Как отразить вариативность в образовательных общеразвивающих программах дополнительного образования
методическая разработка

 Тронина Галина Фирсовна

Методические рекомендации включают в себя отдельные примеры построения предложений о вариативности в образовательных программах в основном из Сборника лучших программ Всероссийского конкурса. Частью разработки являются                         авторские рекомендации, построенные на основе анализа занятий педагогов Центра творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_pedagogam.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Как отразить вариативность в образовательных общеразвивающих программах дополнительного образования

06.02.2019г

Тронина Г.Ф.

методист по художественной

направленности МБОУ ДО «Дебесский Центр творчества»

Методические рекомендации включают в себя отдельные примеры  построения  предложений о вариативности, также об интеграции, преемственности  в основном из Сборника  лучших программ Всероссийского конкурса,  также из программ педагогов нашего ЦТ. Частью рекомендаций являются авторские рекомендации методиста, построенные на основе посещения занятий педагогов ЦТ.   Данные рекомендации педагоги могут использовать при  корректировке своих образовательных программ в соответствии с критерием оценки программ в навигаторе.

В образовательной программе вариативность может быть отражена в учебном плане, как составляющая часть учебного плана или может быть прописана в практической части содержания программы, в методическом обеспечении, выделена в приложении.

Таким образом, по итогам наблюдения за детьми в течение учебного года, по итогам КИМ, к завершению 1го года обучения педагог может распределить обучающихся на подгруппы по уровням освоения программы.  Исходя из этого, он может разработать вариативную часть программы на следующие года обучения.

В  таблице представлены рекомендации методиста о формулировке вариативности отдельных пунктов содержания программ, которые выведены  на основе анализа занятий педагогов ЦТ.

Вариативность отмечена методистом в процессе занятий

Так можно прописать вариативность в программе

По одной теме прописывается разное содержание

В объединении «Творческая мастерская» (педагог Васильева Т.Н.)  по теме «Рождественская игрушка» дети изготовили игрушки в технике темари.  При этом каждый ребенок изготовил собственную игрушку, со своей идеей, своими узорами, цветовым решением.

Тема «Рождественская игрушка». Вариатив: озорной горошек, пушистик, цветной шар.

В объединении «Лепка как средство пространственного воображения» (педагог Наговицына Л.Н.) малыши 6 летнего возраста должны были изготовить новогоднюю игрушку в технике намазывание пластилином. Из разных заготовок  педагога (форм игрушек) ребенок выбирал то, что ему нравится.

Тема «Новогодняя игрушка». Создание новогодней игрушки в технике намазывание пластилином в следующих формах: колокольчик, ромбик, шар,…. Выбор форм игрушек по интересам детей.

В творческом объединении «Мастерица» по основной теме раздела каждый ребенок изготавливает собственное изделие.

Тема «Игрушки – сувениры»

Практическая работа. Выполнение рисунка, эскиза своей игрушки (перечислить разные виды игрушек) Вязание игрушки на тему: «Игрушка – сувенир моего края». 

Объединение по изо

Тема «Зимний лес». Вариатив: «Сказочный лес», «Лес в метельный день», «Солнечный лес», «Лес с животными», «Лес с птицами».

возможность выбора задач различного уровня сложности

 ТО «Радуга» (педагог Поздеева Е.А.) по теме «Образ из пятна» в технике зентангл и дудлинг   детям было создано пространство, в котором дети сами выбирали зентангл или дудлинг, которые по сути разные по уровню сложности. Также предоставлялась возможность работать по образцу или на основе собственной фантазии.

Тема «Образ из пятна». Создание образа из пятна на основе техник зентангл или дудлинг; по шаблону и на основе фантазии  (по выбору детей)

ТО «Волшебная лепка» (педагог Иванова С.В.) по теме «Букет цветов» педагог предлагает детям изготовление цветов по трем уровням сложности. 1ый – ромашки, крученная розочка; 2ой – василек, подснежники; 3ий – махровый мак, сборная розочка.

