Проект сетевого взаимодействия "Палитра возможностей"
проект

Иванова Александра Сергеевна

Современное общество характеризуется активными инновационными изменениями в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной, где одним из основных ориентиров стало создание комфортных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как показывает практика, процесс позитивной интеграции детей-инвалидов в социум является для них сложным этапом социализации. В современном обществе при интеграции детей с ОВЗ встают вопросы социальной реабилитации. Ее основная задача – восстановление социального статуса ребенка-инвалида и включение его в систему общественных отношений.

Сетевой образовательный проект, который мы представляем к защите – это создание комфортного образовательного пространства, организованное путем социального партнерства между двумя образовательными организациями Зеленогорским домом детского творчества и Детским дом-интернатом №3, расположенном в поселке Ушково. Проект достаточно молодой, ему нет и года, находится в стадии реализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_palitra_vozmozhnostey_.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Зеленогорский дом детского творчества

Курортного района Санкт-Петербурга

СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ПАЛИТРА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Автор: педагогический коллектив ГБУ ДО ЗДДТ

Курортного района Санкт-Петербурга

Пантелеева Альбина Евгеньевна, директор

Мангутова Ксения Рафаэлевна, зам директора по УВР

Иванова Александра Сергеевна, зав отделом

Коростелева Мария Николаевна, педагог дополнительного образования

Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования

Иванова Людмила Андреевна, педагог-организатор

2018 г.


Аннотация и содержательная часть сетевого образовательного проекта «Палитра возможностей», направленного на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья через творческие занятия

Востребованность образовательного проекта

Современное общество характеризуется активными инновационными изменениями в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной, где одним из основных ориентиров стало создание комфортных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)

Как показывает практика, процесс позитивной интеграции детей-инвалидов в социум является для них сложным этапом социализации. В современном обществе при интеграции детей с ОВЗ встают вопросы социальной реабилитации. Ее основная задача – восстановление социального статуса ребенка-инвалида и включение его в систему общественных отношений.

Данный проект – это планируемое длительное творческое сотрудничество ГБУ ДО Зеленогорского дома детского творчества Курортного района Санкт-Петербурга и СПб ГБСУСО Детский дом-интернат №3, расположенного в поселке Ушково, направленное на социализацию детей с ОВЗ через творческие занятия.

Для педагогов Зеленогорского дома детского творчества данный образовательный продукт интересен с позиции апробации новых форм взаимодействия с детьми с ОВЗ, использования современных методик организации групповой и индивидуальных форм работы.

Перед педагогами нашего учреждения стоит задача – помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Главная проблема ребенка с ОВЗ, особенно живущего в доме-интернате состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Перспективной (долгосрочной) целью проекта является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в детском доме №3.

Конечной целью проекта – создание оптимальных условий, обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с ОВЗ, в среду нормально развивающихся сверстников через реализацию их творческого потенциала.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. Включение в доступное открытое образовательное пространство детей с ОВЗ.
  2. Создание доступной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, предусматривающей комфортные условия для обучения, воспитания и развития обучающихся.
  3. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья, учащихся с особыми образовательными потребностями в образовательный и воспитательный процесс.  
  4. Разработка индивидуальных программ (образовательных маршрутов) для детей с особенностями в развитии.
  5. Применение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной деятельности, а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
  6. Создание условий для адаптации детей с ОВЗ в обществе, организация занятий и мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении.
  7. Формирование активной поведенческой установки у детей с ОВЗ с целью утверждения их в обществе.
  8. Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ.
  9. Получение и приобретение детьми с ОВЗ знаний, умений и навыков, необходимых им для продолжения обучения, профессиональной ориентации и адаптации в обществе.  

 Объектом проекта является образовательная деятельность детей с ОВЗ.

Этапы и сроки реализации проекта

Этап

Содержание

Сроки

Ответственный

Подготовительный

Создание творческой группы участников проекта

май 2018 г.

руководитель проекта

Изучение методической литературы по работе с детьми с отклонениями в умственном развитии

май 2018 г.

руководитель проекта

Поиск и коррекция инновационных технологий, форм и методов образовательной деятельности

август 2018 г.

руководитель проекта

Определение стратегии и практики деятельности

август 2018 г.

руководитель проекта

Практический

Организация адаптационного периода

сентябрь 2018 г.

руководитель проекта

Реализация плана мероприятий, направленных на социализацию детей с ОВЗ

в течение 2018-2019 уч. г.

руководитель проекта

Заключительный

Диагностика результатов реализации плана

май 2019 г.

руководитель проекта

Анализ и сопоставление полученных результатов с поставленным целями

июнь 2019 г.

руководитель проекта

Ретрансляция педагогической инициативы: выступление на конференциях, публикация материала в сети интернет, оформление фотоматериалов

июнь 2019 г.

руководитель проекта

Планируемые результаты

  1. Создание условий, обеспечивающих доступность образования для детей с ОВЗ.
  2. Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Снижение коммуникативных барьеров и, как следствие, повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ.
  4. Внедрение новых коррекционных педагогических технологий и программ работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.
  5. Приобретение детьми с ОВЗ навыков для продолжения обучения, профессиональной ориентации и адаптации в обществе.

