Программа кружка "Юный математик"
рабочая программа

Ломаченко Ирина Алексеевна

Математический кружок - для тех, кому нравится думать, искать решение, рассуждать, ошибаться, искать ошибку в рассуждениях, а не для тех, кто непременно хочет быть победителем.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Юный математик"106.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественно - научной направленности

"Юный математик"

Срок реализации 2 года

Возраст детей 11- 15 лет

Составил:

Ломаченко И.А.

педагог дополнительного образования

1-ой квалификационной категории

Большое Мурашкино

2018 год

Оглавление:

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Учебный план

4. Календарный график

5. Рабочая программа

6.Оценочные материалы

7. Методические материалы

8. Список литературы

Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 12-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 6 - 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять удовольствие.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы. Она позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружкового занятия по математике «Юный математик» в 6-8 классах.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Актуальность программы заключается в том, что она создавалась на основе мониторинга обучающихся и их родителей, для удовлетворения запросов в обучении математике, создания условий по закреплению известного материала и получению новых знаний, умений.

Отличительной особенностью данной программы является то, что обучение проходит в разновозрастной группе.

Программа является социальным заказом родителей, который определен через мониторинг деятельности учреждения.

Требования к уровню подготовки по математике очень высокие, поэтому возникает необходимость в такой программе дополнительного образования, которая способствовала  развитию в детях математических умений и навыков.  

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

Содержание программы.

Основные принципы и идеи.

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

2. Диференцированность и интегрированность обучения.

3. Принцип наглядности.

4. Приоритет практической и игровой деятельности.

5. Единство обучения, воспитания и развития.

Цель программы - создание условий для развития интереса обучающихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора школьника в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Образовательные задачи:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- расширять математические знания в области математики;

- развитие мотивации к собственной учебной деятельности;

- учить применять математическую терминологию;

- учить проектной деятельности;

- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные задачи:

- воспитание культуры личности;

- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

- воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;

- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;

- выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.

Развивающие задачи:

- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по  математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам,  связанными с математикой (задача «о кенигсбергских мостах», запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач метод решения «с конца», составление графов и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании строгих математических фактов и занимательности. Отличительной особенностью ее является универсальность знаний, умений и навыков, полученных в результате ее прохождения.

Возраст детей.

Данная программа рассчитана на средний школьный возраст: 11 - 14 лет. В группе занимаются дети с разным уровнем способностей.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учета индивидуальных способностей , органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Сроки реализации программы.

Программа «Занимательная математика» рассчитана на 2 года обучения (360 часов).

Курс является открытым. В него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объёму, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям.

Формы и режим занятий.

Работа кружка проводится 4 раза в неделю по 45 мин ( первый год обучения) и 6 раз в неделю по 45 мин (2 год обучения) в соответствии с расписанием  образовательной программы. Формы проведения кружка различны. Предусмотрена как теоретическая, так и практическая работа.

Основными формами образовательного процесса являются:

- практико-ориентированные занятия; внеурочной деятельности

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- участие в математической олимпиаде;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы.

Ожидаемые результаты  обучения и способы их проверки.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Личностными результатами в работе кружка «Юный математик» является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами изучения  курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться  с уважением относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты:

По окончанию первого года обучения  учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки
  • виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.
  • ориентироваться в понятиях геометрии, применять эти знания в различных областях обучения
  • иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики.

 уметь:

  • логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
  • применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
  • научиться новым приемам устного счета;
  • познакомиться с великими математиками;
  • познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус;
  • научиться работать с кроссвордами и ребусами;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении задач
  • применить теоретические знания при решении задач;
  • получить навыки решения нестандартных задач;
  • выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.
  • решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ.