Тема «Букет цветов». Изготовление цветов для букета по 3м уровням сложностей: 1ый – ромашки, крученая розочка; 2ой – василек, подснежники; 3ий – махровый мак, сборная розочка.

ТО «Поющее детство»

Тема «Участие в республиканском конкурсе военно-патриотической песни «Во славу Отечества». Выбор репертуара по интересам обучающегося (грустные, веселые; маршевые, народные, эстрадные песни)

Возможность выбора модуля

В ТО «Мастерица» (педагог Васильева Е.П.) по конкретной теме программа предусматривает возможность выбора ребенком изготовление изделия в технике вязание,  бисероплетения или другой техники);

Тема «Выполнение творческого проекта »

Изготовление изделий по модулям: вязание, бисероплетение, 3D вышивка на пластиковой канве (по выбору обучающихся)

Также программа может предусмотреть

- вариативность форм проведения занятия (педагог, чувствуя настроение детей или их конкретные интересы, может выбрать другую форму занятия). Значит, программа может предусмотреть  по каким – то конкретным темам  разные варианты  форм проведения занятий.

- построение  ИОМ обучающихся;

- возможность выбора форм обучения. Например, если по каким-то причинам у ребенка нет возможности посещать занятия, он на данный момент может выбрать дистанционную форму обучения.

В методическом обеспечении  вариативные  темы описываются примерно так:  «Дидактический материал по теме «Создание новогодней игрушки в технике намазывание пластилина»: вариативные образцы новогодней игрушки в разных формах (колокольчик, шар, ромб,…);

В Приложении можно включить разработку вариативных образцов творческих заданий, упражнений по конкретным темам, КИМов.

Например:

- по теме «Образ из пятна» в Приложении может быть выложена разработка особенностей техники зентангл и дудлинг, их образцы;

-  Чтобы проверить уровень ЗУН по году обучения, в Приложении присутствуют 2 варианта тестов – для более сильных и для более слабых детей.

-     Приложение должно содержать примерный репертуар для детей в соответствии  с уровнями развития  детей в группе (3 группы уровней развития детей – 3 группы репертуарного списка)

Рекомендация по использованию готовых формулировок о вариативности, интегрированности, преемственности:

Использовать готовые фразы из других программ, обязательно приспосабливая их под свои программы – для Пояснительной записки. Например, готовая фраза: «В Приложении 2 – примеры заданий для дистанционного сопровождения лидеров школы».  Для ТО по изо можно фразу переделать так: «В Приложении (указываем конкретный номер своего приложения) примеры заданий для дистанционного сопровождения одаренных обучающихся творческого объединения».  

Из сборника лучших программ Всероссийского конкурса ДОП для одаренных детей и талантливой молодежи 2017 года.

Из программы дополнительного образования круглогодичной школы интеллектуального роста для одаренных детей «Олимп» (физико-математическое и естественно-научное направление). Автор Абакумов А.Д.

«В программе краткосрочной интенсивной школы «Олимп» реализована преемственность с программами физико-математического направления летней профильной смены для интеллектуально одаренных детей «Летняя академия», проходившей с 2011 по 2016 г., а также с программой школы интеллектуального роста «Техношкола», реализовывавшейся в 2011 – 2015 гг. на базе Межрайонных ресурсных центров по работе с одаренными детьми.»

«Модульность программы позволяет гибко менять содержание программы школы и выстраивать логику обучения таким образом, чтобы она соответствовала потребностям каждого обучающегося.»

«Программа курса позволяет повысить интерес обучающихся к изучению предметов физико-математического и естественно-научного профиля за счет включения в программу заданий по разбору и решению олимпиадных задач по математике, физике и химии

«Программа школы предусматривает решение актуальных и практически значимых образовательных задач и возможность выбора задач различного уровня сложности для всех ее участников, формируя их новые образовательные потребности».

«Программа интенсивной школы составлена из материалов, не получивших свое отражение в программах общеобразовательных предметов в средней школе. (это об интеграции и преемственности)

Программа обеспечивает возможность индивидуального образовательного маршрута через организацию различных форм индивидуального и кол-лективного участия».

