Рабочая программа по шахматам
рабочая программа

Чуманкин Кирилл Александрович

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая  целесообразность.

   Большой популярностью в нашей стране пользуются шахматы. Эта мудрая  игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шахматы стали признанной частью общечеловеческой культуры.

  Значительна роль шахмат и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шахматами.

   Правила игры в шахматы довольно сложные, но вполне доступны. Научиться хорошо играть в шахматы - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

  Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шахматы. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шахмат в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

  И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шахматам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д.

Шахматы, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шахматную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

 Следует отметить, что в образовательных учреждениях города и области занятия шахматами носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах.

 Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях.

 Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шахматного искусства просто необходима программа занятий.

 Отличительной особенностью данной программы  является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации.  

Программа объединения «шахматы» создана в соответствии с теоретическими  знаниями, игровой практикой, педагогическим, тренерским опытом работы автора с детьми.

Программа относится к физкультурно-спортивной направленности.

Адресат программы.

В кружке работа ведется с детьми от 7.

В младшем школьном возрасте продолжает совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы; произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленным; у ребенка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. Обучение в кружке начинается с 7 - 10 лет. В этом возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, т.к. память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой. В кружке каждый ребенок может реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть богатство своих умений. На занятиях кружка «Шахматы» для ребенка создаются все условия, чтобы у него появилась заинтересованность и он мог почувствовать уверенность в своих силах. Создаются необходимые условия для интеллектуального и коммуникативного развития. У детей в возрасте 10 - 13 лет происходит перестройка памяти, активно развивается логическая память, способность ко многим видам обучения, активизируются любознательность, желание продемонстрировать свои способности. В возрасте 14-16 лет ребенок стремится мыслить независимо и самостоятельно, принимать лишь то, что ему кажется интересным и полезным. Это стимулирует его к выходу за пределы обычной школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.

Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

Дети могут приниматься на второй и третий год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений игры в шахматы.

Для детей, успешно прошедших всю программу и желающих продолжить обучение могут, разрабатываться индивидуальные образовательные маршруты.

В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. В этом случае образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Для данной категории детей могут быть разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов  в учебной группе устанавливается до 10 человек.

Срок реализации программы 3 года:

1год  - 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

2 год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа).

3 год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа)  .

2. Цель и задачи программы:

Цель программы:

• Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся средством углубленного обучения игре в шахматы.  

Задачи:

Обучающие:

• Обучение основам шахматной игры;

• Обучение комбинациям, теории и практике шахматной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношения к шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

Формы и методы проведения занятий:

При проведении занятий используется групповая и индивидуальная  форма работы. Проводятся теоретически  и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.

Используются следующие  методы проведения  занятий:  словесные методы, наглядные методы, практические.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

1. Метод упражнений;

2.Игровой метод;

3.Соревновательный;

4.Метод круговой тренировки.

Планируемые результаты:

После I учебного года:

Учащиеся должны знать:

  • историю возникновения шахмат;
  • расположение и определение горизонтальных и вертикальных линий на шахматной доске;
  • названия фигур и их свойства (как ходит каждая фигура), обозначение фигур;
  • что такое шах и что такое мат.

Учащиеся должны уметь:

  • ходить разными фигурами;
  • проводить игру пешками без короля;
  • проводить игру короля против пешек и игру короля против короля;
  • использовать при игре различные приёмы: двойные удары, вскрытые удары, рокировка.

После II учебного года:

Учащиеся должны знать:

  • различные тактические приемы игры;
  • владеть комбинационными навыками игры;
  • технику пешечного эндшпиля;
  • дебюты (начальные сведения об открытых, полуоткрытых началах, закрытых дебютах);
  • основы стратегии.

Учащиеся должны уметь:

  • при игре использовать:        тактические приемы (заграждение,
  • отвлечение и т.п.);
  • применять различные дебюты, (мин. по два за каждую сторону);
  • использовать стратегические приемы.