Предметные результаты:

По окончанию второго года обучения  учащиеся должны

знать:

  • о развитии науки математики в разные исторические периоды;
  • о математических открытиях и изобретениях некоторых великих математиков;
  • об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;
  • о свойствах геометрических фигур  и их элементов;
  • принцип золотого сечения, способ его построения и применение золотого сечения в некоторых областях человеческой деятельности;
  • об особенностях и уникальности задач народов мира;
  • о возникновении оригами его применение в современном мире;
  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;

уметь:

  • логически рассуждать при решении задач;
  • применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
  • применять нестандартные методы при решении задач
  • применить теоретические знания при решении задач;
  • получить навыки решения нестандартных задач;
  • выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.
  • решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.
  • складывать базовые фигуры оригами;
  • находить точку золотого сечения некоторых объектов
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;
  • знать старинные меры измерения длин, площадей;

Формы подведения итогов.

Оценивание результатов деятельности обучающихся.

Реализация программы подразумевает выполнение индивидуального (группового) проекта. В соответствии с целями подготовки проекта разрабатываются план, программа подготовки проекта, которая включает в себя требования по следующим рубрикам:

• организация проектной деятельности;

• содержание и направленность проекта;

• защита проекта;

• критерии оценки проектной деятельности.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная    работа     (эссе,   реферат,   аналитические     материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать мультимедийные продукты.

Критерии оценки проекта:

1. Сформированность   познавательных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и   реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с   рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной - общеразвивающей программы

«Юный математик»

Срок реализации программы: 4 года

Возраст учащихся: от  11  до 15 лет

Наименование раздела

1 год обучения

2 год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Всего нед./ часов

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель/часов

Всего  недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

1. История возникновения чисел

5

19

2. Логические задачи

6

21

3. Графы

1

6

4. Ребусы

2

9

4. Задачи на движение

3

11

1

5. Наглядная геометрия

14

56

6. Математические развлечения

2

6

7. Азбука Морзе

1

5

9. Мы идем в магазин

2

8

2

36/144

1. История в математике

1

8

2. Шифры и математика

3

17

3. Рафтинг и сплав

2

10

4. Знакомство с геометрией.

5

31

5. Математика в реальной жизни.

2

16

6. Банки и математика

2

11

1

7. Математика в литературе.

2

11

8.Математический турнир.

1

2

9.Великие математики.

3

10.Математика и медицина.

1

3

11.Топологические опыты.

2

14

12.Измерения, производимые с помощью бытовых приборов.

2

2

12.Решение олимпиадных задач прошлых лет.

8

13. Логика

1

11

14.Математикана шахматной доске.

1

7

15.Задачи о лабиринтах.

1

5

 16. Загадка бумажной полоски. Оригами. Геометрические поделки .

1

7

17. Геометрия в дизайне одежды.

1

5

18. Проценты в нашей жизни.

2

12

19. Приемы устного счета.

1

4

 20. О разных системах счисления. Как люди научились считать.

1

4

21. Открытия в арифметике, сделанные юными математиками.

1

22. Математические игры.

1

7

23. Математика в профессии моих родителей.

1

2

24. Приемы рационального счета.

2

25. Старые русские меры. Решение задач.

1

4

26. Геометрические поделки из пластика.

1

6

2

36/216


Календарный учебный график на 2018 - 2019 учебный год

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ''Юный математик''

Месяц

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Всего учебных недель / часов

Всего часов по программе

недели

01 - 02

03 – 09

10 - 16

17  - 23

24 - 30

01 -07

08 - 14

15 - 21

22 - 28

29 - 04

05 - 11

12 - 18

19 - 25

26 - 02

03 - 09

10 - 16

17 - 23

24 - 30

31– 06

07 - 13

14 - 20

21 - 27

28 - 03

04- 10

11 - 17

18 - 24

25 - 03

04 - 10

11 - 17

18 - 24

25 -31

01 - 07

08 - 14

15 - 21

22 - 28

29 - 05

06 - 12

13 - 19

20 - 26

27- 31

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

2 год обучения

-

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

2/2

-

4

6

6

6

6

6

4

6

4

6

6

6

6

6

6

6

6

4

6

6

2/2

36/216

41,5

174,5

Условные обозначения:

Ведение занятий по расписанию -

Промежуточная аттестация -


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной - общеразвивающей программы

«Юный математик»

Срок реализации программы: 4 года

Возраст учащихся: от 11-15 лет

1 год обучения (144 часа)

Номер урока

Содержание материала

Количество часов

теория

практика

всего

История возникновения чисел (19ч)

19

1-3

История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры.

