Мастер-класс "Пойми меня, или Культура общения лидера" для обучающихся 7-10 классов
план-конспект занятия (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Горбунова Галина Семёновна

Данный мастер-класс проведен в рамках реализации программы объединения "Лидер" МКОУ ДО Таловского детско-юношеского центра им. Титова Ю.Т. участники мастер-класса  -  обучающиеся 7-10 классов, посещающие объединение "Лидер", а также участники районной школы актива. В ходе мастер-класса ведущий напоминает участникам о правилах эффективного общения, о необходимости развивать речь, читая книги. В рамках мастер-класса проводятся игры, упражнения, работа в группах, парах, индивидуально. Это помогает сделатьзанятие интересным и полезным для подростков, которые активно включаются в работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kultura_obshcheniya_lidera.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Пойми меня, или культура общения лидера».

Тема: «Пойми меня, или культура общения лидера».

Ведущий: Анастасия К.

Дата проведения: ноябрь 2018 года

Предполагаемое время проведения: 40 минут.

Цель мастер-класса: знакомство с правилами общения в команде.

Задачи:

- знакомство с понятиями «коммуникатор», «реципиент», «вербальное и невербальное общение»,

- отработка навыков четкой и правильной речи,

- знакомство с играми, помогающими развивать культуру речи.

Оборудование: мяч, магнитная доска, магниты, таблички с терминами, листы для записи и ручки, сумка, рисунок гитары, ноты, гитара.

Раздаточный материал: листы для записи.

Ожидаемые результаты.

Актуализация знаний о правилах общения в команде, знакомство с понятиями «коммуникатор», «реципиент», «вербальное и невербальное общение», отработка навыков четкой и правильной речи, знакомство с играми, помогающими развивать культуру речи.

Ход мастер-класса.

  1. Вводная часть.
  1. Оргмомент

Привет, меня зовут Настя …

Давайте познакомимся, а поможет нам в этом волшебный мяч. Я бросаю вам мяч и называю свое имя, а вы называете свое имя и бросаете мне обратно.

У вас очень красивые имена. Думаю, наше общение будет очень приятным.

  1. Актуализация понятий, постановка темы.

А вы готовы к общению? Давайте ответим на этот вопрос в группах

(автор делит участников на 4 группы сегментарно) по-разному: на карточках обозначено, как именно: кивнуть без слов, крикнуть «да», прошептать «конечно», сказать на английском.

Я поняла, что вы готовы к общению, поэтому предлагаю вам мастер- класс  «Пойми меня», или  культура общения лидера. (Название мастер-класса вывешивается на доску).

II. Основная часть.

1)Теоретическая часть.

На протяжении всей жизни мы общаемся. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором. Получающий ее - реципиентом. (размещает таблички на доске).

 Сейчас я для вас? (коммуникатор), а вы? (реципиенты)

В общении можно выделить: содержание, цель и средства. Что же такое общение, как вы думаете? (ответы ребят)

Давайте примем за основу это определение:

«Общение - это процесс взаимодействия между людьми, заключающейся в обмене информацией, в понимании друг друга» (размещает таблички на доске)

Общение характерно для любых живых существ.

Перед вами картинки, на которых животные «общаются». Чтобы вы сказали об этом общении?

Лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным и связанным.

Общение делится на два вида: вербальное и невербальное. (карточки размещает на доску)

Вербальное - это общение с помощью речи. Невербальное – это общение не предполагает использование звуков, речи, естественного языка – это обмен при помощи мимики, жестов, пантомимы. Такое общение способствует развитию и самосовершенствованию коммуникативных возможностей. (таблички)

  1. Практическая часть.

А сейчас я попрошу всех встать в круг, и мы поиграем в игру «Приветствие без слов»: каждый участник должен поздороваться с  большим количеством людей, продемонстрировав какое-то невербальное общение, а тот, с кем он поздоровался, должен ответить так же. (3мин)

Как вы думаете, какое приветствие было самым интересным, оригинальным?

