Программа "Исток"
рабочая программа

Актуальность данной программы определяется тем, что краеведение в средней школе развивается   в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы. Оно содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня нравственно – патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muzeya_istok.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Рассмотрено на педагогическом совете,

протокол № 6 от 26.12.2016 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

школы-интерната по  ВР

 ___________/Дубникова Е.В. /

«26»  декабря   2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о. директора школы-интерната _____________/ Е.В. Дубникова/

 «26»  декабря   2016  г.

   Приказ № 388-од от 26.12.2016 г.

 ПРОГРАММА

школьного краеведческого музея

 «Исток»

 Руководитель: Сэротэтто А.П.

с. Панаевск, 2016

Пояснительная записка

 Программа школьного краеведческого музея «Исток» по содержанию и тематической направленности делится на две группы. Одна часть работы посвящена сбору и систематизации материала по истории развития Панаевской школы-интерната, вторая часть является  краеведческой, по функциональному предназначению – общекультурной. По форме организации - общедоступной, по времени реализации – 1 год.

Программа предназначена для учащихся  основной школы, интересующихся историей родного края, своего поселка, и в частности историей и развитием своей школы, а также музееведением. Данная программа  направлена на обеспечение дополнительной подготовки учащихся по вопросам  истории и  краеведения.

Содержание программы направлено на формирование культуры творческой личности, патриота своей Родины, на приобщение учащихся к культурному наследию родного края через собственное творчество, на освоение опыта прошлого. Расширяет  представления  учащихся о развитии и историческом наследии своего края, углубляет знания по региональной географии, развивает умения  поисково-исследовательской деятельности.

Актуальность данной программы определяется тем, что краеведение в средней школе развивается   в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы. Оно содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня нравственно – патриотического воспитания.

      Школьное краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведение играет огромную роль в деле воспитания патриотизма. Любовь к Родине у человека начинается с любви к малой  родине – месту, где родился человек, где он живёт. Память о прошлом требует постоянного внимания, кропотливой заботы. Знание прошлого своего народа приближает его к нам, делает минувшее близким, обогащает наши чувства, незримо связывает нас с прошедшими поколениями.

        В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости возвращения к национальным и мировым культурно – историческим ценностям. Одной из форм достижения поставленной цели является изучение «локальной истории и географии». Краеведение изучает различные стороны жизни края, помогает более глубоко и детально изучить историю своего края. В курсе основного образования, к сожалению, количество часов на изучение регионального компонента к сожалению сокращенно и данная программа в рамках дополнительного образования или факультативного курса поможет восполнить этот пробел.

Цели программы: помочь каждому ребёнку сформировать и занять активную жизненную позицию в ходе изучения родного края и практического участия в работе музея

Задачи  программы

  • Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, края, района, школы;
  • воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны;
  • развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины;
  • укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
  • развитие   интереса  к   поиску,   исследованиям,   научно-познавательной деятельности;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
  • воспитание     бережного     отношения     к     плодам     труда,     опыту предшествующих поколений;
  • сохранение лучших традиций школы, района, города;
  • развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
  • пополнение    и    обновление    музея    материалами,    связанными    с историческими   событиями,   жизнью   и   бытом   людей,   старинными обрядами, обычаями, праздниками;
  • организация  проведения  конкурсов,   викторин,  олимпиад,  походов  и экскурсий;
  • укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
  • привлечение к работе родителей учащихся, общественности.

Основные направления работы:

  1. Изучение  истории и развития Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямальского района, села  Панаевск,  Панаевской  школы- интерната.
  2. Исследовать особенность быта, уклада жизни жителей села Панаевск, коренных жителей округа.
  3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
  4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
  5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
  6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родное село.
  7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать тематические выставки и обзорные экскурсии.
  8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
  9. Создавать условия для самовыражения, самореализации учащихся через конкретные дела патриотической направленности.

1.Общие положения         

Школьный музей – является структурным подразделением образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующего на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. №12-ФЗ, а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ.        

Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.         

