Гиперактивный ребенок
методическая разработка

     Каким должен быть здоровый ребенок? Ответ на этот вопрос знает любая мама. Конечно же, жизнерадостным, активным, подвижным, деятельным. Он любознателен и задает тысячи вопросов, он стремиться во всем поучаствовать и не может долго усидеть на одном месте. Он полон сил и энергии. Но, к сожалению, не всегда перечисленные качества являются показателем здоровья. Все чаще и чаще к нам обращаются родители, обеспокоенные чрезмерной активностью своего ребенка.

     Часто специалистам (психологам) и нам, педагогам, приходится ставить тревожный диагноз: гиперактивность и синдром дефицита внимания. Хотя слово «диагноз» будет здесь не совсем уместно: врачи, исследующие данную проблему, до сих пор не пришли к единому мнению, и многие из них утверждают, что гиперактивность нельзя рассматривать как заболевание, это скорее отклонение от поведенческих норм, обусловленное адаптацией к современному ритму жизни и поддающееся безмедикаментозной коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebyonok.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Гиперактивный ребенок.

Способы и методы работы с гиперактивными детьми

                                                                                         

                                                                                         Загорская Е.В. – педагог дополнительного образования

Москва 2018 г

Введение.

     Каким должен быть здоровый ребенок? Ответ на этот вопрос знает любая мама. Конечно же, жизнерадостным, активным, подвижным, деятельным. Он любознателен и задает тысячи вопросов, он стремиться во всем поучаствовать и не может долго усидеть на одном месте. Он полон сил и энергии. Но, к сожалению, не всегда перечисленные качества являются показателем здоровья. Все чаще и чаще к нам обращаются родители, обеспокоенные чрезмерной активностью своего ребенка.

     Часто специалистам (психологам) и нам, педагогам, приходится ставить тревожный диагноз: гиперактивность и синдром дефицита внимания. Хотя слово «диагноз» будет здесь не совсем уместно: врачи, исследующие данную проблему, до сих пор не пришли к единому мнению, и многие из них утверждают, что гиперактивность нельзя рассматривать как заболевание, это скорее отклонение от поведенческих норм, обусловленное адаптацией к современному ритму жизни и поддающееся безмедикаментозной коррекции.

     Гиперактивный ребенок: какой он?

     Мой ребенок не такой, как все. Часто многие мамы с гордостью произносят эти слова,  подразумевая особую одаренность своих детей. Но бывает, эту же фразу родители проговаривают совсем с другими интонациями. «Мой ребенок, не такой, как все, - устало рассказывает мама пятилетнего Димы. – Моторчик, вулканчик, егоза – такими прозвищами награждают его даже малознакомые люди после недолгого общения.  Маме пришлось забрать его из детского сада, воспитатели жаловались на то, что мальчик дезорганизует всю группу, ни минуты не сидит на одном месте, срывает занятия, ничем не может заинтересоваться, конфликтует с товарищами, затевает драки. Дома с ним не справляются, мальчик носится как вихрь, его нельзя оставить одного даже на минуту, с ним постоянно что-нибудь случается. Рисование, лепка, чтение – все это может увлечь его на очень короткое время. Мальчик часто капризничает, с трудом засыпает.»

     Невропатолог поставил диагноз «СДВГ» - синдром дефицита внимания с гиперактивностью.  «СДВГ» - повышенная двигательная активность,  она сопровождается неусидчивостью, немотивированной агрессией, повышенной возбудимостью, импульсивностью, неумением концентрировать внимание на каком-либо предмете.

     Американский психолог В.Оклендер поясняет: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку  трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, он редко дожидается ответов.» Родители такого малыша должны обладать редкой выдержкой, понимая, что ребенок с диагнозом СДВГ не в силах контролировать свое поведение и сдерживать эмоции, ведь гиперактивность, как правило, становится следствием патологии, называемой минимальной мозговой дисфункцией с нарушением процессов торможения. Ребенок и сам страдает от собственной непоседливости, но самостоятельно  изменить что-либо не в силах.

     Первые проявления гиперактивности можно заметить еще в младенческом возрасте: у ребенка наблюдается повышенный мышечный тонус, малыш чутко реагирует на смену обстановки, звуковые и световые раздражители, часто и громко плачет, с трудом засыпает, сон его обычно поверхностный и непродолжительный. Но постановка точного диагноза в столь раннем возрасте еще невозможна, специалисты утверждают, что вынести окончательные вердикт можно только после того, как крохе исполнится три года.

     ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

     По данным проведенных исследований, одной из причин гиперактивности является наследственная предрасположенность и, возможно, в детстве родителей было не все так безоблачно. Специалисты утверждают, что более 50% родителей, обратившихся к врачам по поводу гиперактивности своих детей, согласились с тем, что в раннем возрасте имели похожие проблемы.

     БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ.

     Одной из главных причин развития СДВГ рассматривается неблагоприятное течение  беременности и родов. Токсикоз, гипертония, аллергия, астма, прием сильнодействующих лекарственных средств и другие факторы могут оказать негативное влияние на развитие эмбриона, спровоцировать внутриутробную гипоксию плода, в результате чего и происходит поражение мозга.

     К таким же последствиям приводят и любые  нарушения родовой деятельности, как то: преждевременные, затяжные или стремительные роды, длительный безводный период, стимуляция родовой деятельности, неправильное положение плода и многое другое.

     ТРАВМЫ И ЗАБОЛЕВАНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.

     Первые двенадцать лет жизни идет интенсивное формирование головного мозга, любые травмы, полученные в это период, могут привести к тяжелым последствиям. Конечно, черепно-мозговые травмы могут стать причиной нарушения мозговой деятельности в любом возрасте, но именно в этот временной период мозг ребенка особенно уязвим. Из-за несовершенства вестибулярного аппарата малыши часто падают, поэтому от родителей требуется особая бдительность!

     Не менее опасны для детей первых лет жизни и заболевания, сопровождающиеся высокой температурой – грипп и другие вирусные инфекции.

     ПИТАНИЕ.

     Специалисты, исследующие проблему детской гиперактивности, все больше склоняются к тому, что в некоторых случаях она обусловлена нарушением режима питания. Содержащиеся во многих современных продуктах вещества нарушают нейрохимические процессы мозга, что нередко приводит к химическому дисбалансу, следствием чего и становится гиперактивность.  К вредным для детского организма элементам относят:  пищевые красители, усилители вкуса, консерванты, источники быстрых углеводов – сахар и мучные изделия (если употреблять их в ненормированных количествах).

     Рекомендуется провести тест: на тря дня исключить из меню ребенка все продукты, содержащие вышеперечисленные вещества, сладости, пирожки, булочки, пирожные и т.п. Отдать предпочтение овощам, фруктам, кисломолочным продуктам и крупяным изделиям. Следует понаблюдать за ребенком, возможно, поведение ребенка изменится.

     ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СОЦИУМ.

     Одним из решающих факторов в развитии гиперактивности является обстановка, в которой растет и развивается ребенок. Психика малыша не может формироваться автономно, бытовые условия, люди, окружающие его, взаимоотношения взрослых в семье – все это в немалой степени влияет на становление личности ребенка, на его психическое и эмоциональное здоровье. Специалисты подтверждают, что дети из, так называемых, неблагополучных семей отличаются от своих сверстников повышенной возбудимостью, эмоциональной нестабильностью, отсутствием навыков самоконтроля.

     Под неблагополучной семьей, в данном случае, подразумеваются не только люди, ведущие асоциальный образ жизни, неблагополучие – это отсутствие взаимопонимания между родителями, частые конфликты, ссоры, свидетелями которых становятся дети.

     Не менее важна и согласованность родителей в приемах воспитания ребенка. Очень часто можно наблюдать следующую картину: мама и бабушка позволяют драгоценному чаду абсолютно все, в то время как папа весьма строг и требователен. Неокрепшая психика малыша не в силах преодолеть эти противоречия, результатом чего становятся проблемы со здоровьем, в том  числе и гиперактивность.

     ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ «СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ».

     Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» ставится обычно с учетом трех главных критериев:

     - невнимательность;

     - гиперактивность;

     - импульсивность.

Если разбирать детально, то понятие «невнимательность» включает в себя:

     - неспособность концентрировать внимание на деталях, что приводит к искажению информации в целом, обилию ошибок при выполнении какого-либо задания;

     - отсутствие слухового восприятия. Родители подобных детей часто жалуются на то, что ребенок их как будто не слышит, но все дело в том, что малыш просто не может вникнуть в обращенную к нему речь;

     - неумение доводить начатое дело до конца, работать, соблюдая определенные правила, опять же потому, что вникнуть в эти правила ребенок не может;

     - проблемы с организацией собственной деятельности. Ребенку трудно настроиться на определенное занятие, обдумать и осуществить план работы;

     - отказ от занятий, требующих продолжительного интеллектуального напряжения;

     - забывчивость;

     - частые потери вещей, сопутствующих предметов, игрушек, канцтоваров и т.п.

