Формы работы в детском объединении
учебно-методическое пособие (6 класс)

Антимонова Ольга Анатольевна

Методический материал для руководителей школьных детских организаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_v_detskom_obedinenii.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:


ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ПЕРВАЯ ГРУППА.

ЗАНЯТИЯ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ.

В этой группе мы предлагаем только 4 формы – разведку интересных дел, экскурсию, лагерь и поход, хотя занятий на открытой местности значительно больше. Но именно эти четыре формы имеют общие черты – они могут проводится только на природе. К тому же они развивают у ребят наблюдательность, способствуют получению новых умений, знаний, учат ориентироваться, быстро принимать решения. Каждая из этих форм может одновременно дополняться другой формой занятий.

Кроме того, эти формы дают значительные возможности для выбора содержания занятий и содействия саморазвитию ребят. Это позволяет, учитывая особую популярность этих форм среди воспитанников, использовать их даже для малых групп, а иногда и  индивидуально. Для нас особенно важно, что здесь наследник вступает в контакт с обществом, природой, культурой, историей и различными людьми.

РАЗВЕДКА ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ

Разведка позволяет получить новую  информацию как отдельному ребенку, так и группе наследников. Объекты разведки могут быть самые различные – жизнь людей, их обычаи, окружающая среда, природа, деятельность различных организаций и учреждений, представляющих общественный интерес для наследников. Помимо этого разведка служит для поиска интересных и полезных дел, дел по оказанию помощи нуждающимся людям и т.д. Это позволяет нашим воспитанникам лучше узнать окружающий мир.

Участие в разведке развивает у ребенка наблюдательность, способствует преодолению внутренней неуверенности, формирует умение завязывать контакты с ровесниками и взрослыми, развивает физические и психические функции, такие как: зрение, слух, наблюдение, мышление, память. Кроме того, разведка учит детей совместной работе в парах, микрогруппах или в больших коллективах, способствует проявлению и закреплению дружественных связей между ребятами.

Очень важное, основополагающее значение в развитии ребенка имеет факт самостоятельного сбора информации. Наследник иначе воспринимает знания, полученные от воспитателя, чем те, которые раздобыл сам, своим трудом, и может рассказать о них на сборе звена или отряда,т.к. он искал сам, а это очень важно и привлекательно!

Виды разведок интересных дел.

Исходя из практической цели сбора информации, используют различные виды разведок:

-        разведка-наблюдение,

-        разведка-интервью,

-        разведка-игра, упражнение,

-        разведка-экскурсия,

-        разведка-задание между сборами,

-        разведка-изучение документов.

Кратко рассмотрим эти виды:

Разведка-наблюдение. Основной способ разведки, сбора информации будет, соответственно, наблюдение. Например, наследники наблюдают в определенное время за жизнью улицы, определяют на ней опасные и безопасные места. Или ребята во дворе наблюдают за тем, во что и как чаще всего играют дети и что  можно было бы сделать для забав детей во дворе, кого для этого необходимо привлечь.

Тематика таких наблюдений самая разнообразная, но большую пользу ребятам принесет та разведка, которая предполагает только наблюдение. Чем младше ребята, тем задания должны быть более конкретными, ясными и тем подробнее придется объяснить задание.

Разведка-интервью

Данная разведка основана на разговоре с людьми, которые могут дать информацию на интересующую нас тему. Группа, проводящая интервью, должна иметь подготовленные вопросы. Они должны быть сформулированы с учетом возраста участников такой разведки. Чем младше дети, тем вопросы конкретнее. Для старших ребят, определяя задания разведки – интервью необходимо обозначит только проблему, а вопросы для людей они должны сформулировать сами.

Разведка-игра, упражнение

Чаще всего организуется наставником со следопытами и младшими наследниками. Наставник просит раздобыть информацию и одновременно учит, как это сделать, например, отметить все пункты служб быта в районе, узнать их адреса, телефоны, чтобы можно было быстрее помогать больным. Разведка может проходить в форме игры, где звенья сотрудничают.

Разведка-экскурсия

Экскурсия тогда становится разведкой, когда задание для участников основано на сборе информации по определенной теме. Например, во время экскурсии звена или отряда в лес, парк, музей, завод, руководящие учреждения.

Разведка-задание между сборами

Часто используемые в отряде  индивидуальные задания, данные следопытам или наследникам для выполнения между сборами. Задания могут быть различными – каждый собирает информацию на определенную тему, которая потом суммируется в единое  целое.

Разведка-изучение документов

В этом случае предполагается самостоятельный поиск и изучение документов. Может это поиск информации в прессе, книгах, архивах и т.д. Эту разведку лучше всего использовать со старшими  ребятами, для которых это не составит больших трудностей, а станет интересной и познавательной.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА

1. Перед началом разведки участникам необходимо объяснить ее цель, дать конкретные задания в соответствии с возрастом ребят. Следопыты или наследники перед выходом на разведку должны знать не только ее цель, но и каким должен быть результат.

2. Подобрать соответствующий заданию вид разведки. Сложно, например, узнать историю местности через наблюдения,  лучше поговорить с людьми и изучить документы.

3. Основное условие разведки – самостоятельный сбор определенной информации. Участники должны знать как начать, провести и закончить интервью, как провести наблюдение. Когда есть необходимость, педагог должен помочь ребятам  найти нужные объекты и т.д.

4. Подготовить условия разведки. Например, обозначить район для наблюдения, попросить заинтересованных лиц, чтобы подготовили документы для направляющихся к ним ребят.

5. Итоги каждой разведки должны быть подведены. В этот важный момент реализуется ее цель. Формы подведения итогов могут быть самые разнообразные. Отчеты звена или группы, предложения по выполнению конкретной работы, подготовка газеты, экспонатов на выставку, передачи школьного радио. Во время итогов надо оценить качество проведенной работы.

ЭКСКУРСИЯ

Экскурсия – одна из наиболее распространенных некогда форм работы. Она доступна для всех возрастных групп и может быть организована  в любое время года. Важно, что экскурсия может сочетаться с другими формами, например, игрой, разведкой и т.д.

Ребята в ходе экскурсии получают новые знания, умения и опыт. Эти знания усиливаются благодаря эмоциональным переживаниям.

Хорошо организованная экскурсия помогает формированию жизненных знаний, способствует познанию себя и других в различных жизненных ситуациях, помогает укреплению связей в коллективе через объединение вокруг общей цели.

Продолжительность экскурсии может быть небольшой, занимающей сбор или только часть его, а может быть и однодневной, в лесу, в окрестных достопримечательностях.

Невозможно назвать все виды экскурсий. Давайте возьмем за основу классификации цель и характер экскурсии.

Экскурсия на местности. В ее программу могут входить различные игры и спортивные развлечения. Наилучшим местом для этого служит лес, парк, роща. Экскурсия на местности доступна для каждой возрастной группы. Однако необходимо помнить, чтобы подбор содержания и степень трудности соответствовали физическим возможностям участников.

