Методика преподавания изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Лесун Анастасия Александровна

Статья описывает исторические эпохи по методике преподавания изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_prepodavaniya_izo1.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методика преподавания изобразительного искусства

В настоящее время существует очень большое количество методик рисования. И от того как мы научить рисовать детей, а сейчас еще и стало много обучаться искусству и взрослые люди, важно знать как же правильно нужно учить?

Мы в данной контрольной работе рассмотрим исторические периоды, эпохи разных цивилизаций и постараемся понять,  что же такого важного и нужного для нашего поколения людей, живущих в период информационных технологий, во времени, где машины способны выполнять очень много функций. Но в этом наша с вами проблема, железо не в состоянии передать такое количество эмоций и переживаний, на которое способно человеческое умение в сфере искусства. На важно уметь понимать разницу между тем, что сделано с душой  и теплотой, а что просто на фабрике, наштамповано в многотысячном экземпляре, но без души.

«История методов преподавания рисования — это не просто собрание интересных и достоверных фактов, это прежде всего история развития педагогических идей и взглядов», пишет Ростовцев в своей книге, посвященной изучению методов рисования в зарубежных странах, - «история методов преподавания не только рассказывает о прошлом, но и хранит накопленный опыт предыдущих поколений, помогает правильно решать современные задачи».

Эпоха первобытного общества.

Уже в ранний первобытный период люди стали учиться рисовать.  Четкими линиями на  поверхности кости или стены пещеры человек твердой и уверенной рукой воспроизводил различные предметы, животных и даже людей.

Для таких четких изображений ему необходимо было тренировать глаза и твердости руки. С таких моментов и в наше время начинается обучение в художественных  школах и художественных училищах. Нас также учат  контролировались движение руки, координируя ее с  глазом и разумом.

Возможно усвоение навыков в древности  носило характер непосредственного, живого наблюдения и подражания. Когда человек рисовал животных и сцены охоты, заинтересованная молодежь внимательно следила за его увлекательной работой. Возможно, кое-кто тут же начинал подражать ему, а другие позднее повторяли приемы работы. Такие же приемы используют у нас, проводя различные мастер – классы, открытые занятия.

В период неолита реалистическое направление идет по нисходящей линии. Умельцы постепенно утрачивают навыки правильной передачи форм предметов, изображения становятся все более схематичными и условными, первобытный художник приобретает способность абстрагировать, обобщать, понимать основу формообразования, подмечать сходство и различие в характере формы предметов. Это тоже задания, которые проходят и в наше время, когда учат делать стилизованные, упрощенные рисунки, особенно для тех, кто занимается дизайном.

В завершение древнего периода художник той поры придерживался определенных канонизированных форм и правил, которым он обучал своего ученика. А это тоже есть и у нас, различные пособия и таблицы, обучающие рисованию.

Эпоха Древнего Египта.

Древнего Египет – это время, во время которого впервые создаются специальные художественные школы, с ясной системой обучения, с четкой методикой преподавания рисунка. Эти школы учили правилам и законам построения изображения и требовали от учеников неукоснительного их соблюдения.

Были разработаны каноны для изображения человека, цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Эти раз и навсегда установленные каноны, с одной стороны, помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс построения изображения предметов, а с другой — сковывали и ограничивали его творческие возможности. Этот прием интересен нам в том, что на первых порах рисования, по нашему мнению, эту методику можно применить, рассказывая, показывая, а можно даже заучить правила построения многих предметов и живых существ, для того чтобы добиться большей реалистичности в рисунке.

При изображении человеческой фигуры глиняную поверхность доски египтяне предварительно расчерчивали тонкими линиями на ровные квадраты. Эти клетки служили ученику ориентирами для правильного изображения человеческой фигуры. В законченном рисунке эти клетки уничтожались: заминались пальцем и аккуратно разравнивалась поверхность доски.

Очень похож этот метод на наш, когда мы переносим эскиз на большой формат.  Мы также используем сетку, ведь именно такой способ способствует тому, чтобы перенести рисунок правильно и не изменив его пропорции, а только увеличить масштаб.

Эпоха Античности.