Школьные музеи созданы в  образовательных учреждений под руководством педагогов и при участии детей, родителей и общественности.         Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, входят в состав музейного фонда.  

2.Основные понятия        

Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.        

Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.        

Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.        

Музейная педагогика – научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как открытую образовательную систему, занимающаяся разработкой новых методик в области практической работы с детьми, музейно-педагогических программ, изучением истории образовательной деятельности музеев.         Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.        

Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.         Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты). Интерактивные методы обучения – методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой.  

3.Цели и задачи:        

Школьный музей способствует:        

- воспитанию у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов в современных условиях;        

- приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию Ямало-Ненецкого округа  через практическое участие в сборе, хранении документов, изучении и благоустройстве памятных мест.          

Задачами школьного музея являются:          

- использование культурных ценностей края для развития учащихся и укрепление семейных традиций; 

- развитие гражданской позиции через социально-значимую деятельность, инициируемую музеем;          

- содействие в организации и реализации учебно-воспитательного процесса;        

- пропаганда культурных ценностей: памятников истории, культуры, природы края;        

- активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, взаимодействие с ветеранскими и общественными объединениями;          

- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.      

4. Нормативная база        

Школьные музеи в своей деятельности руководствуются документами:

        Закон Российской Федерации об образовании от 13 января 1996года №12-ФЗ;

        письмо Министерства образования России №28-51-181/16 от 12 марта 2003г. О деятельности музеев образовательных учреждений;

        нормативные документы о фондах государственных музеев России;

        Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992г.

Школьный музей - образовательное пространство, ресурс в становлении  гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций  учащихся края. Главным инструментом музейной коммуникации в музейном пространстве является принцип интерактивности или многомерного диалога, участниками которого становятся дети, музейный педагог, музейный предмет, музейное пространство, прошлое и настоящее. Музейный педагог использует интерактивность для социализации и социальной адаптации подрастающего поколения. Школьный музей принимает участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включается в программы культурно-патриотического и молодежного движения, участвуют в традиционных городских краеведческих чтениях школьников, районных, городских и краевых предметных олимпиадах, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.        

Совет музея:

        изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея, тематики;

        систематически пополняет фонды и библиотеки музея путем активного поиска;

        ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;

        создает и обновляет экспозиции, выставки;

        проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения;

        устанавливает связь с государственными музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении их заданий;

        устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля;

        инициирует организацию и осуществление социально-значимой деятельности с привлечением общественности. 

5. Организация деятельности музея        

Создание школьного музея является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской работы учащихся и педагогов, родителей по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края, и возможно при наличии:        

-актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;        

-руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;        

-собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля;        

-экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;        

-помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;        

-устава (положения) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения.        

Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы. Школьный музей может иметь профили: исторический, комплексный краеведческий и естественно-научный (географический, охраны природы и т. д.), литературный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества и т. д.          

Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с районными управлениями по образованию и культуре, и оформляется приказом директора образовательного учреждения.        

Учет и регистрация школьного музея осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.         Наличие школьного музея, имеющего паспорт и прошедшего очередную переаттестацию, учитывается при определении объемных и качественных показателей при отнесении учреждений и организаций образования к группам по оплате труда руководящих работников (музейных педагогов).        

6. Функции музея         

Основными функциями музея являются:        

-документирование природы, истории, культуры родного края;        

-осуществление музейными средствами деятельности по гражданско-патриотическому и семейному воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;        

-организация культурно-просветительской, методической,   информационной и иной деятельности, разрешенной законом;        

-развитие детского самоуправления. 

7.Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея        

Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:        

-учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;        

-учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.         Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.        

Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.        

Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.        

Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.        

Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в государственный музей, архив. 

8. Руководство деятельностью школьного музея        

Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.        

Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет музейный педагог, назначенный приказом по образовательному учреждению.        

Текущую работу музея осуществляет совет музея.        

В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет. 

9.Реорганизация (ликвидация) школьного музея        

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решатся учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.        