Природно-краеведческая экскурсия. Звено, отряд, группа идут, чтобы лучше узнать достопримечательности, тайны и красоты природы, учиться видеть прекрасное. На таких экскурсиях можно организовать разнообразные конкурсы, чтобы мальчишки и девчонки учились разгадывать загадки природы, соотносить знания, полученные в школе с реальностью.

Научно-исследовательская экскурсия. Например, экспедиция геологов, которые ищут разные камни; экспедиция по  изучению фольклорного творчества, народных промыслов. В результате таких экскурсий появляются коллекции, исследовательские материалы, школьные музеи и экспозиции. Часто задания для ребят дают ученые, научные центры, общества, институты.

Социальная экскурсия. Экскурсия с целью изучения объектов производства, культуры, государственного и общественного управления.

На практике экскурсия не всегда имеет такой однозначный характер. В ходе одной экспедиции могут быть использованы элементы разных экскурсий.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Экскурсия может быть неожиданной для ее участников. Тогда весь ход ее подготовки ложится на организатора.

Если известна цель экскурсии, необходимо обдумать и выработать ее маршрут, узнав, по возможности, его подробности. Необходимо также определить время экскурсии, чтобы ребята не соскучились, а домашние – не волновались.

Однодневная экскурсия – часто используемая форма работы в отряде. Она требует небольшой подготовки, но зато приносит огромное удовлетворение, дает возможность для проведения разнообразных занятий. Кроме того, длительное пребывание членов отряда или звена вместе способствует лучшему знакомству ребят, позволяет поговорить у костра о разных делах, вместе подумать.

Экскурсия может быть и многодневной. Такие экскурсии чаще организуют дружины и школы. Подробно расписывается ее программа – планируется посещение интересных мест, а также время для отдыха ребят.

ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ

Это особенно привлекательная форма работы, в ходе которой можно использовать и другие элементы: игру, разведку, костер и т.д.

Основной задачей палаточного лагеря является создание новой жизненной ситуации для наследников. Они самостоятельно удовлетворяют многие свои бытовые потребности: организуют ночлег, готовят пищу, т.д.

В палаточном лагере ребята учатся коллективной работе, между ними завязываются тесные контакты.

Жизнь на природе, необычные условия быта, игры, занятия, работа, яркие красочные впечатления – все это дарит ребятам палаточный лагерь. Наследники, особенно городские, учатся понимать природу, любить и охранять ее.

Палаточный лагерь – активная форма отдыха не только для ребят, но и для взрослых. Здесь существуют идеальные возможности для проведения занятий по специальностям, получению новых знаний и умений, прежде всего  туристических.

Виды палаточных лагерей.

1. Отряд не имеет возможности  пойти в туристический поход. Тогда палаточный лагерь может его заменить. В лагере можно провести проверку знаний и умений, игру на местности, а вечером у костра обговорить многие вопросы жизни коллектива, всем вместе подвести итоги года, составить планы на будущее.

2. Отряд впервые оказывается в походных условиях. Поэтому важно дать ребятам представление о жизни на природе, рассказать о правилах походной жизни, о личном и групповом снаряжении туриста.

3. Отряд организует учебу актива. Нет лучше способа подготовки звеньев, чем в палаточном лагере. Никто не спешит, следовательно, можно не только проводить необходимые игры и занятия, но и постараться, чтобы звенья организовывали их сами. Здесь можно овладевать многими практическими навыками – как поставить шалаш, как использовать дары леса, что можно из них приготовить, не нанося ущерба природе.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Палаточный лагерь не требует основательной подготовки, особенно для отряда, впервые выезжающего на природу.

Прежде всего необходимо подготовить снаряжение. Его можно взять и в школе, и  Центре детского творчества.

Очень важное условие – выбор места проведения. Хорошие места для стоянок можно узнать у опытных туристов, вожатых района. Хорошо в районе иметь небольшой реестр таких мест с точки зрения наличия там воды, топлива, условий безопасности.

Такие лагеря должны быть запланированы в программе работы отряда, предусмотрев задания для звеньев по их интересам и возможностям.

Такой лагерь не подходит для следопытов или младших наследников, лучше для ребят с 11 лет и старше. Иначе все хлопоты приготовления и проведения лагеря лягут на вожатого. Ребята постарше могут взять на себя организацию и подготовку программы, что развивает их самодеятельность и желание участвовать в проведении лагеря.

ПОХОД

Если вы когда-либо ходили в поход, сразу вспоминаете запах дыма, потрескивание горящих поленьев, душистый костровой чай, вспоминаете прекрасные картины природы, а главное – то замечательное чувство товарищества, которое связывало вас со всеми участниками. Да, туризм, походы – это увлекательный вид активного отдыха, который помогает хорошо отдохнуть, восстановить силы и работоспособность.

И все же поход – это нечто большее, чем отдых. Это школа жизни, школа мужества. Это проверка знаний и умений ребят. Поход объединяет в себе различные формы: экскурсии, палаточного лагеря, соревнования и слета. Для его проведения надо немного времени, снаряжения, финансовых средств и необходимых умений.

Поход дает замечательную возможность познать в реальных условиях коллектив ребят, научить их преодолевать трудности, усталость, лень и т.д. В ходе похода ребята могут проверить свои силы, способности, характер, увидеть своих сверстников в разных ситуациях. В ходе похода формируется коллектив, возникают дружеские контакты между разными ребятами.

  Многие идут в поход “наматывать” километры. Но очень важно включить в него элементы методики детского движения: распределить обязанности между ребятами и микрогруппами, выполнение каждым участником различных заданий.

Пеший поход – наиболее распространенный вид похода, не требующий специального снаряжения. Необходимы лишь начальные туристические навыки и соответствующее снаряжение. В такие походы охотно ходит и старшая молодежь, которой нравится лагерная жизнь. Самостоятельно составленный маршрут, приятная и интересная цель, разнообразие переживаний, неповторимость каждого походного дня – вот главные мотивы для одевания на плечи рюкзака.

Велопоход. Многие туристические группы, а значит, и отряды могут организовать поход на велосипедах, который имеет свои преимущества перед пешим походом. Он позволяет за одно и то же время преодолеть большие расстояния, а значит увидеть больше достопримечательностей, выполнить больше заданий.

Водный поход. Требует специального снаряжения и специальной подготовки. Начальным условием такого похода является умение плавать. Водный поход имеет свои преимущества и заслуженно пользуется популярностью. Однако для его проведения необходимо оформление соответствующих документов.

 

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Поход, независимо от разновидности, длится несколько дней и требует основательной подготовки.

Необходимо:

-        определить цель похода, наметить маршрут, обдумать возможности ночлега, оформить необходимые документы;

-        рассчитать бюджет похода, необходимые деньги на дорогу, питание, т.д.;

-        собрать снаряжение: палатки, спальники, кухонные принадлежности и аптечку;

-        составить программу похода, карты, запланировать посещение интересных мест, учесть время и места проведения занятий по специальностям. Заранее распределить ответственных за дни похода. Возможно, организаторы будут отвечать за весь день похода. А можно разделить задания между группами: одни готовят занятия на природе, другие занимаются бытом, третьи – готовят вечернее дело. Важно, чтобы каждый раскрыл свои способности, возможности, интересы и умения, научился подчиняться требованиям безопасности.

