Программа внеурочного курса «Риторика» для учащихся 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Куянова Анетта Захариевна

Идеи курса:
Учиться вежливой речи – учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
Выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей (ценностей) жизни.
Основные умения (два типа):
Первый тип (У–1). Умение анализировать и оценивать общение, в частности:
• степень эффективности общения;
• уровень владения языком;
• корректность поведения.
Второй тип (У–2). Умение общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:
• ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
• формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение;
• определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Калининграда гимназия № 40

Рассмотрено

на заседании предметного направления

____________________________________

Протокол № ____ от «___» _______ 2013 г.

Куратор предметного направления

___________________Перерва Е.Ф.__

«Утверждено»

Директор

____________________________________

Т. П. Мишуровская

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________________Васейко Д.Б.

ФГОС ООО

Программа внеурочного курса

«Риторика»

для учащихся 5 класса

Автор:

                                            Куянова Анетта Захариевна

Калининград,

                                                            2014

 


Пояснительная записка

ШКОЛЬНАЯ  РИТОРИКА

5 класс

За основу рабочей программы по риторике взята ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ (5-11 классы) для общеобразовательных учебных заведений Т. А, Ладыженской, утвержденная Министерством образования РФ и рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО Российской Федерации. (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа. / под научной редакцией Д.И.Фельдштейна.  – М.:Баласс, 2010 ).

Обучение ведется по учебникам «Школьная риторика. 5 класс в 2 частях» (М.: «Баласс», 2007); под редакцией Т. А. Ладыженской; «Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учебное пособие/Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2009; текстам художественной и публицистической литературы 1 раз в неделю.

 Основной целью курса риторики является формирование коммуникативно-речевой культуры учащихся.

Особенности излагаемого курса.

1.        Курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ - учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

2.        Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика ~ самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи - обучение умелой, искусной, а точнее - эффективной речи. Поэтому в центре риторики - обучение эффективному общению, общающийся человек.

Эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана

3.    В программе два смысловых блока:

  • первый - «Общение», - соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
  • второй - «Речевые жанры», - соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках Х\/Ш-Х1Х вв., нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».

4.    Структура программы: вначале формулируются идеи, затем - конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний. Линейно-ступенчатый принцип расположения материала.

Данная программа позволяет решить основные задачи обучения в области риторики.

    Процесс риторического образования учащихся должен нести детям коммуникативно-речевую культуру. Что входит в ее содержание?

    Во-первых, формирование коммуникативно-речевой компетентности, то есть сообщение учащимся определенных риторических знаний, сведений, способствующих обогащению духовного мира личности.

    Какие знания должны получить учащиеся на уроках риторики?

    1) Знания о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах эффективного общения;

    2) знания о факторах успешности или неуспешности речевого поведения; методах его совершенствования;

    3) сведения о речевом этикете;

    4) сведения о речи, ее видах, формах, типах, жанрах, стилевых разновидностях, качествах хорошей речи;   

    5) знание основных законов порождения речевых высказываний;

    6) знания о методах и способах работы над своей речью.

    Во-вторых, формирование коммуникативно-речевой культуры предполагает совершенствование следующих коммуникативных умений: 

    - анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;

   - реализовать данную стратегию в общении с использованием различных речевых тактик;

   - захватывать и удерживать инициативу общения или предоставлять партнеру возможность реализовать его замысел в зависимости от ваших намерений;

   - адекватно реагировать на коммуникативные помехи;

   - гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения;

   - анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей жизни.

   В-третьих, формирование коммуникативно-речевой культуры предполагает развитие всех видов речевой деятельности - говорения, слушания, письма, чтения, а также умений и навыков, лежащих в их основе.

   В-четвертых, развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением. Объектами развития являются:

  - способность к общению (коммуникабельность, эмпатия и другие);

  - психические функции, связанные с речевой деятельностью: память, внимание, воображение, речевое мышление, анализ, синтез, обобщение и другие;

  - фонематический слух;

  - чувство языка.

