Мастер-класс "Команда" для обучающихся 7-10 классов
план-конспект занятия (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Горбунова Галина Семёновна

Данный мастер-класс проводится в рамках программы объединения "Лидер" МКОУ ДО Таловского детско-юношеского центра им. Титова Ю.Т. Участники мастер-класса  -  обучающиеся 7-10 классов. Цель занятия: акутализация понятий "команда", коллектив", "стадии развития коллектива" (по А.Н. Лутошкину). В мастер-классе сочетаются теоретический материал и практические задания, упражнения, игры. Участникам предлагается работать в парах, в группах, индивидуально. Задания подобраны так, чтобы участникам было интересно, при этом занимательность не заслоняет серьезного и нужного подросткам содержания. На занятии им предлагается подумать о своем коллективе, о степени сплоченности его участников. Мастер-класс "Команда" проводился не только для обучающихся объединения "Лидер", но и для участников районной школы актива, получив высокую оценку педагогов и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_komanda.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

“Команда”

Цель: актуализация понятий «команда» «коллектив», «стадии развития коллектива» (по А.Н. Лутошкину), развитие умения оценивать собственный коллектив, степень его организованности, сплоченности.

Вместе: Всем привет!

Катя: Это - Настя!

Настя: А это - Катя!

Катя: Мы приготовили для вас интересный мастер-класс!

Настя: Но сначала давайте познакомимся.

Упражнение «Откроем сердца друг другу»

Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет свое имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков - достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину.

 Настя. Наверное, пора сообщить тему мастер-класса? Я предлагаю вам посмотреть на картинки (ПОРТРЕТ КОМАНДЫ). Догадались?

ТЕМА: «КОМАНДА»  (на мольберт)

Катя: Как вы думаете, что такое команда и что это слово  обозначает? Варианты ответов. (Команда – это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого.) (На мольберт)

Настя: (Упражнение 2.) Попробуем создать группы людей. Сыграем в  «5 общих признаков».  Сыграем в игру «Молекула» (1-5) . В каждой подгруппе необходимо найти 5 признаков, которые объединяют участников. Узнайте интересы, увлечения, любимые игры, фильмы друг друга. Вы работаете  в течение 5 минут. Также нужно дать название группы по общим признакам, которые выделили участники, потом представиться. Время пошло!  

ГРУППЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ, им задают вопросы.

Итог: Легко ли было выделять общие признаки?

 Можно ли вас назвать командой?

 Что должно вас объединить в команду? (ОБЩАЯ ЦЕЛЬ, ДЕЛО)

Катя: Теперь у нас _____ команд. Сейчас я хочу предложить вашим командам цель: объединиться и проявить внимание. Ведь вы не просто мальчишки и девчонки, а клавиши клавиатуры. (раздать буквы слов:  «Один за всех, все за одного»).

Настя: Подсказка: это слова пословицы о дружбе, взаимоотношениях в настоящей команде

ИГРА «КЛАВИАТУРА»: ведущий называет букву из фразы, тот, у кого эта буква, быстро поднимается  с места.

А теперь назовите все вместе эту пословицу!

Итог: Умение договориться и отвечать за всех - одно из требований хорошей команды.

Настя: Я предлагаю вам в течение 3 минут подумать и назвать по два признака коллектива, который можно назвать командой. Это будут качества успешной команды. Время пошло! (качества успешной команды записываются на мольберте).

Катя: Успешную команду можно назвать коллективом. Известный педагог Анатолий Николаевич Лутошкин разработал стадии развития коллектива. Их 5.

КОРОБОК С ПРЕДМЕТАМИ-СИМВОЛАМИ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ.

Настя: 1. Песчаная россыпь. Это коллектив, где люди не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.

Катя: 2. Мягкая глина. На этой стадии каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет взрослый руководитель, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования взрослого. Он играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

Настя: 3. Мерцающий маяк. Здесь взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Взрослый сопровождает, консультирует. Дети способны на крупное дело.