Индивидуально необходимо:

-        подготовить индивидуальное снаряжение и одежду, чтобы не мокнуть и не мерзнуть. Предупредить ребят об этом необходимо за несколько дней до похода;

-        провести физическую подготовку участников. Это важно для походов особой сложности и требует специальных занятий.

Необходима и психологическая подготовка ребят, ведь в походе необходимо проявление таких качеств, как инициатива, взаимовыручка, ответственность при выполнении поручений.

Поход, в отличие от экскурсии и лагеря, требует больших знаний и умений наследников,  большей специальной подготовки. Но это предоставляет и большие воспитательные возможности.

ВТОРАЯ ГРУППА.

СОРЕВНОВАНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО

Каждая из перечисленных ниже форм имеет свои особенности. Обще в них – добровольное соревнование или сотрудничество, индивидуальное или коллективное.

Эта черта особенно выражена в играх, конкурсах и спортивных соревнованиях, интеллектуальных турнирах. Желание достичь успеха в соревновании с другими, победы над противником – сильное чувство, заставляющее ребят использовать свои физические, умственные возможности, различные умения.

Каждая хорошо организованная игра – это педагогическая ситуация, в которой ребята проявляют свою активность, что ведет, в итоге, к гармонии личных интересов с общественными ценностями. С одной стороны, здесь проявляется стремление к самоутверждению личности, которое для подростка очень важно, а с другой – чувство товарищества, оговоренные правила игры, за которыми стоит справедливость поступков в коллективе, желание добра каждому его члену.

Соревнование таит в себе одновременно много опасностей. Может появиться желание добиться результата любой ценой, например, ценой нарушения правил игры, возбуждение неприязни к сопернику.  Часто количество позитивного в соревновании равно негативному. Это свидетельствует о необходимости осторожного использования средств соревновательности и наставник должен найти способы влияния на воспитанников в ходе соревнования.

Необходимо создавать такие ситуации, в которых ребята сами могут увидеть свои слабости и недостатки, узнают лучше свои возможности, и, соответственно, поймут необходимость новых знаний, умений для себя. Соревнование только тогда выполнит свою задачу, когда у ребят появится желание к самоконтролю, самооценке, а соревнование будет возможностью сравнить себя с другими.

И еще одно условие соревнований. Можно назвать его постепенным увеличением трудности. Важно не сразу направлять ребенка на острое соперничество и борьбу в игре. Необходимо достигать этого постепенно, по мере развития воспитанников.

         ИГРЫ И СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

Спортивные игры удовлетворяют потребности ребят в движении, активности, дают яркие эмоциональные переживания, возможность непосредственно соревноваться между коллективами и личностями, развивая физические навыки, следовательно, укрепляя здоровье ребят.

Игра способствует выполнению ребятами различных ролей, оценке других, выполнению правил игры. В итоге  предоставляется возможность для поощрения ребят за их умения, участие.

 Несколько иной характер имеют спортивные развлечения, важнейшей целью которых является развитие физических навыков, формирование определенных черт характера (дисциплина, сотрудничество) или определенных психофизических черт (реакция, точность, ловкость и т.д.).

В эту группу мы включили подвижные игры и забавы следопытов. Они способствуют физическому развитию детей, проявлению физических навыков и формированию различных черт характера. Литературы по этой теме достаточно много, поэтому мы ограничимся лишь определением некоторых, наиболее важных форм соревнований.

Спортивные коллективные игры. Основаны на соревновании двух или нескольких коллективов. Это баскетбол, волейбол, футбол, хоккей на льду или траве, другие. Играются матчи, турниры или лиги. Можно играть также между звеньями в отряде. Подготовка к ним ведется на тренировках, где хорошо использовать специалистов - тренеров.

Спортивные индивидуальные игры – это соревнования между двумя участниками. Игры этого типа – теннис, бадминтон, ринго, фрисби – можно использовать на сборах отряда, а также и звена. Они требуют, однако, подготовки спортивного снаряжения, инвентаря.

Подвижные игры и спортивные развлечения. Они могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Часто их предлагают сами участники. Подвижные игры и развлечения также могут быть элементом сбора звена или отряда.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Важно так подбирать формы спортивных занятий, чтобы они максимально отвечали потребностям участников и соответствовали уровню их психофизического развития, способствовали формированию черт характера.

Условием успеха как спортивного, так и воспитательного является добросовестная подготовка соревнований, игр развлечений, способствующая выявлению лучших участников. Не забывать про болельщиков.

КОНКУРС

Форма индивидуального или коллективного состязания в различных областях знаний и умений. Желание участвовать  в конкурсе у ребят различно – от возможности проявить способности, самоутвердиться до возможности получения награды (похвалы, знака отличия, высокого места, премии).

По своей форме конкурс может быть как теоретического плана (по истории, географии, общественным дисциплинам, т.д.), так и  практической направленности (спортивный, технический, артистический и т.д.). Конкурс будит и стимулирует эмоциональные переживания участника, дает познать радость достигнутого успеха, одновременно, учит, как достойно переносить неудачи.

Условия конкурса для младших ребят должны предполагать как можно больше разных наградных мест.

Возьмем за основу классификации характер конкурса, содержание в котором может быть различным.

Конкурс знаний, первоначальным условием которого является достижение определенного уровня знаний в выбранной области. Участие может быть как индивидуальным, так и коллективным. Участники отвечают на заранее подготовленные вопросы или задания. О выполнении свидетельствует количество набранных очков. Это может быть одним из способов заинтересовать наследников важной проблемой, исторической темой, нелюбимым предметом.

Конкурс умений. Практических, технических, кулинарных, артистических, спортивных и других специальностей. Для следопытов это будут простые задания развлекательного характера, для ребят постарше – настоящие демонстрации умений.

Конкурс – проверка. В отряде это может быть конкурс на получение новой специальности или высоты для отдельных наследников. Конкурс дает организаторам представление об уровне знаний и умений в выбранной области, а участникам дает возможность показать полученные навыки. По условиям – конкурс индивидуальный, хотя можно проводить и небольшим коллективом (звеном).

Творческий конкурс. Это может быть артистическое, техническое творчество: конкурс рисунков, стихов, музыкальных произведений, лепки, работ модельеров и т.д. Его целью является развитие интереса к определенным видам творчества. Ребята могут организовывать такие конкурсы и самостоятельно.

Конкурс комбинированный. Трудная, но привлекательная и интересная форма конкурса. Объединяет различные знания, умения и творчество. Подходит больше для старших ребят. Подготовка также должна быть более основательной.

 

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Причины, по которым мальчик или девочка решают участвовать в конкурсе могут быть различными. Возможно, их привлекает тема, хочется проявить накопленные знания или умения, а может и получить награду.

