Графика и ее возможности в преподавании изобразительного искусства
методическая разработка

Зайцева Елена Юрьевна

В первой главе «Графика как ведущий вид изобразительного искусства» даются краткие исторические сведения о происхождении графики, ее положение и значимость в области изобразительного искусства. Кроме того, данная глава содержит информацию о средствах выразительности, признаках и особенностях графического творчества; характеризуются виды графики, раскрываются их свойства. Вторая глава имеет методико-педагогическую направленность и посвящена практическому освоению основ графики учащимися. В ней даются педагогические и воспитательные цели и задачи в изучении графики, раскрываются методы работы с детьми в графических техниках и роль графического искусства в развитии творческих навыков и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_grafika.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАФИКА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ГРАФИКА КАК ВЕДУЩИЙ ВИД

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1 Из истории графики

1.2 Особенности графического искусства, его виды и отличия.

1.3 Выразительные возможности графики. Линия.

ГЛАВА II. ГРАФИКА И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

2.1 Художественно-педагогические аспекты развития творческого мышления.

2.2 Преимущественная роль графики перед другими видами изобразительного искусства в педагогической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Вырастить и воспитать гармонично развитого человека - желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов. Для того чтобы сформировать в ребенке художественно-изобразительные умения и навыки, прежде всего, необходимо дать ему возможность изучать основной вид изобразительного искусства - графику. Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.), ее возможности изображения и образного истолкования мира практически неограниченны. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в лаконизме, емкости образов и строгом отборе графических средств, делающих ее доступной для любого возраста учащихся. Небольшой выбор средств и условность языка графики позволяют быстрее освоить пластический язык изобразительного искусства, что немаловажно для работы с детьми. В первой главе «Графика как ведущий вид изобразительного искусства» даются краткие исторические сведения о происхождении графики, ее положение и значимость в области изобразительного искусства. Кроме того, данная глава содержит информацию о средствах выразительности, признаках и особенностях графического творчества; характеризуются виды графики, раскрываются их свойства. Вторая глава имеет методико-педагогическую направленность и посвящена практическому освоению основ графики учащимися. В ней даются педагогические и воспитательные цели и задачи в изучении графики, раскрываются методы работы с детьми в графических техниках и роль графического искусства в развитии творческих навыков и способностей.

ГЛАВА I. ГРАФИКА КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Из истории графики.

     «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах». Дидро (1713 - 1784)

      История графики как вида искусств насчитывает уже несколько тысяч лет. Графика - самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества - в эпоху неолита и в бронзовом веке. В наскальных изображениях и античной вазописи изображались линии и силуэты, являющиеся одним из самых древних видов графических работ рисунком. Ещё до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на предметах быта, на оружии. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Так, с помощью различных изображений первобытный человек излагал свою мысль. В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определённые понятия и повествования. Постепенно, с развитием речи, такие рисунки стали обозначать не только фразы, но отдельные слоги, звуки. Начертание их менялось, пока не приняло вид знакомых нам букв. Длительное время графические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшением тех или иных предметов. С появлением письменности графика стала шире применятся в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста. Да и само создание шрифтов - большое искусство. Достаточно посмотреть, например, на древнеславянские рукописи, чтобы понять, что над ними трудились настоящие художники. Искусство рукописи, или каллиграфии, получило необычайно широкое развитие в Китае. Способов размножения графических изображений человек долгое время не знал, и все произведения создавались в единственном экземпляре. Огромный вклад в развитие графики внесли Альберт Дюрер, Франсиско Гойя, Гюстав Доре, Китагава Утамаро, Хиросиге Андо, Хокусай Кацусика. Поэтому так важно знать культуру графики, ее выразительные средства и способы их использования в целях сохранения древних традиций, а также для создания художественного шедевра, аналогов которого нет в мире. На сегодняшний день графика является универсальным видом изобразительного искусства, использующимся при оформлении полиграфической продукции, наружной рекламы, а также изображения на одежде и рисунки мультипликационных фильмов.