1

2

3

4-6

Другие системы счисления.

1

2

3

7-9

Задачи, решаемые без карандаша и бумаги.

1

2

3

10-11

Из истории интересных чисел. Свойства интересных чисел.

1

1

2

12-15

Признаки делимости на 2,5,10,3,9

1

3

4

16-17

Признаки делимости   на 6, 11

0,5

1,5

2

18-19

Решение  олимпиадных  задач  прошлых  лет.

1

1

2

Логические задачи  (21ч)

21

20-23

Решение  логических  задач.  Задачи – таблицы

1

3

4

24-27

Решение задач на переливание

1

3

4

28-31

Решение задач методом перебора.

1

3

4

32-34

Решение задач методом  с "конца"

1

2

3

35-37

Задачи на разрезание

1

2

3

38-40

Решение  олимпиадных  задач  прошлых  лет.

1

2

3

Графы » (6ч)

6

41

Графы

0,5

0,5

1

42

Биография Леонарда Эйлера

0,5

0,5

1

43-46

Решение задач с помощью графов

1

3

4

Ребусы  (9ч)

9

47-50

Решение числовых ребусов

0,5

2,5

3

51-53

Решение магических квадратов

1

2

3

54-58

Судоку

0,5

2,5

3

Задачи на движение» (11ч)

11

59-62

Решение задач на движение по реке

0.5

3.5

4

63-65

Решение задач в одном направлении

0.5

2.5

3

66-68

Решение задач в разных направлениях

0.5

2.5

3

69

Защита проектов.

-

1

1

Наглядная геометрия(56)

1. Работа в программе "GeoGebra"

Фигуры на плоскости(15)

15

70-72

Построения в компьютерной программе.

Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник

Углы, их построение и измерение

1

2

3

73-74

Построения в компьютерной программе.

Треугольник, квадрат. Решение задач с помощью программы.

0,5

1,5

2

75-77

Задачи со спичками

1

2

3

78-80

Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры

1

2

3

81-82

Танграм

0,5

1,5

2

83-84

Пентамино

0,5

1,5

2

2.Топологические опыты(10)

10

85-86

Фигуры одним росчерком пера

0.5

1.5

2

87-88

Листы Мебиуса

0.5

1.5

2

89-91

Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки

1

2

3

92-94

Паркеты, бордюры

0.5

2.5

3

3.Работа в программе "GeoGebra"3D

Фигуры в пространстве(11)

11

95-96

Куб, его свойство

Фигурки из кубиков и их частей

1

1

2

97

Движение кубиков. Уникуб

1

1

98-99

Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом

0,5

1,5

2

100-102

Оригами

1

2

3

103-105

Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности

Объем куба, параллелепипеда

1

2

3

4.Точки на координатной плоскости (11 ч)

11

106

Координатная плоскость

1

1

107-108

Построение рисунков заданных координатами

2

2

109-110

Шифровка рисунка с помощью координат

2

2

111-114

Знаки зодиака в координатной плоскости

1

3

4

115-116

Зашифрованная переписка.

Лабиринты

1

1

2

5.Замечательные кривые (9 ч)

9

117-118

Замечательные кривые.

0,5

1,5

2

119-120

Кривые Дракона.

0,5

1,5

2

121-122

Задачи, головоломки, игры.

2

2

123-125

Геометрические головоломки.

1

2

3

"Математические развлечения" (6ч)

6

126

Праздник чисел.

0

1

1

127

Конкурс знатоков.

0

1

1

128-129

Математические конкурсы и фокусы.