Греческие художники позаимствовали у египтян метод изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры — математический расчет. Но при этом греки, изучая природу, наблюдая красоту обнаженного человеческого тела, находили много прелести и гармонии, что не случайно и богов стали изображать по образу и подобию людей.

Это важно и нам научиться чувствовать, а не только механически передавать сходство предметов.

Аполлодор Афинский считается первым станковым живописцем, введшим в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени.

А это произошло в V веке до н. э. Кто - то разве усомниться в правильности такого использования красок в современной натуралистической художественной школе. Научиться правильно сочетать цвета важная задачи.

Зевксис, художник Древней Греции, старался найти и установить идеал и канон красоты на основе изучения натуры. Это то чему учит современная школа рисования – научись создавать композицию, используя натурный материал.

Линия в рисунке играла первостепенную роль в эпохе Древней Греции. При изображении предмета художник должен был четкими, без лишних штрихов и росчерков, линиями наметить форму предмета. А это можно было сделать только в результате многолетней школьной выучки. Греческие художники владели высокой техникой рисунка, они прекрасно знали форму и строение человеческого тела.

Разве мы не учимся рисовать с натуры, запоминать пропорции? Это важно, если мы хотим владеть правильным академическим рисунком.

Греческие художники впервые в истории развития учебного рисунка ввели в употребление светотень и дали образцы перспективного построения изображения на плоскости, заложив основы реалистического рисования с натуры.

Греческие художники-педагоги установили правильный метод обучения рисованию, в основе которого лежало рисование с натуры. Впервые у греков рисование как учебный предмет получает нужное направление. Особого внимания в этом отношении заслуживает сикионская школа рисунка и ее фактический глава — Памфил, благодаря которому рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предмет и было введено во всех общеобразовательных школах Греции. Он первый понял, что рисование развивает пространственное мышление и образное представление, которые необходимы людям всех профессий.

Этот очень важный факт пытаются забыть нынешние учителя и дети в общеобразовательной школе. С каждым годом все меньше часов дается на изучение изо. А это, как мы видим, важный урок развития ребенка.

В эпоху римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художественного творчества, его в основном интересовала ремесленно-техническая сторона дела. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование с образцов, механическое повторение приемов работы, что в свою очередь заставляло римских художников все больше и больше отходить от тех глубоко продуманных методов обучения.

Этот момент заслуживает нашего внимание, потому что мы всегда должны помнить, то что мы создаем своими руками, мы вкладываем свои эмоции. Не следует слепо повторять за кем-то, не обдумывая и прочувствовав. Если мы хотим сделать то, что заставит многих задуматься над жизнью – вот задача нашей работы. А простым штампованием пусть пользуются менее образованные люди.

Эпоха Средневековья.

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были преданы забвению. Художники не знали ни тех принципов построения изображения на плоскости, которыми пользовались великие мастера Древней Греции, ни достижений в области методики обучения, с помощью которых те воспитывали замечательных рисовальщиков и живописцев.

      Идеологи средневекового изобразительного искусства отвергали реалистические тенденции потому, что реалистически переданная натура вызывала «земное» чувство у зрителя.

Мы можем также использовать этот метод тогда, когда желаем передать глубокий сюжетный смысл в изображении, чем и пользуются художники – абстракционисты.

В средние века очень большое внимание уделялось копированию, этот способ был главным в изображении. Вот один из вариантов, как нужно делать копии: «Если же на задней стороне подлинника нет ни рисунка, ни пятен, то наложи на него непромасленную бумагу, приставь его, против света, к окну или к оконной раме, и, видя все черты, тщательно вырисуй их на бумаге твоей, а света обозначь красною краскою. Снимок, сделанный таким образом, будет сходен с подлинником так же, как и первый».

Этим способом пользуемся  и мы в наше время, прислоняя листы к окну, или размещая на стеклянной столешнице, подсвеченной пучком света. Такой метод копирования дает очень точный повторный рисунок.

Метод обучения рисунку в мастерских средневековья  был чисто ремесленный: копирование образцов и приемов работы мастера. Не практиковалось изучение природы и натуры в академическом понимании. Обучение рисованию проходило у мастера, который не соблюдал ни строгой системы, ни четких методов обучения. В основном ученики занимались самостоятельно, приглядываясь к работе мастера.