     Далее остановимся на явлении гиперактивности, для нее характерны следующие признаки:

     - суетливость ребенка, неумение спокойно сидеть, стоять, навязчивые движения рук, ног и т.п;

     - неумение заниматься каким-либо определенным делом. Во время занятий в школе или в детском саду ребенок может без спроса покинуть свое место, увлекшись чем-то другим;

     - бесцельность двигательной активности ребенка, что называется движением ради движения. При этом часто нарушаются правила безопасности, повышается риск травматизма;

     - отказ от спокойных игр, тихого отдыха, определенных занятий,  требующих тишины и спокойствия;

     - чрезмерная разговорчивость.

     И, наконец, импульсивность:

     - ребенок торопится ответить на вопрос, не  задумываясь, не дослушав его до конца;

     - не умеет сдерживаться и дожидаться своей очереди, выкрикивает, перебивает, вступает в конфликты.

     КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ.

     Игры для гиперактивных детей.

Помочь гиперактивному ребенку может такой способ как игротерапия, т.е. лечение игрой. Многолетняя практика показывает, что именно этот способ воздействия на ребенка дает самые эффективные результаты. Правильно подобранные игры помогут лучше понять ребенка, выявить и сгладить то, что беспокоит его на данный момент, узнать об особенностях его развития, мировосприятия и, конечно же, укрепить с ним доверительные отношения. Развивая те или иные качества ребенка, мы облегчаем его адаптацию в социуме, помогаем обрести уверенность в себе и в окружающем мире.

     ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

     «Волшебный сундучок»

     Наполняем шкатулку или коробку разнообразными предметами, например, пуговицами, бусинами, счетными палочками, шнурками, игрушками и др. Просим ребенка навести порядок и разложить все по группам, т.е. пуговицы к пуговицам, нитки к ниткам и т.д. Не забудем похвалить ребенка после проделанной работы. Помимо мелкой моторики, в игре развиваются навыки классификации.

     «Узоры из шнурков»

     Возьмем обыкновенные шнурки и научим ребенка выкладывать их в виде контуров разнообразных фигур. Например, дерева, пруда, цветка и т.п. Лучше использовать разноцветные шнурки, при этом ребенок быстрее осваивает и запоминает цветовую гамму. Игра развивает усидчивость, воображение, закрепляет знания о цвете и форме предметов.

     «Трафареты»

     Вырежем из плотного картона  трафареты разных предметов. Пусть ребенок обводит их карандашом, переводя на чистый лист, либо закрашивает пальчиковыми красками.

     «Игры-шнуровки» (по методике М.Монтессори)

     Игры-шнуровки были разработаны итальянским педагогом Марией Монтессори, они обрели всемирную популярность и стали эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук, совершенствования координации движений.

     В игре у ребенка развивается пространственное ориентирование, глазомер, произвольное внимание, усидчивость. Кроме того, дети реализуют свой творческий потенциал.

     «Штриховка»

     Рисуя контуры различных предметов, можно предложить ребенку их заштриховать, причем делать это в определенном порядке, например, крышу домика заштриховать линиями с наклоном вправо, а сам домик – линиями с наклоном влево. При этом нужно обращать внимание ребенка на то, что линии не должны выходить за пределы контуров и идти параллельно друг другу. (Не настаивайте на этом, а убедите его собственным примером).

     «Лепка из пластилина»

     Упражнением на развитие мелкой моторики и одновременно занятием, развивающим воображение, формирующим творческое начало, является лепка из пластилина или глины. В этом возрасте ребенок может самостоятельно лепить фигурки животных, людей, складывать домики из «кирпича» или «бревен».

     По-возможности следует разнообразить задания, можно создавать сюжетную основу, например, слепить героев какой-либо сказки («Колобок», «Репка» и т.д.), вылепить посд для куклы, приготовить подарок для кого-либо из членов семьи и т.д.

     «Пальчиковый театр»

     Приобретите или сделайте из бумаги фигурки, надевающиеся на пальцы, будем разыгрывать вместе с ребенком сюжеты знакомых сказок, придумывать свои истории.

     ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ.

     «Что изменилось»

     Составим  несложную композицию из подручных материалов, например, разместим на столе кубик, игрушку, часы и др. предметы. Попросим ребенка отвернуться и поменяем предметы местами, после чего предложим малышу повернуться и выявить «нарушения», «изменения».