2

2

130-131

Математические тренажеры.

2

2

Азбука Морзе (5ч)

5

132

Знакомство с Алфавитом

1

1

133-136

Задачи на расшифровку по азбуке Морзе.

4

4

Мы идем в магазин (8ч)

8

137-138

Что такое скидки и акции

 (решение задач)

0,5

1,5

2

139-140

Поход в супермаркет

(решение задач)

2

2

141-142

Готовим заготовки на зиму

( решение задач)

2

2

143-144

Аттестация. Проект "Цифры на полках магазинов"

2

2

Итого

36

108

144

Краткое содержание тем

1 год обучения

ТЕМА №1: « История возникновения чисел» (19ч)

История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Другие системы счисления. Задачи, решаемые без карандаша и бумаги. Из истории интересных чисел. Свойства интересных чисел.

ТЕМА №2: «Логические задачи » (21ч)

Решение логических задач и задач на переливание  с помощью таблиц, решение задач методом перебора, решение задач методом с "конца". Задачи на разрезание и перекраивание.

ТЕМА №3: «Графы » (6ч)

Графы и их применение в решении задач (задача о кенигсбергских мостах, рассказ об известном математике  Леонарде Эйлере, решение задач с применением графов).

ТЕМА №4: «Ребусы » (12ч)

Числовые ребусы и разбор методов их решения. Магические квадраты. Судока.

 ТЕМА №5: «Задачи на движение» (11ч)

Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение по реке   по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу.

ТЕМА №6: «Наглядная геометрия » (56ч)

Фигуры на плоскости(11ч)

Основная цель: познакомить с помощью компьютерной программы с различными фигурами. GeoGebra позволяет визуализировать математику, проводить эксперименты и исследования при решении математических задач не только геометрического характера. Geogebra позволяет создавать на экране компьютера чертежи, от живых плакатов до исследовательских чертежей. Особенно поучителен сам процесс создания соответствующего рисунка.

Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: “сложи квадрат”, “согни и отрежь”, “рамки и вкладыши Монтессори”, “край в край”. Танграм. Пентамино. Гексамино. Конструирование из Т. Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.

Топологические опыты(10ч)

Основная цель: познакомить с понятием топология, провести некоторые опыты, связанные с топологией.

Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.

Фигуры в пространстве(11ч)

Точки на координатной плоскости (11 ч)

Основная цель: познакомить с понятием координатной плоскости,  используя координаты на плоскости зашифровать картинки,  изображенные на клетчатой бумаге и рассмотреть игры связанные с координатами.

Координаты.Зашифрованная переписка. Лабиринты.

Замечательные кривые (9 ч)

Основная цель: познакомить поистине с замечательными кривыми, населяющими мир геометрии.

Замечательные кривые. Кривые Дракона. Задачи, головоломки, игры. Геометрические головоломки.

ТЕМА №7: " Математические развлечения"

Основная цель: Провести развлекательные мероприятия с математическим уклоном. Это и решение занимательных задач, и геометрические построения, и разгадывание числовых и механических головоломок, и математические игры и фокусы. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память.

ТЕМА 8: «Азбука Морзе» (5ч) 

Основная цель: Знакомство с алфавитом Морзе.Решение интересных заданий на кодирование и декодирование шифров при помощи азбуки Морзе.

ТЕМА №9: «Мы идем в магазин» (8ч)

Основная цель: Научить детей решать практические задачи из повседневной жизни, связанные с математикой.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной - общеразвивающей программы

«Юный математик»

Срок реализации программы: 4 года

Возраст учащихся: от 11-15 лет

2 год обучения (216 часа)

Номер урока

Содержание материала

Количество часов

Теория

Практика

Всего

История в математике (8ч)

1-2

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.

1

1

2

3-4

Системы счисления

1

1

2

5

История нуля.

1

-

1

6-7

Календарь.

0,5

1,5

2

8

История математических знаков.

