Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса «Риторика»
материал (5 класс) по теме

Михайлова Светлана Петровна

Программа внеурочной образовательной деятельности «Риторика» составлена в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС  к результатам основного  общего образования в рамках вариативной части «Внеурочная образовательная деятельность» и относится к программам общеинтеллектуальной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritorika_.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Гимназия № 1» г. Калачинска

Рассмотрено                                 Согласовано                              Утверждаю

Руководитель МО:                      Педсовет № ___от                    Директор :

                                             

Программа

внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

«Риторика»

для обучающихся 5 класса

Михайловой

Светланы  Петровны

2013 - 2014 учебный год

Программа внеурочной деятельности

для обучающихся 5 класса

«Риторика»

(общеинтеллектуальное направление)

Пояснительная записка

Программа внеурочной образовательной деятельности «Риторика» составлена в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС  к результатам основного  общего образования в рамках вариативной части «Внеурочная образовательная деятельность» и относится к программам общеинтеллектуальной направленности.

Актуальность

Являясь курсом  общеинтеллектуального направления «Риторика» даёт возможность  школьнику пополнить словарный запас, научиться бережно относиться к слову, осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

 Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в  выступлениях разного уровня, при общении, участвовать в творческих конкурсах различного уровня.

Программа направлена на развитие у обучающихся творческих способностей, раскрытие их природных талантов, приобретение  знаний и умений  ораторского искусства и говорения ,повышение общекультурного уровня, а также на развитие коммуникативных качеств и организацию досуга детей.

Цель занятий: узнать, что такое общение, когда оно бывает удачным, успешным, а когда – нет;

научиться

Основные задачи курса:

  1. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  2. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  3. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

   

Краткая аннотация к программе

Программа рассчитана на 17 часов, занятия проводятся один раз в неделю.

Целевая аудитория программы – учащиеся 5-х классов.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.

Содержание занятий данной программы соответствуют темам, представленным в программе « риторика» ладыженская 5 класс.  Возможности программы расширяются за счёт условий внеурочной деятельности: увеличения количества часов практических занятий, углубленного изучения теоретического материала,  

Предлагаемый курс состоит из теоретической и практической частей. На теоретической части учащиеся получают знания по  риторике. На практической части обучаются овладевать различными тонкостями ораторского искусства. Итогом работы является  бой риторов.

Требования к результатам освоения программы

Первый уровень результатов

В результате освоения программы ученик должен:

  • знать основные  элементы ораторского  искусства,
  • знать  приемы построения и произношения  грамотной речи.
  • пользоваться приёмами  правильного говорения
  • владеть навыками работы в  группах
  • использовать полученные навыки в повседневной жизни в общении

Второй уровень результатов

В результате освоения программы ученик должен уметь:

  • работать в группе, учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • анализировать и высказывать суждение о своей речи  и речи одноклассников;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Третий уровень результатов

В результате освоения программы ученик должен уметь:

  • разрабатывать и презентовать собственные творческие проекты, выступления;
  • приобретать социальный опыт  через  участие в социальных практиках;
  • самореализоваться посредством участия в разнообразной конкурсной деятельности.

Контроль

   Показателем результативности деятельности студии будет успешное участие обучающихся в выступлениях,(индивидуальных и коллективных).

Условия освоения программы

Программа составлена для учащихся пятых классов, неимеющих базовый уровень знаний по  риторике

Формы проведения занятий

Для достижения поставленных целей и задач используются следующие формы проведения занятий: комбинированное учебное занятие,практические  занятия ,игра,дискуссия,общественно полезные практики. Рекомендуемые формы проведения занятий:

–практические занятия

 - викторины

 - исследования

 - турниры

 -индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск .

Ведущая идея программы: «Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». 

Ключевые понятия программы

  Риторика - наука об ораторском искусстве и красноречии, наука о целесообразном и уместном слове.

Культура речи и культура общения являются условиями и средствами развития  личности, формирования ее индивидуальной культуры.

Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли.

