Программа доп.образование "Сияние севера"
рабочая программа

 Знакомство детей с традициями и жизнью народов крайнего севера (с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями) формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о жизни и традициях народов севера, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_masterskaya_siyanie_severa_serotetto_a.p._2.docx50.99 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное    учреждение «Детский сад  «Мозаика»

ул. Трудовая, д.16, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629002

Е-mail: mdou16@edu.shd.ru

Рассмотрено:                                                                      Утверждено:

на педагогическом совете                                                 приказом  заведующей МБДОУ

Протокол №4 от 30.05.2023г                                              Приказ №86/1 –о от 30.05.2023                      

                                                                                            _____________ М.А. Байдашина

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Декоративно-прикладной, краеведческой направленности

«Мастерская «Сияние севера»» на 2023-2024 учебный год

Возраст обучающихся: от 6 до 7 лет

Срок реализации - 1 год

 

Автор-составитель:

      Педагог дополнительного образования: Сэротэтто А.П.  

Салехард

2023 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3-4

1.2. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет

4-5

 1.3.  Содержание программы

5-7

1.4. Ожидаемый результат

7

2. Содержательный раздел

7

2.1. Календарный график

7

2.2. Условия реализации программы

7

2.3. Формы аттестации

10-11

2.4. Методические материалы

11

Список литературы

12

 

Раздел 1 «Целевой раздел»

    1.1    Пояснительная записка

 Знакомство детей с традициями и жизнью народов крайнего севера (с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями) формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о жизни и традициях народов севера, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Базовым этапом ознакомления дошкольников с родным краем, традициями и жизнью народов севера, это накопление ими социального опыта жизни в своем родном крае –          В условиях многонациональности, культурного наследия Ямало-Ненецкий округ – ЯНАО, нашего города большую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера. Основные направления работы с дошкольниками является изучение национальных традиций народов города и обычаев коренных народов ханты и ненцев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, знакомство с языковыми особенностями народов других национальностей, проживающих на территории нашего региона, изучение истории ЯНАО во взаимосвязи с культурой и историей России. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, краем станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту

Направленность программы: Программа «Мастерская «Сияние севера»» относится к декоративно-прикладной, краеведческой направленности.    

Актуальность программы состоит в том, что культура народов севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

          Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, толерантными отношениями между народами.

         Актуальность данной проблемы понималась мною как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

          Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.

           

Отличительная особенность данной программы заключается в ознакомлении детей с особенностями жизни коренных народов Севера-ненцев, их культуре и традициях, посредством разнообразных видов деятельности (наблюдения, чтения художественных произведений, рассматривание картин и слушание музыки, изобразительная деятельность).

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-7лет.

   

1.2. Возрастные особенности 6-7 лет. Конец дошкольного возраста, является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества.
С самого начала своего развития ребенок находится под воздействием системы отношений и это особенно важно под воздействием системы языка. То, на каком языке будет говорить ребенок, какого будет конкретное содержание его мыслей, зависит от того, с кем он будет общаться и, конечно же, от условий окружающей среды. Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Дети этого возраста интересуются обычаями и традициями своего народа и края. В процессе обучения дети учатся воспринимать и понимать ненецкую речь на слух и говорить на ней в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, несложных образцов связной речи.

  

Объём и срок освоения программы:

Сроки реализации дополнительной образовательной программы –1 год (подготовительная группа).  

Возрастная группа

Общее количество учебных часов

Длительность занятий

Форма организации

Срок реализации

 

год

месяц

неделя

6-7 лет

32

4  

1

30 минут

Групповая,

подгрупповая, индивидуальная

1 год

Форма обучения: очная.  

Особенности организации образовательного процесса кружковая.

Состав группы: постоянный.

 Цель: Приобщение детей к уникальной культуре народов ненцы, ханты, населяющих территорию ЯНАО, изучение истории родного города.

Задачи

Обучающие задачи

  •  Расширить знание воспитанников об истории родного города и края, его достопримечательностях;

Развивающие задачи

  •  Продолжать формировать знания о культуре, традициях, обычаях, укладе жизни народов ханты и ненцы;

Воспитательные задачи

  •   Воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и ненцев.

1.3. Содержание программы

  Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный материал, которым должны овладеть дети. В основу программы положены историко-этнографические, краеведческие материалы о природе, истории города, о быте, жилище, одежде, пище и утвари, народных промыслах и ремеслах, фольклоре, празднично-игровой культуре.  

              В соответствии с этим подходом Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям развития: социально-коммуникативное, познавательное,  художественно-эстетическое.

Эффективность работы определяется четкой организацией детей и правильным распределением нагрузки на занятии.  

Форма организации работы с детьми – фронтальная, подгрупповая индивидуальная.

 Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом создаваемом предмете, дидактические игры.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).
  2. Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений):
  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
  1. Введение в новую тему:
  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.), дидактические игры.
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • повторение правил складывания.
  1. Практическая часть:
  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и

сформированности навыков);

  • вербализация воспитанников некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • анализ работы воспитанника (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

План дополнительной образовательной программы. Возраст 6-7 лет.

