Проект "Твори, дерзай, выдумывай"
проект

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Образовательный проект "Твори, дерзай, выдумывай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Наименование проекта «Твори, дерзай, выдумывай!»

  1. Актуальность проекта.

 

Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Цель педагога – не просто информация, передача суммы знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание необходимо уделять развитию творческих способностей учащихся. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является развитие креативности учащихся.

 Я убеждена, что увлечь детей стремлением к творчеству можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, побудить к размышлению. Этому во многом способствуют занятия литературного кружка «Вдохновение», на которых дети получают возможность познакомиться с основами  стихосложения, учатся анализу лирических произведений, знакомятся с образцами пейзажной лирики поэтов – классиков, произведениями мастеров слова,  высказывают свои мысли, обмениваются мнениями, задумываются над смыслом прочитанного; они получают возможность размышлять и создавать свои творения. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое обеспечение проекта осуществляется за счет материально-технической базы МОУ «Зун – Муринская СОШ», которая включает:

- учебные кабинеты;

- информационно-ресурсный центр (кабинет информатики, библиотека, видео-, медиатека);

- офисное оборудование, множительную технику.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Краткий словарь литературоведческих терминов, «Просвещение» М., 1996.
  2. Б.В. Томашевский. «Поэтика. Теория литературы», М.,
  3. В.С. Рождественский «Читая Пушкина».-Л., 1962 г.
  4. Азбука стиха.
  5. Е.С.Симакова. Выразительность русской речи. М., «Астрель», 2008.

  1. Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе работы литературного кружка «Вдохновение»; формирование и совершенствование «я – компетенции» учащихся в развивающей образовательной среде.

  1. Задачи проекта:
  • изучить творческий потенциал учащихся и спроектировать возможные варианты его развития, организовать внеаудиторную деятельность школьников в формате литературного кружка и реализовывать в индивидуальной творческой деятельности каждого ученика.
  • Сформировать развивающую образовательную среду, активизировать сотрудничество школы с общественными институтами (районная газета «Саяны», типография, литературное объединение  «Мунко - Саридак», книжные издательства), проводить мастер – классы, встречи с творческими людьми, поэтами.
  • Подготовить выпуск сборника стихов учащихся школы.
  • Оказывать содействие в социализации и самовыражении личности учащихся.

Место реализации проекта: Муниципальное образовательное учреждение «Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа» имени Д.Ш. Фролова Тункинского района Республики Бурятия

Сроки реализации проекта: 2005 - 2010 учебные годы.

Участники проекта:

     Заказчики проекта – учащиеся, родители, администрация МОУ «Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа»

     Разработчик и  координатор проекта – Э.В. Дылгерова, учитель русского языка и  литературы.

Актуальность проекта.

 

Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Цель педагога – не просто информация, передача суммы знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание необходимо уделять развитию творческих способностей учащихся. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является развитие креативности учащихся.

 Я убеждена, что увлечь детей стремлением к творчеству можно лишь в том случае, если показать красоту и богатство родной речи, помочь ученикам облекать свои мысли в правильно построенные высказывания, побудить к размышлению. Этому во многом способствуют занятия литературного кружка «Вдохновение», на которых дети получают возможность познакомиться с основами  стихосложения, учатся анализу лирических произведений, знакомятся с образцами пейзажной лирики поэтов – классиков, произведениями мастеров слова,  высказывают свои мысли, обмениваются мнениями, задумываются над смыслом прочитанного; они получают возможность размышлять и создавать свои творения. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».

  1. Ожидаемые результаты.

  • Возрастет интерес учащихся к поэзии, сформируется устойчивая высокая мотивация изучения литературы
  • Расширятся  виды творческой деятельности учащихся (сочинение авторских стихов, рассказов, выступление на конкурсах чтецов, участие в научно – практических конференциях, участие в творческих конкурсах)
  • Изменится отношение ученика к школе (возрастет степень комфортности, защищенности, удовлетворенности)
  • Повысится социальная значимость школы в социокультурном пространстве;
  • Расширятся формы социально – педагогической поддержки талантливых детей;
  • Получат разнообразие формы   сотрудничества школы с окружающей средой, с общественными организациями;
  • Повысится включенность государственных и общественных структур в процесс жизнедеятельности школы.
  1. Краткое описание проекта.