  В-пятых, формирование собственно речевых умений и навыков, к которым относятся:

  - умения и навыки публичного выступления, ведения беседы, переговоров, диспута, спора;

  - умения и навыки построения речевых высказываний в различной жанрово-стилевой форме;

  - умение строить речевое высказывание в соответствии с ортологическими (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и стилистическими нормами;

  - умение выбрать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат эффективность речевого воздействия.

  В-шестых, коммуникативно-речевая культура включает в себя воспитательный аспект, поскольку обучение без воспитания не существует. На уроке воспитывает все: и содержание текста, и то, как он напечатан; и то, что говорит учитель, и то, как он это говорит.

   Кроме того, успешность формирования коммуникативно-речевой культуры зависит от уровня воспитанности личности. Невоспитанный человек никогда не овладеет высокой речевой и коммуникативной культурой. Поэтому на уроках риторики (и не только риторики!) обучение и воспитание должны осуществляться параллельно. Уроки риторики предоставляют богатейшие возможности для нравственного и эстетического воспитания личности.

    В сфере нравственного воспитания они способствуют формированию уважительного, вежливого отношения к людям, развитию доброжелательности, тактичности, деликатности.

   В сфере эстетического воспитания уроки риторики позволяют воспитать чувство прекрасного, эстетический вкус. Анализируя на уроках образцовые тексты, мы формируем у учащихся речевой идеал, в основе которого лежит красота художественной формы, красота языка. Оценивая коммуникативное поведение говорящих (речь, манеры, позы, жесты), мы опираемся во многом на эстетические категории.

   Кроме того, одним из важнейших аспектов риторики является формирование этической культуры оратора, поскольку успех речи во многом предопределяется его нравственными качествами. Прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора как человека, вызывающего доверие, уважение. Этот вывод отражен в древнериторической "максиме такта". Большинство пособий по риторике включает в себя главы, в которых излагаются этические требования к личности оратора, моральные предписания, регламентирующие поведение оратора на трибуне, формы его контакта со слушателями, способы выхода из нестандартных ситуаций, возникающих в ходе общения выступающего с аудиторией и т.п.

    Оратор должен всегда помнить об этической ответственности перед людьми, поскольку "слово есть поступок" (Л.Толстой), "слово - это и сила человека, и его оружие" (Сб.изречений "Пчела", 12 век).

    Риторическое образование предусматривает также формирование логической культуры оратора. Знание законов логики необходимо на этапе подготовки к выступлению: при отборе фактического материала, составлении плана, определении композиции выступления, формулировке тезиса, обеспечении доказательности и аргументированности речи. Категории и правила логики понадобятся и во время выступления, и на этапе подведения его итогов, при анализе коммуникативных ошибок и промахов.

    Кроме того, риторическое мастерство предполагает высокий уровень психолого-педагогической культуры, проявляющейся в следующих умениях:

    1) умело установить контакт с собеседниками и аудиторией и умело прервать его в нужное время;

    2) управлять вниманием аудитории, владеть методами убеждения и воздействия;

    3) находить общий язык с другими людьми, избегать конфликтов;

    4) правильно выходить из конфликта;

    5) определять с помощью психологических тестов свои коммуникативные способности.

     Таким образом, риторика является культурологической дисциплиной, основной целью которой является не столько развитие у учащихся умений и навыков построения связных высказываний, сколько формирование культуры личности, как общей, так и частной, коммуникативно-речевой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Риторика»

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать различные типы  словарей;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;

уместно использовать несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п.  в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять тексты на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы;

исполнять тексты, подбирать цитаты;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в ситуациях общения.

 Формы контроля и оценки планируемых результатов.