1

-

1

Шифры и математика(17ч)

17

9-10

Задачи кодирования и декодирования

0,5

1,5

2

11-13

Матричный способ кодирования и декодирования

0,5

2,5

3

14-16

Тайнопись и самосовмещение квадрата

0,5

2,5

3

17 - 19

Знакомство с другими методами кодирования и декодирования

1

2

3

20 - 22

Дидактическая игра «расшифруй-ка»

-

3

3

23-25

Составление проектов шифровки. Защита проектов

-

3

3

Рафтинг и сплав ( 10ч)

10

26-30

Задачи по реке

1

4

5

31-35

Задачи на встречу и в одном направлении

1

4

5

Знакомство с геометрией (31ч)

31

I. Симметрия (15 часов)

15

36-39

Симметрия, ее виды. Симметричные фигуры. Практическая работа “Симметрия”. Творческие работы.

0,5

3,5

4

40-41

Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами.

-

2

2

42-44

Бордюры. Трафареты. Творческие работы.

-

3

3

45-48

Орнаменты. Паркеты. Творческие работы

-

4

4

49-50

Симметрия помогает решать задачи.

0,5

1,5

2

II. Занимательные задачи на построение (16 часов)

16

51-52

Построения с помощью циркуля и линейки.

-

2

2

53-55

Общая схема решения задач на построение.

1

2

3

56-58

Задачи на построение треугольников.

1

2

3

59-60

Построения с помощью двусторонней линейки, угольника.

-

2

2

61-64

Сведения из истории: классические задачи.

1

3

4

65-66

Сведения из истории: задачи, неразрешимые с помощью циркуля и линейки.

0,5

1,5

2

Математика в реальной жизни . (16ч)

16

67-70

Решение задач по теме" Расчет коммунальных услуг "

-

4

4

71

Расчет коммунальных услуг своей семьи

-

1

1

72-74

Расчет сметы на ремонт комнаты «моей мечты»

-

3

3

75-77

Планирование отпуска своей семьи (поездка к морю)

-

3

3

78-82

Создание проекта «Математика в жизни человека»

1

4

5

Банки и математика (11ч)

11

83

Денежные единицы разных стран

1

-

1

84-88

Кредит. Решение задач.

1

4

5

89-93

Депозит. Решение задач.

1

4

5

Математика в литературе (11 ч)

11

94-96

Математические задачи в стихах.

3

3

97-99

Математика и стихосложение.

0,5

2,5

3

100-102

Фольклорные задачи.

3

3

103-104

Исследование частоты употребления букв русского языка в текстах.

-

2

2

105-106

Математический турнир (2ч)

2

Великие математики (3 ч)

3

107

Пифагор, Евклид, Франсуа Виет

0,5

0,5

1

108

Николай Иванович Лобачевский

0,5

0,5

1

109

Софья Ковалевская

0,5

0,5

1

110-112

Математика и медицина (3ч)

3

Топологические опыты  (14 ч)

14

113-115

Нахождения площади фигуры с помощью палетки, объема тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

1

2

3

116-119

Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфигурациях

1

2

4

120-124

Окружность и круг. Деление окружности на части. Архитектурный орнамент древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.

1

3

5

125-126

Лист Мебиуса и опыты с ним. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком.

1

1

2

127-128

Измерения, производимые с помощью бытовых приборов (2ч)

2

129-136

Решение олимпиадных задач прошлых лет.(8ч)

8

Логика(11ч)

11

137-138

Простое суждение. Структура и виды простых суждений.

1

1

2

139

Тест на логику и смекалку

1

1

140-141

Сложное суждение и его виды

1

1

2

142-144

Правила постановки простых и сложных вопросов.

1

2

3

145-147

Логическая структура и виды ответов

      1

2

3

Математика на шахматной доске (7 ч)

7

148-154

Математические задачи и головоломки, связанные с шахматной доской и шахматными фигурами.

7

7

Задачи о лабиринтах (5 ч)

5

155-159

 Задачи на поиск пути в сложном лабиринте.