№ п/п

Программный материал по разделу

Тема

Всего часов

теория

Практика

 Форма аттестации

1, 2

Моя семья

2

1

1

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Выставка рисунков «Моя семья».

3, 4

«Дары тундры»

2

1

1

Викторина «Что растет на Ямале?»

5, 6

 Детский сад.

2

1

1

Рисование «Игры моего народа».

7, 8

Продукты и посуда.

2

1

1

Сюжетная игра: «В гости пришла Илне».

9, 10,11

 «Времена года

3

2

1

Литературная гостиная «Милый край».

12

 Кукла в национальной одежде»

1

1

Аппликация «Красивая ягушка».

13, 14, 15

 Домашние и дикие животные.

3

2

1

Викторина «Растения и животные нашего края».

16, 17

 Знакомство ненецкими с поэтами и писателями.

2

1

1

Слушание музыки С. Н. Няруя.

18

 Загадки и пословицы Народов Севера.

1

1

Е.Г. Сусой «Хада хобцоко».

19, 20

 Рыбы

2

1

1

Настольный театр – «Халяко».

21, 22

 Человек.

2

1

1

Загадывание загадок о частях тела.

23, 24, 25

«Одежда: мальця, паны-малица, ягушка».

3

2

1

Рисование ненецкой одежды.

26, 27, 28

 Профессии.

3

2

1

Просмотр фильма: «Уроки предков»

29, 30

 Птицы.

2

1

1

Аппликация «Куропатка».

31, 32

 Транспорт.

2

1

1

Просмотр фильма про жизнь ненцев «Удивительное путешествие в тундру».

Итого-32

32

19

13

1.4. Ожидаемый результат.

Подготовительная группа:

Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;

Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.

Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

 

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ:

  • посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:

  • формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Раздел 2 «Содержательный раздел»

2.1. Календарный график

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Продолжительность каникул

Даты начала и окончания учебных периодов

32

32

2 недели

С 1 октября до 31 мая

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

1. Национальные изделия из меха, сукна, ткани, бисера, дерева.

2. Иллюстрации картин, фотографии, сюжетные и предметные картинки.

3. Методическая и художественная литература, словари, пособия по изучению ненецкого языка.

4. Технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор, диски с песнями на ненецком языке.

5. Ненецкие национальные игры: «Тыранийко», «Вывко», «Ныхыдырма», копыта оленя, нарточки, (сделанные вручную).

6. игрушечный чум с набором ненецких кукол нгухуко.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Состав комплекта

Кол-во

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

1

Картины по темам: Времена года (лето, осень, зима, весна), Животный мир тундры (птицы, звери, рыбы, насекомые; внешний вид животного зимой и летом, взрослое животное и детёныши; нора, гнездо), труд чумработницы, труд девочек, труд оленевода, труд мальчика, труд охотника, труд рыбака (отдельные эпизоды), растительный мир тундры (деревья, кустарники, ягоды), семья, чум, аргиш (женский и мужской), (дети собирают детский чум, игра в камушки, игра в рожки и т.д.).

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения.

Демонстрационный материал

2

Предметные картины в соответствии с тематикой программы по родному языку с учётом тундрового населения: одежда, обувь, головные уборы (мужская, женская, детская).

Времена года (явления природы: дождь, ветер и т.д.), олень (разного, возраста, масти, пола), члены семьи (мама, папа, дедушка и т.д.), ненецкие игрушки и т.д.

Используется для работы по развитию речи на занятиях

Для предметных картин размер формата А4

Демонстрационный материал

3

Портреты писателей, поэтов.

Портреты ненецких композиторов, исполнителей

Демонстрационный материал

4

Карта Ямало-Ненецкого автономного округа

Используются для экспозиции в кабинете

Демонстрационный материал

5

Символы Ненецкого автономного округа (Флаг, Герб ЯНАО)

Демонстрационный материал

ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

6

Аудиозаписи по детскому музыкальному искусству ненецкого народа

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет включают материал для слушания и исполнения.

CD-диски: С.Н. Няруй и авторский материла.

Демонстрационный материал

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

7

Комплект детских народных музыкальных инструментов:

– колокольчики,

– бубен

- косточки

-.копытца-тобакоця”

- деревянные гуделки - вывко

Предназначены для использования на занятиях, в качестве первоочередного дополнения к занятиям.

Набор инструментов определяется содержанием регионального компонента программы и может быть расширен.

Комплектация инструментов производится дошкольным учреждением

Комплект

МОДЕЛИ, МАКЕТЫ

8

Модель чума с утварью

Для занятий и игровой деятельности. Для постоянной экспозиции.

шесты деревянные длина 2м – 15 шт.

 столик 1.

Покрытие чума- подушки-4

1

9

Сумки женские (традиционные)

Падкоця (из сукна),

туця’ (из сукна)

5

1

10

Нарты

Аргиш (настольный)

Длина нарты – 1,3м. Хорей – 1,0 м

Аргиш настольный: 6 нарт

2

1

1 комплект

11

Детская одежда для мальчика - малица

Малица из сукна, размер 28-30

4

12

Детская одежда для девочки - паница

Паница из сукна, размер 28-30

6

ИГРЫ И ИГРУШКИ

14

Семья ненецких кукол (ӈухуко”) как экземпляр-образец традиционных кукол

Используется на занятиях. Для постоянной экспозиции.

