей фигуры, уход из-под боя).  Игровая практика.

10.

Защита.

Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита

атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие,

контратака). Игровая практика.

5. Техника матования

Две ладьи

Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или

одинокого короля.

против

мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В

11.

Две ладьи против короля.

короля.

угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая

Ферзь и

практика.

12.

Ферзь и ладья против короля.

ладья против

Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах

короля.

или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию»,

Король и

«В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая

ферзь против

практика.

13.

Техника матования одинокого

короля.

Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания

короля. Ферзь и король против

Король и

«Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю

короля.

ладья против

линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

короля.

Игровая практика.

14.

Ладья и король против короля.

Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания

«Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю

линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

6. Достижение мата без

Учебные

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

жертвы материала

положения

Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от

15.

Учебные положения на мат в

на мат в два

мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая

два хода в эндшпиле.

хода в

практика.

16

Цугцванг

дебюте,

миттельшпил

17

Учебные положения на мат в

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

е и эндшпиле

два хода в миттельшпиле.

Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от

(начале,

мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая

середине и

практика.

конце игры).

18.

. Учебные положения на мат в

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические

Защита от

два хода в дебюте.

игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата.

мата.

21


Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая

практика.

7. Шахматная комбинация.

Достижение

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

(15 ч.)

мата путем

Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая

19.

Матовые комбинации Тема

жертвы

практика.

отвлечения.

шахматного

20.

Матовые комбинации. Тема

материала

Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и

завлечения.

(матовые

задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

комбинации).

21.

Матовые комбинации. Тема

Матовые комбинации. Тема блокировки.  Дидактические игры и

блокировки.

Типы

задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

матовых

22.

Тема разрушения королевского

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

прикрытия.

комбинаций:

Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая

темы

практика.

разрушения

23.

Тема освобождения

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема

пространства и уничтожения

королевского

уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и

защиты

прикрытия,

задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

отвлечения,

24.

Другие темы комбинаций и

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание

сочетание темат. приемов

завлечения,

приемов.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода».

блокировки,

Игровая практика.

освобождени

25.

Комбинации, ведущие к

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

я

достижению материального

Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания

пространства

перевеса. Тема отвлечения.

«Выигрыш материала». Игровая практика.

,

Тема завлечения.

уничтожения

26.

Тема уничтожения защиты.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

защиты и др.

Тема связки.

Тема уничтожения защиты. Тема связки.  Дидактические игры и

Шахматные

задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

комбинации,

27.

Тема освобождения

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

ведущие к

пространства. Тема

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

достижению

перекрытия

Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая

материальног

практика.

о перевеса.

28.

Тема превращения пешки.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

Комбинации

Тема превращения пешки.  Дидактические игры и задания

для

«Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.

достижения

29.

Сочетание тактических

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

ничьей

приемов.

Сочетание тактических приемов.  Дидактические игры и задания

22


(комбинации

«Выигрыш материала». Игровая практика.

на вечный

30

Патовые комбинации.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

шах, патовые

Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

комбинации

31.

Комбинации на вечный шах.

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

и др.).

Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

32

Типичные комбинации в

Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания

дебюте.

«Проведи комбинацию». Игровая практика.

33.

Типичные комбинации в

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

дебюте (более сложные

Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая

примеры).

практика.

8.Повторение программного

Повторение

материала

программног

34.

Повторение программного

о материала,

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

материала

изученного

35.

Игровая практика.

за первый и

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

второй год

обучения

Третий год обучения (35часов;1 час в неделю)

Тема занятия

Содержание

Виды деятельности

Дата

урока

проведения

1.Повторение изученного

Повторение

материала (17 ч.)

программног

о материала,

1

Поля, горизонталь, вертикаль,

Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране.

изученного

диагональ, центр

Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй

за 2 год

2

Ходы фигур, взятие

шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,

обучения

центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки.

Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

3

Рокировка

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей,

полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись

4

Превращение пешки. Взятие

начального положения. Краткая и полная шахматная нотация.

на проходе

23


Шах, мат, пат

6

Начальное положение

7

Игровая практика.

8

Шахматная нотация

9

Обозначение горизонталей,

вертикалей, полей

10

Обозначение шахматных

фигур и терминов.

11

Запись начального положения

12

Краткая и полная шахматная

нотация

13

Запись шахматной партии

  1. Ценность шахматных фигур

Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат

  • два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).

24


  1. Пример матования одинокого короля

  1. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала

Практика матования

Игровая

17

одинокого короля (игра в

практика с

парах). Игровая практика с

записью

записью шахматной партии

шахматной

партии

2.ОСНОВЫ ДЕБЮТА (18 ч.)

Игровая

практика

18

Двух- и трехходовые партии.

Выявление   причин   поражения   в   них   одной   из   сторон.

Выявление причин поражения

Дидактическое задание “Мат  в  1 ход” (на втором  либо  третьем

в них одной из сторон

ходу партии).

19

Решение задания “Мат в 1

ход” Игровая практика 1

20

Невыгодность раннего ввода в

Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

игру ладей и ферзя.

21

Решение заданий “Поймай

Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата

ладью”, “Поймай ферзя”.

Игровая практика

25


  1. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

23

Решение заданий. Игровая

практика

24

Как отражать скороспелый

дебютный наскок противника..

25

“Повторюшка-хрюшка”

(черные копируют ходы

белых). Наказание

“повторюшек”.

26

Принципы игры в дебюте.

Быстрейшее развитие фигур.

Темпы. Гамбиты.