На какую оценку от 1 до 5 вы умеете общаться? Кто оценивает свое умение общаться на отлично, поднимите правую руку!  Кто готов поставить себе «хорошо», подпрыгните! Если вы можете поставить себе тройку, хлопните в ладоши!

Что мешает вам выражать свои мысли с помощью  слов?

Всегда ли вас понимают? (ответы ребят)

Давайте проверим,  как успешно вы умеете говорить .

Я приглашаю сюда самого внимательного, обладающего большим словарным запасом.

Упражнение «Словарный запас». «Ты садишься спиной к группе и в течение 1-2 минут описываешь одного человека как можно более подробно.  Остальные должны узнать, о ком идет речь. (участвуют 2 человека)

Легко ли было выполнять задания игры? Хватило ли слов?

Что мешает нашему словесному общению? (записать на доске)

  1. Теоретическая часть.

Употребление собеседником, так называемых, слов-паразитов  - одна из вредных привычек. Как появляются лишние слова? (ответы ребят)

Слова-паразиты появляются, когда речь опережает мысль. Обрати внимание на эти слова. Они могут испортить любое впечатление. Грубо говоря, слова-паразиты появляются тогда, когда мы говорим быстрее, чем думаем. От этого все проблемы. Мы торопимся сказать, выразить мысль, а у нас просто не  хватает  словарного запаса.  Или мы еще не сформулировали мысль, а говорить уже начали.  Эдакий синдром  Трандычихи, правда, она говорила вполне себе нормально, только быстро.

Упражнение «Расстаемся со словами-паразитами». Хотите употреблять слова паразиты реже или же  избавиться от них,  напишите их на листочке, и эти листочки мы бросим в бездонную яму.  (сумка)

  1. Практическая часть.

Игра «Знатоки литературы». Чтобы исправить свою речь, мы должны больше читать. Но читать надо качественную литературу.

Давайте поделимся на 2 команды: каждая команда за 2 минуты должна написать как можно больше книг, произведений, которые вы читали. А потом от каждой команды мы позовём пару представителей  и устроим аукцион. Победит пара, назвавшая больше книг. (2 книги победившей паре; 2 мин - на запись книг, 3 мин - на аукцион).

Упражнение «Скороговорщики».

А еще нужно говорить внятно и разборчиво. Попробуем провести соревнования скороговорщиков. Каждая пара получает скороговорку, в течение 30 секунд ребята готовятся и потом  поражают нас  своим скороговорением!

Совет: говорите чётко и внятно.

Самой лучшей  паре похлопаем по коленочкам!

Для того чтобы правильно формулировать мысль, нужно начать писать сочинения  самому.
Поднимите руки те, кто хоть раз писал сочинения сам? Вы герои!
 Встаньте снова в круг, и мы поиграем в игру «Сломанный телефон».

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов.

Прошу оценить мой мастер-класс: я люблю гитару, поэтому предлагаю вам расположить эти ноты на гитаре (рисунок) так: чем ближе к грифу, тем выше ваша оценка.
Спасибо за общение, мастер-класс подходит к концу, приглашаю всех встать в орлятский круг и спеть песню «Алые паруса».

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью следующих методов и приемов:

- беседа,

- игры,

- упражнения.

-наблюдение.

Список литературы.

  1. Иствуд Атватер «Я вас слушаю»
  2. Л.Успенский «Слово о словах»
  3. Пол МакГи  «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе в форме деловой игры на тему "Культура речи - культура общения"

Задачи данного занятия заключаются в том, чтобы совершенствовать речевую культуру учащихся, формировать у них представление о необходимости соблюдения норм русского литературного языка, воспитыва...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Факультативный курс для 10 -11 классов «Реклама и речевая норма: культура речи и культура общения»

Данный курс  призван научить школьников эффективным коммуникациям на основе построения «общей стратегии взаимодействия», которая понимается как реклама в широком значении - как уместное и умелое ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» для обучающихся 5-7 классов

ПРОГРАММА                         внеурочной деятельности                    ...