Главные вкладки

    Открытый урок на тему: «Изучение штрихов в начальный период обучения игре на скрипке »
    материал по музыке

    Алла Петровна Короткова

    В современных условиях, когда требования к исполнительскому мастерству скрипачей неуклонно возрастают, возникает потребность в целесообразной организации учебного процесса, при которой учащийся мог бы в максимально сжатые сроки эффективно и качественно освоить скрипичные навыки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mku_do.docx264.76 КБ

    Предварительный просмотр:

                                               МКУ ДО «Вихоревская ДШИ»

    C:\Users\Алла\Desktop\коля иванов.jpg



    Открытый урок на тему:

    «Изучение штрихов в начальный период обучения игре на скрипке »



                               С учеником 1 класса  Ивановым Колей

     


                                                               
    Выполнила: Короткова Алла Петровна

    Преподаватель по классу скрипки.

                                                   Вихоревка 2019 г

              I        Пояснительная записка

    В современных условиях, когда требования к исполнительскому мастерству скрипачей неуклонно возрастают, возникает потребность в целесообразной организации учебного процесса, при которой учащийся мог бы в максимально сжатые сроки эффективно и качественно освоить скрипичные навыки. Актуальность заключается в назревшей необходимости системно-комплексного формирования техники в условиях повседневной педагогической практики. Огромную роль в формировании исполнительской системы играют индивидуальные качества учителя и ученика. Педагог должен помочь ученику овладеть навыками системного мышления, разъяснить (с учетом возраста и подготовки  ученика) характер взаимодействия элементов техники и  значение преемственности в их выработке. В этом особенно нуждаются учащиеся имеющие  средние способности, для которых умом постичь сущность навыка, его связь с другими - нередко единственная возможность приобрести профессиональное техническое мастерство. Для того, чтобы успешно воплотить идею системности и эффективности обучения техническому мастерству, педагог должен руководствоваться несколькими главными принципами развития навыков.

    • Принцип следования от простого к сложному - предполагает постепенное увеличение трудностей, которые педагог ставит перед учеником, последовательное усложнение навыков.
    • Принцип движения от общего к частному. Данный принцип наблюдается при постепенном переходе от крупных движений к органичному соединению их с мелкими.
    •  Принцип сквозного развития предполагает непрерывное совершенствование навыков на протяжении всего творческого пути музыканта.

       Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве. Штрихи в игре на смычковых инструментах – в целом, явление художественного порядка, поскольку их техническая (двигательно-звуковая) форма непосредственно воздействует на музыкальное содержание. Своим ученикам я говорю, что левая рука – ремесленник, аккуратно и точно кладущий кирпичики, а правая – это художник, рисующий красоту завершенного образа. Смычок, как кисть, раскрашивает различными красками, штрихами и оттенками, музыкальное полотно произведения. Это все равно, что рисовать яркими красками на сырой штукатурке.

    1. Разработка урока.

    Тема урока:  «Изучения штрихов в начальный период обучения игре на скрипке»

    Ученик:  Иванов Коля, 1 класс.

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

    Цель урока: развитие навыков исполнения скрипичных штрихов на примере гамм, упражнений и пьес.

    Задачи:

    Обучающие:

    •  закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия,   динамика);
    • выработать конкретные технические навыки исполнения штрихов.
    • практическое усвоение учащегося скрипичных штрихов: detache, legato, martele, sautillé  на конструктивном и  художественном материале.
    • сформировать у учащегося интерес к изучению гамм и этюдов.

    Развивающие:

    •  развитие слуха
    •  координация движений;
    • формировать умения работы с нотным текстом;
    •  активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.
    • Воспитать целеустремленность и настойчивость в овладении техническими приемами. Способствовать формированию эмоциональности, развитию творческого интеллекта.    

    Воспитывающие:

    •  воспитывать любовь к музыке;
    •  воспитывать эстетический вкус;
    • воспитывать внимание и упорство в достижении поставленной конкретной задачи.

    План урока:

    • Вступительная часть: организационный момент.
    • Основная часть: проверка домашнего задания, работа над качеством исполнения различных групп штрихов с применением технических приемов, закрепление выработанных навыков.
    • Оценка. Домашнее задание.

    Методы педагогической работы, применяемые на уроке:

    1.Объяснительно-иллюстративный;

    2. Исполнительского показа (показ педагогом на инструменте);

    3. Беседа;

    4. Объяснение.

    Используемый на уроке учебный материал:

    1. А.Григорян. Гаммы и арпеджио.

    2. Г.Шрадик. Упражнения для развития беглости. I часть.

    3. Гуревич-Зимина Скрипичная азбука.

    4. Т. Шевченко, С. Сосина Разноцветные песенки. Оборудование: скрипка, смычок, фортепиано, ноты.

    Применение педагогических технологий:

    • рациональная организация урока:  включение игровых моментов, упражнения на расслабление мышц;
    • чередование различных видов учебной деятельности (игра гаммы, упражнений сменяется  повторением выученных пьес и слушанием музыкальных произведений).
    • развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память и интеллект;

    Репертуарный план урока:

    Гамма D-dur  (пьеса  «Цирковые собачки)

    Г. Шрадик  Упражнения для развития беглости. I часть

    Н. Баклановой Этюд  № 16  

    К. Качурбина «Мишка с куклой»

    Д. Кабалевский «Вприпрыжку»

    Ход урока и содержание урока: 

    Создание доверительно-уважительной, эмоционально положительной обстановки. Настройка инструмента. Введение темы и цели урока. Чтение пояснительной записки.