После III учебного года:

Учащиеся должны знать:

  • пешечные конфигурации;
  • роль центра в шахматной партии;
  • типовые позиции миттельшпиля;
  • типовые позиции эндшпиля;
  • современную литературу по шахматам;

 Учащиеся должны уметь:

  • Применять на практике стратегические приёмы;
  • владеть техникой расчёта ходов;
  • решать задачи (тесты и этюды).

Контроль за реализацией программы.

 Текущий контроль успеваемости проводится в форме итогового занятия по итогам изучения раздела программы. На итоговом занятии проводится наблюдение за игрой обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го, 2-го и 3-го года обучения.

Форма проведения промежуточной аттестации: зачет, на котором проводятся контрольные игры.

Учебный план

Наименование учебного модуля

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

всего

Теория

практика

Учебный модуль 1 года обучения

144

74

70

Зачет в форме контрольных игр

Учебный модуль 2 года обучения

216

88

126

Зачет в форме контрольных игр

Учебный модуль 3 год обучения

216

84

132

Зачет в форме контрольных игр

Итого:

574

246

327


Рабочая программа учебного модуля 1 год обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1. Исторический обзор развития шахмат

16

9

7

1.1 Происхождение шахмат. Чатуранга и

шатрандж. Распространение шахмат на Востоке, проникновение шахмат в Европу.

2

1

1

1.2 Реформа шахмат. Шахматные

трактаты. Запрет шахмат церковью

2

1

1

1.3 Испанские и итальянские шахматисты

XVI-XVII веков. Ранняя итальянская школа.

Шахматы как придворная игра.

4

3

1

1.4 Выдающиеся мастера прошлого (от

Морфи до Алехина). Советская школа шахмат.

4

2

2

1.5 Современные российские и

зарубежные шахматисты.

2

1

1

1.6. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

2. Шахматный кодекс. Международная

шахматная федерация ФИДЕ.

                     

16

                       

11

                     

5

2.1 Правила игры.

10

6

4

2.2 Шахматная нотация и термины.

2

2

0

2.3 Рейтинг ЭЛО.

1

1

0

2.4 Международная шахматная федерация ФИДЕ.

1

1

0

2.5. Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

1

1

3. Теоретическая подготовка. Первоначальные понятия.

46

27

19

3.1 Физическая культура и спорт в России.

8

6

64

44   5

44

4

1

3.2 Первоначальные сведения.

Шахматная доска. Горизонтали и вертикали. Наименование полей.

2

1

1

3.3 Фигуры и пешки. Начальная позиция.

8

6

2

3.4 Как ходят фигуры. Ладья. Взятие.

4

3

1

3.5 Слон. Полная и краткая нотация.

6

2

4

3.6 Король. Шах. Мат.

6

3

3

3.7 Ферзь. Конь.

6

2

4

3.8 Пешки.

2

1

1

3.9 Рокировка.

4

3

1

3.10. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости 

2

1

1

4. Практическая подготовка. Судейство

и организация соревнований.

48

19

29

4.1 Дебют.

12

8

4

4.2 Миттельшпиль.

12

4

8

4.3 Эндшпиль.

12

4

8

4.4 Судейство на соревнованиях.

 

10

2

8

4.5. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

5. Турниры. Анализ партий.

16

7

9

5.1 Анализ партий

8

3

5

5.2 Анализ типовых позиций

6

3

3

5.3. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

6. Промежуточная аттестация.

2

1

1

ИТОГО за год:

144

74

70

Рабочая программа учебного модуля 2-й года обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

1. Формирование навыков игры.

18

9

9

1.1 Приемы заграждений.

4

2

2

1.2 Приемы отрезания полей.

2

1

1

1.3 Приемы стеснения положения.

2

1

1

1.4 Приемы перегрузки по защите пунктов.

2

1

1

1.5 Приемы связки.

2

1

1

1.6 Приемы выигрыша темпа (по времени)

4

2

2

1.7. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

2. Формирование комбинационных навыков.

26

13

13

2.1 Ладья

4

2

2

2.2 Слон.

4

2

2

2.3 Ферзь

4

2

2

2.4 Конь

4

2

2

2.5 Пешка.

4

2

2

2.6 Король

4

2

2

2.7. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

3. Изучение техники пешечного

46

13

33

эндшпиля.