Особенности графического искусства, ее виды и отличия.

      Графическим искусством, или графикой (от греч. «grafo» - пишу, черчу, рисую) называется один из видов изобразительного искусства, включающий рисунок и произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Цвет в графике не является главным, как, например, в живописи, что на первый взгляд может дать определение графике как «мрачный» вид искусства. Натурные наброски, эскизы, скульптуры имеют особую ценность в графических работах. В отличие от других видов живописи, графика не обладает высокой степенью передачи реальности, поэтому здесь в большей мере варьируется степень пространственности и плоскостности. Существует ряд особенностей, который выгодно отличает графику от остальных видов изобразительного искусства, а именно: графика допускает условность изображения, основной акцент сделан на форме и содержании, позволяет каждому додумывать созданный образ, являясь незаконченной, есть возможность импровизировать, а кроме того, фиксирует все интересные впечатления. Активную роль в графике играют фактура используемых материалов, специфика графической техник и приёмов. Особое место занимают в графике неизобразительные элементы - чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Графика несёт не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в произведениях графики возникает колебание между реальным образом и знаком. Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, легкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.). Наиболее отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В.Л.Фаворского, «воздух белого листа. Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи. Признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи. При работе черным материалом на белой бумаге различают массу оттенков черного - от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет лёгкий цветовой оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные наложения их друг на друга. А к какому виду искусства относится множество самостоятельных произведений, созданных в техниках акварели, гуаши, пастели? Такого рода произведения, очевидно, относятся к искусству живописи. Хотя они и исполнены на «традиционном» графическом материале - бумаге, но в них решаются те же многообразные и тончайшие цветовые задачи, как, скажем, в масляной живописи. Акварель, гуашь и пастель, конечно, применяются художником в графических произведениях, но со свойственными графике сдержанностью, скупостью и условностью. Остановимся на понятиях живописности и графичности, с которыми приходится нередко встречаться. Когда говорят о живописности, то хотят подчеркнуть богатство контрастов, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих избавиться в произведении искусства от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям и графики, и скульптуры, и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют в виду резко выраженный рисунок, чёткое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений. Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении. Характерным признаком графического искусства является и то, что главным материалом для создания и размножения графических произведений является бумага, а также его связь с процессами печати. Так называемая печатная форма, с которой производится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений. Важнейшим качеством искусства графики является массовость. Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ требуют относительно меньшего времени и сил на создание графического художественного произведения по сравнению с другими видами изобразительного искусства. В самом общем виде графика делится на два вида: уникальную (рисовальную), где художник создает изображение непосредственно на листе бумаги, и печатную - графические произведения, которые могут распространяться во многих равноценных экземплярах. В данной работе ведется уклон конкретно на уникальную графику, так как именно этот вид графики представляет особую ценность в методике преподавания изобразительного искусства из-за ее простоты в технологическом использовании и неповторимой оригинальности исполнения.

Выразительные возможности графики. Линия.

