ПРОГРАММА творческого объединения экологической направленности школьное лесничество «Ягун»
рабочая программа

Демедюк Галина Александровна

Школьное лесничество - это добровольное объединение школьников, как внеклассная форма организации работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов. 

Программа предусматривает исследовательскую деятельность учащихся в области экологии, краеведения, этнографии, приобщение к историческому прошлому.

 

Программа многообразна и охватывает большую часть детей. В объединениях занимаются учащиеся 3 - 9-х классов. Огромная роль в программе отведена преемственности поколений. Преемственность в сочетании с целями воспитания делает педагогический процесс комплексным и обеспечивает формирование личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredel._programma_shl_2018_g.docx79.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                   Утверждаю

На заседании методического совета                       Зам. Директора  МАОУ СОШ № 7

Протокол №___от_______2018 года                        ________________И.В.Баженова

ПРОГРАММА

творческого объединения экологической направленности

школьное лесничество «Ягун»

Направление: экологическое

Возрастная категория:  9 – 16 лет

Срок реализации:  3 года

Составитель: Демедюк Г.А.,

Педагог дополнительного образования,

первая категория

Г. Когалым

2018 – 2019гг.

1. Пояснительная записка

Школьное лесничество - это добровольное объединение школьников, как внеклассная форма организации работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов.

В Югре действует 51 школьное лесничество, при этом первые объединения юных лесоводов возникли в нашем регионе еще в 1960-х. В них занимается более тысячи подростков. За каждым из школьных лесничеств закреплен участок лесной территории.

Юные лесничие регулярно организуют экологические и природоохранные мероприятия в рамках международных акций «Спасти и сохранить» и «Марш парков», акции «День птиц», «Посади свое дерево». Школьные лесничества – активные участники Весенних и Осенних дней древонасаждений. Ежегодно проходит Окружной слет школьных лесничеств и экологических объединений «Сохраним цветущий мир Югры».  

Подготовка юных лесоводов во время исследовательских лагерей, экспедиций и полевых практик традиционно проходит при поддержке Малой лесной академии Уральского государственного лесотехнического университета.

Школьное лесничество «ЯГУН» начало свое существование в 1997 году в рамках экспериментальной работы школы.Работа была направлена на формирование у воспитанников основ экологической культуры и имела основные направления деятельности:

Научно-исследовательская деятельность направлена на организацию и проведение краеведческих, этнографических, эколого-ботанических экспедиций;

Научно-фондовая деятельность включает выявление, сбор, изучение, хранение и организацию использования историко-культурного наследия города;

Экскурсионно-туристическая деятельность направлена на практическое изучении территории Ханты – Мансийского автономного округа и России. С этой целью проводились обзорные и тематические экскурсии, автобусные экскурсии, туристские походы и экспедиции по экологическим маршрутам.

Пропагандистская  деятельность направлена на массовую просветительскую пропаганду истории и культуры коренных народов, а также природного наследия края. С этой целью ежегодно проводятся всевозможные экологические акции, экологические десанты, экоуроки и игры.

Для реализации программы необходимы природные условия. Лучший пропагандист природы - сама природа. И чем ближе будут к ней дети, тем глубже они поймут ее, станут духовно богаче. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания и овладевают эколого-туристскими навыками и умениями.

Учащиеся знакомятся с сущностью хозяйственной оценки природных условий и ресурсов, с необходимостью рационального использования и охраны природных богатств родного края.

Программа предусматривает исследовательскую деятельность учащихся в области экологии, краеведения, этнографии, приобщение к историческому прошлому. Нормативные ориентиры определены в документах:

  •  Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р.

В процессе занятий у учащихся формируются эколого-туристские умения и способы действий: поведенческие, опознавательные, преобразовательные.

Программа многообразна и охватывает большую часть детей. В объединениях занимаются учащиеся 3 - 9-х классов. Огромная роль в программе отведена преемственности поколений. Преемственность в сочетании с целями воспитания делает педагогический процесс комплексным и обеспечивает формирование личности.

Нарастающие с каждым годом экологические проблемы создают серьезные вызовы. Ежегодный экологический ущерб в нашей стране  достигает 15% ВВП. Для своевременного ответа на такие вызовы необходимы комплексные знания в области охраны окружающей среды​, поэтому закладывать в детях интерес к познанию и сохранению окружающего мира нужно с детского возраста. 

Важно понимать главное: чтобы не допустить экологической катастрофы в будущем, сегодня мы должны воспитать молодое поколение, которое будет думать на опережение, будет заботиться об окружающей среде, жить в симбиозе с природой и выстраивать свою жизнедеятельность с оглядкой на экологическую ситуацию.В умах нашей молодежи это должно стать такой же базовой ценностью, как уважение к родителям, любовь к Родине и все то, на чем держится наше общество.

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Цели программы:

  1. Воспитание всесторонне развитого, экологически грамотного, физически подготовленного к условиям жизни в обществе подрастающего поколения, посредством привлечения к изучению родного края, его природы, культуры, истории.
  2. Формирование целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности, формирование личной ответственности за сохранность природных богатств югорского края.

