Статья " Изучение позиций и переходов в ходе обучения игре на скрипке на занятиях в ДМШ"
занимательные факты (5, 6, 7 класс)

Киреева Ирина Ивановна
Статья в сборнике по материалам XI Международной научно-практической конференции Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВЫЕ РЕШЕНИЯ" АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются практические упражнения скрипача, способствующие эффективному развитию качественных переходов в позиции в ходе обучения игре на скрипке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispravl._kireevoy_i.i._-_perehody_v_pozitsii.docx25.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК  

ББК  

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗИЦИЙ И ПЕРЕХОДОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ НА ЗАНЯТИЯХ В ДМШ

КИРЕЕВА ИРИНА ИВАНОВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, iri.kireeva2014@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: техника левой руки скрипача, изучение позиций, виды переходов в позиции.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются практические упражнения скрипача, способствующие эффективному развитию качественных переходов в позиции в ходе обучения игре на скрипке.

STUDY OF POSITIONS AND TRANSITIONS IN THE STUDY OF THE GAME ON VIOLIN AT THE ACTIVITIES IN THE SCHOOL OF MUSIC

KIREEVA IRINA IVANOVNA

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia, iri.kireeva2014@yandex.ru

KEYWORDS: the technique of the left hand violinist, the study of positions, types of transitions in positions.

ABSTRACT: In article  are considered practical exercises of the violinist, promoting the accelerated development of qualitative transitions in positions in the course of learning to play the violin.

      Под термином «позиция» подразумевается положение левой руки и пальцев в той или иной части грифа. Прочное усвоение позиций имеет важное значение для изучения грифа и овладения техники левой руки. Долгое время незыблемой основой техники левой руки считалась четко выраженная позиционность. Многие авторы расходились в наименовании позиций, но единодушно определяли в качестве естественного охвата позиции расстояние чистой кварты (ч.4) между 1-ым и 4-ым пальцами. Были, правда, попытки не следовать этому примеру и строго придерживаться этого правила [7, с.139]. Взять хотя бы творчество Н.Паганини, 24 каприса которого явились гениальным взглядом в будущее.

      В настоящее время позиция в классическом смысле слова, безусловно, сохраняет свое значение в качестве опоры техники левой руки. Но, кроме позиционной игры, очень широко используется и межпозиционная игра, но это уже в старших классах.

      В большинстве скрипичных школ система обучения предусматривает слишком длительное прохождение только I позиции. Недостаток этого метода сказывается в том, что при игре в одной только позиции у учащегося не возникает представления о роли подбородка в держании скрипки, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает привычку держать инструмент одной только левой рукой и ведет к чрезмерному сжиманию шейки инструмента [1, с.217].

      Во избежание этого при изучении I позиции необходимо «параллельно (и по возможности раньше) воспитывать навыки перемещений левой руки вдоль грифа и движений большого пальца, которые, помимо предупреждения возникновения указанных недостатков служат подготовкой к последующему изучению смены позиций и оказывают благотворное влияние на общее освобождение левой руки» [5, с.64]. С этой целью учащемуся, не знающему еще позиций, можно рекомендовать такие упражнения:

      1. Смычок ведется по открытой струне и извлекает звуки длительностью в 4-6 четвертей, пальцы левой руки располагаются над струнами без каких-либо движений, в то время как большой палец совершает плавные скольжения вдоль шейки грифа вверх и вниз.

      2. Смычок ведется уже не по открытой струне, а берется какой-то определенный звук любым пальцем левой руки (1, 2 или 3), при этом большой палец совершает те же самые движения, что и в предыдущем упражнении. Цель: добиваться качественного звучания, несмотря на то, что большой палец находится в движении [4, с.96].

       Эти два упражнения необходимы при начальном изучении позиций для того, чтобы большой палец не был как бы «приклеенным» к грифу лишь в I позиции, чтобы он не «тормозил», а наоборот, помогал 1, 2, 3 и 4 пальцам левой руки совершать качественные и незаметные переходы из одной позиции в другую.

       При смене позиций нужно учитывать одно правило: «левая рука – как единый слаженный аппарат» [3, с.114]. Движения руки и пальцев взаимосвязаны между собой: рука обеспечивает пальцам наибольшее удобство в их работе (или в игре), при этом она находится в зависимости от их движений. Разделим условно нашу левую руку на «крупные» (плечо и предплечье) и «мелкие» (кисть и пальцы) части. При этом будем исходить из такого правила, что крупные игровые движения должны совершаться крупными частями руки, мелкие – мелкими. То есть, если речь идет о смене струн, смене позиций – здесь «крупные» части, а при игре трели, спокойной вибрации и мелких переходов на одной струне – здесь «мелкие» части. В основе техники переходов находится движение руки в целом. Причем, крупные движения (на далекие расстояния) совершаются всей рукой, и кисть как бы следует за этим обобщающим движением. И наоборот, мелкие движения делаются именно кистью и пальцами, в то время как движения самой руки сводятся к минимуму.

      3. Смычок ведется по открытой струне, в то же время левая рука производит спокойные ритмичные движения вдоль грифа, совершая переход из I позиции в III и наоборот. Необходимо обращать внимание на то, чтобы во время этих движений сохранялось спокойное положение скрипки. Правая рука также принимает участие и обеспечивает соответствующее звучание, которое заключается в ослаблении нажима смычком во время перехода. Степень ослабления определяется в соответствии с музыкальным содержанием.

      В начальном обучении нужно последовательно и тщательно изучать каждую из позиций, усваивая различные положения руки. При этом следует стремиться к тому, чтобы в большинстве позиций (кроме наиболее высоких) сохранялась, по возможности, единая форма постановки пальцев.