         На предыдущем уроке домашним заданием была игра пьесы «Цирковые собачки (гамма D-dur)  основными штрихами. Вместе с концертмейстером проигрывает пьесу целиком, стараясь передать характер. Непосредственную работу над штрихами начинаем с повторения группы штрихов, называемых «плавными» или «лежачими» - это деташе и легато. Исполнение штриха деташе на пустых струнах, как всем смычком, так и его частями. Штрих деташе – это исполнение каждой ноты отдельным движением смычка по струне, поочередно вниз и вверх. Обращаю внимание  на то, что штрих detache - основа всех штрихов, овладевая им, ученик должен сразу понимать, что штрихи нужны для того, чтобы передать музыкальное содержание произведения,  для  штриха detache  характерны: плавные смены смычка и мягкое, но четкое начало каждого звука. Исполняя упражнения, добиваемся напевности звучания, следим за равномерным ведением смычка по струне в одной точке и плавными сменами. В зависимости от темпа и характера музыки detache может исполняться как всем смычком, так и различными его частями. Очень важно, чтобы звук в деташе, в любой части смычка, был одинаковый, и в конце смычка, и в середине, и у колодочки. Добиваемся при этом яркой атаки звука (импульса правой руки), эстетической красоты тембра звучания (при свободном инерционном движении руки) и художественной завершенности звука (филировка, торможение). После этого переходим к исполнению упражнения № 1  Г.Шрадика штрихом detache.

       Переход от деташе к мартле наиболее простой для ученика, там прибавляется только акцент, который не должен быть слишком резким, он должен быть активным. Правая рука лучше чувствует смычок, а смычок-струну. Вспоминаем с учеником как переводиться -  мартле. С французского – отбиваемый молоточком. К штриху деташе мы добавляем одну вещь –это укол. Прошу ученика ущипнуть струну через смычок. Работая над штрихом, добиваемся красивого звука, смычок летит стремительно по струне, как стрела из лука. Играем штрихом мартле на разных струнах, затем закрепляем штрих на упражнении Шрадика, звук должен быть легким, свободным. Надо, чтобы пальцы левой руки немного опережали движение смычка, тогда техника левой руки станет более активной, а техника правой руки более озвучений. Отработав четкое исполнение штрихов на пустой струне, на гамме и упражнении закрепляем исполнение штриха martele на исполнении пьесы «Мишка с куклой». Исполняем пьесу с концертмейстером.

    Переход от деташе к сотийе процесс не скорый, и далеко не простой, поэтому начинаем с учеником с легкого деташе на пустой струне в середине смычка, постепенно ускоряя движения смычка, внимательно следя за движениями большого пальца, он должен быть совершенно свободным, указательный палец – совершенно легкий.  Движения кисти  должны быть легкими, свободными и воздушными. На уроке штрих «отрабатывается» на открытых струнах, затем на упражнении Шрадика, и на пьесе «Цирковые собачки». На уроке разбираем пьесу Д. Кабалевского «Вприпрыжку». Обсуждаем   характер произведения, темп.

    Рассматриваем штрихи, которыми написана пьеса:  деташе, мартле,сотийе. 

       Легато - это исполнение нескольких нот без смены смычка. Работа над штрихом legato ведется на упражнениях № 1 Г.Шрадика. Штрих подразумевает слитное исполнение нескольких звуков при ведении смычка по струне в одном направлении, который выявляет сущность природы скрипки – ее возможность плавно, выразительно петь. Добиваться свободного ведения смычка в legato, смены его в нижней и верхней части кистевым движением руки. Основным условием выработки штриха legato является правильное распределение смычка. Работа над этим моментом ведется на исполнении пьесы «Цирковые собачки по 2, 4,  8, нот  на смычок. Главная трудность этого штриха – соединение певучести звучания в целом и певучести и звучания ноты. Полагаться только на действия правой руки нельзя, в певучести легато активны обе руки. Основные упражнения для легато – это длительное звучание одной ноты. Чем звучание дольше, тем лучше. Исполняя легато необходимо помнить об атаке – начало звука. Этюд Н. Баклановой № 16   начинаем играть по 4 легато, затем учим по 8 легато, соединяя две лиги в одну. Движение смычка в начале сдержанно, экономно, а к концу лиги лишь немного ускоряется.
     

    В заключение урока задается домашнее задание, ставится оценка за урок.




    Литература:

    1. Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., 1964г.
    2. Турчанинова Г.О. О первоначальном этапе развития виртуозной техники юного скрипача: Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2, М., 1980г.
    3. Шальман С. Взаимодействие штриховых навыков в процессе формирования скрипичной техники. М., 1990г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано

    Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

    План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

    Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

    Начальный период обучения игры в баскетбол на уроках физической культуры в школе

    В данной статье даны упражнения для обучения техническим приемам игры в баскетбол...

    Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"

    Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке...

    «Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на скрипке»

    Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини,  «Техника смычка» ...