Специфика занятий в школьном лесничестве «Ягун» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающихся с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Задачи:

Обучающие:

  • Привлечение школьников к изучению природы, истории и культуры родного края;
  • Обучение основам экологии, развитие детского экологического движения города, округа;
  • Научить детей владеть различными техническими средствами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в научно-исследовательской работе;
  • Обучить методикам ведения исследовательской работы;
  • Формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе выполнения исследовательских работ.

Воспитательные:

  • Формировать устойчивый интерес к изучению природы, истории родного края;
  • Создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с воспитанниками, а также с их родителями;
  • Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
  • Воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре народов Севера.

Развивающие:

  • Создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей;
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, глазомер;
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • Развивать физический, интеллектуальный, творческий потенциал воспитанников.

3. Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данного курса является более глубокое изучение лесных экосистем.

Чтобы стать настоящим гражданином своей страны, надо ее изучать. И прежде всего, следует изучать свой край, его природу, его богатства, его историю. Прекрасное можно понять только тогда, когда ты находишься среди живой природы, и невозможно, сидя за партой получить правильное представление о взаимодействии человека с живой природой.

Изучение родного края связано с посильной общественно полезной работой в школьном лесничестве «Ягун». Ребята собирают семена древесных растений, принимают участие в посеве семян, высадке саженцев на свободных территориях, закрепленных за школой. Кроме этого знания и умения, полученные учащимися на теоретических и практических занятиях, закрепляются в однодневных, двухдневных и трехдневных походах, научно-практических и научно-исследовательских экспедициях.

Члены школьного лесничества «Ягун» могут быть помощниками руководителя похода выходного дня для начальных классов, участниками и помощниками в организации мероприятий внеклассной экологической работы, проводить беседы, викторины, классные часы в начальных классах.

В организации природоохранной работы большую помощь оказывает Межрегиональный комитет по защите и охране окружающей среды г. Когалыма и  Когалымское участковое лесничество Сургутского территориального лесничества, с которыми уже много лет сотрудничает  школа.

Школьное лесничество как экологический проект постепенно расширяется по направлениям работы и географии, экологическое обучение работает круглогодично.

В поисках инновационных подходов к экологическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением воспитанники школьного лесничества «ЯГУН» систематизировали полученные знания и пришли к выводу, что культурные ценности малых народов нашей великой страны,  бережно  сохраненные ими до наших дней, основываются на природосообразности человека и внутренней экологической культуре. Опираясь на данную концепцию, можно смело утверждать, что экологическое воспитание подрастающего поколения целесообразно начинать с изучения истоков культуры коренных народов как базового наследия, ориентированного на сохранение природных и культурных комплексов. Таким образом, результатом многолетних исследований воспитанников школьного лесничества «ЯГУН» стало новое направление деятельности - создание и функционирование инновационного проекта экологического воспитания "Музей-эксплораториум "Мок Мокэн" ("Природный дом для будущих поколений") (перевод с хантыйского).

Основная задача первого года обучения - познакомить воспитанников с природой родного края, объяснить, почему нужно изучать природу и охранять ее.

Второй год обучения посвящен дальнейшему совершенствованию уже полученных знаний, навыков и умений. Он предусматривает связь со специалистами Когалымского участкового лесничества и Сургутского территориального лесничества.

Результаты третьего года обучения - это подготовка и проведение школьной экологической дневки, участие в городских, окружных, всероссийских, международных форумах, слетах, конкурсах, викторинах, конференциях, подготовка и проведение кратковременных экспедиций с младшими.

За этот период высажено десятки тысяч саженцев деревьев, изготовлено множество скворечников, кормушек. Ежегодно  ребята очищают лес от захламленности. Проводят природоохранные акции,  занимаются исследовательской деятельностью. Отправляются  в краткосрочные экспедиции с целью научного исследования, наблюдения, учета и систематизации объектов окружающей среды, а также экологической оценки ее состояния. Более двадцати лет воспитанники школьного лесничества  путешествуют  по самым разным программам. Это экологические лагеря, категорийные туристские походы, краеведческие, исторические, этнографические и научно-исследовательские экспедиции. Дети узнали уникальные памятники природы Кавказа (Самшитовое ущелье, «Белый зал», карстовые пещеры и др.) и нашего округа («Шапшинские кедровники»), побывали в Кунгурской ледяной пещере.В рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить» изучали растительность Колхидского леса одного из первых - Кавказского государственного заповедника, лесов Прибайкалья и Алтая и сравнивали их с нашей растительностью. Замечательные ландшафты Кавказских гор и предгорий, хребтов Хамар-Дабана в Прибайкалье, живописные склоны и ущелья горного Алтая, шумные реки и водопады, сверкающие ледники и мрачные пропасти, оставили неизгладимые впечатления у юных путешественников.Познакомившись в музеях под открытым небом  поселковВарьеган и Русскинскиес жизнью и бытом малых народов Севера ханты и манси, сравнили с удивительным народом – шапсугами, которые проживают на Черноморском побережье Кавказа в аулах Тхагапш, Наджиго, Хаджох, Колеж и др. Несколько лет воспитанники школьного лесничества посещали эти аулы,  изучали  жизнь, быт, обычаи этого малого народа. Во всех путешествиях   услышали и записали множество мифов и легенд разных народов нашей страны.