27

Наказание за несоблюдение

принципа быстрейшего

развития фигур.

“Пешкоедство”.

28

Принципы игры в дебюте.

Борьба за центр. Гамбит

Эванса. Королевский гамбит.

Ферзевый гамбит.

29

Принципы игры в дебюте.

Безопасное положение короля.

Рокировка.

30

Принципы игры в дебюте.

Гармоничное пешечное

расположение. Какие бывают

пешки.

31

Связка в дебюте. Полная и

неполная связка.

32

Решение заданий. Игровая

практика

  1. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты

Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.

Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.

Дидактическое задание “Выведи фигуру”.

Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.

Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”.

Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.

Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.

Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.

26


34

Игровая практика.

Повторение

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

35

Повторение изученного о

программног

дебюте.

о материала,

изученного

за второй и

третий год

обучения

Четвертый год обучения (35 часов;1 час в неделю)

Тема занятия

Содержание

Виды деятельности

Дата

урока

проведения

1. ОСНОВЫ

МИТТЕЛЬШПИЛЯ

1

Самые общие рекомендации о

Игровая

том, как играть в

практика

миттельшпиле.

  1. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

3

Открытое нападение.

Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

Открытый шах. Двойной шах.

4-5

Решение задания “Выигрыш

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш

материала”. Игровая практика

материала”.

  1. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

  1. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты

27


8

Темы связки, “рентгена”,

Игровая

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш

перекрытия

практика

материала”.

9

Другие темы комбинаций и

Игровая

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш

сочетание тематических

практика

материала”.

приемов.

10

Решение заданий. Игровая

практика

11

Патовые комбинации.

Дидактическое задание “Сделай ничью”.

Комбинации на вечный шах.

12

Решение заданий. “Сделай

ничью”. Игровая практика

13

Классическое наследие.

“Бессмертная” партия.

“Вечнозеленая” партия.

14

Игровая практика

15

Ладья против ладьи. Ферзь

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш

против ферзя. Ферзь против

фигуры”.

ладьи (простые случаи).

16

Решение заданий. Игровая

практика

17

Ферзь против слона. Ферзь

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш

против коня. Ладья против

фигуры”.

слона (простые случаи). Ладья

против коня (простые случаи).

  1. Решение заданий. Игровая практика

19

Матование двумя слонами

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

(простые случаи

20

Матование слоном и конем

Игровая

(простые случаи)

практика

21

Решение заданий. Игровая

практика

28


22

Пешка против короля. Когда

Дидактическое задание “Квадрат”.

пешка проходит в ферзи без

помощи своего короля.

Правило “квадрата”.

23

Решение заданий

Игровая

практика

24

Пешка против короля. Белая

Игровая

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи

пешка на седьмой и шестой

практика

пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить

горизонталях. Король

королем?”.

помогает своей пешке.

Оппозиция.

Решение заданий. Игровая

практика

25

Пешка против короля. Белая

Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”,

пешка на пятой горизонтали.

“Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

Король ведет свою пешку за

собой.

26

Решение заданий. Игровая

Игровая

практика

практика

27

Пешка против короля. Белая

Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к

пешка на второй, третьей,

ничьей”.

четвертой горизонталях.

Ключевые поля

28

Решение заданий. Игровая

Игровая

практика

практика

29

Удивительные ничейные

положения. Два коня против

короля. Слон и пешка против

короля. Конь и пешка против

короля

30

Решение заданий. Игровая

практика

2.Основы эндшпиля (2ч.)

31

Общие рекомендации о том,

29


как играть в эндшпиле

  1. Игровая практика

3.Повторение (3ч.)

  1. Повторение программного материала

  1. Игровая практика

  1. Игровая практика

Материально-техническое обеспечение

  • шахматные доски с набором шахматных фигур
  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
  • шахматные часы

  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

  • мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»

30


Перечень ключевых слов.

Безопасная позиция короля        НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Белые и черные поля        Начальное положение (начальная позиция)

Борьба за центр        Оппозиция

Быстрейшее развитие фигур        ОСНОВЫ ДЕБЮТА

Гамбиты        ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Гармоничное пешечное расположение        ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Горизонталь, вертикаль        Открытое нападение

Двойной удар        Открытый шах

Двойной шах        Пат

Двух- и трехходовые партии        Понятие о темпе

Детский мат и защита от него        Правило “квадрата”

Диагональ        Принципы игры в дебюте

длинная и короткая рокировка        Рождение шахмат

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ        Связка в дебюте

МАТЕРИАЛА        Связка в миттельшпиле

Достижение материального перевеса        Способы защиты

Запись начального положения        Сравнительная сила фигур

Запись шахматной партии        Тактические приемы

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ        ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО

НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ        КОРОЛЯ

Игра на мат с первых ходов        ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

Ключевые поля        ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Краткая и полная шахматная нотация        Ценность фигур

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ        Чемпионы мира по шахматам

Мат        Шах

Мат в один ход        Шахматная доска

Матовые комбинации на мат в 3 хода        ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Наказание “пешкоедов”        ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. (Белые, черные,

ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король)

Элементарные окончания.

31


Список литературы

Дидактические шахматные сказки

  1. Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.

– М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

  1. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

  1. Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.

  1. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

  1. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.

  1. Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.

  1. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.

  1. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

  1. Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра.Ильин Е. Приключения Пешки.

– М.: ФиС, 1975.

  1. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир.Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.

  1. Сухин И. Волшебная игра.

Художественная литература для детей по шахматной тематике

  1. Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.

  1. Томин. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками

32


Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ). Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях. Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев). Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...