Этот прием могут использовать учителя, которые не хотят научить строгим законам правил пропорций и перспективы. По нашему мнению, такие моменты обучения рисованию применимы в сфере дополнительно образования на занятия внеурочной деятельности, где нет таких строго закрепленных правил рисования, как в противовес художественных школ.        

Эпоха Возрождения.

Эпоха возрождения тесно связана с искусством античности. Так как все крупные мастера, изучая раскопки древности, вдохновлялись к созданию своих произведений.  Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства, они стремятся возродить античную культуру, собирают и изучают памятники античного искусства. В своих изысканиях они опираются на достижения оптики, математики, анатомии. Учения о пропорциях, перспективе и пластической анатомии находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства.

Это означает, что для того чтобы создать ценный продукт в искусстве, не достаточно только правильно срисовать, проанализировав предмет. Важно и знать его конструкцию, его функцию, все внутренние части, чтобы суметь правильно передать характер предмета.

Ченнино Ченнини в своем «Трактате о живописи» писал: «Знай, что для того, чтобы научиться, надо немало времени: так, сначала в детстве, по крайней мере с год, надо упражняться в рисовании на дощечке. Затем — пробыть некоторое время у учителя в мастерской, чтобы уметь работать во всех отраслях нашего искусства. Затем - приняться за стирание красок и заниматься этим некоторое время, потом молоть гипс, приобрести навык в грунтовке гипсом досок, делать из гипса рельефы, скоблить, золотить, хорошо зернить. И так надо в течение шести лет. Затем - еще шесть лет практиковаться в живописи, орнаментировать при помощи протрав, писать золотые ткани, упражняться в работе на стене, все время рисовать, не пропуская ни праздничных, ни рабочих дней».

Только так и в наше время можно освоить все тонкости изготовления работ. В художественных училищах и высших учреждениях, студентам нужно научиться делать все этапы от изготовления подрамника до написания художественной работы на холсте. При этом стараться не пропускать занятий, работая каждый день, не замечая выходных и праздников.

 «Три книги о живописи» создано величайшим флорентийским зодчим Леоном Баттистом Альберти. Альберти рассматривает рисование не как механическое упражнение, а как упражнение ума. Эта мудрая установка, а рисунок дала позже Микеланджело основание сказать: «Рисуют головой, а не руками».  Очень важное замечание в практике рисования. Нужно обязательно продумывать, осознавать как и в какой последовательности вести работу.

Характерной особенностью методики преподавания рисования в эту эпоху был метод личного показа.

К методическим установкам относится также совет Альберти давать изображение крупного размера: «Смотри только не делай, как многие, которые учатся рисовать на маленьких дощечках. Я хочу, чтобы ты упражнялся в больших рисунках, почти равных по величине тому, что ты срисовываешь, ибо в маленьких рисунках легко скрадывается любая большая ошибка, но малейшая ошибка прекрасно видна на большом рисунке».

Этот момент важен, ведь и вправду, если научиться верно изображать в большом формате, то в меньшем будет так же легко и правильно.

Леонардо да Винчи неоднократно говорит о том, что научная теория в практической деятельности играет колоссальную роль, поэтому ученику необходимо сначала изучить теорию, а затем переходить к практике, он писал: «Обучайся сначала науке, а затем обратись к практике, порожденной этой наукой».

Из этого следует, что важно не только учиться механически овладевать навыками рисования, но и нужно обязательно изучать теорию. Книги – важное средство для достижения успеха.

Леонардо дает советы, как лучше организовать обучение рисованию: «Я говорю и утверждаю, что рисовать в обществе много лучше, чем одному и по многим основаниям. Первое - это то, что тебе будет стыдно, если в среде рисовальщиков на тебя будут смотреть, как на неуспевающего, и этот стыд будет причиной хорошего учения; во-вторых, хорошая зависть тебя побудит быть в числе более восхваляемых, чем ты, так как похвалы другим будут тебя пришпоривать; и еще то, что ты позаимствуешь от работы тех, кто делает лучше тебя».

Это предложение несет в себе много вопросов: количество воспитанников на занятии, возрастные особенности и т. д. Но сам факт того, что на этапе учения важно находиться в коллективе единомышленников, важный пункт для создания творческой атмосферы.