«В Приложении 1 приведен перечень примерных заданий по 3 темам. В Приложении 2 – примеры заданий для дистанционного сопровождения лидеров школы».

«Программа дистанционного сопровождения лидеров представляет собой тренинг по решению олимпиадных задач муниципального и регионального этапов ВсОШ за 3 последних года. Формат взаимодействия: вебинары, индивидуальные консультации по скайп и электронной почте».

Из дополнительной общеразвивающей программы «Эстрадный калейдоскоп» . Автор: Алексеев Андрей Иванович, педагог дополнительного образования

 «Благодаря расширению культурного кругозора и использованию разножанровых видов деятельности (танцы, песни, освоение актерского мастерства, работа с юмористическим сценарием, владение программами по обработке звука) создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных качеств и повышения самостоятельности».

«Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный калейдоскоп» обеспечивает вариативность обучения за счет введения вариативной части в учебный план (имеет инвариантную и вариативную части).

Инвариантная часть включает общие базовые темы, необходимые для всех категорий учащихся.

Вариативная часть предполагает обучение одаренных учащихся, учащихся, проявляющих повышенный интерес к театру эстрадной миниатюры. Такой подход к содержанию образовательной деятельности позволяет индивидуализировать процесс обучения в рамках общего количества отведенных часов.

Для учащихся второго и третьего года обучения программой предусматривается вариативная часть – творческие занятия, на которые выделяется 2 часа в неделю, что составляет 72 часа в год. Основанием для изучения вариативной части учебного плана является активное участие в фестивалях и играх КВН международного, всероссийского, регионального и муниципального уровня.

Для учащихся, прошедших обучение по программе и проявляющих повышенный интерес к театральной деятельности, разрабатывается индивидуальный учебный план. Его содержание изменяется и дополняется ежегодно в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей и творческих потребностей учащихся.

Ведущим показателем образовательного результата выступает динамика продвижения учащегося в личностном развитии, овладении программными дисциплинами, в творческом самовыражении, которые прослеживаются в различных показателях, фиксируемых педагогом в индивидуальной карточке

учащегося.

Учебный план:

п/п

Название раздела

Год обучения

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Инвариантная часть

Введение в программу.

2

3

3

Вводное занятие.

1.

Речевое мастерство

12

9

9

2.

Актерское мастерство

12

9

9

3.

Тренировка коллективнойсогласо-ванности действий

10

12

12

4.

Пантомима

10

9

9

5.

Мир фантазии

10

9

9

6.

Ее величество Шутка

14

18

18

7.

Практика импровизации

22

42

42

8.

Мозговой штурм

22

54

51

9.

Постановочная работа

30

51

54

Всего:

144

216

216

Вариативная часть

10.

Синхробуффонада.

Авторские этюды

-

18

18

11.

Характерная маска.

-

18

18

12.

Актерский тренинг

-

18

18

13.

Психофизический тренинг

-

18

18

Всего:

-

72

72

Итого:

-

288

288

«Образовательная деятельность по данной программе построена на учебно-игровой деятельности и предусматривает индивидуальный, диффе-ренцированный подход к учащимся. Программой предусматриваются инте-грированные занятия».

Из программы «Шахматы – наука, спорт, искусство»

Автор: Дорофеева Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования

«для лучшего усвоения каждой темы разработаны наборы шахматных задач и заданий (по 10 тематических упражнений)».

«В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели».

«Программа «Шахматы – наука, спорт, искусство» дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах шахматного творчества. Каждый обучающийся может свободно выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем».

«Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор рациональной системы, методов и приемов обучения, ее оптимизации с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их интеллектуальных данных».

«При реализации программы используются следующие принципы обучения:

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание, формы и методы работы подбираются с учётом возраста и особенностей детей.

Принцип доступности и посильности – реализуется в делении учебного материала на этапы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей.

