Инновационные методики в преподавании изобразительного искусства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Якунина Наталья Борисовна

Инновационные методики в преподавании изобразительного искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные методики в преподавании изобразительного искусства: опыт применения в образовательном процессе

У Нодара Думбадзе в «Законе вечности» сказано, что тело, каких бы размеров оно ни было, человек в состоянии носить сам. А вот чтобы он выпрямился, нужен еще кто-нибудь, кто поднимет его душу. Педагогика, по мнению О.А.Казанского, это та самая наука, которая исследует, анализирует, ставит вопросы о том, как помочь человеку «поднять» его душу, чтобы человек «выпрямился» Именно педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью.

        Предметы гуманитарного цикла в школе в первую очередь призваны воспитывать, развивать ЧЕЛОВЕКА с большой буквы. «Ведь учить, - как отмечает доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО А.Новиков, - может и машина, и чем дальше, тем лучше она  это делает». Родной язык,  литература, история, обществознание – это целый мир традиций, опыта, культуры многих поколений. Искусство, музыка, мировая художественная культура  составляют неразрывное единство с предметами гуманитарного цикла, ведь искусство – это связь времен, традиций, нравственных ценностей и ориентиров, умение видеть, чувствовать красоту – это не роскошь. Красота предполагает согласие с самим собой, с окружающим миром. Красота внутренняя не может не проявляться во внешнем мире. Если человек умеет ощущать, видеть, воспринимать прекрасное, находить его внутри себя, то и вокруг он будет стремиться создать то же самое.

Учебный предмет  «Изобразительное искусство» изучается в 1-9 классах на основе одного из курсов «Изобразительное искусство» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук В.С. Кузина) и «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторский коллектив под руководством академика РАО Б.М. Неменского).

Независимо от различных методических путей, приемов, тематики и содержания учебного материала в различных курсах предмета «Изобразительное искусство» необходимо руководствоваться обязательным механизмом содержания образования (образовательная область «Искусство»).

В программе, предлагаемой авторским коллективом под руководством В.С. Кузина, все учебные занятия с 1 по 9 класс делятся на рисование с натуры (живопись и рисунок), рисование на заданные темы, декоративную работу, беседы об изобразительном искусстве, разделы «Лепка» и «Аппликация». Обучающимся на выбор предлагаются различные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаш, фломастеры, перо и т.д. Задания по рисованию с натуры предполагают наличие натурных постановок, не менее 3 на класс, с различным расположением по отношению к уровню зрения обучающихся. Для обеспечения выполнения данных заданий необходимы определенные условия: кабинет ИЗО, учебно-методическое обеспечение, натурный фонд и т.д.

Задания по рисунку, живописи несколько однообразны и малоэмоциональны, нацелены больше на техническое исполнение учебных работ. Для обучающихся, особенно 1 ступени, трудно найти эмоциональный отклик на задание нарисовать с натуры детский мяч (1 класс), дорожный знак (2 класс), детское ведерко и лейку (3 класс) и т.д. В данной разработке программы чередуются основные виды занятий с учетом особенностей времен года и интересов обучающихся.

Программа, предлагаемая авторским коллективом под руководством Б.М. Неменского, построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В начальной школе искусства не делятся на виды и жанры (в разработке программы Б.М. Неменского). Целостные блоки, которые позволяют изучить функции и языки видов и жанров искусств предлагаются в среднем звене. Это 5-8 классы. Учитывая возрастные особенности обучающихся, психологические и социальные установки отлично, что в среднем звене интерес к предмету «Изобразительное искусство» несколько снижается. Дети перегружены «серьезными» предметами. В 5-8 классах сложнее организовать подготовку необходимых изобразительных средств и материалов.

Общеизвестно, что знания бывают холодными и горячими: холодные – это чужие, от учителя, из книг, а горячие – это результат собственного мышления, личного опыта. И тогда учение есть любо-знательность, когда любовь первична, а знание вторично, то есть присутствует эмоциональное принятие знаний. Иначе говоря, без эмоционального, личностного принятия знание не становится, по убеждению О.А. Казанского, «образованием личности, а остаются чем-то внешним, как одежда. Выучил (одел), забыл (снял)».  «Согретые» самим человеком знания остаются в человеке, являясь его открытием и содержанием. Главное, чтобы каждый ребенок был активным участником учебного процесса, эмоционально воспринимал и переживал опыт полученных знаний, применял его в своей практической деятельности.

Для создания потребности в приобретении знаний и навыков, для развития интереса учащихся к самому предмету необходимо использование различных методов обучения. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ученик находил отклик на изученный материал в себе, не оставался равнодушным, пассивным к выполняемому заданию, искал свой путь восприятия и отношение к жизни.