Труды другого художника эпохи Возрождения-Альбрехта Дюрера мы рассмотрим.

Особенно большую ценность для художественной педагогики представляет разработанный Дюрером метод обобщения формы (позднее получивший название обрубовки). Дать правильное перспективное изображение сложной фигуры, например головы, кисти руки, фигуры человека, очень трудно, а для новичка — просто невозможно. Но если предельно обобщить сложную форму до прямолинейных геометрических форм, то можно легко справиться с задачей не только опытному, но и начинающему художнику.

Этому методу нас учат и сейчас, анализируя фигуры и ее элементы, мы находим множество геометрических фигур, которые упрощают рисунок, избегая ненужной детализации.

В эпоху Возрождения метод конструктивного анализа формы широко применялся художниками - педагогами. Об этом убедительно говорят многие рисунки, в том числе рисунок Гольбейна, где показана не только схема конструктивного строения головы, но и изменения перспективного вида конструкции при каждом повороте. Если голова наклонена вниз, то и вершины конструктивных дуг обращены книзу; если голова запрокинута вверх, то и вершины дуг обращены вверх; если голова находится на уровне зрения рисовальщика, то они превращаются в параллельные прямые.

Эти знания мы применяем на практике, когда трудно определить, наклонена голова вниз или запрокинута вверх, то знание закономерности конструктивного строения головы поможет правильно установить в рисунке ее наклон и поворот.

Труды мастеров эпохи Возрождения в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения трехмерной формы предметов на плоскости. Они доказали правильность и обоснованность своих положений как теоретически, так и практически. Много внимания уделяли живописцы Возрождения также изучению пластической анатомии. Почти всех рисовальщиков интересовали законы пропорционального соотношения частей человеческого тела.

Мастера Возрождения умело использовали данные своих наблюдений в практике изобразительного искусства. Их произведения поражают зрителя глубоким знанием анатомии, перспективы, законов оптики.

Положив в основу изобразительного искусства данные науки, художники Возрождения особое внимание уделили рисунку. Рисунок, заявляли они, содержит в себе все самое главное, что требуется для успешной творческой работы.

 

Эпоха XVII века.

XVII век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становления рисования как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания — академической. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений —академий художеств и художественных школ, где было серьезно поставлено преподавание рисунка.

Академическая школа Карраччи давала хорошие результаты. Каждый окончивший ее прекрасно владел любым рисовальным материалом, понимал значение тона, знал законы перспективы и пластическую анатомию.

 Карраччи впервые в истории обучения рисунку ввели в своей Академии награды за лучшее исполнение учебной работы. Выделение лучшего, поощрение его успехов — плодотворный метод работы с учениками. Распределяя награды среди лучших воспитанников, Карраччи добивались того, что менее успевающие старались приложить все силы к тому, чтобы выйти на первое место и получить награду. Это своеобразное соревнование вселяло в каждого ученика стремление стать первым.

Этот метод поощрения применяется и в наше дни, что особенно важно для студентов, когда за хорошее исполнение можно получить не только приятную оценку, но и материальное вознаграждение.

Характерной чертой всех последующих академий стала традиционность. Изучая наследие и воспринимая художественную культуру своих предшественников, академии несли все это следующему поколению художников, строго оберегая ту великую и незыблемую основу, на которой создалась эта традиция.

В период увлечения новыми течениями в изобразительном искусстве, которое началось в конце XIX и получило широкий размах в первой четверти XX века, академическая система обучения подвергалась порой незаслуженной критике. Многие художники и искусствоведы стали скептически относиться к академическому направлению в искусстве.

По нашему мнению, ничто новое и непонятное не имеет такой ценности, как говорили некоторые «сухой академизм». Нельзя создавать, не зная правил. Только при тщательном обучении всех закономерностей, можно прийти к реалистическому академическому изображению. А вот потом, по настроению каждого художника, можно отправляться на изучение и создание чего – то нового, экстравагантного.

Рисунок — основа основ. Овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя. Овладевая рисунком, ученик одновременно познает мир. Так можно делать вывод - занятия рисованием полезны для всех.