        Прогнозируемый результат

должны знать:

- историю и географию Ямальского района, села Панаевск, историю своей школы.

должны уметь:

-составлять документацию по музею;

-  исследовать и описывать предметы музейного фонда;

- обрабатывать поступающие в музей предметы;

- составлять лекции;

- овладеть разными методиками сбора краеведческого материала;

- систематизировать и анализировать материал;

- работать со справочной литературой, историческими источниками, библиографиями.

       Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:

  • достижения  обучающихся по  предметам  истории,  литературы,  ИЗО, музыки, трудового обучения;
  • постоянное  развитие  музея,   увеличение  количества  его  экспонатов, появление новых экспозиций;
  • положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
  • стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
  • пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
  • создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
  • переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
  • развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в области и стране более чем достаточно;
  • активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
  • учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
  • музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
  • руководитель   музея,    учителя,    классные   руководители,    психологи отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
  • музей становится центром воспитательной работы в школе.

       Реализация программы осуществляется всем педагогическим коллективом. Работа по программе - это организованная интересная разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: 

- участие в общественной жизни посёлка и школы;

- принимать активное участие в конкурсах исследовательской, патриотической, творческой и др. направленностей;

- участвовать в экологическом движении и волонтерском движении по охране природы

- создавать и реализовывать проекты социальной направленности.

Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

  •  Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.
  •  Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
  •  Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности.
  •  Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
  •  Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива.
  •  Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда. 
  •  Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
  •  Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

4. Направления деятельности

Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом

1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.

3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.

4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.

5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.

6. Составление картотеки музейных предметов.

7. Создание условий для хранения экспонатов.

Работа с активом музея

1. Обучение актива основам музееведения.

2. Распределение между активистами музея определенных участков работы.

3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее.

4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.

5. Участие в издательской деятельности.

Поисковая научно-исследовательская работа

1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы.

2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы.

3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.

4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.

5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.

6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.

7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.

8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.

9. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции.

Экскурсионно-просветительская работа

1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.

2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.

3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми смоленской земли.

4. Дни открытых дверей.

5. Творческие отчеты.

6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

Творческая работа

1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.

2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.

3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.

4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, округа.

Организационная работа

1. Создание актива музея.

2. Планирование работы музея.

3. Создание творческих групп.

4. Составление программы исследовательской деятельности.

5. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся.

6. Оснащение и оборудование школьного музея.

Методическая и консультативная работа

1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.

2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.

3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.

4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.

5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром народного творчества. Обмен опытом с музеями других школ.

6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.

Материально-техническая база

1. Изготовление стендов, витрин, макетов.

2. Ремонтные и технические работы.

3. Приобретение технических и канцелярских средств.


План работы школьного краеведческого музея «Исток»  на 2012 – 2013 учебный год

Секция

Формирование фонда музея

Исследовательская деятельность

Оформительская деятельность

Организация тематических выставок

Работа с кружками школы

Работа с классными активами, ДО МОРЖ, волонтерами школы

История нашей школы

1. Создание инвентаризационной книги.

2. Создание фонда летописей выпускных классов.

3. Создание фонда кубков и медалей учащихся.

- история школы;

-наши выпускники;

- настоящие учителя.

Создание фотогаллерии

- «Наши выпускники»;

- оформление стенда альбомов достижений учащихся;

Создание фотогаллерии «История школы в фотографии»

1. Организация школы экскурсовода.

2. Фотовыставка

 «Праздники в нашей школе»,

«Ярмарка досуга»,

«Наша школа»

3. Конкурс рисунков «Мои учителя»

4. Прикладного творчества «Золотые руки»

Создание фонда лучших творческих работ.

Организация выставок

1. Акция « Мой подарок музею»

2. Проект «Летопись класса», «Летопись школы»

3. Формирование собственного фонда достижение учащихся.

Заполярный мой Панаевск

1. Создание инвентаризационной книги.

2. Сбор фото и видео материалов о людях Панаевска, предприятиях села.

