Игра по русскому языку
методическая разработка (6 класс) на тему

Кольцова Марина Сергеевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_igra_6_kl_prezentatsiya.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра для учащихся 5-6-х классов "Час занимательного русского языка"

  • Кольцова Марина Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Проверить знания и умения учащихся 5-6 классов по общим вопросам русского языка.
  2. Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников.
  3. Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

Оборудование: презентация, плакаты.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
»

А.И.Куприн

«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше. 
Березовая роща. Свет сквозной. 
Небесный дождь, просыпанный по крышам.»

К. Бальмонт

Ход игры

I. Представление команд.

Команда 1.

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Команда 2.

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

II. Разминка.

Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.

  • «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
  • Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
  • Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
  • Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
  • Как называется школьный известняк? (Мел.)
  • Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
  • Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
  • Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
  • Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
  • Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
  • В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
  • Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

III. Основная часть.

Конкурс 1. Постижение народной мудрости.

Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

  • Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
  • Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
  • У него глаза велики. (У страха.)
  • Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
  • Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
  • Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
  • Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.

Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:

Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...

Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?

Этот автор спит в портфеле,
Этот 
пони – день недели.
Этот 
плот – из полотна,
Этот 
рак сильней слона,
Эта 
марка ест бананы,
Этот 
сыр – с лесной поляны. (Слайд 7)

Ответы:

  • Авторучка.
  • Понедельник.
  • Полотенце.
  • Трактор.
  • Мартышка.
  • Сыроежка.

Конкурс 3. Расставьте гласные.

Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Дети:

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)

Букву Е

БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ

Команды получают задание на карточках:

Букву О

КН – окно
ГРХ – горох
КЛКЛ – колокол
ТПТ – топот
БЛТ – болт
ПКЙ – покой
ГРН – горн
ТРН – трон
КРК – окорок
ГЛТК – глоток

Букву У

СД – суд
ШРП – шуруп
КСС – уксус
КСТ – куст
БРНДК – бурундук

Букву А

БРН – баран 
ТК – атака 
РФ – арфа 
МРК – марка 
СТР – астра 
КРМН – карман 
БРК – барак 
ШЛШ – шалаш 
ФНТ – фант
ШРМ – шрам, шарм

Букву И

ПРЗ – приз 
PC – рис 
ЛЛЯ – лилия
ФЛН – филин
PC – ирис

Конкурс 4. Редактор.

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

  • Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
  • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
  • У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
  • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
  • Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)
  • Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Конкурс 5. Устная речь.

Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:

Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь: 
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность 
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв, 
Взаперти, как птицы в клетках, 
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда, 
В быт обыденный верни, 
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой. (Слайд 12)

  1. Не ударить в грязь лицом.
  2. Держать себя в руках.
  3. Мелькнуть, как молния.
  4. Игра не стоит свеч.
  5. Стрелять без промаха.
  6. Во что бы то ни стало.
  7. Не находить себе места.
  8. Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

Конкурс 6. Найди ошибки.

Карточка.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. 
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

Конкурс 7. Веселая грамматика».

Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:

Существительное – школа,
Просыпается – глагол. 
С прилагательным 
веселый 
Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье, 
Бьет числительное 
семь
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично 
На уроках дорожим. 
Соблюдаем мы привычно 
Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы, 
Их нам надо повторять
И при этом 
не лениться 
И 
ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях. 
Здесь особенно уместны 
Междометья 
ох и ах!

А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!

Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд 15)

  • храбрый
  • сильный
  • гордый
  • мудрый
  • грубый
  • веселый
  • умный
  • крепкий
  • смелый
  • добрый
  • болтливый
  • богатый
  • хвастливый
  • ленивый
  • бедный

IV. Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

- Здравствуй!
- Привет! 
- Что ты несешь? 
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел... 
- Что не сумел? 
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то? 
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет. 
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь? 
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит. 
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет. 
- Тамарка? 
- Ага.
- И ничего, симпатичная? 
- Красивая! Зеленая такая. 
- То есть как? 
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые? 
- У кого волосы? 
- Да у Тамарки-то. 
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Вопросы и ответы для геймов.

1 гейм «Разминка»

1. В названии какого города одно имя мальчика и сто имён девочек? (Севастополь)

2. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

3. Какой город летает? (Орёл)

4. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)

5. Единица фонетики. (Звук)

6. Какая земля никогда не стареет? (о. Новая Земля)

7. Слово, в котором сто букв Й. (СтоЙ)

8. Изменяемая часть слова. (Окончание)

9. Сколько гласных букв в алфавите? (Десять)

10. Как правильно сказать слово «балерина» по отношению к лицу мужского пола?

(Артист балета)

2 гейм «Заморочки из бочки».

1-я заморочка. Как образовалось слово «неделя»?

  • Это старое название воскресенья, т.к. в этот день ничего не делали. В современном украинском языке воскресенье и сейчас называется «неделя».

2-я заморочка. Как образовалось слово «каникулы»?

  • В Древнем Риме так называли период с 22 июня по 23 августа – Солнце находится в созвездии Пса. В латинском языке canicyla – собачка. Потом – летний перерыв в учебных занятиях, а затем и другие перерывы.

3-я заморочка. Как образовалось слово «рубль»?

  • В Древней Руси мерой цены служили серебряные бруски. Если вещь стоила меньше, чем стоил брусок, от него рубили такую часть, которая была нужна, и эть куски называли «рубли».

4-я заморочка. «Красной нитью проходит эта мысль через всё сочинение», - говорим мы. Откуда пришло это выражение?

  • Из Англии. После того, как в 1776 году во все канаты английского флота стали

вплетать красную нить.

3 гейм. «Ты – мне, я - тебе».

Вопросы готовят команды друг другу заранее.

4 гейм «Дальше, дальше…»

1. Название части слова, включающее в себя одну гласную букву. СЛОГ

2. Звук, состоящий из голоса. ГЛАСНЫЙ

3. Слова одной части речи, разные по звучанию, но одинаковые по значению. СИНОНИМЫ

4. Какая буква русского языка стоит всегда под ударением? Ё

5. Река, которую можно срезать ножом? ПРУТ

6. То, сто означает существительное. ПРЕДМЕТ

7. Слова, одинаковы по звучанию, но разные по значению. ОМОНИМЫ

8. С какой самостоятельной частью речи не употребляются предлоги? ГЛАГОЛ

9. Часть слова без окончания ОСНОВА

10. Какой суффикс «помогает» корням с чередованием? А

11. Сколько звуков в слове «моя»? 4

12. Слова одной части речи, противоположные по значению? АНТОНИМЫ

13. У каких глаголов окончание находится перед суффиксом? ВОЗВРАТНЫЕ – перед-СЯ-

14. Принятое порядковое расположение букв. АЛФАВИТ

15. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. ДАЛЬ

5 гейм «Тёмная лошадка»

1-я подсказка. Эта дама очень важна в государстве Русского языка. Особенно она важна при написании слов и их форм. (3 балла)

2-я подсказка. Это раздел науки о языке (2 балла)

3-я подсказка. Если от её названия образовать имя прилагательное, то с ним будут сочетаться существительные: значение, форма. (1 балл)

Ответ: ГРАММАТИКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")

Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....

Игра по русскому языку " Как мы знаем русский язык"

Цели: расширить  знания учащихся по русскому языку,  развивать внимательность, сообразительность, собранность; воспитывать интерес к урокам русского языка, любознательность....

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра» «Мир русского языка».

Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении   рус...