1. Готовя конкурс, его ход, содержание, задания, условия участия необходимо помнить не только о том, для  кого он организован, но и о том, как разбудить желание ребят участвовать в нем. Ребятам необходимо представить содержание конкурса, примерные задания, условия их выполнения, награды.

2. Другое важное условие для организаторов – возможность подготовиться к конкурсу.

3. Оформление конкурса также стимулирует активность его участников.  Одни условия необходимы для трудной мыслительной работы, другие – для различных видов творчества.

4. Значительную роль в успешном проведении конкурса играет справедливая оценка. Чем труднее конкурс, лучше подготовлены задания, тем труднее становится оценка. Но она должна быть очень четкая и объективная. Особенно непростой является эта задача для различного вида творческих конкурсов. Важно, чтобы в жюри были компетентные и беспристрастные люди, гарантирующие правильную оценку.

ТУРНИР, ОЛИМПИАДА

Турнир или олимпиада – форма индивидуального или коллективного соревнования в области различных знаний и умений, характеризующаяся многими этапами. Эти формы помогают выявить лучших ребят в различных областях через их участие в различных отборочных турах.

Это также и психологическое испытание для ее участников. Условия многоэтапности испытаний часто создают ситуацию высокого внутреннего напряжения, что в значительной степени влияет на успех или неудачу. В ходе турнира можно сплотить ребят, в то же время неудача может подорвать связи в отряде.

Поскольку турниры и олимпиады являются разновидностью конкурсов, рассмотрим подробнее их отличия.

На турнирах отборочные соревнования проходят непрерывно вплоть до финала. Следовательно, можно не только выиграть турнир, но и побеждать на его этапах. Если в конкурсе победа дается только одному участнику, то на турнире (олимпиаде) награды присваиваются лучшим коллективам, отряду, дружине, школе, району.

На первом этапе дается задание для большинства ребят, на следующем – задание усложняется.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Первое – это интересная программа. Привлекательная форма поможет использованию определенной вами тематики.

Второе – организация турнира. Лучше, если всей подготовительной работой занимается один коллектив – Совет дела, творческая группа. В ее задачу входит информирование об условиях и программе турнира, проведение отборочных туров и финала, реклама турнира.

Третье – это финал. Он должен соответствовать той большой работе, которую проделали к нему финалисты, должен запомниться им надолго. Хорошо, когда финал проходит при участии родителей, коллег - зрителей. Не забудьте о наградах лауреатам.

КОМНАТНЫЕ ИГРЫ

Считается, что комнатные игры прежде всего являются способом занятия свободного времени. Это форма активного отдыха, получения небольших радостных переживаний, положительных эмоций, а если играющий и проигрывает, то переживания невелики.

В то же время, с помощью таких игр можно развивать многие позитивные черты характера, логическое мышление, сообразительность, зрительную память, быстроту реакции, воображение, слух, память и т.д. Хорошо подобранные игры способствуют получению новых знаний в различных областях. Для некоторых ребят это является возможностью проявления своих способностей, а значит и получения личного удовлетворения.

Характерной чертой комнатных игр является индивидуальное соревнование. Они также являются прекрасным развлечением.

Игры на столе – наиболее популярные, очень доступные, очень, в большинстве, простые. Можно выделить два вида игр на столе:

- игра-лотерея, где важны не умения участников, а жребий и везение, количество очков на кубике. От играющего требуется просто знание правил игры;

- стратегические игры – для участия в них необходимы определенные умения. Здесь нет элементов жребия. Чтобы победить противника, надо знать не только правила игры, подчас сложные, с большим количеством вариантов, но уметь выбирать правильный, лучший вариант. Возможности таких игр очень велики. Это шашки, шахматы, экономические игры и т.д.

В играх на столе есть элемент соревнования, соперничества, а иногда и борьбы. Эмоциональные переживания очень велики.

Игры-проверки. Их целью является проверка знаний участников в определенной области (географии, истории, т.д.).

Дружеские игры и забавы. Часто спонтанно и непринужденно организующиеся на вечерах, кострах и т.д. Элемент соревнования выступает здесь в меньшей степени. Преобладает развлечение, полное юмора, шуток, импровизаций.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Игры в комнате являются “спасением” вожатого в непогоду, если в случае непредвиденных обстоятельств меняется план работы. Интересная игра на столе, формирующая сообразительность или короткая забава заключают в себе много прекрасных элементов, которые вы не найдете в других формах. Несколько условий:

- условие выполнения правил игры. Участники должны их знать. По ходу игры важно обращать внимание на их выполнение;

- условие возрастания трудностей. Играм надо учить постепенно, переходя от простейших к более сложным, в зависимости от возраста участников;

- условие равномерного распределения успехов. Это не означает, что надо кому-то подыгрывать. Выигрывает сильнейший. Но правильный подбор участников игры, равных соперников уравнивает шансы победы. Важно помнить, что частые неудачи, особенно у младших детей, ведут к угасанию внутренней активности;

-  условие осторожности в использовании соревнований. Желание успеха и победы может привести к сознательному нарушению правил игры, созданию конфликтной ситуации.

ИГРЫ НА МЕСТНОСТИ

Игры на местности проходят в лесу или на открытой площадке. По ходу игры наследники используют свои умения, узнают окрестности, тренируют наблюдательность, слух, реакцию. Игры требуют сплоченности коллектива, а значит, укрепляют связи между детьми.

Характерно, что ребенок во время игры на местности опирается на внутренние силы, концентрирует внимание на себе и лучше узнает себя в новых ситуациях, сам за себя отвечает, сам себя контролирует.

Организуя игры на местности, надо максимально объективно оценивать участников. Такие игры дают много радостных переживаний как участникам, так и организаторам.

Простая игра на местности. Является как бы начальной школой для многочасовых игр, требующих стратегии и тактики. Простейшие основаны на поиске замаскированных предметов или выслеживании укрывшегося человека. В такой игре используем только элемент знания местности (определение по компасу, азимуту) и простой сигнализации. Примером могут служить прятки.

Развивающая игра на местности. В ее основе лежит какая-то фабула (сюжет), разыгрывающаяся между разными коллективами в сложных условиях. Наиболее популярны военные игры: например, в определенном месте обнаружена десантная группа, заданием которой является минирование моста, другая часть группы должна обнаружить десант и предотвратить “взрыв моста”. Сюжет может быть, разумеется, различным. Его основа в том, что все группы имеют конкретные трудные задания. Они должны самостоятельно ориентироваться на незнакомой местности, двигаться по карте, выработать свой план действий. В такой игре надо быть хорошим наблюдателем, уметь маскироваться и т.д.

 Ночная игра на местности. Она имеет свои неповторимые впечатления и наиболее часто организуется в палаточном лагере или в походе. Даже простые задания в темном лесу становятся сложными. Например, непросто дойти до отдаленных, загорающихся время от времени, огней. Условия позволяют, чтобы простая игра стала незабываемым впечатлением.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Игры на местности требуют от организаторов больших усилий, их тема и общий ход до последнего момента могут быть неизвестны участникам.