  В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты деятельности учеников  оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

    Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

     

ПРОГРАММА ДЛЯ 5-го КЛАССА

Идеи курса:
Учиться вежливой речи – учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
Выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей (ценностей) жизни.
Основные умения (два типа):
Первый тип (У–1). Умение анализировать и оценивать общение, в частности:
• степень эффективности общения;
• уровень владения языком;
• корректность поведения.
Второй тип (У–2). Умение общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:
• ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
• формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение;
• определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.

Тематическое планирование

программного материала по риторике в 5 классе

Учебник «Школьная риторика. 5 класс» в 2-х кн. М.: Баллас,2004 г.

Авторы: Ладыженская Т.А., Ипполитов Н.А., Вершинина Г.Б. и др. Под ред. Ладыженской Т.А.

Программа по риторике 5-11 классы (В сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Сборник

программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баллас, 2010г.) Автор: Ладыженская Т.А.

Учебное пособие «Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл./Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2009.

Тексты художественной и публицистической литературы.

Всего занятий                 34                                  

Теоретическая часть     20                                      

Практическая часть        14                              



Предварительный просмотр:

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание

Стр.

учебника

УУД

Формы контроля

Основные понятия

Дата

Общение. Виды общения (3 часа).

1.

Как люди общаются? Собеседники, партнёры, коммуниканты. Виды общения.

1

Виды общения. По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное.
Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

 Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения). Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

Общение. Коммуникативная задача.

Собеседник

Общение

словесное

Общение

несловесное

2

Речевая задача, цель, намерение.

1

Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

 Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.

 Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма.

Речевая ситуация.

Коммуникативная задача.

3

Что говорит твой голос о тебе?

1

 Тренируем голос.

Скороговорки и докучные сказки. Кричалки.

Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа. Распределять дыхание.  Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.
Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.

Скороговорки

Кричалки.

.

 Голос, каким он может быть.

Эмоциональность речи.

Речь правильная и хорошая (3 часа).

4

Речь правильная, но хорошая ли она?

1

Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология.
Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи.

 Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.
Искоренять ошибки в своей собственной речи. Определять коэффициент лексического богатства речи. Определять нарушения в точности речи.

Нормы языка

Речевые ошибки

Ортология

Орфоэпия

Акцентология

Лексикология

Нормативные словари

5-6

Что такое точность речи?

2

Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности.

Находить наиболее точное слово для выражения своей мысли.

Различать оттенки значений слов.

Видеть логическую связь значений многозначных слов и отсутствие её у омонимов

Использовать синонимы в речи.

Употребление паронимов.

Составить тексты, используя паронимы.

Лексическое значение слова.

Слова однозначные и многозначные

Значение слова прямое и переносное

Омонимы

Синонимы

Антонимы

Паронимы

Учимся писать – редактировать (3 часа).

7

Первый способ правки.

1

Учимся редактировать текст. Правка текста. Виды правки: зачеркни ненужное.

 Находить коммуникативные недочеты. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.

Редактирование текста.

Правка текста. Виды правки.

8

Второй способ правки.

1

Учимся редактировать текст. Правка текста. Виды правки: добавь нужное.

Находить коммуникативные недочеты. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.

Редактирование текста.

Правка текста. Виды правки.

9

Третий способ правки.

1

Учимся редактировать текст. Правка текста. Виды правки: замени слова и выражения. Измени последовательность.

Находить коммуникативные недочеты. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.

Редактирование текста.

Правка текста. Виды правки.

Будьте вежливы (3 часа).

10

Вежливая речь и вежливое поведение.

1

Что делать, чтобы твою просьбу выполнили? Как сделать отказ вежливым? Какие бывают отказы?

 Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор. Вести этикетный диалог.

Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты.
Спор, но не ссора.

12

Чем отличаются глаголы слышать и слушать? Основные способы слушания.

1

Слушание. Правила для слушающего.

Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
Определять вид слушания и приемы слушания.
Критически оценивать слушание собеседников.

Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания.

13

Правила спора.

Что такое спор? Как избежать ссоры?

