Настольная дидактическая игра "Улица полна неожиданностей"
методическая разработка (5 класс)

Скляр Светлана Валерьевна

Как показывает практика, и у младших школьников, и у пятиклассников есть пробелы в знаниях правил безопасного поведения. Да, на уроках окружающего мира и ОБЖ школьники получают эти знания, но, как известно, урок несёт в себе долю авторитаризма. А вот через игру, наглядность и самостоятельность, разыгрывание действий легче донести до ребёнка информацию о небезопасных явлениях в жизни. Неоднократное повторение и здоровый азарт в игре будут способствовать запоминанию правил поведения и осознанию их важности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра о безопасности жизни33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В окружающем мире таится много опасностей для человека. И если у взрослого человека уже сформировалась модель поведения в той или иной угрожающей ситуации, то ребёнок, к сожалению, очень уязвим.

Условно все опасности можно разделить на две группы:

  • Угрозы в домашнем быту, включая угрозы из вне: грабители, пожары, землетрясения и пр.
  • Опасности на улице, также включающие в себя и природные  опасные явления.

Конечно же, первые знания о возможных угрожающих безопасности ситуациях ребёнок получает дома от родителей с первых же осознанных шагов. В детском саду эти знания расширяются, детям прививаются умения и навыки правильного поведения в непредвиденных и опасных для здоровья случаях.

Однако, как показывает практика, и у младших школьников, и у пятиклассников есть пробелы в знаниях правил безопасного поведения. Да, на уроках окружающего мира и ОБЖ школьники получают эти знания, но, как известно, урок несёт в себе долю авторитаризма. А вот через игру, наглядность и самостоятельность, разыгрывание действий легче донести до ребёнка информацию о небезопасных явлениях в жизни. Неоднократное повторение и здоровый азарт в игре будут способствовать запоминанию правил поведения и осознанию их важности.

Мною была разработана    настольная игра:  «Улица полна неожиданностей», она явилась продолжением игры «Один дома».

Цель игры:  Формирование у младших школьников и учащихся 5 классов устойчивых навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни.

Основные задачи:

  • расширение понятий о возможных предостерегающих опасностях дома, на природе, в общении с людьми, на улице, в том числе на дороге;
  • привитие образца безопасного поведения и получение навыков правильного действия в случае появления неблагоприятного случая;
  • воспитание коммуникативных качеств ребёнка в процессе коллективной игры.

Преимущества игры:

- Простые  понятные правила, основанные на правилах подобных настольных игр – легко осваиваются и быстро запоминаются.

- Основные этапы сопровождаются маленьким текстом-описанием опасной ситуации и алгоритмом действий – отрабатывается навык быстрого чтения, формируется умение быстро отвечать на вопросы.

- Система наказаний и поощрений – тренируется память на подсознательном уровне: как хорошо и как плохо поступать в том или ином случае.

- Вовлечение  в парную и групповую деятельность – отвлечение  школьников от гаджетов.

- Простота оформления – доступна даже для людей без способностей к рисованию, можно создать совместно с учениками.

- Доступность, возможность широкого применения – самостоятельные игры учащихся на переменах, во внеурочной деятельности, обобщающих и интегрированных с ИЗО уроках.

Ожидаемые и проверенные результаты:

Игра была создана несколько лет назад с целью разнообразить беседы и инструктажи по технике безопасности, проводимые классным руководителем. Было замечено, что ученики не любят выслушивать поучения, как нужно себя вести, но зато по много раз с удовольствием повторяют их в ходе игры.

Также   игры-самоделки  «Один дома» и «Улица полна неожиданностей»  наиболее часто выбирались детьми из большого числа типографских качественных настольных игр во время кружковых занятий «Играй-город».

Даже старшеклассники иногда сами играют в свободное от занятий время и проводят мини-уроки безопасности с учениками 5 класса и младшими школьниками.

Общий вид игры:

В альбоме фотографий

Правила игры:

Правила простые и общие для всех игр-путешествий. Количество игроков от двух человек. Игроки по очереди бросают кубик и переставляют фишки. Если возле кружка есть текст с описанием опасного для здоровья случая, то игрок читает его, отвечает на вопросы, обозначает действия – выход  из критической ситуации. Если игрок, попавший на синий или зелёный кружок, не отвечает правильно, то поощрение не действует.  Особо невезучим игрокам приходится проходить штрафной круг, обозначенный буквами алфавита. В этом «порочном кругу» собраны все вредные и опасные привычки человека.

Побеждает тот, кто не только пришёл к финишу первым, но и не ошибался, «спасая свою жизнь».


Условные обозначения:

Цвет опасности! Что-то ты делаешь неправильно. Вернись назад по красной стрелке.

Внимание! Подумай ещё раз, а пока пропусти ход.

Правильно! Сделай ещё один ход.

Молодец!!!  Вперёд по зелёной стрелке.

Тексты – описания ситуаций, опасных для здоровья и жизни ребёнка на улице:

4

Решил покурить? Минздрав предупреждает! Вернись на цифру 2.

8

Ответил отказом на предложение незнакомца прокатиться. Молодец! Переходи на 11.