3.1 Оппозиция.

4

1

3

3.2 Поля соответствия.

4

1

3

3.3 Правило квадрата.

4

1

3

3.4 Отдаленная проходная пешка.

4

1

3

3.5 Игра на поле.

4

1

3

3.6 Отталкивание «плечом».

4

1

3

3.7 Прорыв.

4

1

3

3.8 Пространство.

4

1

3

3.9 Ферзь против пешки.

6

2

4

3.10 Ладья и пешка против ладьи

6

2

4

3.11.Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

4. Изучение дебютов.

50

25

25

4.1 Открытые начала:        

24

12

12

а) итальянская партия

4

2

2

б) защита двух коней, дебют слона.

4

2

2

в) дебют четырех коней, латышский гамбит

4

2

2

г) венская партия, центральный дебют.

4

2

2

д) королевский гамбит, русская партия (з. Петрова).

4

2

2

е) испанская партия (партия Р.Лопеса)

4

2

2

4.2Полуоткрытые начала:

12

6

6

а) сицилианская защита.

4

2

2

б) защита Филидора.

4

2

2

в) французская защита.

4

2

2

4.3 Закрытые дебюты.

12

6

6

а) ферзевый гамбит.

4

2

2

б) староиндийская защита.

4

2

2

в) защита Нимцовича.

4

2

2

4.4. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

5. Изучение основ стратегии.

46

23

23

5.1 Пешечные слабости.

4

2

2

5.2 Сдвоенные пешки.

4

2

2

5.3 Отсталая пещка на полуоткрытой линии.

4

2

2

5.4 Проходная пешка.

4

2

2

5.5 Слабые поля в лагере противника.

4

2

2

5.6 Использование открытых и полуоткрытых линий

4

2

2

5.7 Борьба за открытую линию.

4

2

2

5.8 Форпост на открытой и полуоткрытой

4

2

2

линии.

4

2

2

5.9 Слабость комплекса полей.

4

2

2

5.10 Атака на короля.

4

2

2

5.11. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

6. Турниры.

28

4

24

6.1. Проведение турниров

26

3

23

6.2. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

7. Промежуточная аттестация.

2

1

1

ИТОГО за год:

216

88

128


Рабочая программа учебного модуля 3-й года обучения

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов.

Теория

Практика

1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры

26

7

19

1.1 Пешечная структура и положение в ней фигур.

4

1

3

1.2 «Хорошие» и «плохие» слоны.

4

1

3

1.3 Слон сильнее коня.

4

1

3

1.4 Конь сильнее слона.

4

1

3

1.5 Разноцветные слоны в миттельшпиле.

4

1

3

1.6 Выключение фигур соперника из игры.

4

1

3

1.7. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

2. Поиск матовых комбинаций.

46

10

37

2.1 Две ладьи.

4

1

3

2.2 Ладья и слон. .

4

1

3

2.3 Ладья и конь.

4

1

3

2.4 Два слона.

4

1

3

2.5 Два коня.

4

1

3

2.6 Слон и конь.

6

1

3

2.7 Ферзь и слон.

6

1

3

2.8 Ферзь и конь.

6

1

3

2.9 Три фигуры.

6

1

3

2.10 Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

3. Решение проблем центра.

22

11

11

3.1 Борьба за создание пешечного центра.

4

2

2

3.2 Подрыв пешечного центра.

4

2

2

3.3 Фигуры против пешечного центра.

4

2

2

3.4 Фигурно-пешечный центр.

4

2

2

3.5 Роль центра при фланговых операциях.

4

2

2

3.6. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

4. Тренировка техники расчета.

32

16

16

4.1 Отбор целесообразных продолжений (ходов кадидатов).

6

3

3

4.2 Длинный вариант при большом количестве ходов кандидатов.

6

3

3

4.3 Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов.

6

3

3

4.4 Анализ обучающимися предложенной позиции, нахождение выигрыша.

6

3

3

4.5 Анализ обучающимися предложенной позиции и доказательство в игре с сеансером.

6

3

3

4.6. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

5. Анализ типичных положений.

40

20

20

5.1 Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге.