Решению этих задач должна помочь организация учебно-исследовательской деятельности. Конечно,  такая форма работы в большей степени ориентирована на детей с высокой мотивацией учения, для детей одаренных. Но  предмет «Искусство» имеет возможность включать в такую деятельность и обучающихся других категорий, а также возрастов.

Элементы исследовательской  деятельности на минимальном уровне включаются в уроки еще в начальной школе. Например, знакомство с тремя основными цветами: красным, желтым, синим -  предполагает дальнейшее самостоятельное открытие ребенком цветов составных: оранжевого, зеленого, фиолетового. Самостоятельно каждый маленький человек совершает для себя открытие - создание нового цвета, чудо творения. При знакомстве с теплохолодностью цвета обучающимся предлагается самим определить, какие цвета могут быть теплыми или холодными. Привлекается личный эмоциональный и бытовой опыт каждого ребенка.  В «малых» группах, советуясь с товарищем, дети сообща учатся находить ответ на поставленный вопрос. Вспоминают явления предметы окружающего их мира и пытаются определить, прочувствовать «Тепло» и «Холод» каждого из них. Запоминание, осознание материала идет на уровне чувств, но самое главное,  что эти знания ребенок «добыл» сам! Это его открытие, его маленькая победа! Используя метод поэтапных открытий, следующий материал по цветоведению, предлагаемый учащимся «Оттенки цветов».

Во втором классе учащимся в индивидуальной и групповой форме предлагается найти разницу в цвете для фруктов и овощей, выросших на солнце и в тени, спелых и недозрелых. Дети спорят, смешивают краски, пытаются  опытным путем,  рассуждением,  представлением найти ответ. И находят.  Цвет остается, но он меняется! И ребенок вдруг делает открытие, что зеленые листья у растений на окнах в классе - разные! Зеленые, но разные зеленые! И за окном на дереве тоже зелень такая разная! И вспоминают, что клубника, земляника, малина - красные, но какие друг на друга непохожие цвета! И на предложения учителя выстраивают целый ряд « устных» цветов. Желтый - золотой, песочный, лимонный, солнечный. Ученик должен научиться выражать свои мысли не только в практической деятельности, но и в слове. Постепенно ребенок учится свободным ассоциативным формам мышления и выражения в изобразительной деятельности и устной речи. В практической части, используя групповой и индивидуальный метод работы, детям предлагается изобразить композицию из одинаковых фруктов, ягод, овощей («Горсть рябины», « Кисть винограда», «Огурцы с грядке»).

При изучении темы «Глухие звонкие цвета» открываются огромные возможности в способах и формах изложения данного материала. Используя уже имеющиеся знания о теплохолодности цвета, о многообразии оттенков, учащиеся совместно с учителем и в самостоятельной работе пытаются определить, как меняется цвет в зависимости от освещения. Трем группам учащихся предлагается устно «нарисовать» пейзаж: туманное утро, солнечный день, дождливый вечер и подобрать к описанию краски на палитре. При обсуждении результатов работы групп учащиеся сами пытаются дать название изменению цвета. Грязные, непонятные, тусклые, «невидные» - вечер. Бледные, размытые, неяркие – утро. Яркие, сочные, понятные, кричащие - день. Далее детям предлагается найти и звуковое, голосовое соответствие названным характеристика цветовой гаммы. Бледные, размытые - шепот, вздох. Яркие, понятные - смех, крик. Грязные, тусклые, темные - бормотание, ворчание. И уже затем на основании личных рассуждений каждого учащегося, с помощью учителя, таблиц формулируется вывод о глухих и звонких цветах. В дальнейшем  на уроках искусства для детей эти названия и понятия будут не пустыми словами, а личными открытиями. Настроение в пейзаже, в иллюстрации,  в декоре выполняются осознано и эмоционально.

Учебный материал в изучении цвета включат и тему « Цвета контрастные и сближенные». Изображение одного и того же пейзажного мотива в различных состояниях. Класс поделен на две группы. Работа индивидуальная. Одна группа изображает пейзажный мотив ярко освещенной группы деревьев. Другая группа оставляет для изображения этот же мотив, но погода испортилась, идет дождь, пасмурно, сыро.  В одних работах будет свет и контрастная ему тень. В других все краски будут сближенными, похожими. Ученики пробуют «рассказать» цветовую гамму, мыслить, говорить образно. Контрастность изображения - это резкость, четкость, непохожесть, противостояние. Сближенность в цветовой гамме - это похожесть, объединение, родство, близость. Но кроме стремления научить передаче цветовой многосложности окружающего мира, необходимо учитывать более сложную роль цвета. Ведь цвет в и искусстве выражает и отношение художника к изображаемому. Есть цвет реальный и «цвет чувств, отношений». Цвет несет в себе безусловную информацию, которая выражает отношения,  чувства, эмоции.