     Основными изобразительными средствами рисовальной графики являются линия, штрих, пятно, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия - это след от движения точки на плоскости, одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные. Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью. Короткие линии называются штрихами. Задача штриха в передаче пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. В художественной практике линия и штрих обладают большими выразительными возможностями. Их бесконечное разнообразие можно обнаружить в произведениях графики разных эпох. Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в декоративной и станковой графике (офорте), карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах. Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет все художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Используя разнообразие этих важнейших художественно-выразительных средств, художник, архитектор или дизайнер могут передавать тончайшие психологические нюансы создаваемой композиции. Линеарность в графике - это техника исполнения и структура композиции произведения, выполненного линией или контуром. В музыкальном произведении - это последовательное движение звуков, образующих мелодическую линию. Живописность - противоположное линеарности понятие. Иногда в произведениях изобразительного искусства линеарность рассматривается как рентабельность («кантабильный стиль»). Кантабильность - пластичность, плавность, музыкальность, певучесть элементов произведения изобразительного искусства, их способность «петь». Наиболее характерна кантабильность в произведениях великих художников: Сандро Боттичелли, Паоло Уччелло, Андрея Рублева, Дионисия, Амадео Модильяни и многих других. Линия в их рисунках и живописных произведениях ассоциируется с музыкальными звуками, которые то усиливаются, то прислушаются, то звучат мощно, как бас, то «звенят», тонко и высоко. Характерной чертой языка линейной графики является чистота и точность изображения, что делает ее самой распространенной техникой в проектной работе. Для чертежей применяют жесткую линию, для рисунка и набросков - легкую, живописную, певучую. Рисунок или чертеж, обведенные линией одинаковой толщины, создают неприятное впечатление. Любое художественно-графическое исполнение требует разнообразия линейного языка и использования других выразительных средств. «Жесткость» языка проектной графики, использующей двухмерную плоскость для передачи на ней изображения трехмерных предметов, наглядно подтверждает необходимость применения тонких художественных приемов. Являясь самым распространенным способом изображения, линейная графика выработала свои художественно-выразительные средства. Выразительность композиции зависит от умения эффективно использовать линейные элементы в построении формы, выражающей психологическое состояние (динамику, грусть, веселость и т. д.), которое зависит от ассоциативного зрительного восприятия. Вертикальное построение линий вызывает ощущение устойчивости, диагональное - динамику, горизонтальное - покой. Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. Психологическая выразительность графического языка линейной графики зависит от характера расположения и начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная, прерывистая), их тональности и цвета (черная, серая, светлая, цветная). В проектной работе выразительность линейной графики зависит не только от используемых линий, но и от бумаги, ее фактуры и цвета. Большие возможности технических приемов линейной графики используются в тональной разработке формы, выявлении ее освещенности, фактуры (применяется цветная линия, заливка, линейная имитация тона - штриховка). Важнейшей задачей учебного процесса является целенаправленное использование этой темы в развитии композиционного мышления. Индивидуальная трактовка при выполнении композиционных заданий раскрывает неограниченные пластические возможности линии. В активном выборе выразительных средств линейной графики и в умелом владении ее техникой наглядно отражается художественный темперамент автора. Линия имеет универсальные пластические возможности, ее можно использовать не только в плоскостном изображении, но и в реальном пространстве.

ГЛАВА II. ГРАФИКА И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Художественно-педагогические аспекты

развития творческого мышления.

      В настоящее время, когда так важно воссоздание понимания роли культурной среды в становлении личности и общества в целом, особую актуальность приобретает развитие творческого мышления, основной характеристикой которой является продуктивное переживание окружающей действительности в системе образных средств плоскостных видов искусства, в данном случае графики. Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально талантливы. Они быстро приспосабливаются к любому роду деятельности, и их интересует сам процесс создания какой-либо формы и участие в проектировании творческого пространства, в котором ребенок разыгрывает сцены воображаемой жизни, наслаждается возможностью жить в собственном рукотворном мире. Многие родители и педагоги пытаются как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить. Современная система художественного образования стремится сформировать базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки художественной деятельности. Художественно-творческая деятельность детей дошкольного и школьного возраста должна быть организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале. Причем основными критериями успешности выполнения творческого задания должны являться выразительность и самостоятельность художественного образа. Приступая к творчеству, ребенок без художественного образования вряд ли делает это сознательно, но привитое с детства умение обращаться с различными материалами и использовать свойственные им изобразительные средства может оказать влияние на становлении и утверждении творческого потенциала. Изобразительная деятельность совершенствует органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать. Любовь к искусству воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение, знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство: умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, необходимые для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности. Но умело использовать искусство, в частности изобразительное, в педагогических целях может только тот воспитатель, который знает и любит свое дело, имеет способности к анализированию произведений искусства и детского творчества.