Принцип развивающего обучения. Подбор содержания материала, форм и методов работы, способствующих развитию творческих способностей каждого ребёнка».

Из программы «Радиоуправляемый скоростной судомоделизм»

Авторы программы: Неробов Андрей Викторович, педагог дополнительного образования;Ярлыкова Маргарита Германовна, методист

«учащимся, которые показывают высокие результаты, предоставляется возможность заниматься по индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ), разрабатываемому на основе программы».

«По необходимости для учащихся второго и третьего годов обучения допускается проводить занятия три раза в неделю по три учебных часа, всего 9 часов в неделю».

«Технологический подход к разработке программы

В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение, поскольку должны быть использованы такие способы организации деятельности учащихся, которые обеспечили бы им комфортные условия развития, учитывали бы индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка.

Технология свободного выбора

Благодаря наличию трёх модулей в программе учащемуся предоставляется возможность вариативно осваивать содержание внутри программы, совместно решать вопросы по выбору и организации массовых мероприятий, т.е. свободно выстраивать свой образовательный маршрут.

Технология дифференцированного и индивидуального подхода

Предусматривает организацию образовательной деятельности с учетом интересов, потребностей и индивидуальных особенностей детей. Способствует созданию условий для раскрытия возможностей каждого ребенка и его персонифицированного развития. Каждый ребенок осваивает программу в своем темпе и режиме.

Из программы «Мой путь в бизнес:менеджмент, финансы и право»

Авторы программы:

Петрова Н. В., педагог дополнительного образования

Мирицкая Е. А., педагог дополнительного образования

«программа интегрирует в едином образовательном пространстве экономическую, юридическую и психологическую образовательную деятельность обучающихся в процессе развития их предпринимательской компетентности»;

«программа обеспечивает возможность проектирования индивидуальной траектории обучения благодаря наличию вариативности образовательного процесса и организации дистанционных конкурсов, открытых региональных дистанционных деловых игр, олимпиад на сайте…»

«Программа состоит из 2 частей.

1. Инвариантная часть представлена обязательными еженедельными занятиями по блокам «Предпринимательство и бизнес», «Психология социального предпринимательства» и «Предпринимательство и право».

2. Вариативная часть блока «Психология социального предпринимательства» включает:

- две проектные сессии по защите бизнес-планов (в первом и втором полугодии);

- стажировки на предприятиях (во втором полугодии по результатам защиты бизнес-проектов);

- экскурсии (коммерческие и государственные бизнес – инкубаторы),

- консультации со специалистами;

- встречи с профессионалами на их рабочем месте, предполагающие возможность самостоятельного выбора педагогом и обучающимися предприятий и фирм, с представителями которых будут организованы круглые столы;

- участие в очных конференциях и дистанционных конкурсах, открытых региональных дистанционных деловых играх и олимпиаде на сайте профориентационных игр МАОУ «Планирование карьеры» http://cpcgame.tomsk.ru.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в интегративном характере содержания и реализуется при участии бизнес организаций, которые выступают субъектами образовательного процесса. В ходе сотрудничества проводятся совместные мероприятия (семинары, деловые игры, стажировки, проектные бизнес-сессии), позволяющие получить независимую экспертную оценку бизнес-идей обучающихся, в том числе и дистанционно»

Из Пояснительной записки  «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты скрапбукинга» относится к художественной направленности.

В процессе занятий прослеживается межпредметная связь с математикой, историей, черчением, этикой и  обслуживающим трудом». 

Из театральной  программы:

«Программа способствует  разностороннему развитию личности, объединяя в себе элементы  теории театрального искусства,  литературы  и  музыки, танцевального  и ораторского  искусства, актерской игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Музыкальный момент"

Программа разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.Программа рассчитана на детей разного возраста и разных стартовых способностей; направлен...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Экспериментатор»

Несмотря на то, что у учащихся 4-6 классов в школьной программе еще нет физики и химии, они уже в состоянии делать логические выводы из увиденного, а также делать простые проекты в этой области, позна...