8

4

4

5.2 Использование пешечного перевеса в центре.

2

1

1

5.3 Борьба с пешечным перевесом на фланге.

2

1

1

5.4 Пешечная цепь.

2

1

1

5.5 Атака базы, приводящая к разрушению пешечной цепи.

2

1

1

5.6 Качественное пешечное превосходство.

2

1

1

5.7 Ограничение подвижности пешек, их блокада.

2

1

1

5.8 Пешечная пара «сЗ+с4».

2

1

1

5.9 Пешечная пара «сЗ+с4» с активностью фигур на королевском фланге.

2

1

1

5.10 Изолированная пешка в центре доски.

2

1

1

5.11 План игры против изолированной пешки в центре доски.

2

1

1

5.12 План игры с изолированной пешкой и прорывом «d4 - d5».

2

1

1

5.13 План игры с атакой на королевском фланге.

2

1

1

5.14 «Висячие» пешки и их минусы.

2

1

1

5.15 План игры против «висячих)  пешек.

2

1

1

5.16 План игры с «висячими» пешками.

2

1

1

5.17. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе.

22

13

9

6.1 Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией.

10

6

4

6.2 Организация и контроль за самостоятельным изучением шахматной литературы.

10

6

4

6.3. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

7. Турниры. Подведение итогов обучения.

26

6

20

7.1 Квалификационный турнир по круговой системе

24

5

19

7.2. Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости

2

1

1

8. Промежуточная аттестация

2

1

1

ИТОГО за год:

216

84

131

     


Содержание программы 1 год обучения.

  1.Исторический обзор развития шахмат

Теоретический компонент:

Происхождение шахмат. Чатуранга и шатрандж. Распространене шахмат на Востоке, проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью. Испанские и итальянские шахматисты. Выдающиеся мастера прошлого. Советская школа шахмат. Современные российские и зарубежные шахматисты.

2.Шахматный кодекс. Международная шахматная федерация

ФИДЕ

Теоретический компонент:

Правила игры. Шахматная нотация и термины. Рейтинг ЭЛО. Международная шахматная федерация ФИДЕ. 

3.Теоретическая подготовка. Первоначальные понятия

Теоретический компонент:

Физическая культура и спорт в России. Первоначальные сведения. Шахматная доска. Горизонтали и вертикали. Наименование полей.

Практический компонент:

Фигуры и пешки. Начальная позиция. Как ходят фигуры, ладья, взятие. Слон, полная и краткая нотация. Король, шах, мат. Ферзь, конь. Пешки. Рокировка.

4.Практическая подготовка. Судейство и организация           соревнований

Теоретический компонент:

Судейство на соревнованиях..

Практический компонент:

Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль.

5.Турниры. Анализ партий

Практический  компонент:

Анализ партий и типовых позиций. Турниры, анализ партий.           

                 

Содержание программы 2 год обучения.

1.Формирование навыков игры

Теоретический компонент:

Приёмы заграждений. Приёмы отрезания полей. Приёмы стеснения положения.

Практический компонент:

Приёмы перегрузки по защите пунктов. Приёмы связки. Приёмы выигрыша темпа.

2.Формирование комбинационных навыков

Практический компонент:

Ладья. Слон. Ферзь. Конь Пешка. Король.

3.Изучение техники пешечного эндшпиля

Теоретический компонент:

Оппозиция. Поля соответствия. Правило квадрата. Отдалённая проходная пешка.

Практический компонент:

Игра на поле. Отталкивание «плечом». Прорыв. Пространство. Ферзь потив пешки. Ладья и пешка против ладьи.

4.Изучение дебютов

Теоретический компонент:

Открытые начала. Полуоткрытые начала.

Практический компонент:

Закрытые дебюты.

5.Изучение основ стратегии

Теоретический компонент:

Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Отсталая пешка на полуоткрытой линии. Проходная пешка.

Практический компонент:

Использование открытых и полуоткрытых линий. Борьба за открытую линию. Форпост на открытой и полуоткрытой линии. Атака на короля.

6.Турниры.

Практический компонент:

Турниры по круговой системе с записью партий. Подведение итогов обучения.