 Психологи, проведя большую исследовательскую работу, пришли к следующим выводам. Дети рисуют  «красивое», в большинстве случаев цветами теплыми, чистыми, локальными, яркими. «Некрасивое» изображают небрежно, краски грязные, темные, черные. Это не просто раскрашенные изображения, это эмоционально пережитое, личное.

Таким образом, на уроках изобразительного искусства возможно использование разнообразных форм и методов обучения. Задания должны быть рассчитаны на обучающихся с разным уровнем способностей, при этом учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. На уроках математики, русского языка, чтения у маленького человека могут возникать трудности, на уроках ИЗО этих трудностей быть не должно, необходимо исключить любые возможности их появления. Для этого применяются  методы обучения, позволяющие развить творческие способности: проблемный, частично-поисковый, поисковый, словесно-проблемный (эвристическая беседа, совет), наглядно-практический (наблюдение, показ способов изображения), поисково-практический (упражнение), контроль и самоконтроль (опрос, анализ работ), творческо-исследовательский (самостоятельный поиск, творческая работа).

На уроках требуется сочетание различных видов работы: индивидуальной, групповой, коллективной. Ребенок сам выбирает, что ему по силам, где он может реализоваться, в чем, в каком деле он будет доволен собой, результатом своего труда. В индивидуальной работе главное для каждого – демонстрация личных знаний, умений, навыков. Умение порадоваться чужой удаче, заметить и указать на ошибку, не задев самолюбия   товарища. Это сложная нравственная задача, которая значима наряду с задачами обучения. В групповой работе (2-3 человека)  школьники учатся выбирать для себя «команду», подчиняться общему плану и одновременно проявлять свою индивидуальность. Таким образом, задача усложняется.

 В коллективных работах классный коллектив выступает как одно целое. Личное, индивидуальное мастерство, знания, умения служат общему делу. Каждый выступает в доступной для себя роли, в которой ребенку комфортно. Он если выбирал для себя и одновременно - для всех. Работа не в группе, а уже в коллективе, выполнение одной, общей задачи, позволяет обучающимся решать  множество проблем: распределение времени, подчинение своих желаний общему делу, умение осознать и принять общий замысел, личная ответственность за общий результат работы.

Традиционные методы преподавания учебного предмета изобразительное искусство имеют огромный практический опыт. Трудно недооценить классические традиционные нормы изображения и правил построения геометрических тел, перспективных сокращений и так далее. Творчество не отрицает знание норм. Зная правила, основы, мы можем увидеть индивидуальность исполнения, своеобразие и непохожесть работы. У детей очень богатая фантазия, воображение. Но фантазия и творчество – это не одно и то же. «И если фантазию ребенка не связывать с грамотным выполнением работы, это значит в конце концов загнать ученика в тупик». Уделяя должное внимание традиционным методикам преподавания, необходимо искать инновационные подходы для открытия ученикам их собственного пути к прекрасному в окружающем и внутреннем мире каждого человека.

Список литературы

1. Андреев, В.И. Учебный курс для творческого развития /В.И.Андреев.- Казань: КГУ, 2000.- 98с.

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживаний /Ф.Е.Василюк.- М.: Просвещение, 1984.- 194с.

3. Волков И.П. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. -М.: Педагогика, 1987.- 554с.

4. Казанский, О.А. Педагогика как любовь /О.А.Казанский.- М.: Педагогика, 1996.- 98с.

5. Неменский, Б.М. Мудрость красоты /Б.М.Неменский.- М.: Искусство, 1987.- 356с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания изобразительного искусства в современной школе

Данная презентация содержит нормативные требования для преподавания предмета "Искусство" в образовательном учреждении. Содержит методику Шадрикова, имеется схема составления урока. В помощь преподават...

Методика преподавания изобразительного искусства

Статья описывает исторические эпохи по методике преподавания изобразительного искусства...

Новое в методике преподавания изобразительного искусства в современных условиях

Новое в методике преподавания изобразительного искусства в современных условиях в вдрес методистов и педагогов ДО УДОД...

Презентация "Методика преподавания изобразительного искусства в современной школе"

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, д...

Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

Методическое пособие для учителей эстетического цикла....

«Инновационные технологии преподавания изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества»

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Сейчас современное образование  нельзя представить  без использования ИКТ на уроках.Информационн...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе.  Тема: "Сатирические образы человека"...