Содержательная характеристика программы

1.Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах; о видах общения (по различным основаниям); о речевой (коммуникативной) деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность)

№ п/п

Тема

Содержание и форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Раздел 1

«Общение»

Тема

Практическая работа

1

Что такое общение

Коммуникативная (речевая) задача.

Рассказ о себе: «Давайте познакомимся», «Моё хобби», «Моё имя»

1

2

Виды общения

Словесное и несловесное общение.

Инсценировка «Визит инопланетян»

1

3

Речь правильная и хорошая

Речь без ошибок.

Чья речь богаче?

Говорите – пишите точно.

Анализ текста (поиск и устранение речевых ошибок)

Письменное высказывание «Я люблю…» Мини-исследование «Слова-паразиты в моей речи»

1

4

Учимся писать - редактировать

 

Редактирование текста

1

5

Будьте вежливы

Вежливый отказ.

Составление диалога.

1

6

Учимся слушать

Учимся слушать.

Игра «Задуманное слово»

1

7

Учимся читать

Умеем ли мы читать?

Мини сочинение-рассуждение «Что меня затрудняет при чтении текстов школьных учебников?»

1

2. Блок «Речевые жанры» даёт представление о стилях языка и речи, об оправданном взаимопроникновении стилей и стилистических ошибках, об индивидуальном стиле и стилизации; о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

№ п/п

Тема

Содержание и форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Раздел 2

«Речевые жанры»

Тема

Вид работы, задание

1

Текст

 

Пересказ

1

2

Вторичные тексты

 

 

1

3-4

Комплименты

О чём ещё может рассказать объявление?Афиша.

Составление объявлений. Создание афиш.

2

5

Объявления

Как строить рассказ.

Создание рассказа «Как я однажды…»

1

6

«Что произошло хоть раз»

Как  можно избежать ссоры?

Инсценирование (спор, но не ссора)

1

7

Спорить или ссориться?

Сказочная страна.

Конкурс на лучшего казочника.

Подготовка викторины по русским народным сказкам.

Написание сказки.

1

8-9

Сочините сказку

 

Мини-исследование «На каком языке говорили мои предки».

Автобиография.

2

10

Начало моей биографии

1

итого

17

Форма итогового контроля -  бой риторов учащихся.

Ресурсное обеспечение программы

Технологии: технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ, проектная технология, игровые технологии.

Оборудование:

- технические средства обучения компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран,  графический планшет;

Рекомендуемая литература

1.Учебник «Школьная риторика»Т. А Ладыженская .Балассювента.

2.Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.

3.Е. И .Никитина.»Русская речь 5-7»Москва . Просвещение.1993.

4.Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб. : Просвещение. Санкт-Петербург.отд-ние, 1995.

5.Ю. М . Лотман» в школе поэтического слова»Москва . Просвещение. 1998.

6.Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2006.

7.Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург : Авалон; Азбука-классика, 2005.

8.Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов : учеб.пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.

9.Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.

10.. С. И  Львова»Уроки словесности 5-9» .Дрофа.2000

11. Шанский, Н. М. Жизнь русского слова : кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. :Вербум-М, 2006.

Словари

1.Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С.С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.

2.Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.

3.Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.

4.Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.

5.Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).

6.Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель-трейд, 2005.

7.Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005.

8.Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005.

9.Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М. : Педагогика, 1984 (и последующие издания).

Resource id #4548

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса

программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса "Психологическая азбука"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я говорю. Основы риторики»

Основа программы – работа над речью учащихся  не только подготовленной, но и спонтанной, импровизированной. Используя различные методы и формы занятий, я стараюсь научить ребят правильно говорить...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса «Занимательная риторика»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса «Занимательная риторика»  направлена на развитие речи обучающихся, формирование следующих умений:объяснять значение эффекти...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Риторика"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Риторика» способствует  овладению обучающимися законами правильной речи, развитию их творческих способностей, приобщению к лучшим ...

Проект программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов «Югра - моё наследие» (волонтёрское движение) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, образовательной программой МБОУ  «Комсомольская  ООШ»,  локальными  актами  школы,  на  основе  мет...