Результатами работы воспитанников школьного лесничества «Ягун» можно отметить ихдостижения: они являются неоднократными победителями и призерами  конкурсов, слетов, фестивалей, форумов муниципального, регионального, федерального, всероссийского и международного уровня. Ежегодно  принимают   участие    в    Международнойэкологической акции «Спасти и сохранить», в рамках которой в 2005 и в 2009 году на первом и пятом молодежном экологическом форуме «Сохраним цветущий мир Югры», комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Правительством ХМАО - Югры были отмечены в номинации: «Лучшая выставочная экспозиция». С 2010 году школьное лесничество было признано лучшим в Сургутском районе и защищает честь не только города, но и Сургутского района на окружных, федеральных и Всероссийских слетах, форумах, конференциях. В 2016 году школьное лесничество «Ягун» завоевало кубок победителей на XVI Открытом окружном слете школьных лесничеств «Сохраним цветущий мир Югры», а в 2017 году стали вторыми, II место в экологическом конкурсе «Робинзонада» в г.Екатеринбурге, 7 победителей и 11 призеров в Олимпиаде школьных лесничеств Уральского федерального округа, II и III место в Межрегиональном фестивале школьных лесничеств 2016 году и  III место в Международном экологическом фестивале «Живая планета» в 2017 году.В 2018 году в рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить»  команда школьного лесничества была удостоена Диплома II степени и серебряного кубка в Тилбилдинге-программы «Экотур» Форума экологических    объединений  «#ЭкоPRO» и I степени в Межрегиональном экологическом фестивале школьных лесничеств в городе Тюмени.

Участие детей в подобной работе в значительной степени обуславливает осознанный выбор их дальнейшего образования и выбора профессии.  

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование духовно-нравственных и культурных ценностей родного края, страны.

Формирование   правил, выработанных в отечественной и мировой культуре.

Выборкак проявление духовно-нравственных позиций, ведущих к важным последствиям и в жизни человека, и в истории человеческого общества.

Формирование лучших человеческих качеств, проявляющихся в конкретных делах и поступках  

Формирование экологической культуры

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Осуществлятьсамопроверку.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

Познавательные:

Извлекать   информацию из разных источников.

Работать с картой.  Уметь работать с компасом, определять азиму.

Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг.

Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки и озера ХМАО – Югры, России.

СравниватькартуприродныхзонРоссиии физическуюкартуРоссии.

Сравнивать природузоныстепейсприродойлесовитундры.

Делать выводыпотеме.  

Коммуникативные:

Употреблять специальную лексику документов.

Высказывать мотивированное суждение.

Высказывать обоснованные суждения.

Формулировать соответствующиеправилаэкологическойэтики.

Высказывать аргументированныесужденияобэкологических проблемахсвоегокрая.

Коллективнообсуждать сообщения,подготовленные группамиучащихся.

Учебно-тематический план

(первый год обучения)

Организация учебного процесса:

На обучение принимаются дети  начальной школы - 9-10 лет

Состав детей постоянный.

Общее количество часов в год   140 в неделю 4 часа

Периодичность занятий - два раза в неделю по 2 часа, в каникулярное

время продолжительность занятий может увеличиться до  трех - четырех часов.

(Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008)

Первый год обучения - ознакомительный. Воспитанники получают первоначальные опорные краеведческие знания. Знакомятся с флорой и фауной родного края. Программа предусматривает теоретические и практические занятия.

№ п\п

 Наименование  темы

Кол-во часов

Всего

Теоретические занятия

Практические Занятия

В помещении

помещении

На природе

местности

1

2

3

4

5

6

1.

Введения. Зачем нужно

изучать природу? Что такое

экология?

4

4

2.

Земля как планета

12

6

-

6

3.

Понятие о биосфере

16

10

-

6

4.

Понятие о почве.

16

8

-

 8

5.

Лес

12

6

-

6

6.

Лесные экосистемы

20

8

8

4

7.

Водные биогеоценозы.

12

4

6

2

8.

Охрана природы и заповедное дело.

20

10

10

-

9.

Специальная      подготовка      к экологическому путешествию.

28

16

6

6

10.

Воспитательные   мероприятия. Работа          с          родителями. Экскурсии.

Итого:

140

72

30

38

Содержание занятий:

Тема 1. Введение. Зачем нужно изучать природу? Что такое«экология»?(4 часа)

Знакомство с планом работы на год. Права и обязанности членов кружка. Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология - наука, изучающая взаимосвязи в природе. О разумном вмешательстве человека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы.

Обзор книг об интересном в жизни растений, лес - природное единство. Интересные явления в природе.

Выставка краеведческой литературы.

Тема 2. Земля как планета (12 часов)

Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы: Птоломей(IIв.н.э.) - геоцентрическая система мира. Н.Коперник (1473-1543гг.) - гелиоцентрическая система. Теория Канта Лапласа (XVIIIв.), О.Ю. Шмидта (1891-1956гг.).

Строение Солнечной системы. Первые «дни» Земли, этапы развития оболочки Земли. Земля как целое.

Экскурсии «Подготовка деревьев к зиме». Начало фенологических наблюдений. Вопросы и задания:Почему опадают листья у деревьев?Почему у хвойных хвоя не опадает на зиму?Как деревья приготовились к зиме?

Практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Наблюдение за небом в разное время суток. Наблюдение за звездами.