-История села Панаевск;

- топонимика Панаевска;

- ветераны;

- россыпь талантов.

Пополнение фонда музея новыми поступлениями исследовательских работ, творческих произведений т п.

1. Организация школы экскурсовода.

2. Проведение обзорной экскурсии для  учащихся

1. Выступления на научно – практической конференции школьников

2. Участие в олимпиадах и конкурсах по краеведению

1. Викторина  «Знаю ли я историю своего села?»

2 Участие в сборе информации и материалов для музея

Культура и быт народа

1. Создание инвентаризационной книги.

2. Сбор предметов обихода и другого материала с целью формирование его фонда.

3. Создание видеотеки мероприятий НРК

1 «Национальный узор – традиции или современность»

2. «Сокровища Ямала»

Пополнение фонда музея новыми поступлениями изделий народного промысла.

Проведение обзорной экскурсии для  учащихся.

Проведение музейных заятий

1. Выставки кружков прикладного искусства,

2.  Обновление фонда музея.

  1. Проведение мастер-классов по прикладному творчеству.
  2. Проведение народных праздников

Мой край

1. Создание инвентаризационной книги.

1. «Особенности национальной охоты»

2. «Особенности национальной рыбалки»

3. «Бионимы тундры»

Оформление тематического стенда

Организация выставок «Мой край»

«Замечательные люди»

. Выступления на научно – практической конференции школьников

2. Участие в олимпиадах и конкурсах по краеведению

Проект «С чего начинается Родина».

Проведение внеклассных мероприятий по родному краю

Содержание программы.

Тематическое планирование работы школьного музея (76 часов)

Название темы

Всего

часов

Теоретическое содержание темы

Часы

Практическое содержание работы

Часы

1

Введение. Краеведение как наука.

4

  1. Возникновение и развитие краеведения в России. Союз краеведов.
  2. Особенности работы историков-краеведов.

2

3. Организационный сбор. Организация работы.

 Распределение по секциям.

4. Выбор темы исследовательской работы

2

2

Музейное дело. Фонды музея.

10

  1. Музейный предмет. Уникальный и типичный предмет.
  2. Музейная коллекция. Основной, вспомогательный, интерактивный фонды.
  3. Коллекция, фонд, единица хранения.
  4. Комплектование фондов, их учёт и хранение. Учётная документация. Порядок передачи музейных предметов в государственный музей.
  5. Система хранения музейных фондов.

5

Практическая работа с фондами музея

  1. Классификация музейных предметов.
  2. Обменный фонд и фонд временного хранения.
  3. Шифрование предметов.
  4. Инвентарная книга. Основная документация музея.
  5. Акт поступления и его оформление.

5

Музейное дело.

Поисково – исследовательская работа

26

  1. «История моей школы»
  2. «Панаевские выпускники»
  3. «Настоящие учителя»
  4. «История села Панаевск»
  5. «Топонимика Панаевска»
  6. «Поклонимся великим тем годам»
  7. «Россыпь талантов»
  8. «Традиции и современность»
  9. «Очаг родного дома»
  10. «Диалог культур через мир танца»
  11. «Особенности национальной охоты»
  12. «Особенности национальной рыбалки»
  13. «Бионимы тундры»

13 часов, парал-

лельно ведется работа по всем темам

Оформление собранного материала (28- 40 тему)

13

Музейное дело. Музейная экспозиция.

10

  1. Экспонат. Музейная экспозиция.
  2.  Выставки и их виды. Интерактивные             выставки.
  3. Панорама, диорама.
  4. Копии, репродукции, муляжи, макет, модель, голограмма.
  5. Научно-вспомогательный материал. Тексты. Указатели. Фотокомментарии.

5

Практическая работа с экспозицией музея.

Составление тематических экспозиций

  1. Фотовыставка «Праздники в нашей школе»
  2. «История моей школы»
  3. «Заполярный мой Панаевск»
  4. Культура и быт ненецкого народа»
  5. «Мой край»

5

Музейное дело. Просветительская работа.