10 кукол (10 клювов птиц (утки, гуся) сукно разных цветов) с одеждой, люлька – 1шт.

1

15

Большая кукла-девочка в ненецкой одежде (паница, пимы, шапка).

На занятиях. Для постоянной экспозиции.

Одежда на куклах.

1

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

16

Универсальный портативный компьютер

Используется преподавателем для разработки учебных материалов (текстовых, мультимедийных и др.)

1

17

Источник бесперебойного питания

Обеспечивает работоспособность в условиях кратковременного сбоя электроснабжения. В сельской местности с неустойчивым электроснабжением обеспечить бесперебойным питанием все устройства.

1

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕБЕЛЬ

1

Тумба  

1

2

Стул

1

3

Шкаф комбинированный без стёкол для пособий

2

4

Тумба под оргтехнику

1

5

Стол детский

5

6

Вешалка для уголка ряженья

1

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, обладающая профессиональными компетенциями в области методики и дидактики преподаваемого вида деятельности; воспитатель группы.

2.3 Формы аттестации

Для контроля знаний воспитанников предусмотрены следующие мероприятия: открытое занятие с детьми, праздник-развлечение для детей.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, методические разработки, грамоты воспитанников, аналитическая справка, диагностическая карта, фотоматериалы.

Оценочные материалы: Отчётное занятие в групповой или подгрупповой форме проводится в мае в присутствии педагогов. В начале и в конце обучения проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа педагога, который проводится 2 раза в год: начало года, на конец года.

 

2.4. Методические материалы:

Особенности организации образовательного процесса – очно.

Методы обучения:

Словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение);

Наглядный (наблюдение, демонстрация)

Практический (игры, выполнение заданий, упражнений, мастер-классы, творческие мастерские).

убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация

Формы организации образовательного процесса: групповая,

подгрупповая, индивидуальная

Форма организация учебного занятия: открытое занятие, беседа, праздник, практическое занятие, презентация, соревнование, игра.

Педагогические технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для повышения эффективности образовательного процесса в: подборе иллюстративного материала к НОД.
  • Здоровьесберегающие технологии: проведение физминуток, пальчиковые игры, проведение артикуляционной гимнастики.
  • Игровая технология используется на занятиях, развлечениях, в подвижных играх – малой, средней и высокой степени подвижности. С помощью игровых технологий развиваются творческие способности детей, мышление и воображение.
  • Личностно-ориентированная технология используется в создании творческой атмосферы на занятиях, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

 Алгоритм учебного занятия.

Структура занятия:

1. Организация начала занятия (актуализация знаний)

 2. Постановка цели и задач занятия (мотивация)

3. Теоретическая часть (ознакомление с новым материалом)

4. Практическая часть (первичное закрепление навыков)

5. Заключительная часть. Рефлексия.

Дидактические материалы образцы изделий, раздаточные материалы.

Список литературы.

Окотэтто Е.Н. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспит. Дет. Садов Ямала.-СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1998-183 с.-ISBN 5-09-009029-7 сост.

 Н.Я. Кокорева Программа «Ненецкий язык в детском саду: пособие для воспитателей доу. – Спб.: «Просвещение», 2008. – 64 с

 Н.Я. Кокорева. Программа «Лахана тохолкудм» (учусь говорить), Яр-сале, 2001.

М.Я. Бармич «Ебцотако тохолку». Малыш учится: Ненецкий язык в картинках. Учеб.пособие для ненецких детск. садов и нач. школ. – СПб.; отд-ние изд-ва «Просвещение», 2000. – 96 с.ил.

Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для уч-ся нач. кл. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение».2002. – 183 с.: ил.

В.Н. Няруй, С.Н. Няруй. Колыбельная для тундровичка: Ебцотако’ нюкубц: Сборник песен / Авторы-составители– СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 31с. ил.

Е.Н. Окотэтто. Ненецкие игры в детском саду /– СПб: Просвещение, 2002

Ненецие” хобцоко”. Ненецкие загадки. 2005

 С.В. Тайбарей. Илени” нямнаӈэда” лаханако”. Сказки о животных /– СПб: Просвещение, 2004

М.С..Приходько. Хомаку. Картинный словарь русско-нещанского языка. Санкт-Петербург, «Морсар АВ», -  2000. – 192 с., 855 илл.

Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. -  СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 239 с.: ил.

Н.М.Терещенко. Ненецко-русский словарь / СПб: Просвещение, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Северо-Западный район"

Состав,ЭГП, Природные условия и ресурсы. Города  на старых водных путях....

Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»

Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...

Урок в 9 классе по теме "Северо-Западный район"

Урок изучения нового. Модульный урок с применением компьютерной презентации. Начинается урок с проблемной ситуации, повторение изученного осуществляется как соревнование по рядам. Изучение нового прох...

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия

технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....