Сделать рейки снегомерные.

Тема 3. Понятие о биосфере (16 часов)

Биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами.

«Первичный бульон» древних океанов. Теория А.И.Опарина о стадиях развития жизни на земле: химической, биологической.

Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология - наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.

Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружающую среду.

Сезонные изменения в природе: особенности осени, зимы, весны, лета в югорском крае. Народный календарь. Названия месяцев, связанных со сменой времен года и занятиями коренных народов Югры.

Экскурсия «фенологические наблюдения». Роль снежного покрова для растений.

Практическая работа. Определение снежного покрова, выяснение причин неравномерного распределения снежного покрова. Определение степени загрязнения снега.

Тема 4. Понятие о почве (16 часов)

Зачем изучают почву. Состав и структура почвы. Почва - среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы.

Рациональное использование и меры охраны почв. Туристская тропа - причина водной эрозии почв.

Правила хождения в природном окружении.

Экскурсии «Начало зимы». Периоды зимы в неживой природе.
Замерзание рек и озер. Снегопады и метели. Виды осадков зимой.
Проталины.        

Измерение высоты снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.

Тема 5. Лес (12 часов)

Лес - природное единство. Природные сообщества края. Рекреационные зоны.

Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.

Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов нашего края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания.

Меры по охране и воспроизводству лесов в округе.

Экскурсии с целью изучения видового состава леса.

Тема 6. Лесные экосистемы (20 часов)

Методы изучения и описания среды обитания организмов. Закладка пробных площадок. Изучение растительности исследуемой территории. Лесные экосистемы:  лес (ельник, бор, редколесье), болото, луг. Изучение животных на исследуемой территории.

Тема 7. Водные биогеоценозы (12 часов)

Аквариум - модель водного биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязь между ними. Цепи питания. Пресноводный водоем и его обитатели. Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры.  Загадки и тайны югорских болот. Значение водоемов нашего края. Меры по охране водоемов и рек.

Тема 8. Охрана природы и заповедное дело (20 часов)

Влияние  деятельности человека  на растения и животных. Необходимость бережного отношения к  природным комплексам и рациональному их использованию.

Значение заповедников, заказников в охране природы. Заповедные территории Ханты-Мансийского округа.

Особо охраняемые природные комплексы.

Виды природоохранной деятельности.

Всероссийское и международное экологическое движение.

Тема 9. Специальная подготовка к экологическому путешествию

(28часов)

Сбор и оформление материалов по краеведению и экологии.

Подбор необходимого группового и личного снаряжения в зависимости от погоды. Нормы и правила поведения в лесу. Работа с компасом. Изготовление самодельного снаряжения.

Узлы простые и сложные, вязка узлов.

Правильный выбор места стоянки. Различные типы костров, устройство кострища. Правила разведения костра. Снятие бивака. Уборка места стоянки. Противопожарные меры. Изготовление чертежей, макетов, моделей различных типов костров, палаток, очагов, биваков, узлов.

Воспитанники после первого года обучения должны знать:

•        Правила поведения в походах.

  • Правила техники безопасности и поведения в лесу.
  • Правила разжигания костров.
  • Правила техники безопасности и поведения на воде.
  • Историю родного края.
  • Основные понятия о растительности. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники нашего края, некоторые их отличительные признаки. Названия ягод Югры и их згачение.
  • Названия животных родного края, требующих особого внимания за сохранением популяции в природе.
  • Экосистемы ХМАО - Югры.
  • Заповедные зона ХМАО - Югры.

Должны уметь:

  • Работать с инструментами и приспособлениями.
  • Называть основные полезные ископаемые.
  • Называть водоемы нашего края.
  • Определять основные компоненты леса.
  • Различать наиболее распространенные ягоды и грибы нашего края.

•        Ориентироваться на местности.

  • Работать с картой.
  • Закладывать пробные площадки.
  • Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.
  • Вести   наблюдения за растениями и животными.

(второй год обучения)

Организация учебного процесса:

На обучение принимаются дети среднего школьного возраста 11-13 лет

Состав детей постоянный.

Общее количество часов в год   140 в неделю 4 часа

Периодичность занятий - два раза в неделю по 2 часа, в каникулярное

время продолжительность занятий может увеличиться до трех-четырех часов.

Второй год обучения - развивающий. Воспитанники углубляют полученные первоначальные опорные краеведческие знания. Знакомятся с флорой и фауной родного края и, наблюдая за природными явлениями,делают определенные выводы. Программа предусматривает теоретические и практические занятия.

№ п\п

Наименованиетемы

Кол-во часов

Всего

Теоретические занятия

занятия

Практические занятия

В помещении

На местности

1

2

5

4

5

6

1.

Вводное занятие.

4

4

-

-

2.

В мире цветковых растений

12

6

-

 6

3.

Занятия по лесоведению

24

-

 6

18

4.

Краеведческая                          и природоохранная работа

12

 6

 6

-

5.

Топографическая     подготовка. Ориентирование на местности.

20

6

6

8

6.

Работа       юного       краеведа-следопыта:Доклады, рефераты, беседы   в начальных  классах,   месячник «Встречай    с    любовью    стаи птиц»

20

10

10

7.