Думая об игре на местности, надо прежде всего продумать, какие задачи она решает. Возможно, это проверка знаний наследников в передвижении на местности, умении общаться на расстоянии, оказывать первую медицинскую помощь и др. Игра дает возможность создания продуманной воспитательной ситуации. Если, например, в отряде два поссорившихся звена, не стоит ставить их в игре как противников, ибо это обострит конфликт. Лучше, чтобы эти звенья между собой сотрудничали. Важно помнить, что эта игра дает такой импульс к деятельности, что ребята будут готовы к любым испытаниям.

Когда мы знаем цели игры и воспитательные задачи, которые  она помогает решать, необходимо продумать ее сюжет и ход. В военной игре противники не должны носить названия реальных героев, чтобы не будить негативных чувств, не создавать ложных, фальшивых ситуаций. Сюжеты мирных игр могут быть связаны с помощью нуждающимся людям (на незнакомой территории потерпел аварию самолет, необходимо найти и спасти пассажиров, помочь раненным). Другая игра может иметь цель – дойти до определенного места, где будет далее разожжен общий костер. Задание в том, кто первый выйдет на место, преодолеет все препятствия. Очень важно, чтобы организатор хорошо знал местность, на которой проходит игра. Много мыслей ему подскажут и реальные условия, осмотр места. Пишем, в данном случае, “организатор”, но не имеем в виду, что всю игру должен готовить один человек. Это, конечно, невозможно. Готовит ее, как правило, штаб. Хорошо, когда помощь могут оказать военные.

Зная свой отряд, вожатый должен постепенно усложнять игру. Не надо начинать со сложного, ибо чаще всего это не дает хорошего результата.

СЛЕДОПЫТСКИЙ МАРАФОН

Служит развитию определенных умений и навыков наследников на местности. Следопытский марафон похож на военные или спортивные соревнования, с той лишь разницей, что задания и препятствия размещаются на трассе на больших расстояниях. Длина трассы может быть от 500 метров до нескольких километров.

На такие состязания можно пригласить зрителей – родителей, младших детей. Большое значение  имеет подбор судей, хорошая организация контрольных пунктов, а также объективная оценка.

Виды марафонов:

Марафон служит получению высоты. Организуется для наследников, которые в течение определенного времени выполнили требования очередной высоты. Участники должны показать свои знания о  детском движении, различных сторонах ее деятельности.

Марафон служит получению новой специальности. Организуется чаще для наследников, получающих специальность  в области  туризма, спорта, технических навыков. На обозначенной трассе подготавливаются пункты  выполнения определенных заданий, таких, как  перевязка, переноска больного, и т.д.      

Марафон с ориентированием на местности. Организуется для практического освоения работы с компасом и картой, на знание топографических знаков и т.д.

Марафон с использованием знаний о природе. Служит изучению и повторению природоведческих знаний, умений.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Судейство. Судьи должны быть хорошо подготовлены. Лучше всего – это практическое проведение с ними заранее всех заданий, предназначенных участникам.

Трасса. Трасса должна быть знакомая. Можно предусмотреть передвижение организаторов по трассе при аварийных ситуациях.

 Специалисты. Их помощь бывает часто необходима для хорошей подготовки марафона. Пожарные службы, милиция, медики – все они могут стать хорошими союзниками. Однако, необходимо грамотно привлекать их к работе, разбудить их желание принять участие в проверке умений ребят, использовании ими специального снаряжения.

ТРЕВОГА

Тревога – это форма проверки реальной готовности наследников, а также способ  быстрой мобилизации коллектива для оказания какой-либо общественной помощи, например, тушения пожара и т.д.

Тревога создает необычную атмосферу, вызывает эмоции, требует от наследников организованности, ответственности, мобилизации умений.

Важно, чтобы тревога служила конкретной цели: получению умений, выходу на местность для игры, выполнению срочного задания. Нельзя использовать тревогу как средство наказания.

Виды подъемов по тревоге.

Срочный сбор по цепочке. Каждое звено и каждый отряд должен для выполнения срочной работы иметь цепочку быстрого сбора коллектива по месту жительства. Проверку такой цепочки можно провести, когда, например, выпадает снег и коллектив соберется по цепочке для очистки дороги. Когда будет необходимость сбора по тревоге,  вожатый должен знать, сколько времени для этого необходимо.

Тревога по экстренному поводу. В отряде появился неожиданный гость, или наставник решил напомнить наследникам о событии, например, годовщине приема в детское движение. Программа встречи должна быть готова до объявления тревоги.

Тревога в лагере. Популярная форма, используемая часто без понимания ее смысла. Тревогу можно объявить поздним вечером, чтобы подчеркнуть его неповторимый настрой, например, принятие торжественного обещания или клятвы вожатого, а можно на рассвете, чтобы понаблюдать, как просыпается ото сна природа.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Эта форма предусматривает быстроту и правильность ее выполнения. Однако, нельзя упустить из виду внешний вид наследников, несмотря на спешку, они должны быть красиво одеты. Очень важным для коллектива является оценка. Надо внимательно наблюдать – помогают ли ребята друг другу. Неправильно, когда коллектив занимает последнее место из-за того, что один из наследников прибежал на сбор, когда все уже стояли в шеренге, а вожатый, вдобавок, излил на него свое недовольство.

Важно по итогам сбора по тревоге выделить отличившихся, кто и по какой причине отстал.

Не стоит часто устраивать тревогу, потому что она теряет эффект неожиданности. Чем старше ребята, тем более сложные условия сбора должны быть.

ТРЕТЬЯ ГРУППА – ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Общим для этой группы форм работы является ее направленность на развитие эмоциональных переживаний ребят и развитие их творческой активности. Потребности в эмоциях появляются уже у маленьких детей. С годами эти потребности формируют определенные интересы. Творчество в этих условиях выступает как переработка полученных знаний, переживаний, перевод их в личностную плоскость.

Вечер отдыха, праздник. Занимают важное место в жизни детского объединения. Они оказывают сильное воздействие на нравственные и эстетические чувства ребят благодаря использованию художественных образов, зрелищности и элементам театрализации.

Вечер – форма активного отдыха, он может оказать как  положительное, так и отрицательное воздействие на ребенка. Поэтому вечер должен иметь свободный, спонтанный характер. Нельзя слишком заорганизовывать вечер.

Вечер – это возможность наблюдения за взаимоотношениями мальчиков и девочек с точи зрения наличия симпатий и  антипатий, норм поведения, возможности тактичного педагогического влияния на дальнейшее формирование взаимоотношений.

Тематические вечера.  Они прочно вошли в практику работы детского движения, стали эффективным средством организации досуга, расширения кругозора ребят, развития их познавательных интересов.

Например, в программу вечера “Компас в книжном море” можно включить конкурс книжной рекламы, лотерею, викторину, а на балу героев любимого писателя могут ожить страницы его произведений, разыграны обряды, прозвучать песни.

