Главные вкладки

    Лоскутное шитье как средство художественно-эстетического воспитания школьников
    статья

    Шергина Ирина Геннадьевна

    Приобщение школьников к нравственным ценностям народного творчества, ознакомление их с основами народного декоративно-прикладного искусства -важнейшая задача эстетического воспитания подрастающего поколения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    И.Г. Шергина,

    педагог дополнительного образования

    МАУДО «Районный центр

     дополнительного образования детей»,

    г. Няндома

    Лоскутное шитьё как средство художественно-эстетического воспитания школьников.

    «Самым высоким видом искусства,
    самым талантливым, самым гениальным
    является народное искусство,
    то есть то, что запечатлено народом,
    сохранено, что народ пронес через столетия».

    М.И. Калинин

    Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением нашего жилья. Казалось бы, зачем всё это? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живёт естественность и поэтичность. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

    Приобщение школьников к нравственным ценностям народного творчества, ознакомление их с основами народного декоративно-прикладного искусства -важнейшая задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, декоративно-прикладное творчество представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.

    В своей статье об эстетическом воспитании доктор педагогических наук Михаил Аронович Верб выделяет следующие задачи:

    • помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях;
    • развить черты прекрасного в духовном и физическом облике школьника;
    • сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение.

    Необходимо вызвать у школьников интерес к эстетическим сторонамдействительности, научить чувствовать и понимать красоту, в чем бы она не проявлялась.

    Тот факт, что в повседневной действительности ребенок сталкивается не только с красивым, но и с уродливым, вызывает необходимость еще одной задачи

    • выработки у детей непримиримого отношения к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем виде, бытовой обстановке и т. д.

    В конечном счете, отмечает М.А. Верб,назначение эстетического воспитания состоит в том, чтобы школьник мог сделать себя и все вокруг красивым.

    Народное декоративно-прикладное искусство - неиссякаемый источник творчества, на его традициях воспитано множество поколений народных мастеров, творивших окружающую людей предметную среду по законам добра, красоты и пользы. В каждом уголке России развивались свои присущие данной местности ремесла. На Русском Севере одним из традиционных ремесел стало лоскутное шитье. Это незамысловатое, искренне радующее глаз и душу народное художественное ремесло эмоционально близко и понятно детям, что создает благоприятные условия для формирования у них творческих способностей. Известно, что стремление к творчеству появляется у ребенка в том случае, если он видит пути создания новых вариантов работ. Лоскутное шитьё предоставляет учащимся широкие возможности для вариации и импровизации на основе разнообразия форм деталей, их колорита, ритма. Внешний вид лоскутных изделий зависит, во-первых, от формы деталей; во-вторых, от способа их соединения; в-третьих, от сочетания цветов деталей; в-четвёртых, от ритма формы и цвета в композиции. Изменение только одного из данных элементов приводит к появлению нового варианта лоскутного шитья. Нетрудно подсчитать, что количество вариантов, может быть довольно большим, что создает предпосылки для появления у ребенка стремления к творчеству. Существенным условием эффективности творческого развития школьников служит теоретическая и методическая подготовленность педагога к занятиям с детьми лоскутным шитьём. Поэтому основное внимание уделяется приёмам создания лоскутных мотивов с традиционной геометрической основой орнамента и способам организации самостоятельной работы детей по выполнению собственных вариантов лоскутных мотивов.

    На занятиях по лоскутному шитью делается упор на конструкторскую деятельность учащихся. Составление композиций, выполнение эскизов, подбор ткани - всё это, в конечном счете, занимает гораздо больше времени, чем выполнение изделий в материале.

    Обучая детей приёмам художественной работы очень важно создавать творческую атмосферу в коллективе. Этому немало способствуют постоянно организуемые выставки и конкурсы с разборами работ, выявлением их эстетических достоинств и недостатков.

    Хороший воспитательный эффект дает наблюдение произведений декоративно-прикладного искусства. А участие в самом труде позволяет применить теоретико-эстетические знания на практике. В этом и состоит стержень эстетического воспитания учащихся.

    Лоскутная техника - один из самых доступных способов художественного
    самовыражения. Использование лоскута при изготовлении утилитарных изделий превращает труд в увлекательное занятие. Создание любого даже очень маленького лоскутного полотна, например одного блока, сопряжено с активизацией творческой мысли, с постоянным поиском наилучшего результата как в цветовом, так и в орнаментальном отношении.

    Для того чтобы создать лоскутную работу, необходимо очень хорошо чувствовать цвет, знать основы композиции, понимать специфику ткани, владеть разнообразными техниками выполнения орнамента. Поэтому на занятиях мызнакомимся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества. Работая с красочными, многоцветными, узорчатыми лоскутками, погружаемся в мир цвета, раскрываем закономерности цветовых сочетаний, учимся основам построения орнаментов. Практически прорабатываем технику выполнения лоскутных блоков с разными мотивами, фиксируя основные этапы сборки. Выполняя работы ручными и машинными швами, перебирая лоскутки разных фактур, соприкасаясь с инструментами, учащиеся развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику кисти и пальцев рук. Изготовление лоскутных прихваток, салфеток, панно, составление художественных композиций, картин способствуют развитию художественного мышления, восприятия, воображения, умения анализировать, использовать в работе различные свойства материалов и самостоятельно создавать красивые изделия,  необходимые в быту.