Физическая              подготовка. Преодоление         естественных препятствий      в      походе      в различном                  природном окружении.

20

2

 6

12

8.

Специальная     подготовка     к экологическому путешествию.

28

8

10

10

9.

Экологическая       научно       -практическая экспедиция.

-

-

-

-

10.

Воспитательные   мероприятия. Работа          с          родителями. Экскурсии.

Итого:

140

42

44

54

Основное содержание занятий:

Тема 1. Вводное занятие. (4 часа)

Составление плана работы на год. Распределение обязанностей в группе.

Тема 2. В мире цветковых растений. (12 часов)

Разнообразие цветковых растений края. Группы растений по назначению: дикорастущие, плодово-ягодные, лекарственные и др.

Роль цветковых растений в природе и жизни человека. Лекарственные растений Югры.

Редкие и охраняемые растения округа. «Красная книга».

Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущимрастениям.

Тема 3. Лесоведение. (24часа)

Закладка пробных площадок. Построение профиля. Описание почв исследуемой территории. Измерение высоты деревьев с помощью оптического высотомера. Определение диаметра ствола дерева с помощью мерной вилки. Определение возраста деревьев и прироста за год. Описание фитоценоза леса. Описание ярусов на пробной площадке. Составление формулы древостоя. Определение фенофазы растений. Определение проективного покрытия. Определение сомкнутости крон. Определение возобновления леса.

Тема 4. Краеведческая и природоохранная работа.

(12 часов)

Определение замусоренности леса. Влияние кострищ на лесные сообщества. Оценка чистоты воздуха по состоянию сосны обыкновенной. Оценка чистоты воздуха при помощи лишайников. Изучение запыленности воздуха в различных участках леса. Изучение факторов сокращения растительности в зоне рекреации.

Тема 5. Топографическая подготовка. Ориентирование на местности.

(20часов)

Значение навыков ориентирования на местности. Карта и приемы работы с ней. Физическая карта. Условные обозначения на карте. Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Природные зоны.

Компас и работа с ним. Азимут.

Определение угла направления с помощью компаса и буссоли (из одной точки к двум заданным).

Спортивное ориентирование. Карта спортивного ориентирования.

Тема 6. Работа юного краеведа - следопыта, эколога. (20 часов)

Беседы в начальных классах, классные часы, краеведческие конкурсы, викторины и др. Организация агитационных бригад. Проведение городских, окружных Всероссийских Международных экологических акций, экологических десантов,  КВЭСТов.

Изготовление кормушек, скворечников, синичников. Проведение месячника «Встречай с любовью стаи птиц»

Тема 7. Физическая подготовка. Преодоление естественных препятствий в различном природном окружении (20 часов)

Особенности хождения в разном природном окружении, преодоление естественных препятствий (техника), поведенческие умения. Техника переправы по бревну, организация страховки и самостраховки. Техника подъема, траверса, спуска, организация страховки и самостраховки. Наведение навесной переправы и преодоление препятствия по навесной переправе, организация страховки и самостраховки.

Тема 8. Специальная   подготовка к экологическому путешествию.

(28 часов)

Подбор необходимого группового и личного снаряжения в зависимости от погоды. Составление списка группового и личного снаряжения при работе на экологической тропе. Работа с буссолью, высотомером, мерной вилкой, возрастным буравом. Изготовление самодельного снаряжения.

Правильный выбор места стоянки. Различные типы костров, устройство кострища. Правила разведения костра. Снятие бивака. Уборка места стоянки. Противопожарные меры. Изготовление чертежей, макетов, моделей различных типов костров, палаток, очагов, биваков, узлов.

Воспитанники после второго года обучения должны знать:

•        Правила поведения в походах.

  • Правила техники безопасности и поведения в лесу.
  • Правила разжигания костров.
  • Правила техники безопасности и поведения на воде.

•        Историю родного края.

  • Видовой состав фитоциноза.
  • Растительные сообщества
  • Биологию зверей и птиц
  • Методики наблюдений за животными
  • Экосистемы ХМАО - Югры.
  • Заповедные зона ХМАО - Югры.

Должны уметь:

•        Работать с инструментами и приспособлениями.

•        Ориентироваться на местности.

  • Работать с картой.
  • Закладывать пробные площадки.

•        Вести наблюдения за животными и птицами.

  • Собирать гербарии
  • Проводить природоохранные мероприятия.

(третий год обучения)

Организация учебного процесса:

На обучение принимаются дети среднего школьного возраста 14-16 лет

Состав детей постоянный.

Общее количество часов в год   140 в неделю 4 часа

Периодичность занятий -    два раза в неделю по   2 часа, в каникулярное

время продолжительность занятий может увеличиться (экспедиции).

Третий год обучения - исследовательский. На этом этапе ребята учатся вести научно-исследовательскую работу, проекты по решению доступных им экологических проблем.

Дети развивают способность ставить перед собой цель и при помощи решения намеченных задач осуществлять ее выполнение. Этот этап предусматривает выполнение сложных научно-исследовательских работ. Учитывается степень сложности, соответствие возрастным особенностям воспитанников. Большое внимание уделяется самостоятельной и практической работе.

№ п\п

Наименование темы

Кол-во часов

Всего

Теоретич. занятия

Практические Занятия

В

помещении

На

местности

1

2

3

4

5

6

1.