Содержание программы 3 год обучения.

1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры

Теоретический компонент:

Пешечная структура и положение в ней фигур. «Хорошие» и «плохие слоны». Слон сильнее короля. Конь сильнее слона.

Практический компонент:

Разноцветные слоны в миттельшпиле. Выключение фигур соперника из игры.

2. Поиск матовых комбинаций

Практический компонент:

Де ладьи. Ладья и слон. Ладья и конь. Два слона. Два коня. Слон и конь. Ферзь и слон. Ферзь и конь. Три фигуры.

3.Решение проблем центра

Теоретический компонент:

Борьба за создание пешечного центра. Подрыв пешечного центра. Фигуры против пешечного центра.

Практический компонент:

Фигурно-пешечный центр. Роль центра при фланговых операциях.

4.Тренировка техники расчёта

Теоретический компонент:

Обор целесообразных продолжений.  Длинный вариант при большом количестве ходов кандидатов.анализ обучающимися предложенной позиции. Нахождение выигрыша.

Практический компонент:

Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов.

5.Анализ типичных положений

Теоретический компонент:

Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге, в центре. Борьба с пешечным перевесом на фланге. Пешечная цепь.

Практический компонент:

Изолированная пешка в центре доски. Игра против «висячих» пешек. Игра с атакой на королевском фланге.

6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической

 работе

Теоретический компонент:

Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией. Организация и контроль за самостоятельным изучением шахматной литературы.

7. Турниры. Подведение итогов обучения

Теоретический компонент:

Подведение итогов обучения.

Практический компонент:

Квалифицированный турнир по круговой системе с записью партий.


Условия реализации программы

Обучение проходит в отдельном кабинете, соответствующем нормам САНПИН, оборудованным всем необходимым для работы: столы, стулья, шахматные доски, шахматы, методическая литература.

 Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием физкультурно-спортивной направленности, обладающим знаниями и навыками обучения игре в шахматы.

Методическое обеспечение

1-й год обучения

№ п/п

Разделы и темы

Формы занятия

Приемы и методы организации занятий

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

1

Исторический обзор развития шахмат.

Беседа, рассказ.

Словесный, наглядный.

Литература,фотоматериал.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик.

2

Шахматный кодекс. Международная шахматная федерация ФИДЕ.

Беседа, рассказ.

Словесный, наглядный.

Литература,фотоматериал.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик.

3

Теоретическая подготовка. Первоначальные понятия.

Рассказ, объяснение, практикум.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериалы, презентация, схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик., шахматные доски, шахматы.

4

Практическая подготовка. Судейство и организация соревнований.

Рассказ, объяснение, практикум.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериалы, презентация, схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы..

5

Воспитательная работа. Психологическая подготовка.

Рассказ, объяснение, практикум.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериалы, презентация, схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик.

6

Турниры. Анализ партий.

Рассказ, объяснение, практикум.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериалы, презентация, схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.

Методическое обеспечение

2-й год обучения

№ п/п

Разделы и темы

Формы занятия

Приемы и методы организации занятий

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

1

Формирование навыков игры

Беседа, рассказ.

Словесный, наглядный.

Литература, фотоматериал

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.

2

Формирование комбинационных навыков

Беседа, рассказ.

Словесный, наглядный.

Литература,фотоматериал.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.

3

Изучение техники пешечного эндшпиля.

Беседа, рассказ,

практикум.

Словесный, наглядный.

Литература,фотоматериал, наглядные схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.

4

Изучение дебютов.

Рассказ, объяснение, практикум.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериалы, презентация, схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик., шахматные доски,шахматы.

5

Изучение основ стратегии.

Рассказ, объяснение, практикум.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериалы, презентация, схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шашки.

6

Турниры.

Рассказ, объяснение, практикум.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериалы, презентация, схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.

Методическое обеспечение

3-й год обучения

№ п/п

Разделы и темы

Формы занятия

Приемы и методы организации занятий

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

1

Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры.

Беседа, рассказ.

Словесный, наглядный.

Литература, фотоматериал

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.