    Изучение основ лоскутного шитья оказывает большое воспитательное влияние на ребенка. Рассмотрим основные воздействия данного ремесла на развитие и формирование учащегося:

    Во-первых, при выполнении лоскутных работ происходит развитие художественных и эстетических способностей. Человек с этим не рождается, восприятие красоты формируется только тогда, когда ребенку систематически и целенаправленно прививают умение видения и сравнивания различного рода произведений искусств. Принцип формирования дизайнерского мышления тоже направлен на воспитание у детей эстетического отношения к миру вещей и к окружающей действительности в целом. Язык искусства воздействует через эмоции, переживания, поэтому его влияние на юную душу несравнимо ни с чем. Воспитать и развить у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, вызвать интерес к ремеслам, показать художественные традиции народов нашей страны – все это просто необходимые элементы художественно-эстетического воспитания детей.

    Во-вторых, гражданско-патриотическое воспитание, несущее в себе уважительное и бережное отношение к своим предкам и их традициям, приобщение к истокам народного творчества, культуре, формирование чувства своей связи с народом.Работая над созданием своих работ, дети знакомятся с историей появления ремесла.

    В-третьих, трудовое воспитание, являющееся основой привития у детей культуры труда. Прививая любовь к искусству, мы воспитываем трудолюбие. Раннее знакомство детей с настоящим «взрослым» трудом воспитывает у них ответственность за порученное дело, учит уважать труд других, продуктивно и с пользой организовать свое свободное время.

      Лоскутное шитье как средство воспитания несет в себе несколько функций:

    • функция инструментальности. Учащиеся используют лоскутное шитье как инструмент для моделирования, который можно проанализировать и в то же время вместе с рукой начинают работать глаза и уши.
    • функция психологическая. Процесс создания лоскутного изделия несет в себе благотворное, успокаивающее влияние, активизируя при этом эмоциональное состояние.
    • функция расширения кругозора. Ознакомление с традициями лоскутного шитья - это выход детей за пределы познанного и постижение неизвестного.

    Таким образом, лоскутное шитье как средство воспитания служит влиятельным орудием, которое увеличивает воздействие на развитие личности, так как способность человека создавать красивое и влиять на преобразование окружающей среды является составным элементом ценностного отношения к жизни. Все это сказывается на обогащении духовного мира человека, открывает перед ребенком восторг красоты, удовлетворение творчеством.

    В.А.Сухомлинский «…человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел голубизну синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, … и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумился и начал создавать новую красоту».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Лоскутное шитьё как средство художественно-эстетического воспитания школьников. И.Г. Шергина, педагог дополнительного образования МАУДО «Районный центр дополнительного образования детей », г . Няндома

    Слайд 2

    «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М.И. Калинин

    Слайд 3

    Задачи эстетического воспитания: помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях; развить черты прекрасного в духовном и физическом облике школьника; сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение; выработать у детей непримиримое отношение к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем виде, бытовой обстановке и т. д.

    Слайд 6

    Буркова Лия, 9 лет Худова Анна, 12 лет Хребто Анастасия, 11 лет Шевелева Алена, 11 лет Богданова Анна, 10 лет

    Слайд 7

    Панно «Свежесть мяты» Старостина Анна, 15 лет Панно «Вишневая фантазия» Буркова Лия, 12 лет Панно «Калейдоскоп» Леонтьева Татьяна, 17 лет

    Слайд 8

    Панно « Сияние Севера» Осипова Ксения 16 лет Панно «Вдохновение» Веденисова Ольга, 15 лет

    Слайд 9

    Салфетка «Калейдоскоп» Осипова Дарья, 14 лет Панно «Северное сияние» Филиппова Арина, 14 лет Панно «Пашня» Худова Анна, 15 лет Панно Осипова Ксения, 12 лет

    Слайд 11

    Панно «Земляничная поляна» Осипова Ксения, 17 лет Панно «Египет» Бойцова Александра, 17 лет

    Слайд 12

    Панно «Яблоневый цвет» Осипова Дарья, 16 лет Панно «Гречиха» Худова Анна, 16 лет

    Слайд 13

    Основные педагогические воздействия ремесла на развитие и формирование учащегося: развитие художественных и эстетических способностей; формирование гражданско-патриотических качеств; воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду других.

    Слайд 14

    Лоскутное шитье как средство воспитания несет в себе несколько функций: функция инструментальности ; функция психологическая; функция расширения кругозора.

    Слайд 15

    «…человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел голубизну синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, … и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумился и начал создавать новую красоту». В . А. Сухомлинский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическая тропа как средство обучения и воспитания школьников.

    В статье представлен опыт работы учителя географии и руководителя кружка на «Экологической тропе»....

    Статья "МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

    Работа была представлена на IX областном конкурсе инновационных проектов и методических разработок «Пчелка – 2012»...

    Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Декоративно-прикладное направление как средство нравственно-эстетического воспитания школьников".

    Воспитание духовно-нравственных, эстетических  начал личности – важнейшая задача педагогики. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономичес...

    «Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

    Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....

    «Личностно - ориентированное обучение на занятиях изобразительного искусства как средство художественно- эстетического развития личности» Методические рекомендации

    В методических рекомендациях представлен материал по теме: «Личностно ориентированное обучение на занятиях изобразительного искусства как средство художественно- эстетического развития личности»Предла...