Вводное.

4

4

2.

Чем полезны и интересны походы. Краеведение и экология

охрана природы.

12

12

3.

Наш        край.        Экологические проблемы округа.

16

 10

 2

4

4.

Научное снаряжение. Самодельное                снаряжение, способствующее                   охране окружающей среды. Наблюдения.

16

8

8

5.

Походный     быт. Узлы.  Правила поведения туриста в походе.

12

 2

6

4

6.

Правила   санитарии   и   гигиены. Первая   доврачебная    помощь   в походе. Санитарно- гигиенические умения. Лесная

аптека.

20

12

4

4

7.

Топографическая          подготовка. Ориентирование на местности.

20

 2

8

10

8.

Физическая                   подготовка. Преодоление              естественных препятствий в походе в различном природном окружении.

16

 2

 6

 8

9.

Специальная        подготовка        к экологическому путешествию. Экологические            наблюдения. Фиксирование их в экспедиции.

 24

 6

 6

 12

10.

Экологическая         научно         -практическая экспедиция.

-

-

-

-

Итого:

140

58

40

 42

Основное содержание занятий:

Тема 1. Вводное занятие. (4 часа)

Составление плана работы на год. Распределение обязанностей в группе. Требования к членам кружка, их права и обязанности.

Тема 2. Чем полезны и интересны походы и путешествия. Краеведение и

охрана природы (12 часов)

План работы кружка. Цели и задачи кружка. Требования к членам кружка, их права и обязанности.

Экологические проблемы округа.

Охрана природы и преобразование природного окружения. Виды природоохранной деятельности. Всероссийское экологическое движение. Международные экологические акции.

Тема 3. Наш край. Экологические проблемы округа (16 часов)

Географическое положение, природные условия, хозяйство ХМАО -Югры.

Составление физико-географической характеристики Когалымского региона.

Историческое прошлое нашего края, округа, города.

Народное творчество края.

Экскурсии «Природные экологические комплексы вокруг школы»

Подготовка к проведению школьной игры «Знай свой край».

Тема 4. Научное снаряжение. Самодельное снаряжение, способствующее охране окружающей среды. Наблюдения. (16 часов)

Теоретическая и практическая подготовка к любому путешествию, этапы, план подготовки. Права и обязанности участников полхода, экспедиции. Требования, инструкции по организации и проведению похода.

Подготовка и изготовление личного и группового снаряжения.

Разработка похода выходного дня. Распределение обязанностей в группе. Ведение дневника. Оформление материалов, наблюдений похода.

Тема 5. Походный быт. Узлы. Правила поведения в природе.

(12 часов)

Правильный выбор места бивака с учетом особенностей природного окружения. Снятие бивака. Уборка места лагеря, противопожарные меры.

Вязка узлов.

Если ты заблудился в лесу. Меры безопасности.

Различные типы костров, устройство кострища.

Сушка и ремонт обуви. Набор продуктов, меню, хранение продуктов. Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора.

Режим дня в походе, дневке, игры. Правила поведения в походе.

Пользование топором, пилой, лопатой, ремонтным набором.

Тема 6. Правила санитарии и гигиены. Доврачебная помощь в походе. Санитарно-гигиенические умения. Лекарственные растения. (20 часов)

Гигиенические требования в походе. Санитарно-гигиенические умения и способы действий: не допускать загрязнения водоемов, избегать загрязнений мест стоянок бытовыми отходами. Лекарственные растения, используемые в походе, правила их сбора, ядовитые грибы и растения.

Умывание, купание, закаливание в походе. Уход за ногами. Требования к обуви, одежде.

Питьевой режим в походе, правила обеззараживания воды.

Изучение лекарственных растений края, закрепление правил доврачебной помощи, навыков сбора лекарственных растений.

Тема 7. Топографическая подготовка. Ориентирование на местности.

(20часов)

Значение навыков ориентирования на местности. Карта и приемы работы с ней. Компас и работа с ним. Азимут.

Определение угла направления с помощью компаса и буссоли (из одной точки к двум заданным).

Определение расстояния на местности приборами и на глаз. Глазомерная съемка участка пути, площадная топосъемка. Ориентирование на местности с помощью карт и местных признаков, определение точки стояния. Движение по азимуту, определение азимута на предмет.

Чтение топографической карты и карты спортивного ориентирования.

Спортивное ориентирование.

Изготовление планшетов для спортивного ориентирования.

Тема 8. Физическая подготовка. Преодоление естественных препятствий в различном природном окружении (16 часов)

Особенности хождения в разном природном окружении, преодоление естественных препятствий (техника), поведенческие умения. Техника переправы по бревну, организация страховки и самостраховки. Техника подъема, траверса, спуска, организация страховки и самостраховки. Наведение навесной переправы и преодоление препятствия по навесной переправе, организация страховки и самостраховки.

Одно- двух- дневные походы. Отработка поведенческих эколого-туристских умений хождения в природном окружении: по равнинным участкам, спуск, подъем по травянистому крутому склону.

Тема 9. Специальная   подготовка к экологическому путешествию.

(24 часа)

Подбор необходимого группового и личного снаряжения в зависимости от погоды. Составление списка группового и личного снаряжения для краеведческой и экологической работы на экологической тропе. Работа с буссолью, высотомером, мерной вилкой, возрастным буравом. Изготовление самодельного снаряжения.