5

5

Загадка бумажной полоски. Оригами. Геометрические поделки (7ч)

7

160-166

Создание моделей различных предметов окружающего мира в технике сгибания листа бумаги.

7

7

Геометрия в дизайне одежды (5 часа)

5

167-171

Модная геометрия. Моделирование и дизайн одежды.

5

5

Проценты в нашей жизни» (12ч)

12

172-178

Решение задач на проценты с использованием жизненных ситуаций

-

7

7

179-183

Защита проектов по составлению задач на проценты с использованием истории родного края

-

5

5

Приемы устного счета( 4ч)

4

184-185

Способы устного умножения и деления.

0,5

1,5

2

186-187

Способы быстрого сложения и вычитания натуральных чисел.

0,5

1,5

2

О разных системах счисления. Как люди научились считать.(4ч)

4

188-191

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

1

3

4

192

Открытия в арифметике, сделанные юными математиками (1ч)

1

-

1

Математические игры ( 7ч)

7

193-195

Построение геометрических фигур с помощью ПК.

0,5

2,5

3

196-199

Математические пазлы.

-

2

4

Математика в профессии (2 ч)

2

200-201

Проект "Математика в профессии моих родителей"

-

2

2

Приемы рационального счета (2ч )

2

202

Интересные способы быстрого счета.

0,5

0,5

1

203

Эффективные методы быстрого сложения, вычитания и умножения.

-

1

1

Старые русские меры. Решение задач.4ч

4

204-207

Словарь старинных мер.

0,5

-

0,5

Задачи на старинные русские меры.

-

3,5

3,5

Геометрические поделки из пластика .6ч

6

208-213

Моделирование пластиковых конструкций

6

6

3 часа

Аттестация

1/2

41,5

174,5

216

Краткое содержание тем

2 год обучения

ТЕМА №1: «История в математике» (8ч)

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны Системы счисления. История нуля. Календарь. История математических знаков. 

ТЕМА №2: «Шифры и математика» (17ч)

Применять способы шифрования текстов, приспособления для шифрования, шифрование местонахождения, знаки в шифровании, Решать задачи на тайнопись и самосовмещение квадрата используя при необходимости калькулятор. Формировать навыки работы с матрицами; развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

ТЕМА №3: «Рафтинг и сплав» (10ч)

Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели.

ТЕМА №4: «Знакомство с геометрией» (31ч)

1. Симметрия (15)

2. Занимательные задачи на построение (16)

История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур.

Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигурах.

ТЕМА №5: «Математика в реальной жизни » (16ч)

Уметь рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном. Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов. Выполнять практико -ориентированные задания на нахождение площади. Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. Находить приближённое значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

ТЕМА №6: «Банки и математика» (11ч) 

Знакомство детей с банковскими услугами и решение задач по темам "Кредит" и "Депозит"

.

ТЕМА №7: "Математика в литературе"(11 ч)

Как убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков? Цель работы:

Доказать существование связи между литературой и математикой

Задачи: Подобрать математические задачи в литературных произведениях.

 

ТЕМА №8: "Математический турнир"(2 ч)

Математический конкурс.

ТЕМА №9: "Великие математики"(3 ч)

Познакомится с интересными фактами из биографии великих математиков.

ТЕМА №10: "Математика и медицина".(3ч)

Цель :Познакомится в каких областях медицины не обойтись без знаний математики

ТЕМА №11: «Топологические опыты» (14ч)

Топология – это достаточно молодое направление в геометрии. 

 Цель работы: Изучение топологических задач

ТЕМА №12: "Измерения, производимые с помощью бытовых приборов" (2ч)

Научиться пользоваться различными бытовыми приборами и производить с помощью их измерения.

ТЕМА №13: «Решение олимпиадных задач прошлых лет» (8ч) 

ТЕМА №14: «Логика» (11ч)

Логика - это наука о способах и формах правильного мышления. Знакомство с видами суждений и выводами. Тест на проверку логики и сообразительности.