Праздник. Проводится по поводу праздничной даты или в  четь завершения важной работы. Сам повод подсказывает содержание праздника.

 Праздник для себя. Звено, отряд, дружина организуют праздник для своих членов, чтобы отметить то или иное событие, поближе познакомится ( например, день рождения отряда).

Праздник для себя и других. Наследники готовят праздник для другой группы ребят, проводят интересный вечер с целью показать ребятам свое объединение.

Праздник для других. Чаще всего наследники организуют его для младших – следопытов, для воспитанников детских домов и школ-интернатов.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Очень многое в проведении вечера зависит от настроения ребят. Помните, что если ребят пригласили на танцевальный вечер, а вместо танцев звучат стихи, ребята будут расстроены. Если ребята готовили выступление, то, наоборот, во время дискотеки они будут ждать своего выступления.

Вспомним о декорации. Это важная деталь в проведении праздника. Она тоже участвует в создании настроения. Лирический праздник удается  в спокойной обстановке, при зажженных свечах, негромкой музыке. Тема праздника, настрой, соответствующая декорация – очень важные элементы праздника. Нельзя забывать и об оформлении зала, о приготовлении столов с угощением (если нужно).

Помощники организаторов праздника – цвет и музыка. Давно замечено, что различные цвета по-разному воздействуют на эмоциональные состояния людей. Готовя освещение, помните:

- красный цвет – активизирующий, побуждающий, однако, несколько официальный;

- желтый и оранжевый – создают теплоту, праздничность, способствуют общению, откровенности;

- светло-коричневый – успокаивающий, смягчающий;

- синий и зеленый цвета – холодный синий создает дистанцию, зеленый вызывает стремление к естественности;

- фиолетовый – создает ощущение глубины, тяжести;

- розовый – вызывает нежность, производит впечатление таинственности.

Для подготовки праздника можно создать из ребят следующие творческие группы:

-сценаристы – подготовка плана и сценария;

- оформители – написание объявлений, подготовка приглашений, украшение зала;

- исполнители – участники музыкального или театрализованного представления;

- музыканты – обеспечение развлекательной части праздника;

- снабженцы – обеспечение бумагой, картоном, красками, клеем, т.д.;

- управленцы – координация работы между группами.

В каждой группе могут быть от 3 до 15 человек. От координации их действий во многом будет зависеть успех праздника. Важно помнить: чем больше ребят примет участие в его программе (в играх, конкурсах), тем больше шансов, что праздник удастся.

СВЕЧКА, КОСТЕР.

Одна из любимейших форм работы детской организации. Тепло огня, летящие в небо искры, сидящие в кругу ребята – чем не замечательная ситуация для душевного разговора, песен под гитару, вечерняя свечка – повод побеседовать о прожитом вместе дне.

  Свечка. На свечке, проходящей вечером, перед сном, подводятся итоги совместной работы, обсуждается выполнение ребятами тех или иных поручений, дается оценка участию коллектива в тех или иных делах. Хотя жанр общения на свечке довольно свободный, здесь есть место некоторым традициям. Право зажечь свечку может быть доверено отличившимся ребятам или вожатому. Мнения высказываются каждым участником, как правило, по кругу. Для удобства можно передавать по кругу какой-либо символ, талисман.

Свечка – свободная форма общения. Здесь можно петь, читать стихи, обсуждать прошедшие и готовиться к новым делам. Здесь есть возможность подискутировать на общую тему, обсудить появившуюся проблему. Атмосфера свечки успокаивает, помогает найти общий язык, увидеть в прожитом дне значительное, запоминающееся. Заканчивается свечка, как правило, в орлятском кругу.

Костер-разговор. На костер-разговор часто приглашают гостей, однако здесь никогда не бывает зрителей, все участвуют в разговоре. Костер-разговор часто проводится без сценария и имеет свободный, неожиданный характер. Каждый участник может высказать свои мысли, участвовать в игре и т.д. Этот вид костра похож на сбор звена или отряда, проводимого без линеек и рапортов. Его главное качество – неповторимая теплая атмосфера. Огонь способствует большей доверительности общения, делает обсуждаемые темы более значительными, душевными. На костре могут подводиться итоги, обсуждаться проблемы, планироваться перспективы.

Костер-разговор можно организовать в честь важных событий в жизни ребят: принятия торжественного обещания, присвоения новой высоты,  встрече с интересным человеком.

Костер-представление. Отличается от предыдущего вида костра тем, что здесь присутствуют гости – зрители. Костер – представление готовится заранее, имеет подготовленную часть программы. Проводится по случаю важных праздников, событий, может иметь пропагандистский характер. Например, когда встречаются два отряда и хотят продемонстрировать  друг другу свои таланты, найти союзников.

Основное время проведения костров – весна, лето и осень. Зимой лучше ограничиться свечками.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Помните, что костер-представление – это творчество. А это значит, что здесь будут уместны и игры, и танцы, и песни, и инсценировки.

Вожатый может быть ведущим костра: он начинает общий разговор, учит ребят рассуждать, анализировать, высказываться. Организатор костра-представления должен уметь быстро (как правило в походных условиях) составить сценарий представления, осуществить его постановку. Для этого нужна соответствующая подготовка.

 

ПЕСНИ И ТАНЦЫ.

Песни играют важную роль в жизни звена, отряда. Они выражают интересы ребят, их взгляды на жизнь. Песня – это сила, побуждающая к действию. Хорошая песня у костра может вызвать у ребят чувство грусти или радости, выразить общий настрой и общие переживания. И тогда, когда трудно сказать словами, можно спеть.

Танцы, пляски – это, прежде всего, забава. Пляски – танцевальный жанр с несложной мелодией и простыми движениями. Они удовлетворяют потребности ребят в радостных совместных переживаниях, в движении, помогает установлению контактов между ребятами.

Маршевые песни. Движение маршем с песней становится организованней, интересней. Хотя песни эти различны, они легко запоминаются. Петь их можно не только на марше. Однако, во время трудного перехода, когда ребята сильно устали, маршевая песня может быть не совсем уместной.

Торжественные песни. Песни поются при торжественных случаях. Их не должно быть много, часто нужна лишь одна. Песня создает эмоциональный подъем, пробуждает чувство гордости, заставляет задуматься о ценностях жизни.

Песни у костра или свечки.  Как правило, поются песни о свечке, о костре, о походе. Но не только. Украшают вечер и исторические, и, особенно, шуточные песни, которые ребята просто обожают.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Во время разучивания песен или плясок не надо требовать от ребят большого артистизма. Это не главное. Главное – вместе. Тексты как правило заучивают без записывания, на память. При разучивании можно использовать фонограмму.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФОРМЫ.

Инсценировки, спектакли, сценки – реальная возможность вызвать у ребят эмоции, сопереживания и в дальнейшем опираться на них. Безусловно, театр требует от ребят умения понимать постановку, знания театрального языка.