Овладеть этикетными средствами вежливости в ситуации спора. Вести этикетный диалог.

Закончить спор (в данной ситуации)

Этикетный диалог.

Спор, но не ссора

Речь официально-деловая (1час)

14

Что? Где? Когда? О чём может рассказать объявление?

Составляем объявление.

 Составлять объявления устные и письменные.

Объявление.

Речь официально-деловая. Объявление устное и письменное.

Текстоведение (2 часа)

15

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

1

Сильные позиции текста. Ключевые слова. План текста. Роль вступления и заключения в тексте.

Что такое микротема?

Тема текста. Основная мысль текста.

Типы заголовков.

Определять смысловую цельность текста, находить логические «скрепы». Определять тему текста, основную мысль.

Озаглавливать текст.

Уметь по ключевым словам восстанавливать текст.

Выделять композиционные части текста.

Видеть микротемы, границы абзацев.

Тезисно формулировать содержание абзацев (план).

Мини-сочинение

Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема текста.

Основная мысль текста

Микротема. Ключевые слова, словосочетания и предложения.

Композиция текста. Вступление и заключение.

16

Текст. Учимся анализировать текст. Типы текста.

1

Учимся анализировать текст.

Тема текста. Основная мысль текста.

Типы текста (повествование, описание, рассуждение).

Определять тему текста, его основную мысль.

Различать типы текста

Уметь создавать тексты разных типов речи в соответствии с поставленной речевой задачей.

Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.

Составить 3 текста разных типов на одну тему

Тема текста. Основная мысль текста.

Типы текста (повествование, описание, рассуждение).

Речевая и мыслительная деятельность(3часа)

17

Виды пересказа.

1

Виды пересказа: подробный, сжатый, выборочный.

Различать виды пересказов

Уметь выбрать нужный пересказ, в зависимости от поставленной задачи

Сохранять важное при сжатом пересказе

Отбирать нужное при выборочном пересказе

Пересказы подробный, сжатый и выборочный

Пересказ

Подробный пересказ

Сжатый пересказ

Выборочный пересказ

18

Пересказ и анализ текста.

1

Пересказ текста

Анализ текста

Определение типа текста

Формулировка авторской позиции

Различать пересказ текста от анализа

Использовать элементы пересказа в анализе текста

Понимать авторскую точку зрения

Формулировать выводы

Пересказ и анализ текста (таблица)

Пересказ текста

Анализ текста

Типы текста

Позиция автора

19

Позиция автора. Согласен ли я с ней?

1

Вступаем в диалог с автором.

Позиция автора и его аргументы.

Собственная точка зрения и свои аргументы

Понимать проблему текста

Видеть авторскую точку зрения и его аргументы

Формулировать собственную позицию и аргументировать её.

Делать выводы из прочитанного и в ходе размышлений.

Корректно вступать в дискуссию с автором

Сочинение- рассуждение

Основная мысль текста

Проблема

Аргументы

Вывод

Текстоведение (3часа)

20

Повествование.

1

Пересказываем мифы Древней Греции.

Владеть всеми видами пересказа

Пересказ

Тип речи – повествование

Мифы

21

Описание.

1

Описываем картину на сюжет мифа Древней Греции.

Описание картины

Сюжет

Живопись

Тип речи - описание

22

Рассуждение.

1

Размышляем над фразеологизмами мифов Древней Греции.

сочинение-рассуждение

.

Лексикология и фрезеология(5 часов)

23

24

Изобразительно-выразительные средства языка.

2

Речь прозаическая и стихотворная.

Находим разницу и пробуем создать стихотворение (и наоборот).

 

Уметь читать поэтические произведения

Видеть изобразительно-выразительные средства языка в произведении и понимать их роль в создании художественного образа

Уметь использовать изобразительно-выразительные средства языка в собственной речи.