Недостатком академической системы обучения того времени было не уделение внимания индивидуальности молодого художника. Здесь сыграла свою роль эстетика классицизма, где индивидуальность целиком подчинена интересам нации, государства, вела к идеализации природы и человека, к отказу от передачи индивидуальных черт натуры.

Эпоха XVIII  - середины XIX веков.

Начиная с XVIII и до второй половины XIX века художественные академии франции, Англии, России, Германии переживают свой «золотой век». Они указывают художникам пути к вершинам искусства, воспитывают художественный вкус, определяют эстетический идеал. Рисунок  как  основа   основ изобразительного искусства стоит в центре внимания всех академий. Ему придается особое значение как самостоятельному учебному предмету.

Вот и сегодня начиная с художественных школ рисунок является отдельным самостоятельным предметом.

Особенно много было сделано академиями в области разработки методики преподавания рисунка, живописи, композиции. Почти каждый преподаватель академии думал над тем, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить процесс усвоения материала учениками.

И в наши дни многие создают свои методики, разрабатывают программы по обучению в сфере рисования.

В искусстве идет спор между академизмом и реальностью. Гёте  пишет: «Ученику сперва нужно знать, чего ему следует искать, чем может художник воспользоваться в природе, как должен он использовать это в целях искусства. Если же у него нет этих предварительных знаний, то ему не поможет никакой опыт, и он, как многие из наших современников, станет изображать лишь обычное, полузанимательное, или сбившись в сентиментальность, — ложно занимательное». И далее: «Не следует, однако, забывать, что, толкая ученика без художественного образования к природе, его удаляют одновременно и от природы и от искусства».

В современном искусстве мы встретим все жанры, техники исполнения рисования. Нынешнее время очень разнородно. Это и хорошо и плохо. Поэтому очень важно сначала освоить академизм, а затем творить по своему усмотрению, при этом понимая, что является идеалом в искусстве.

Придавая большое значение методическому руководству, впервые в западноевропейской художественной педагогике Рейнольде выдвигает мысль, что преподавание требует творческого подхода, что обучение рисованию — тоже искусство.

Об этом идет речь и сейчас – наука или творчество – из чего же состоит педагогика. Думается, что нужно уметь правильно совместить эти два направления, тогда и появится современное правильное занятие, куда дети захотят пойти учится.

Создавая новое в искусстве, надо бережно относиться к старому, призывает Луи Давид: « Не заблуждайтесь, граждане, музей отнюдь не бесполезное собрание предметов роскоши и развлечения, которые способны лишь удовлетворять любопытство. Он должен сделаться серьезной школой. Учителя пошлют туда своих юных питомцев, отец поведет туда сына. При виде гениальных творений юноша почувствует, как заговорят в нем те способности к наукам или искусству, которые вдохнула в него природа».

Мы и сейчас стараемся не только дать теорию, практику, но и научить видеть и помнить созданные другими художниками произведения. Это в большей мере эмоционально выражается при поездках на экскурсии, выставки, походы в музеи.

Очень интересна методика рисунка Дюпюи: начинать изображение не с частей, а с общего (с большой формы). Для осуществления этой задачи Дюпюи сделал специальные группы моделей головы, частей тела, человеческой фигуры. Каждая группа состояла из четырех моделей и отражала определенную методическую последовательность в построении изображения. Например, для объяснения последовательности изображения головы предлагались четыре модели: первая - показывала форму головы в общих чертах; вторая - в виде обрубовки; третья — с намеком на детали и последняя— с детальной проработкой формы. Таким же образом анализировалась форма кистей рук, ног. Такая методика работы с учениками была настолько эффективна, что этот метод преподавания нашел широкое распространение и в общеобразовательной школе, и в специальной художественной.

Этот методика рисунка очень познавательна. Многие моменты есть и сейчас, но только небольшого количества главных атрибутов, конечно было бы лучше, если бы все специальные учреждения имели хорошую материальную, наглядную базу.

Песталоцци утверждал, что рисование должно предшествовать письму,— не только потому, что оно облегчает процесс овладения начертанием букв, но и потому, что оно легче усваивается.

Конечно же дети сначала осваивают простые навыки в рисунке, а затем написание букв и цифр, это явно видно в методике преподавания занятий в детских садах.