Театр-импровизация. Эту форму можно использовать в работе с младшими школьниками. Дети инсценируют сказку, рассказ. Сюжет придумывает вожатый, а дети самостоятельно придумывают продолжение и конец. Нет необходимости учить роли и устраивать репетиции. Здесь нет особой необходимости в декорациях и реквизите. Все может быть условным, основано на воображении. Так, например, кресло заменит трамвай, а пенал сыграет роль дамской сумочки. Импровизацию часто используют при проведении вечеров отдыха, костров, свечек.

Праздничная инсценировка. Отряд готовит инсценировку по случаю праздника или в честь важного события. Это может быть литературно-музыкальная композиция, монтаж. Вожатый использует подготовленный сценарий, раздает роли. Ребята становятся актерами, осветителями, декораторами, костюмерами. Главное – во всем проявить творчество.

Драматический театр. В некоторых школах на протяжении многих лет существуют школьные драматические коллективы. Их возглавляют учителя – предметники, педагоги – организаторы.

Создать настоящий театральный коллектив не просто. Легче приготовить доклад, чем поставить небольшой спектакль. Однако, эффект сравнивать невозможно! Театральная постановка способна пробудить и в актерах, и в зрителях, сильнейшие эмоциональные переживания. Театр, моделируя сложнейшие жизненные ситуации, способствует формированию мировоззрения  ребят, воспитывает их художественный вкус.

ТРАДИЦИИ И РИТУАЛЫ.

Они выражают принадлежность к организации. Есть часть традиций и ритуалов, обязательных для всех объединений, другая часть создается внутри отдельных коллективов, в отряде, в звене.

Традиции и ритуалы имеют свой язык – язык символов, который передает определенное содержание. Через символы выражают то, что считается важным отразить – красивое, доброе, важное. Символы влияют на чувства ребят, способствуют формированию у них чувства принадлежности.

Традиции - это нормы поведения, передающиеся от поколения к поколению, т. е. сохраняющиеся довольно долго.

Символы – условное выражение определенной идеи, отражающее цели и задачи детского объединения (флаг, галстук, значок, т.д.).

Ритуалы – форма символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные ценности (линейка, орлятский круг).

Традиции и ритуалы делятся на две группы. Первая группы – традиции, принадлежащие всей организации, всем отрядам: название отряда, название звена, песня, девиз отряда, награды.

Герой и название отряда. Отряд носит имя героя. Это не только давняя пионерская традиция. Имена присваиваются школам, воинским частям, заводам и кораблям. В работе детской организации эта работа имеет очень большое воспитательное  значение. Герой отряда становится для ребят примером для подражания. “Возьми себе в пример героя!”, - эти древние слова по-прежнему сохраняют свою актуальность. Ритуалы и традиции, связанные с именем героя, становятся важными элементами процесса саморазвития личности.

Название группы следопытов. Группа выбирает название в период своего становления. Название должно будить эмоции ребят вызывать определенные переживания, нести в себе позитивное содержание. Поводом для названия может стать рассказ, сказка, легенда. Название должно быть понятно для ребят.

Летопись отряда. Каждый отряд наследников имеет свою летопись. В ней записаны традиции и дела отряда со дня его основания, отражены важнейшие достижения, интересные события и занятия, получение специальностей и взятие высот. В летописи отводится место и для фотографий. Форма летописи полностью зависит от фантазии ребят – летописцев.

Торжественное обещание. Наследник дает торжественное обещание в момент вступления в детское движение. Принятие обещания  - это важный ритуал. Место и форма проведения зависит от настроения ребят. Торжественное обещание – это первое идейное заявление ребенка в жизни. Оно требует и внутренней готовности. Очень важно, чтобы ребенок осознавал, какие обязанности он добровольно берет на себя, какими правами он располагает, каких правил и норм жизни ему предстоит придерживаться. В период подготовки к принятию торжественного обещания мы должны помочь ребятам начать эту работу по саморазвитию. Ведь от осознания взятых на себя обязанностей зависит и их выполнение.

Форма принятия торжественного обещания может быть разной:

- В полевых условиях это мероприятие имеет характер игры на местности. Хотя игра придумывается заранее, элементы неожиданности, новизны должны присутствовать.

 - В узком кругу, среди друзей. Лучше всего это провести в актовом зале, в комнате детской организации, куда можно пригласить родных и близких ребят. Сначала проводится ритуал принятия торжественного обещания, потом – обсуждение планов на предстоящий период.

- На историческом месте. Ритуал проходит у исторического памятника, обелиска. Важно предварительно провести работу по ознакомлению ребят с исторически ми событиями, с которыми связаны памятники.

- Во время большого мероприятия. Проходит на линейке. Эта форма, на наш взгляд, не очень эффективна, поскольку теряется индивидуальный характер принятия обещания. Желательно окончание праздника перенести в небольшой круг ребят, чтобы помочь ребятам более глубоко прочувствовать значение события.

- В непредвиденных обстоятельствах. Один из ребят неожиданно заболел или другая причина не позволила ему дать обещание вместе со всеми. В таких случаях обещание дается одним из ребят, а праздничность события обеспечивает родной отряд.

Очень важно накануне обещания рассказать об этом предстоящем событии родителям ребят. Вечером в день торжественного обещания родители могут устроить небольшое чаепитие, праздник по случаю важного события в жизни ребенка – добровольного вступления в детское движение, взятия на себя определенных новых обязанностей. Родители могут выразить свое отношение к этому первому добровольному решению своего ребенка.

Традиции и ритуалы внутри отряда. Их может быть много, но... не слишком. Традиции и ритуалы должны соответствовать возрасту ребят, уровню их развития.

В отряде или звене традиции создаются не вообще, лишь в конкретных ситуациях. Также и ритуалы. Надо помнить, что каждый ритуал, движение, жест, слово имеет символическое значение и содержание. Ритуал не может длиться долго, ибо станет скучным и для организаторов, и для участников. Это форма имеет возвышенный и торжественный характер и это необходимо понимать. Не рекомендуем придумывать страшные ритуалы, влияющие на психику ребят (особенно для малышей).

Взятие высоты, присвоение новой специальности – поле для создания своих традиций и ритуалов в отряде. Здесь один общий рецепт дать просто невозможно.

ГАЗЕТА.

 Газета помогает сформировать и направлять общественное мнение детского коллектива. Однако, слишком часто встречаются газеты как приложение к какому-либо празднику, событию и т.д. Такая газета бывает скучна и создателям, и читателям. Создаваемая под принуждением, а не по желанию ребят она являет собой пример антивоспитания.

В то же время газета может быть важной и интересной формой работы, особенно если выражает подлинные интересы ее редакторов и читателей, если представляет интересные факты и собственные комментарии к ним, если в газете есть место рисункам, фотографиям, карикатурам, сделанным самими ребятами.

Газета к событию. Выпускается по случаю “красных” дат календаря, праздников. Несмотря на то, что такие газеты выпускаются часто, к сожалению, не всегда в полной мере используется их публицистический потенциал.  