      Изобразительные умения и навыки складываются в результате систематических постоянных упражнений. Прежде всего это учебные рисунки. Их отличает глубокое и детальное изучение формы предмета, его основных признаков и свойств, грамотное использование технических и изобразительных средств и приемов передачи окружающего мира. Чтобы выполнить определенное задание, учащийся обязан предварительно изучить теоретический материал, который сопровождается практической работой, понять сущность задачи очередного рисунка, установить в какой последовательности и с помощью каких средств и приемов она будет решаться. Прежде чем приступить к выполнению, учащийся должен изучить и в дальнейшем использовать определенный алгоритм действий.

Преимущественная роль графики перед другими видами

изобразительного искусства в педагогической деятельности.

Мы часто можем наблюдать у подрастающих детей печальное явление, когда ребенок перестает изображать что-либо и говорит: «Я не умею». Это происходит от того, что на него обрушивается зрительный метод восприятия, и он начинает от изображения требовать не предметного соответствия, а оптического, и ребенок говорит: «Так не бывает». И было бы замечательно, если бы удавалось детское творчество постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, при этом не ломая и не теряя богатств, завоеванных ребенком. Здесь может помочь осторожный, возможно более щадящий, подход к обучению ребенка, но одновременно с широким использованием материалов и средств. Всякий новый материал обогащает ребенка художественным опытом. Практическая направленность заданий, возможность выбора материалов и средств изобразительной деятельности - очень важный момент в процессе становления творческой личности. Главная цель - создание условий для дальнейшего формирования целостного мировосприятия учащихся на основе художественного материала культуры через последовательное развитие визуального мышления.

     Графика - тот вид изобразительного искусства, который помогает в работе с учащимися любого возраста. Близкий живописи со стороны содержания и формы, он имеет свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. Очень важное свойство графики - незначительная роль цвета или даже его отсутствие. Это свойство без сомнения можно назвать основным аспектом, дающим право называть графику самым простым и доступным в педагогической деятельности. Ограниченная роль цвета позволяет выполнять работу фломастерами (столь любимыми ребятами за яркость и удобство), графитными карандашами или ручкой. Акварельные краски и гуашь, которые некоторые ученики послушно или периодически приносят на уроки, в данном случае играют вспомогательную роль. Рассматривая основные отличия графики от других видов изобразительного искусства, в частности от живописи, можно еще раз подчеркнуть преимущества графики, способные выявить в ней педагогическую ценность: огромное значение в графике имеет преобладание линии (линия как таковая в природе вообще не существует, но в графике она либо проведена явно каким-либо инструментом - будь то резец, карандаш или кисть, либо создается соседствующими пятнами - ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши); - графика более контрастна, в основном это контраст черного и белого, контраст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения (неслучайно основой графических работ чаще всего является бумага - она предоставляет широкие возможности в выборе фактуры, цветового оттенка фона); - графика не загромождает пространство, а наоборот создает его, в чем-то она похожа на музыку - ей свойственны паузы, и паузы эти играют большую роль; - графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания; Художественно-выразительные достоинства графики - линия, штрих, контур или пятно на белом листе бумаги - очень лаконичны, условны и способствуют развитию воображения. Графике доступны разнообразные жанры. При минимальных средствах ее возможности образного изображения окружающего мира практически неограниченны. Именно графика является одним из способов, с помощью которого возможно формирование адекватного отражения окружающего мира, развитие и коррекция познавательной и изобразительной деятельности. В качестве графического материала для работы с детьми лучше всего будет использовать известный всеми простой карандаш и перо. Перо используется для графического рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). Ранее использовали гусиные, тростниковые и соломенные перья. В настоящее время в художественной практике распространены металлические перья различных размеров и форм. В зависимости от формы наконечника пера (узкого, острого, тупого, широкого или закругленного) получают различные линии и штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовать мельчайшие детали. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от учащихся большой собранности, аккуратности, самодисциплины.