15

  1. Музейная экскурсия. Обзорные и тематические экскурсии.
  2. .Как подготовить музейную экскурсию. Основные требования к музейной экскурсии.
  3. Этапы подготовки экскурсии
  4. План экскурсии.
  5. Лекции, викторины, олимпиады, встречи с интересными людьми, вечера.

5

Экскурсии, тематические вечера, викторины, олимпиады

  1. Проведение обзорной экскурсии «Музей «Исток»»
  2. Акция «Мой подарок музею»
  3. Проект «Летопись класса»
  4. Викторина Знаю ли я историю своего села?»
  5. Проведение мастер-классов по прикладному творчеству (Совместно с педагогами дополнительного  образования)
  6. Проведение олимпиады по краеведению
  7. Конкурс творческих работ «Я сегодня Магеллан»
  8. Праздник Народные игры»
  9. Праздник «Мастерица»
  10. просмотр видеофильма «Моё село вчера, сегодня и завтра»

10

Работа со школьным активом

4

Деловая игра «Мы создаём музей»

Анализ деятельности музея за год

2

2

76


Литература:

  1.  Андреев Н.В.,  Маковский Д.П.  Смоленский  край  в  памятниках  и источниках. Смоленск: Смоленское Областное Государственное     Издательство, 1949.
  1. Бадаев. Память хранит все. - Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 1995.
  1. Баевский  В.С.,  Павлова Л.В.   Поэты  земли  Смоленской:  Маленькая антология. - Смоленск:, 2001.
  1. Болотова С.А., Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края:  Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. - Ч. 1-3. - Смоленск: Русич, 2004.
  1. Будаев Д.И., Ильюхов А.А. История Смоленщины XIX -- XX вв. 9-10 класс: Учебник по истории родного края. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Д.И. Будаева. - Смоленск: Универсум, 2002.
  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб, для студ. Сред, и высш. пед учеб, заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  1. Морохин В.Н. Методика собирания фольклора.      М.: Высшая школа, 1990.
  1. Новиков А.М. Национальная идея России (возможный подход). - М, 2000. 
  1. Военно-патриотическое   воспитание   молодежи   (Проблемы   и   опыт): Сборник / Сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991. 
  2. Все судьбы в единую слиты... По рассекреченным архивным документа. К    60-летию    освобождения    Смоленщины    от   немецко-фашистских захватчиков / Авторы-составители: Н.Г. Емельянова, А.М. Дедкова, О.В. Виноградова, Г.В. Гаврилова, В.А. Кононов. - Смоленск: Маджента, 2003. 
  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг. / Вестник образования. - 2005. - №19. 
  1. Краеведение и патриотическое воспитание в школах Смоленщины: опыт, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции преподавателей СОИУУ, СГПУ, учителей школ области. - Смоленск, 1997.
  1. Национальная государственная концепция образования в России. 
  1. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Арис-Пресс, 2002. 
  1. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2001. - №4. 
  1. Словарь смоленских говоров / Под ред. А.И. Ивановой. Смоленск: СГПИ им. Карла Маркса, 1974. 
  1. Смоленская область: Краеведческий словарь. - М.: Московский рабочий, 1978.
  1. Смоленская область в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.). Сборник документов и материалов. - М.: Московский рабочий, 1977.
  1. Традиции военно-патриотического воспитания // Завуч. - 2000. - №7.
  1. Туристско-краеведческое      движение      «Отечество»:      исследования, конференции, конкурсы: сборник статей. - М.: ЦДЮТ и КМО РФ, 2004.
  1. Художественный мир Смоленщины. 8 класс. Учебное пособие по курсу «Родной край» (региональный компонент). •- Смоленск: Траст-Имаком, 1994. 
  1. Ростовцева Л., Бусарева Н. Русская старина: программа организации жизнедеятельности классного коллектива // Народное образование. - 1996. 
  1. Сенокосов Ю.О. О гражданском обществе // Сегодня. -1994. - 31 августа. 
  1. Стеклов М.Е. Духовное сопротивление в кризисный период // Вопросы образования. - 2003. - №1.