Основой, ядром  моего проекта является  работа литературного кружка «Вдохновение».

Членами кружка являются учащиеся 5 – 9 классов, т. е. гетерогенная группа. Программа кружка создана с учетом разновозрастности учащихся. В качестве материала для анализа лирических произведений подобраны стихи пейзажной лирики С.А.Есенина, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, так как они выразительны в качестве  образца  

На занятиях кружка дети  

  1. знакомятся с родами и жанрами литературных произведений
  2. знакомятся с основами стихосложения, анализируют лирические произведения.

 На примере пейзажной лирики, они  создают собственные произведения.

Занятия кружка дают им базовые знания, отталкиваясь от которых они пишут стихи.

Занятия в  литературном  творческом  кружке  оказали на учащихся определенное положительное влияние. Они стали свободно и легко излагать свои мысли, блестяще стали писать сочинения, у них развилось критическое отношение к  себе.

Планом работы кружка предусмотрены встречи с местными поэтами: Э.А. Шобоевой, Т.Б. Тудупдоржиевой, ветераном педагогического труда З.М. Шведовой; мастерами художественного слова И.Б. Юбухаевой, Г.И. Долгополой, А.И. Кузнецовым. На их примере дети учатся художественному чтению.

Члены кружка работают в трех направлениях: пишут стихи, исследуют творчество поэтов с последующим участием  в НПК и публикуют свои произведения.

В НПК «Шаг в будущее» в творческой секции приняли участие Дылгерова Е.– 1 место  «Стихи и рассказы собственного сочинения»(8 класс), Кучина К. «Найденыш» – 5 место (9 класс).

В НПК «Серебряная альфа» Кучина А. –  «Вирши» 6 место (5 класс), Уракова А.- «Частушки» 4 место (5 класс).

С исследовательской работой в секции литературы в НПК «Шаг в будущее» и «Сибирская весна» выступили Тарнавская С. – 2 место (10 класс), Данжеева С.– 3 место.

В ходе реализации проекта выпущены сборники стихов: «Я пою о Тунке», альбом, посвященный 85-летию Республики Бурятия, и др.

Стихи учащихся опубликованы в школьной газете «Веста», а также на страницах районной газеты «Саяны».

На подходе еще один сборник произведений ребят в типографии с. Кырен.

  1. Механизм реализации проекта.

Проект  реализовывался в четыре этапа.

1-й этап –  аналитико - диагностический

2-й этап –  констатирующий

3-й этап – основной (формирующий)

4 этап –  обобщающий.

На каждом этапе планируется работа творческих групп и публикации на страницах школьной и районной газет.

  1. План мероприятий по реализации проекта

Этап (срок реализации)

Основное содержание деятельности

1

Аналитико – диагностический

Январь – май 2005

  1. Изучение творческого потенциала учащихся. (Диагностика, опрос.)
  2. Анализ и систематизация имеющихся творческих работ учащихся.
  3. Формирование приоритетных направлений в творческой деятельности, ее содержание. Выбор форм работы.

Приоритетные направления:

  • творческое направление (дети пишут стихи)
  • научно- исследовательская деятельность (участие в НПК)
  • практическая деятельность (участие в   конкурсах, публикация в школьной газете, выпуск буклетов)

2

Констатирующий

Июнь 2005 -

сентябрь 2005

  1. Целенаправленная работа по созданию модели взаимодействия литературного кружка «Вдохновение» с общественными институтами (районная газета, типография, книжные издательства, литературное объединение имени Мунко – Саридака)
  • Заключение договора с районной типографией о  публикации детских работ в разделе «Литературная страница»
  • Публикация творческих работ на страницах районной газеты
  • Составление плана работы МО ГЦ с включением встреч с писателями литературного объединения, с местными поэтами и творческими людьми
  • Встреча с поэтами и писателями литературного объединения
  • Подписка на республиканские журналы
  • Согласование вопроса о публикации стихов юных поэтов в СМИ республиканского масштаба
  1. Создание инициативных групп, состоящих из детей и взрослых, в задачу которых входит планирование, организация, анализ и оценка проводимых дел:
  • конкурсы  стихов
  • выпуск школьной газеты
  • проведение литературных вечеров