Правильный выбор места стоянки. Различные типы костров, устройство кострища. Правила разведения костра. Снятие бивака. Уборка места стоянки. Противопожарные меры. Изготовление чертежей, макетов, моделей различных типов костров, палаток, очагов, биваков, узлов.

Правила санитарии и гигиены в походе, экспедиции. Эколого -туристские умения.

Разработка маршрута путешествия. Составление сметы расходов, распределение обязанностей. Оформление походной документации.

Комплектование снаряжения, укладка рюкзака, вязка узлов. Составление походного меню. Тренировка по установлению палатки.

Воспитанники после третьего года обучения должны знать:

•        Правила поведения в походах.

  • Правила техники безопасности и поведения в лесу.
  • Правила разжигания костров.
  • Правила техники безопасности и поведения на воде.

•        Историю родного края.

  • Видовой состав фитоциноза.
  • Растительные сообщества
  • Биологию зверей и птиц
  • Основные методы наблюдений, учета и оценки численности зверей и птиц.
  • Методы сбора и оформления коллекционного материала.

•        Особенности камеральной обработки.

•        Условия хранения и долговременного пользования препаратами.

  • Экосистемы ХМ АО - Югры.
  • Заповедные зона ХМАО - Югры.

Должны уметь:

•        Работать с инструментами и приспособлениями.

•        Ориентироваться на местности.

  • Работать с картой.
  • Собирать и оформлять коллекционный материал.

•        Учитывать численность растений на пробных площадках.

  • Вести учет насекомых, животных и птиц.
  • Вести фенологические наблюдения.
  • Вести полевые наблюдения.

Методическое обеспечение программы

Форма обучения

Групповые занятия 2 раза в неделю по 2 часа.

Занятия малыми группами2-5 человек, индивидуально.

Методы обучения

Словесный: беседа, рассказ, дискуссия.

Наглядный: Рассматривание карт, рисунков, чертежей, схем, фотографий, просмотр видеофильмов, презентаций.

Практический: Работа с инструментами,  разрабатываются учебные программы для проведения занятий со школьниками - членами школьного лесничества;

  • готовятся методические рекомендации и указания для проведения теоретических и практических занятий, различных массовых мероприятий (школьных и городских);
  • проектируются и создаются учебные объекты для экологического образования (экологические тропы, витрины для классов экологии, гербарии древесных и травянистых растений, коллекции семян).

Система оценки результатов

Оценка знаний и умений в результате деятельности детей проводится на каждом занятии. Проводятся экспресс-опросы, по мере выполнения заданий в природном окружении, наблюдений. Проводится тестирование, проведение игр.    Итогом работы детей является также участие в школьных, городских, окружных, межрегиональных, всероссийских и международных экологических мероприятиях, акциях, трудовых десантах.

Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков элементарного образования.

Система отслеживания результатов

  1. Проведение экологических мероприятий школьного уровня (проведение «школы юного эколога», экологической дневки, акции «Покорми птиц зимой», месячника «Встречай с любовью стаи птиц» и др.
  2. Алгоритм действия воспитанников (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении заданий по алгоритму).
  3. Беседы с детьми и их родителями.
  4. Наблюдение за воспитанниками в процессе работы.
  5. Коллективные творческие дела.
  6.  Проведение экологических мероприятий, игр, акций, трудовых десантов различного уровня (школьные, городские, окружные, межрегиональные, всероссийские, международные).
  7. Общественно-полезные акции (Международной экологической акции «Спасти и сохранить», Всероссийской акции «Зеленая планета», «Детки Кремлевской елки», Окружные - «Чистый лес», «Аллея выпускников» и многие другие)

Условия реализации программы

  1. Наличие отдельного помещения, шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.
  2. Наличие материалов и инструментов для изготовления поделок из бисера.
  3. Дно из важнейших требований - соблюдение правил охраны труда воспитанников, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочем месте. Правил пожарной безопасности.

Список литературы

Арефьев СП. Гнилевые болезни сосны сибирской в лесах среднего Прииртышья. Свердловск, 1990г. с. 22.

Дмитриев Ю. «Хранители лесов» // Книга природы. М.: Детская литература, 1990г., с. 257.

Дмитриев Ю. «Соседи по планете». М.: Детскаялитература, 1997г. с. 247

Залесов С.В., Хайретдинов А.Ф.// Лендшафтные вырубки в лесопарках. Екатеринбург:Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2011. – 176с.

Захаров В.Б. Многообразие живых организмов:// Царство грибы./Учебник- 5-е изд. М.: Дрофа, 2002г.

Коростелев И.Ф.//  Идущему в лес: учебное пособие. Изд.2-е, перераб. и доп. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т,  2016. - 148с.

Коростелев И.Ф., Залесов С. В., Годовалов Г.А. // Недревесная продукция леса: учебник  / 3-е изд.,  перераб. и доп. - Екатеринбург:Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015. 383с.

Лазаревич С.В. [ и др.] // Ботаника и физиология растений: учебное пособие / - Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 429с.

Магомедова М., Морозова Л. Растительность и растительные ресурсы

округа. // Журнал «Югра: Дела и Люди» №3, 1998г.