      Перечисленные достоинства данной техники в полной мере решают, как педагогические, так и воспитательные задачи. Графические изображения близки и понятны школьникам, поскольку в повседневной жизни и в процессе обучения им приходится постоянно иметь дело с текстами, иллюстрациями в книгах, таблицами, репродукциями. Основанное на рисунке штрихами и линиями, графическое изображение наиболее приемлемо для детского восприятия, так как подчеркивает характерные черты объектов и опускает второстепенные. Выполняя предлагаемые учителем графические упражнения, зарисовки с натуры, по памяти и представлению, учащиеся учатся выделять существенные признаки, форму, строение и взаимоотношения отдельных частей в объекте, развивают мелкую моторику руки, бинокулярный, стереоскопический и глубинный глазомер. Графические навыки и умение реалистично изображать предметы и явления окружающего мира пригодятся в дальнейшей учебе и трудовой деятельности. Развитое визуальное мышление обеспечит подростку успешность освоения других учебных предметов. Возможность самостоятельного выбора варианта изображения и художественных средств стимулирует творческую мысль, память, воображение и наблюдательность, развивает фантазию, формирует художественное мышление ученика. Задача учителя - развить у своих воспитанников способность видеть и рассматривать форму объекта с различных точек, уметь передавать ее на изобразительной плоскости, выработать чувство пространства, научить творчески подходить к изображению окружающих предметов, явлений и событий. Рисуя, школьник глубже познает окружающую действительность, ярче чувствует и больше замечает, развивает зрительную память и образное мышление, учится видеть и понимать гармонию и красоту. В своих рисунках учащийся, познавая мир, стремится к его правдоподобному изображению. И с возрастом это стремление усиливается. Первый критический момент наступает при переходе в среднее звено, когда интерес к рисованию начинает угасать. Для поддержания интереса к изобразительной деятельности можно использовать работу по заданной схеме или образцу при условии, что учащиеся завершают свои работы дополнением авторских деталей. Последовательно развивая визуальное мышление, они уже способны свободно манипулировать зрительными образами, создавая самостоятельные произведения.

       Второй критический период, когда школьники начинают стесняться проявлять себя в рисунке. Чтобы это избежать следует демонстрировать классические шедевры и позволять копировать картины известных художников. Внимательно рассматривая образец, дети учатся анализировать изображение, композицию, цветовое решение, сюжет и пр. Умение рассмотреть и воспроизвести изображение - необходимое условие для развития зрительно-моторной координации. В процессе сравнения своей работы с оригиналом происходит развитие многих видов мышления. Дети в принципе не способны к слепому копированию. Они познают мир творчески, субъективно, а потому привносят частичку личного, непроизвольно добавляя новые детали. В результате - новая, не имеющая аналогов работа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Бесчастнов М.В. Черно-белая графика. М.: Владос, 2002

2.Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 1990

3.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. М.: Академия. 1997.

4.Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961

5.Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984

6.Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001

7.Лещинский А.А. Основы графики: учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2003 8.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Искусство в школе, 1987

9.Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство, 1973

10.Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982

11.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Изд. 2-е. М.: Академ А, 2002 12.Фаворский В.А. Реализм в детском рисунке. В сб.: Искусство детей. Л., 1935

12.Фаворский В.А. Реализм в детском рисунке. В сб.: Искусство детей. Л., 1935


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания изобразительного искусства в современной школе

Данная презентация содержит нормативные требования для преподавания предмета "Искусство" в образовательном учреждении. Содержит методику Шадрикова, имеется схема составления урока. В помощь преподават...

Статья" Особенности преподавания изобразительного искусства."

Особенности преподавания изобразительного искусства в системе Развивающего обучения....

Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе

Статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции Том №1 «Общество. Культура, личность. Актуальные проблемы образования». ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квали...

Методика преподавания изобразительного искусства

Статья описывает исторические эпохи по методике преподавания изобразительного искусства...

Инновационные методики в преподавании изобразительного искусства

Инновационные методики в преподавании изобразительного искусства...

Новое в методике преподавания изобразительного искусства в современных условиях

Новое в методике преподавания изобразительного искусства в современных условиях в вдрес методистов и педагогов ДО УДОД...