Педагогическое понимание особенностей развития человека, в особенности в его детские годы, помогает учителям рисования правильно строить учебный процесс в школах. Особая роль рисованию отводится как общеобразовательному предмету.

Наиболее прогрессивным и действенным признается геометральный метод, так как он помогает ребенку анализировать форму предметов, легче усваивать законы перспективы.

 

Эпоха конца XIX – начала XX века.

Со второй половины XIX века интерес к вопросам методики преподавания рисования в специальной художественной школе заметно ослабевает. В то же время в средней школе методика обучения разрабатывается в более широком плане. Методикой преподавания рисования занимаются не только художники, но и искусствоведы, психологи, врачи; они ведут наблюдения за учениками, проводят эксперименты, на основе которых предлагают формы и методы обучения, применяют специальные модели и наглядные пособия, которые помогают учащимся быстрее и лучше усваивать учебный материал. Особенно много издается пособий по начальному обучению рисованию.

В наше время большое внимание уделяется раннему развитию детей, осваивается с самого раннего возраста методика нетрадиционного рисования.

Л. Тэдд уже начинает включать в предмет рисование в школе более широкий круг занятий - лепку из глины, резьбу по дереву, металлические работы и т. д. По его мнению, «при изображении форм рисунком, глиной или на дереве, благодаря разнообразию материалов, приобретаются и усваиваются всевозможные физические координации. После занятий общего элементарного курса следуют работы столярные, металлические, черчение механическое и архитектурное, рисование и живопись с натуры».

В наше время также существует множество организаций дополнительного образования, училищ, где дети могут освоить разнообразные техники, изучить множество материалов и работу с ними.

Исследуя методы преподавания рисования в общеобразовательных школах в конце XIX - начале XX века мы увидим, что в этот период учебный предмет рисование включал уже четыре вида занятий: рисование с натуры где занимались рисунком и живописью, декоративное рисование  (занятия  декоративно-прикладным искусством), тематическое рисование и беседы об искусстве

Это все дисциплины включены в современную программу в художественной школе.

Исследуя историю преподавания рисования в общеобразовательных школах с последней четверти XIX века и до середины XX века, мы увидим, что разработка методов обучения пошла по двум направлениям: представители геометрального метода отстаивают академическое направление в обучении рисунку, научное содержание и руководящую роль педагога. Представители натурального метода, отвергая академическое направление в искусстве и направляющую роль учителя в обучении рисунку, придерживаются метода «свободного воспитания».

За короткий промежуток времени на Западе возникают различные художественные направления: неоимпрессионизм, кубизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и многие другие. Беспорядочная борьба мнений и веяний в эту эпоху вносила еще большую неорганизованность и путаницу в методику преподавания художественных дисциплин и прежде всего рисунка. Многие выступали против академического обучения, считая, что в школе художник теряет свои природные качества. В результате господства этих взглядов искусство стало деградировать.

«Изучая историю методов преподавания рисования как в общеобразовательных, так и в художественных учебных заведениях, мы должны взять на вооружение все лучшее, что было в прошлом, и не только из зарубежных школ, но и из нашей русской школы», - пишет Ростовцев.

От того кто и как преподает в учреждениях, обучающих искусство, то такое поколение мы получим в будущем. Нача с вами задача научиться самим синтезировать все знания рисунка и академические и свободолюбивые. Только после мы сможем научить наших воспитанников всему, главное привить им желание творить и создавать красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания изобразительного искусства в современной школе

Данная презентация содержит нормативные требования для преподавания предмета "Искусство" в образовательном учреждении. Содержит методику Шадрикова, имеется схема составления урока. В помощь преподават...

Инновационные методики в преподавании изобразительного искусства

Инновационные методики в преподавании изобразительного искусства...

Новое в методике преподавания изобразительного искусства в современных условиях

Новое в методике преподавания изобразительного искусства в современных условиях в вдрес методистов и педагогов ДО УДОД...

Презентация "Методика преподавания изобразительного искусства в современной школе"

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, д...

Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

Методическое пособие для учителей эстетического цикла....

Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства

Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе.  Тема: "Сатирические образы человека"...