2

Поиск матовых комбинаций.

Беседа, рассказ.

Словесный, наглядный.

Литература,фотоматериал.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.

3

Решение проблем центра.

Беседа, рассказ.

Словесный, наглядный.

Литература,фотоматериал, наглядные схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.

4

Тренировка техники расчёта.

Рассказ, объяснение, практикум.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериалы, презентация, схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.

5

Анализ типовых положений.

Рассказ, объяснение, практикум.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериалы, презентация, схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.

6

Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе.

Рассказ, объяснение, практикум.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериалы, презентация, схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.

7

Турниры. Подведение итогов обучения.

Рассказ, объяснение, практикум.

Словесный, наглядный, практический.

Фотоматериалы, презентация, схемы.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, шахматные доски, шахматы.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ШАХМАТЫ

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего недель/

часов

01.09.-02.09.

03.09.-9.09.

10.09.-16.09.

17.09.-23.09.

24.09.-30.09

01.10.-07.10.

08.10.-14.10.

15.10.-21.10.

22.10.-28.10.

29.10.-04.11.

05.11.-11.11.

12.11.-18.11.

19.11.-25.11.

26.11.-02.12.

03.12.-09.12.

10.12 .-16.12.

17.12.-23.12.

24.12.-30.12.

31.12.-06.01.

07.01.-13.01.

14.01.-20.01.

21.01.-27.01.

28.01.-03.02.

04.02.-10.02.

11.02.-17.02.

18.02.-24.02.

25.02.-03.03.

04.03.-10.03.

11.03.-17.03.

18.03.-24.03.

25.03.-31.03.

01.04.-07.04.

08.04.-14.04.

15.04.-21.04.

22.04.-28.04.

29.04.-05.05.

06.05.-12.05.

13.05.-19.05.

20.05.-26.05.

27.05.-02.06.

03.06.-09.06.

10.06.-16.06.

17.06.-23.06.

24.06.-30.06.

01.07.-07.07.

08.07.-14.07.

15.07.-21.07.

22.07.-28.07.

29.07.-04.08.

05.08.-11.08.

12.08.-18.08.

19.08.-25.08.

26.08.-30.08.

31.08.

1

0

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

4

4

6

0

0

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

36 / 144

                                                   Условные обозначения:

                               промежуточная  аттестация

                               ведение занятий по расписанию

                               каникулярный период

                              общая нагрузка часов в неделю                                    



Оценочные материалы

Критерии текущего контроля успеваемости, проводимого в форме наблюдения

           Низкий уровень – учащийся имеет знания о шахматных фигурах (названия фигур и их свойства, их рациональных перемещениях, расположении и определении горизонтальных и вертикальных линий на шахматной доске, знает, что такое шах и что такое мат, владеет простейшими шахматными комбинациями.

     Средний уровень – учащийся имеет знания о различных тактических приемах игры (отвлечения, заграждения и т.п.), владеет комбинационными навыками, использует  технику пешечного эндшпиля, технику дебютов (начальные сведения об открытых, полуоткрытых началах, закрытых дебютах).

       Высокий уровень – учащийся использует пешечные конфигурации, имеет знания о роли центра в шахматной партии, использует на практике типовые позиции миттельшпиля и эндшпиля, владеет техникой расчета ходов и применяет стратегические приёмы.

Критерии оценок промежуточной аттестации, проводимой в форме контрольных игр.

Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно применяет тактические и стратегические комбинации;

Средний уровень - ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога при применении тактических и стратегических комбинаций;

Низкий уровень - ученик не выполнил технические и тактические комбинации  даже после подсказки педагога.


РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

  1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.: Физкультуpа и споpт, 1976.
  2. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
  3. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
  4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
  5. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
  6. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.
  7. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
  8. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000. 
  9. Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990.
  10. Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
  11. Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966.

Для учащихся:

  1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.
  2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
  3. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.
  4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
  5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
  6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
  7. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
  8. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа кружка: "Шахматы".

Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...

Рабочая программа кружка «Шахматы»

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...

Рабочая программа по Шахматам

УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда________________Ёнзак Д.Д.«_...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...