Создавать поэтические тексты

Стихи и проза

Рифма

Тропы

Инверсия

Художественный образ

25

Фразеологизмы

1

Своеобразие фразеологизмов и их значение

Фразеологизмы в речи

Узнавать фразеологизмы в речи и правильно их толковать

Уместно использовать фразеологизмы в собственной речи.

Мини-сочинение (объяснить смысл фразеологизма)

Фразеологизмы

Этимология

26

Фразеологизмы

1

Литературные фразеологизмы

Происхождение и толкование

Фразеологизмы мифов Древней Греции.

Знать происхождение и толкование некоторых литературных фразеологизмов, наиболее часто встречающихся в речи, произведениях искусства

Устно рассказать о происхождении фразеологизма и его толковании

Этимология

Литературный фразеологизм

27

Фразеологизмы

1

Литературные фразеологизмы

Происхождение и толкование

Фразеологизмы из Библейских сюжетов

Знать происхождение и толкование некоторых литературных фразеологизмов, наиболее часто встречающихся в речи, произведениях искусства

Устно рассказать о происхождении фразеологизма и его толковании

Этимология

Литературный фразеологизм

Речевая и мыслительная деятельность (3часа)

28

Афоризмы

1

Размышляем над афоризмами: как понимаем, что думаем по этому поводу, почему.

Уметь размышлять над изречениями великих людей

Строить собственное умозаключение

Аргументировать свою точку зрения

Устно объяснить понимание афоризма.

Афоризм

Тезис

Аргументы

Вывод

29

Заговори, чтоб я тебя увидел (Сократ).

1

Рассказ о себе.

Моя родословная

Рассказывать о себе

Уметь представлять себя

Рассказ о себе

Рассказ

Повествование

30

Хочу рассказать…

1

Выступление на свободную тему, в любой форме.

Умение выбрать тему для сообщения, выбрать нужный тип речи, выстроить изложение композиционно, суметь интересно преподнести, объяснить, чем заинтересовала эта тема.

Выступление на свободную тему.

Композиция

Тип речи

Тема

Основная мысль

Аргументы

Коллективное творчество (4 часа)

31

Понятие

о сценарии.

1

Учимся разрабатывать сценарий тематического праздника.

Уметь выбрать тему, распределить направления, ставить задачи и решать их совместно и индивидуально, составлять текст необходимого размера

Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

Сценарий

Тема

Художественная задача

Эмоциональность

32

Работа в команде. Готовимся к тематическому выступлению.

1

Готовимся к тематическому выступлению.

Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

Самостоятельная работа

Сценарий

Тема

Художественная задача

Эмоциональность

33

Работа в команде. Готовимся к тематическому выступлению.

1

Готовимся к тематическому выступлению.

Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.

Самостоятельная работа

Сценарий

Тема

Художественная задача

Эмоциональность

34

Тематическое выступление по разработанно

му сценарию. (Заключительное занятие.)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Риторика" для детей с задержкой психического развития» (5-6 классы)

Программа данного факультативного курса составлена на основе учебного пособия «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, которая является составной частью учебников образовательной системы «шк...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса «Риторика»

Программа внеурочной образовательной деятельности «Риторика» составлена в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС  к результатам основного...

Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

рабочая программа внеурочного курса для 5-х классов: "Я гражданин-России"

Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса « Я гражданин - России» ( 5- 6 класс)  Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательно...

Рабочая программа курса «Риторика» для 5 класса

Цели реализации программы:- формирование коммуникативных (риторических) умений, повышение уровняобщей и коммуникативной культуры обучающихся; формирование умений инавыков ведения межкультурного диалог...

Рабочая программа внеурочного курса "Практическая Анатомия" 8 класс

В повышении научно-методического уровня преподавания анатомии, физиологии и гигиены человека школьные опыты и наблюдения имеют не последнее значение. Они позволяют раскрыть методы научного исследовани...

Рабочая программа внеурочного курса «Easy English» 9 класс

Программа разработана для учащихся 5-9 классов,  составлена на основе «Внеурочная деятельность   школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Гри...