Постоянная газета. Выпускается регулярно (один раз в две недели, один раз в месяц). В ней находит отражение все многообразие жизни детских объединений и школы. Газета помогает выявлять проблемы, способствует скорейшему их решению, публикует инициативы и предложения ребят. Популярны газеты, где публикуются творческие дебютные работы начинающих авторов, материалам собственных корреспондентов с места событий. Газета – центр общения ребят, выразитель их интересов.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Газета оказывает влияние на ребят не только своим содержанием. Воспитывает также и активность ребят-газетчиков. Работая в качестве редакторов, корреспондентов, они приобретают такие важные качества как принципиальность, смелость, умение правильно оценить ситуацию. Возможно, для кого-то из них это станет будущей профессией.

ВЫСТАВКА.

Типы выставок:

Творческая выставка, где представляются рисунки, аппликации, фотографии. Организаторами могут быть совет отряда, дружины, кружок.

Выставка коллекционеров. На ней представляются экспонаты различных обществ, увлечения ребят коллекционированием (марки, значки, открытки, т.д.).

Выставка отряда. Организуется в честь важных событий (праздник, присвоение отряду имени героя, окончание года занятий). Выставка имеет прежде всего пропагандистский характер, знакомит гостей с достижениями отряда.

Историческая выставка. Организуется в целях ознакомления учащихся школы, района с материалами, собранными членами отряда по истории школы, родного края, встреч с ветеранами и т.д. Подготовка выставки – прекрасная тема для углубления знаний по данной теме. Историческая выставка может быть приурочена и к празднику. На открытии выставки могут выступить почетные гости, участники событий, о которых рассказывают экспонаты. В ходе работы выставки могут демонстрироваться кино- и диафильмы, проводятся тематические вечера.

Общественно-политическая выставка. Поводом для организации выставки может послужить общественно-политическое событие. Выставка, как правило, организуется к лекции, диспуту, сбору.

СОВЕТЫ МЕТОДИСТА.

Подготовка и организация выставки – дело серьезное, требующее таланта и тонкого вкуса. Прежде чем организовать выставку ответьте на вопросы: Какую цель преследуете? Кого должна заинтересовать выставка?

Вы определили цели, продумали задачи и содержание.

Следующий этап – составление сценария и эскиза будущей выставки, выбор места, подготовка экскурсоводов. Помните, если выставка продумана не тщательно, лишена мысли – она останется незамеченной.

РАДИОПЕРЕДАЧА.

У радиопередачи массовая аудитория. Преимущества данной формы:

-оперативная форма передачи новостей;

- возможность выступления и бесед учителей, родителей, знатных людей;

- радиопередачи “из зоны действия детского движения” о проводимых акциях, походах, соревнованиях и т.д.;

-чтение глав из новых интересных литературных произведений;

- разучивание  новых песен;

- проведение радиоконкурсов и викторин;

- концерты по собственным заявкам.

Радиопередача – это радиогазета, свой радиотеатр.

Как видите – это широкое поле деятельности для юных режиссеров, дикторов, звукооператоров, репортеров, техников.

Словесные радиопередачи – это информация, интервью, дискуссии, репортажи.

Музыкальные радиопередачи – главное здесь – музыка. Это песни, концерты, музыкальные композиции.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Азбука технической подготовки – умение мастерить. Умение мастерить по своему характеру близко к основной деятельности зрелого человека – работе. Можно утверждать, что занятия по изготовлению чего-либо являются мостиком от игры к работе. Каждый взрослый, независимо от рода деятельности, не сможет выполнять свою работу хорошо, если прежде не выработал простейших практических навыков.

Технические занятия – это не только формирование умений, сколько возможности        лученные в школе, формируют практические умения, развивают общее и техническое воображение, способствуют осознанному выбору профессии.

Моделирование машин, самолетов – любимое занятие для мальчишек. Для проведения занятий рекомендуем использовать простые конструкторы и необходимые материалы, продаваемые с специальных разделах универмагов.

Техника лесного лагеря. Ребята используют свои умения и навыки в строительстве лесного лагеря – оборудуют вешалки, лавки, костровые места, столовую и др.

Радио и моделирование простейших компьютеров. Радиотехника создает большие возможности для развития творческого мышления детей. Но не только о творчестве здесь идет речь. Первоочередная задача вожатых научить ребят правильно пользоваться техникой, а в дальнейшем – получить навыки мелкого ремонта, понимания принципа работы всей конструкции.

Бытовая техника. Так можно назвать занятия, целью которых является ознакомление ребят с устройством бытовой техники (соковыжималки, кофемолки, т.д.), использования бытовой техники в повседневной жизни. Эти занятия популярны среди девочек (“Хозяюшка”).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Это прежде всего рисование, лепка, резьба по дереву и т.д. Художественные занятия направлены на развитие эстетического вкуса, чувства гармонии, композиции.

Художественные занятия могут быть связаны с оформлением лагеря, комнаты детской организации, на изготовление планшетов, подготовку небольших подарков друзьям, а также оформление различных выставок.

Рисунок – это попытка ребенка отразить окружающий мир. Младшие школьники обладают большим желанием рисовать. Думаем, что проведение конкурса рисунков для вас не составит особого труда. Помните, что работы должны быть выставлены на видном месте, а лучшие отмечены подарками.

Популярны среди младших школьников конкурсы рисунков на асфальте. Главное требование конкурса – выражение собственного видения заданной темы.

С ребятами постарше – сложнее. Здесь без специальных знаний не обойтись.

Лепка, резьба. Рекомендуем для тех, кто работает со следопытами. Материалом для лепки служит пластилин или глина, для резьбы – мягкое дерево или даже крупная картофелина.

Поделки – лучший подарок для близких друзей, потому что сделаны собственными руками. Красивые поделки получаются из шишек, желудей, коры дерева, сухих трав и цветов. Задача взрослых – научить ребят видеть необычное в обычном, учить создавать красоту.

Оформление, декорация. Большие возможности для проявления творчества дают праздники, огоньки, встречи с интересными людьми. Настрой каждого дела, его характер можно подчеркнуть соответствующим оформлением, которое обдумывает и готовит специально выделенное звено.

Ребята оформляют отрядные уголки, комнату детских организаций, актовый зал. Оформление – это возможность отойти от привычных штампов, попытка найти свое решение, свой стиль.

Комната организации. Оформление комнаты должно соответствовать духу организации, отражать внутреннюю жизнь коллектива, должно меняться в зависимости от времени года, от интересов ребят.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в детском объединении "Бусинка"

Презентация для педагогических августовских чтений....

Опыт работы в детском объединении театра моды "Виктория"

Обобщение опыта работы по теме«Возможности исследовательской работы в детском объединении художественно-эстетического направления» (на примере детского театра моды «Виктория») Театр моды "Виктория" - ...

«Опытническая и исследовательско – экспериментальная работа в детском объединении эколого - биологического направления.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отнош...

Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель

Обзор проведенной нами  в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников через активные формы и методы работы в детском объединении "Мастерица"

Важное условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии детей-это организация интересной содержательной жизни ребенка в детском объединении....