Катя: 4. На стадии «Алый парус» происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Девиз: Один за всех и все за одного. Дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Участники команды считают: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя» Появляется внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

Настя: 5.Самая высшая стадия - Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты руководителю, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничеству. Все могут договориться, прийти к соглашению. Команду можно назвать сплоченной и эффективной.

Настя: Давайте проверим, как вы запомнили.

- Высшая стадия развития коллектива?

- Первая стадия развития коллектива?

- Какая стадия следует после песчаной россыпи?

- Какая стадия выше: «алый парус» или «мерцающий маяк»?

Катя: На какой стадии находится коллектив, который вы представляете? Почему?

Настя:  Группа не должна останавливаться в своем развитии, должны происходить подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию. Хорошо помогает общее дело.

Катя: Мы предлагаем вам общее дело: создать портрет команды из фрагментов.

- Как вы думаете, что символизирует картинка?

Настя: Наш мастер-класс завершается, нам очень важно узнать, был ли он вам интересен. Я предлагаю каждому занять место у наших листов честности. («Интересно», «Нейтрально», «Скучно»)

Катя: Спасибо, нам с вами было интересно, надеемся, мастер-класс был полезен. Нам очень важно ваше мнение. И на прощание предлагаем стать в орлятский круг и спеть песню «Оркестр».

Упражнение 3  «Веселый человечек» (Для участия приглашаются 6 человек . перед вами игрушка человечек. К ногам, рукам и голове привязаны веревочки. Задача команды: распределить роли управления куклой между собой, пройти один метр куклой.  Задание усложняется: человечек должен пройти полосу препятствий. Если падает, задание возобновляется.

Настя: Упражнение “У кого?”

Играющие садятся по кругу на стулья. Ведущий стоит в кругу и задает вопрос: У кого?

- белый цвет в одежде;

- голубые глаза;

- короткие волосы;

- есть пуговицы и т.д.

Все должны внимательно прослушать вопрос, встать и переместиться на освободившийся стул. Ведущий, задавая вопрос, старается так же сесть и занять чужое свободное место. Тот, кто остается без места становится ведущим, который задает следующий вопрос. Игра должна быть эмоциональной, с быстрой сменой мест.

Команда характеризуется рядом признаков, какие вы знаете признаки? ( команда состоит из двух человек или более; члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей; команда имеет свою индивидуальность свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов; для команды характерны сложившиеся связи как внутри команды, так и вне ее – с другими командами и группами; команда имеет ясную, упорядоченную и экономичную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач; команда периодически оценивает свою эффективность.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Специальные и подготовительные упражнения в обучении техническим приёмам в волейболе для обучающихся 6-х классов»

Мастер-класс «Специальные и подготовительные упражнения в обучении техническим приёмам в волейболе для обучающихся 6-х классов» проходил в рамках городского методического семинара учителей физической ...

Итоги эксперимента (2008-2013 гг.) «Развитие интеллектуальных возможностей обучающихся средствами учебных текстов, учебных пособий по математике для обучающихся 5-9 классов серии МПИ» (Математика)

Тема эксперимента: «Интеллектуальное воспитание учащихся на уроках математики средствами учебных текстов серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект.)».Цель МПИ-проекта: средствами содержания математ...

рабочая программа по коррекции устной и письменной речи обучающихся, имеющих ФНР, ФФНР и ОНРIII уровня (для обучающихся 2-4 классов)

В пояснительной записке описаны все особенности коррекционной работы на каждом этапе.Дано календарно тематическое планирование по классам и для индивидуальных занятий....

Тесты для обучающихся 5-11 классов, и обучающихся с ОВЗ

Тесты для обучающихся 5 - 11 классов могут быть использованы при закреплении домашней работы, при дистанционном прохождении материала в актированные дни, для детей с ОВЗ....

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1-4 класса, 5-9 класса, 10 класса

Рабочая программа составлена в соответствии требованиям ФГОС...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...