13

Старый тополь – дерево очень опасное. Оно гнилое внутри, нельзя под ним даже стоять, тем более качаться. Вернись на 10.

16

«Если бьёт дрянной пацан слабого мальчишку…» Остановись и подумай, почему Маяковский не хотел такого «даже вставить в книжку»? Пропусти ход.

17

Порезал руку или ногу. Ответь, что нужно делать и бросай кубик снова.

18

Тебе предложили попробовать алкоголь? Помни: от рюмки водки до могилы путь короткий. Придётся отправляться на круг штрафников.

22

Занимаешься спортом? Играешь в футбол в парке, на пустыре, на площадке, а не на дороге? Так держать! Беги на 35.

25

Перелом! Ужас! Что же делать? Расскажи и шагай дальше.

27

Развёл в лесу костёр, устроил пожар. Забыл, что лес – наше богатство, что гибнут растения и животные, что огонь может перекинуться на деревню. Придётся сделать штрафной круг.

28

Увидел маленький костёр – забросал землёй?! Лес горит! Не растерялся, позвал взрослых, сообщил пожарным?! Молодец!!! Вперёд!

29

Остановись. Вспомни, как звонить в пожарную часть, и бросай кубик снова.

31

Помог старушке? Хороший ты человек! Беги на цифру 36.

37

Во время уроков – чрезвычайная ситуация: землетрясение, пожар! Если знаешь, как поступить, бросай кубик снова.

38

Дым, огонь! В школе паника: все бегают, наступают друг на друга, выпрыгивают из окна… отправляйся на букву З и вспомни правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

39

Не запаниковал. Чётко слышал команды учителя. С товарищами в цепочке вышел на улицу или в безопасное место. Отправляйся на цифру 51.

41

Лето. Жара. Река. Расскажи, какие опасности могут тебя подстерегать, и бросай кубик снова.

42

Ныряешь в незнакомом месте? Тогда назад, на 40.

43

Загораешь постепенно, прикрыл голову кепкой, не сидишь по3 часа в воде. Правильно делаешь, вперёд на 47!

44

Заплыл в омут? Играя, пытался утопить товарища? Зимой любишь кататься на льду? Пропусти ход и подумай.

45

Спас малыша! Героям путь открыт! На 49.

46

Укус клеща, ядовитой змеи ведёт к потере здоровья. Какие будут действия? Бросай кубик снова.

48

Ураган, страшная гроза, наводнение, другие природные катастрофы. Надёжно укрылся вместе с родителями. Переходи на 52.

53

Капля никотина убивает лошадь. Помни об этом. А пока на штрафной круг.

54

Пиво небезвредно! От пива также быстро становятся алкоголиками, как и от водки. Иди на штрафной круг.

55

Нюханье клея всего за год разрушает мозг. Штрафной круг.

56

Наркоманы живут в среднем всего 5 лет!!! На штрафной!

57

К большому сожалению, встречаются ещё маньяки, бандиты. Как вести себя? Если знаешь, бросай кубик снова.

59

Расскажи, что ты знаешь о терроризме, и бросай кубик снова.

60

Террористам удалось захватить нашу школу. Подумай, как будешь себя вести. Штрафной!

62

Расскажи, как вести себя на дорогах в городе, и спеши дальше.

63

Побежал через дорогу перед машиной? Пропусти ход!

65

Идёшь по тротуару или обочине навстречу машинам. Молодец! Переходи на 68

67

Расскажи, как обходить трамвай, автобус, троллейбус. Помнишь! Кидай кубик.

69

Переходишь дорогу по «зебре»?  Переходи  на 72.

70

Думаешь: машина – не трамвай, объедет, и мчишься на велосипеде, роликах или на санках зимой? Ошибаешься! Возвращайся на 61.

73

Всё правильно делаешь! Так держать! Здоровье в порядке! Жизнь прекрасна! Ты победил! Вперёд на 75!

74

Что? Это ты, как ураган, несёшься на мотоцикле, не замечая никого вокруг. Возвращайся на 68 и поспешай медленно.

                   Играйте и получайте удовольствие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по ПДД "Улица полна неожиданностей"

Занятие ориентировано на практическое применение изученных правил дорожного движения. Проводится в школьном автогородке....

Настольно-дидактическая игра"Прочитай слово по первым буквам"для младших школьников

Игра поможет закрепить навыки чтения и звукобуквенного анализа слова, разовьет внимание, память, логическое мышление....

Конкурсно-развлекательная программа по ПДД «Улица полна неожиданностей»

Конкурс-викторина по правилам дорожного движения...

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ ( Час общения)

УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ ( Час общения)...

Тематический классный час УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ

Среди всех прав, которыми обладает человек, право на жизнь и личную неприкосновенность является важнейшим. Для его защиты в государстве создаются правоохранительные органы, специальные нормативно-прав...

Настольно-дидактическая игра "Ковёр"

Авторская игра по дифференциации парных согласных используемая в работе учителя-логопеда...

Классный час по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Улица полна неожиданностей».

Вы переступили  порог  дома и осознали  значение  слова – улица. По улицам  города вы  гуляете,  посещаете  магазины, идёте  в  школу....