     «Кто плавает? Что плавает?»

     Мы перечисляем ребенку названия разных предметов, птиц, животных, растений, предварительно договариваемся, что он хлопает в ладоши, когда произносится название предмета, который умеет плавать (летать, издавать звуки и др.).

     «Делай как я»

     Приготовим для игры 10 палочек или спичек одинаковой длины. Из 5 палочек сложим какое-нибудь изображение, попросим ребенка рассмотреть его и, отвернувшись, воспроизвести рисунок самостоятельно из оставшихся 5 палочек. (В дальнейшем задачу можно усложнить, увеличивая количество палочек).

     «Продолжи ряд»

     Нарисуем ряд предметов, расположенных в определенном порядке, например, квадрат – треугольник – круг и т.д. Попросим ребенка внимательно рассмотреть рисунок и продолжить ряд, не нарушая принципа чередования.

     «Смотри и запоминай»

     В течение нескольких секунд покажем ребенку картинку с несложной композицией. Уберем ее и попросим ребенка описать все то, что он видел. На первых занятиях нужно помочь ребенку, задавать уточняющие вопросы: «А девочка на картинке была в синем или в желтом платье?» и т.д. В дальнейшем можно использовть рисунки с большим количеством деталей.

     «Найди отличия»

     Подберем две одинаковые картинки с небольшими отличиями. Предложим ребенку рассмотреть рисунки и найти все отличия.

     «Пройди лабиринт»

    Рисуем запутанные лабиринты, придумываем интересные задания. Например: “Помоги мышке попасть в норку», «Что зайка съест на обед – морковь или капуту?» и др. Предлагаем ребенку пройти по лабиринту с помощью карандаша или пальца.

     «Рисуем по клеточкам»

     Предлагаем ребенку рисовать, следуя командам: одна клетка вниз и две вправо, три клетки вверх, одна влево и т.п. В итоге работы должны получаться картинки животных, цветов, фруктов и т.д.

     «Найди лишнее»

     Подготовим дидактический материал: картинки с изображением предметов, которые сгруппированы по какому-либо признаку. В каждом ряду находится «лишний» предмет. Попросим ребенка найти лишний предмет и убрать его.

     ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСИДЧИВОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

     «Забавные точки»

     Возьмем два одинаковых листа бумаги – для себя и для ребенка. На своем листе мы расставляем точки в хаотичном порядке. Попросим малыша скопировать изображение, сохраняя месторасположение точек.

     «Угадай фигуру»

     Изобразим деформированные геометрические фигуры, предложим ребенку угадать, какие фигуры спрятались за нашими рисунками. Предложим ему спрятать таким же образом другие объекты.

     «Солнышко»

     Вырежем  несколько кругов из плотного картона, предложим ребенку пофантазировать и с помощью подручных материалов превратить круги в какие-либо предметы, например, в солнышко, где лучами станут прищепки.

     Можно украсить получившееся изделие цветами, вырезанными из бумаги.  Потом поделку можно подарить маме, бабушке или сестренке.

     «Лепим из теста»

     Предложим ребенку заняться лепкой, а вместо пластилина или глины поэкспериментируем с соленым тестом, в процессе приготовления которого малыш может принимать активное участие. Например, доверим ему просеивать муку через сито.

     «Нарисуй животному мордочку»

     Нарисуем по трафарету несколько силуэтов животных, птиц или насекомых. Предложим  ребенку дорисовать им мордочки, лапы, хвосты, глаза и ушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как справиться с гиперактивным ребенком. Советы родителям

Памята содержит советы родителям по общению с гиперактивными детьми....

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

Рекомендации педагогам гиперактивного ребенка.

Практические рекомендации учителям и воспитателям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

Гиперактивный ребенок в школе

Проблемы воспитания гиперактивного ребенка в семье иногда возникают уже с первых месяцев его жизни. Наиболее остро они проявляются с момента начала посещения детских образовательных учреждений...

Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок"

Уважаемые коллеги, есть ли в ваших детских коллективах дети, которых можно охарактеризовать как гиперактивные? Какие методы воздействия вы использовали? Какие из них оказались более эффективными...

Гиперактивный ребенок

В презентации дается понятие, причины, признаки гиперактивности, а также рекомендации родителям и педагогам....

Взаимодействие с гиперактивным ребенком

Советы родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком         (советы родителям)...