3

Основной

Октябрь 2005 –

Апрель 2010

  1. Сотрудничество с общественными институтами, осуществляемое в  различных организационных формах.
  2. Сотрудничество с родителями
  3. Разработка инновационных программ по направлениям данного проекта:
  • осуществление программы «Одаренные дети»
  • работа литературного кружка «Вдохновение»  
  1. Мониторинг реализации проекта
  2. Систематизация и презентация творческих работ учащихся:

- участие в районных конкурсах сочинений

- участие в НПК «Серебряная альфа», «Шаг в будущее» (в творческой секции)

- презентация лучших стихов на стенде в кабинете литературы и на школьном стенде «Я пишу стихи»

- публикация стихов в школьной газете «Веста»

4

Обобщающий

Май – июнь 2010

  1. Проблемный анализ реализации проекта
  2. Обобщение опыта работы кружка как творческой мастерской.
  3. Выпуск сборника стихотворений.

Риски проекта

Риски и ограничения

Мероприятия для минимизации рисков

Недостаточность УМК по теории литературы, ориентированных на реализацию компетентностного подхода;

Разработка учебно-методических пособий, создание рабочих папок по теории литературы;

  1. Результативность проекта.

Выпущены следующие сборники:

  • «Стихи и проза собственного сочинения»
  • «Найденыш»
  • «Вирши»
  • «Частушки»
  • «Самиздат»
  • «Аромат черемухи весенней»
  • Опубликованы стихи в школьной газете «Веста»

Название

школьной

газеты

месяц

год

«Веста»

апрель

2007

«Веста»

ноябрь

2008

«Веста»

май

2009

«Веста»

октябрь

2010

Заняли призовые места в

районной НПК «Шаг в будущее»

  • Тарнавская С. – 2 место                 /2005/
  • Дылгерова Е. – 1 место                  /2006/

НПК «Сибирская весна»

  • Данжеева С. – 3 место                   /2008/

Заключен договор с районной типографией о публикации детских работ в разделе «Литературная страничка »

  1. Перспективы реализации проекта.

Показатели

  1. Образовательные
  1. Повышение качества образовательных достижений учащихся, являющихся читателями и критиками произведений юных поэтов-кружковцев
  2. Изменения в образовательных технологиях (использование активных, интерактивных, проектно – исследовательских форм обучения)
  3. Рост вариативности форм организации творческой активности учащихся

  1. Социальные
  1. Удовлетворение участников образовательного процесса жизнедеятельностью в школе.
  2. Повышение комфортности пребывания в школе всех участников образовательного процесса.
  3. Договорные отношения с социальными и педагогическими партнерами.
  1. Финансово - экономические
  1. Привлечение дополнительных источников финансирования.
  2. Программа сотрудничества с государственными организациями и общественностью, направленная на создание фонда развития одаренных детей. (СПК «Зун - Мурино», МО «Зун - Мурино», райсовет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Твори добро людям"

Организация работы трудовой летней бригады...

Проект "Твори добро"

Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем: рыночные отношения требуют таких личностных качеств, как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность. Отсутствие таких л...

Портфолио социального проекта "Твори добро"

Социальный проект "Твори добро" реализован за время работы молодежной трудовой бригады. созданный на базе школы. Необходимость создания бригады была продиктована жизнью, так как основная цель специаль...

Социальный проект "Твори добро"

Социальный проект "Твори добро" 6 а класса по оказанию помощи детям-сиротам, находившимся при Центральной районной больнице...

Ничков Н.В., Ничкова Т.А. Проект «Творите прекрасное - своими руками!»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся и понимается сегодня преимуществен...

твори,дерзай,изобретай...

статья об участии воспитанников ЦДТ в конкурсах, выставках района и области, а также о досуге на весенних каникулах....