Муравьи // Детская энциклопедия. Т.4.  1960г.  – 367с.

Муравьи // Что такое, кто такой? В 3-х томах. Т.2 1990г. -   279с.

Муравьиный сверхорганизм// Я познаю мир. Детская энциклопедия.

Насекомые. / Авт. И.Р. Ляхов. М.: 000»Фирма», изд-во ACT, 1998г. с. - 218.

Мухин В. Грибы. // Журнал «Югра: Дела и Люди» №3, 1998г.

Никитина В.В., Башарин В.Н., Башарина А.Г. Зоопарк в твоей книжке.

// Насекомые. / Жуки. / Харьков «Услуга» 1992г. с. 63.

Новосельцев В.Д. Справочник лесничего. 5-е изд. Средства защиты

леса»/М.: Агропромиздат, 1986г.

Орлова Т.К., // Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы».-Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. – 180с.

Хайретдинов А.Ф., Залесов С.В.//Введение в лесоводство: учебное пособие – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2011. – 202с.

Чернов Н.Н. // История лесного хозяйства Демидовых и Яковлевых: монография / Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2012. – 296с.

Чернов Н.Н. // Биотектоника – методологическая основа изучения форм в живой природе. / Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2013. – 137с.

Чернов Н.Н.  Лесокультурные машины и оборудование. Учебное пособие./Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2011

Чернов Н.Н. // Вопросы методологии лесоведения / Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015. – 126с.

ГОЛОССАРИЙ

Флора - совокупность всех видов растений, произрастающих (обитающих) на определенной территории (района, области, страны, природной зоны, материка, планеты);

Флористические исследования - изучение состава, структуры, происхождения и других особенностей флоры;

Растительность (растительный покров) - совокупность растительных сообществ, встречающихся на какой либо территории;

Ареал - часть земной поверхности, в пределах которой встречаются представители данного вида (рода, семейства);

Растительное сообщество (фитоценоз) - совокупность растений, встречающихся на данном участке территории, находящихся в постоянной взаимосвязи друг с другом и с окружающей средой. Виды, образующие фитоценоз, в течение длительного времени приспособились к совместному существованию в определенных условиях среды;

Геоботанические исследования - изучение фитоценозов;

Биогеоценоз - совокупность всех живых организмов и факторов внешней среды на определенном более или менее однородном участке территории;

Биотоп - совокупность условий обитания биогеоценоза.

Живой напочвенный покров (ЖНП) - совокупность видов растений, населяющих нижние (травяно-кустарничковый, мохово-лишайниковый) ярусы фитоценоза.

Видовой состав - это совокупность всех видов, произрастающих в нем.

Биоморфологическийсостав растительных сообществ выявляется на основе анализа жизненных форм растений. Жизненная форма - это общий облик (габитус) растения, обусловленный своеобразием его надземных и подземных вегетативных органов, формирующихся в результате роста и развития в определенных условиях среды

Дендрология (от греческого dendron- дерево и logos- слово, учение), раздел общей биологии, изучающий древесные растения - их внешнее и внутреннее строение, таксономическое положение, внутривидовую изменчивость и филогенез, физиологию, экологию, географическое распространение и хозяйственное значение.

Лесная таксация занимается количественной и качественной оценкой различных параметров отдельных деревьев и их частей, а также лесных насаждений и заготовленной лесной продукции.

Мерная вилка служит для измерения диаметров стволов у деревьев.

Высотомер представляет собой небольшой (массой до 100-150 г) прибор, предназначенный для измерения высот растущих или сухостойных деревьев.

Возраст растущего дерева определяют по годичным кольцам на кернах, полученных возрастным буравом.

Выделы - однородные участки.

Древостойбывают естественного происхождения и искусственного (лесные культуры), семенные и порослевые.

Составопределяется по элементам леса.

Элементом лесаназывают древесную породу одного возраста и происхождения.

Приростом называется увеличение с возрастом таксационного показателя.

Фитопатология - наука о болезнях растений (греч. phyton-растение, pathos- болезнь, logos- учение). Лесная фитопатология рассматривает болезни древесных растений и процессы биологического разрушения древесины на складах, в постройках и сооружениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Школьное лесничество» - трудовое объединение школьников АСШ № 4.

В 1968 году с целью воспитания школьников в духе гуманного отношения к окружающей среде, трудового воспитания, воспитания нравственных качеств личности на базе Агинского лесхоза было создано «школьное...

Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"

Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей,  в них слабо развито чувство любви к природе, к Р...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своей малой Родины. Так, например, посредством включения в природоохранные действия, происходит окончательное превращение знаний и оценок в лич...

"Экологическая направленность школьного курса географии в условиях введения ФГОС"

Экологическое воспитание - единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Обучение учащихся на уроках географии требует экологизации во время изучения всех курсов как...

«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и челове...

Педагогический проект экологического направления «СМОРодина» (организация работы школьного лесничества)

Создание единого экологического воспитательного пространства в МБОУ г. Иркутска лицей - интернат №1 (гимназия №1) на базе школьного лесничества «Смородина». Проект призван через изуче...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности «Школьное лесничество»

Данная программа является модифицированной. В основу программы положена дополнительная общеразвивающая программа естественно – научной направленности «Лесовик», разработанная м...