      По мере передвижения руки в верхние позиции локоть следует постепенно выдвигать несколько вправо, кисть при этом «обходит» корпус скрипки, а большой палец, примерно с IV позиции, начинает отставать от пальцев, расположенных на грифе и упирается в стык.

       Движение левой руки для перехода из одной позиции в другую совершается обычно при помощи особого скольжения по струне (грифу), процесс, именуемый glissando [2, с.209]. Хотя этот термин применяется и как художественно-музыкальный оттенок в струнно-смычковой литературе (чаще всего встречается в еврейской и цыганской музыке), можно его принять и в механико-физиологической терминологии. В последнем случае – это не медленное, заметное для слуха скольжение по струне, а исключительно прием для незаметного (в смысле «завывания») и естественного перехода из одной позиции в другую, чтобы избежать грубого для слуха отличия между игрою в одной позиции и сменой позиций. Некоторые педагоги пришли к заключению, что переход в позицию происходит на том пальце, который «брал» последнюю ноту в оставляемой позиции. Он и делает glissando в ту позицию, в которую должна перейти рука. Его часто называют «ведущим» пальцем или «пальцем-проводником».

      Основой техники пальцев левой руки является их активное, энергичное падение на гриф и подъем. Однако при такой активности давить пальцами на гриф не нужно, что иногда делается, чтобы «укрепить» их силу. Сила пальцев должна быть в их активности, должны быть развиты мышцы (падение на струну и активный подъем), на грифе они должны лежать с минимальной силой напряжения, т.е., в «рабочем состоянии» [6, с.187]. Это важно при игре двойных нот и при переходах в позиции. Прижатые сильно пальцы на грифе ведут к судорожной игре, мешают всем движениям руки во время игры какого-либо музыкального произведения или даже гаммы. Необходимо обращать внимание на облегчение обычно тяжелого 1-го пальца. При смене позиций прижатый к грифу 1-ый палец служит «тормозом».

      Существует несколько видов переходов в позиции:

– с открытой струны на любой из пальцев в любую позицию;

 – с 1-го пальца на 1-ый, со 2-го на 2-ой, с 3-го на 3-ий, с 4-го на 4-ый;

– с нижележащего на вышележащий: с 1-го на 2-ой, с 1-го на 3-ий, с 1-го на 4-ый, со 2-го на 3-ий, со 2-го на 4-ый, с 3-го на 4-ый;

– с вышележащего на нижележащий: со 2-го на 1-ый, с 3-го на 1-ый, с 3-го на 2-ой, с 4-го на 1-ый, с 4-го на 2-ой, с 4-го на 3-ий;

 – на флажолет.

      Нужно обращать внимание на то, что в момент скольжения пальца нажим его на струну должен быть несколько ослаблен, чтобы glissando получилось мягкое, певучее, а не «завывающее». Излишний нажим пальца на струну мешает плавному переходу. Нужно объяснить ученику, что скользит до нужной позиции тот палец, который в данный момент лежит на струне. Вспомогательная нота нужна лишь только как временный ориентир при первоначальном изучении переходов, затем она постепенно отпадает. Принцип перехода: палец, берущий последнюю ноту в исходной позиции, скользит вместе со всей рукой в новую позицию, скользящий палец незаметно подменяется нижележащим пальцем. Этот вид переходов вначале можно изучать со вспомогательными нотами.

      В целях освобождения от хватательного движения перед переходом из верхней позиции в нижнюю рекомендуется большой палец заранее перемещать вдоль шейки скрипки в сторону порожка, а затем лишь переходить остальными пальцами [3, с.189; 7, с.145].

       Основные моменты, оказывающие непосредственное тормозящее влияние на свободу передвижения левой руки по грифу:

а) это прижимание плеча к туловищу (что связывает движение плеча, а, следовательно, и перемещение всей руки вдоль грифа);

б) опора ладони о корпус скрипки при игре в III позиции (а также в верхних частях грифа).

Список использованных источников

1. Гуревич, Л.Н. Скрипичные штрихи и аппликатура / Л.Н.Гуревич. – М., 1993. – 183 с.

2. Гутников, Б.Л. Об искусстве скрипичной игры / Б.Л.Гутников. – М., 1981. – 224 с.

3. Григорьев, В.Ю. Методика обучения игре на скрипке / В.Ю.Григорьев. – М.: Классика XXI век, 2006. – 255 с.

4. Камилларов, Е. Техника левой руки скрипача / Е.Камилларов. Л., 1961. – 214 с.

5. Струве, Б.А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов / Б.А.Струве. – М., 1952. – 158 с.

6. Флеш, К. Искусство скрипичной игры / К.Флеш. – М.: Классика XXI век, 1999. – 345 с.

7. Ямпольский, И.М. Основы скрипичной аппликатуры / И.М.Ямпольский. – М., 1955. – 234 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке.

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке....

Доклад "О работе и свойствах мышц в процессе обучения игре на скрипке".

О причинах возникновения мышечного напряжения у начинающих. Самым большим злом в процессе обучения ученика игре на скрипке является напряжение мышц всего его тела. Это напряжение появляется с п...

Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке...

Открытый урок на тему: «Изучение штрихов в начальный период обучения игре на скрипке »

В современных условиях, когда требования к исполнительскому мастерству скрипачей неуклонно возрастают, возникает потребность в целесообразной организации учебного процесса, при которой учащийся мог бы...

«Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на скрипке»

Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини,  «Техника смычка» ...

Значение и польза коллективного музицирования на начальном этапе обучения игре на скрипке

Статья посвящена коллективному музицированию детей младшего школьного возраста как способу всестороннего развития в ДШИ и ДМШ....