ТЕМА №15: «Математика на шахматной доске» (7ч)

Математические задачи и головоломки, связанные с шахматной доской и шахматными фигурами.

ТЕМА №16: «Загадки в лабиринтах» (5ч)

Решение задачи на поиск пути в сложном лабиринте

ТЕМА №17: "Загадка бумажной полоски. Оригами. Геометрические поделки".( 7)

Создание моделей различных предметов окружающего мира в технике сгибания листа бумаги

ТЕМА №18: «Геометрия в дизайне одежды» (5ч)

Работа над моделированием и дизайном одежды с геометрической тематикой.

ТЕМА №19: «Проценты в нашей жизни» (12ч)

Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного края в задачах на проценты.

ТЕМА №20: «Приемы устного счета» (4ч)

Применение различных приёмов устного счёта, использование элементов игры, наглядных пособий делает этот процесс более интересным.

ТЕМА №21: «О разных системах счисления. Как люди научились считать.» (4ч)

Совокупность правил и приемов записи чисел с помощью набора цифровых знаков. Перевод разных чисел из одной системы счисления в другую.

ТЕМА №22: "Открытия в арифметике, сделанные юными математиками"  (1ч)

Мероприятие "Юные математики"

ТЕМА №23: "Математические игры" (7ч )

Построение геометрических фигур с помощью ПК. Математические пазлы.

ТЕМА №24: " Математика в профессии родителей" ( 2 ч )

Защита проекта "Математика в профессии моих родителей"

ТЕМА №25: " Приёмы рационального счёта"(2)

Интересные способы быстрого счета. Способы быстрого сложения и вычитания натуральных чисел.

ТЕМА №26: " Старые русские меры. Решение задач" (4 ч )

Словарь старинных мер. Решение задач  на старинные русские меры.

ТЕМА №27: " Геометрические поделки из пластика" ( 6 ч )

Моделирование пластиковых конструкций.

Аттестация.

Оценочные материалы

Критерии оценивания проектов учащихся

Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят учащиеся (самооценка)  и учитель.

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1

Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования

Целесообразность применяемых методов

1

Соблюдение технологии использования методов

1

Качество содержания проектной работы

выводы работы соответствуют поставленным целям

2

оригинальность, неповторимость проекта

2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

1

есть ли исследовательский аспект в работе

2

есть ли у работы перспектива развития

1

Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска)

интересная форма представления, но в рамках делового стиля

От 0 до 2

логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2

форма материала соответствует задумке

1

текст легко воспринимается,

1

отсутствие грамматических ошибок, стиль речи.

1

Компетентность участника при защите работы

Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов

От 0 до 2

Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2

Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории.

От 0 до 2

Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы.

От 0 до 2

Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта.

От 0 до 2

ФИ обучающегося

Тема проекта

Критерии оценки проекта

Количество баллов

Актуальность

Ценность

Методы исследования

Качество содержания

Качество продукта

Компетентность участника при защите

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

"Юный математик"

Способы работы с детьми индивидуальные и групповые, практические и теоретические, исследовательские и познавательные. Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности: личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, здоровьесберегающий подход, проблемно-исследовательский метод, активные методы получения знаний, диалогические методы взаимодействия. Кроме этого, нельзя забывать об информационных технологиях, благодаря которым возможности самореализации в современных условиях неограниченны.

Материально-техническое обеспечение: Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются информация и материалы следующих Интернет-ресурсов:

Тестирование online: 5–11 классы:

http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

 Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru,

http://www.zavuch.info/,

 http://festival.1september.ru,

http://school-collection.edu.ru,

http://www.it-n.ru,

http://www.prosv.ru.

Новые технологии в образовании:

https://oge.sdamgia.ru/ - решу ОГЭ




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Авторская программа по математике «Углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса по математике. Подготовка к ЕГЭ» 10-11 классы

Предлагаемая программа относится к предметным курсам, задача которого – углубление и расширение знаний по математике, входящих в базовый учебный план школы. Выбор этого курса позволит учащимся изучить...