Данный проект предусматривает реализацию плана работы, направленного на социализацию детей с ОВЗ на базах Зеленогорского дома детского творчества Курортного района и детского дома-интернат №3 с использованием имеющегося оборудования и кадрового сопровождения. Его особенностью являются:

  1. Широкий охват участников: дети от 3 до 18 лет.
  2. Сочетание и реализация здоровьесберегающих технологий с личностно-ориентированными технологиями в течение всего времени.
  3. Приобщение ребенка к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

План-график реализации проекта

Проект реализуется с участием следующих сотрудников и педагогов Зеленогорского дома детского творчества:

  1. Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования, руководитель ИЗО-студии «Веселый карандаш», проводит творческие мастер-классы, которые направлены на развитие мелкой моторики. Принимая участие в таких мероприятиях, малыши с ОВЗ начинают раскрываться, верить в свои силы; проходит их социальная адаптация, растет оптимизм ребенка.
  2. Коростелева Мария Николаевна, педагог-хореограф, руководитель хореографической студии «Акварель», ведет занятия с группой детей с ОВЗ в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореографическая студия «Акварель» для детей с ОВЗ». Занятия хореографией и физическое развитие детей с ОВЗ компенсируют и предупреждают отклонения в физическом развитии, укрепляют психофизическое здоровье ребенка, повышают интеллектуальное и духовное развитие личности. При обучении детей танцевальным упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.
  3. Иванова Людмила Андреевна, педагог-организатор, руководитель добровольческой команды #ТурЛидер-актив, привлекает воспитанников ДДИ к участию в добровольческих акциях.

Мероприятия, проводимые в 2018-2019 учебном году в рамках проекта «Палитра возможностей» представлены в таблице:

Мероприятие

Ответственные

Срок

Участники

Мастер-класс

«Осенние мотивы»

педагог

Визиряко А.В.

октябрь 2018 г.

воспитанники ДДИ №3

Мастер-класс

«Новогодняя открытка»

педагог

Визиряко А.В.

ноябрь 2018 г.

воспитанники ДДИ №3

Новогодняя акция по обмену поздравительными открытками

педагог-организатор

Иванова Л.А.

декабрь 2018 г.

воспитанники ДДИ №3

Мастер-класс

«Морозное окно»

педагог

Визиряко А.В.

январь 2019 г.

воспитанники ДДИ №3

Мастер-класс

«Мама в окне»

педагог

Визиряко А.В.

февраль 2019 г.

воспитанники ДДИ №3

Акция

«Особенный подарок»

педагог-организатор Иванова Л.А.

добровольческая команда

«#ТурЛидер-Актив»

февраль 2019 г.

воспитанники ДДИ №3

Мастер-класс

«Руки в окне»

педагог

Визиряко А.В.

март 2019 г.

воспитанники ДДИ №3

Мастер-класс

«Птицы о окне»

педагог

Визиряко А.В.

апрель 2019 г.

воспитанники ДДИ №3

Мастер-класс

«Цветы в окне»

педагог

Визиряко А.В.

май 2019 г.

воспитанники ДДИ №3

Занятия в рамках АДООП «Хореографическая студия «Акварель» для детей с ОВЗ»

педагог

Коростелева М.Н.

в течение

2018-2019 уч.г.

воспитанники ДДИ №3

Участие в концертных и творческих мероприятиях

руководитель проекта

Иванова А.С.

в течение

2018-2019 уч.г.

воспитанники ДДИ №3

Показатели и индикаторы эффективности реализации проекта

Для оценки эффективности проекта необходимо учитывать:

  1. Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство.
  2. Активность участников взаимодействия – педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
  3. Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
  4.  Повышение показателей качества обученности ребёнка.
  5. Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ОВЗ.

Количественные показатели 

№ п/п

Индикатор

Показатель

1

Количество педагогов, активно взаимодействующих с детским домом-интернатом № 3

не менее 5 (33 %)

2

Доля детей, участвующих в проекте

100 %

3

Публикации опыта в печатных изданиях

не менее 2

4

Публикации инновационного опыта в сети Интернет

не менее 4

5

Количество педагогов, использующих новые формы работы с детьми с ОВЗ

не менее 5 (33%)

6

Результаты социологического опроса участников проекта

уровень удовлетворенности не ниже 85 %

7

Интенсивность работы сайта (обновление раздела)

еженедельно

Результаты и перспективы

Промежуточные результаты реализации проекта «Палитра возможностей» следующие:

  1. повысился уровень мотивации участия в проекте участников образовательного процесса;
  2. разработан механизм формирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;
  3. возрос уровень профессионального мастерства педагогов;
  4. возросла мотивация воспитанников ДДИ к занятиям хореографией, как следствие – участие в городском конкурсе хореографических коллективов среди обучающихся государственных образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования в рамках фестиваля «Вера. Надежда, Любовь» (31.01.2019 г.).

Перспективами развития нашего проекта мы видим:

  1. увеличение количества участвующих педагогов ЗДДТ в сетевом проекте, расширение направленностей;
  2. увеличение участия воспитанников ДДИ №3 в мероприятиях и конкурсах различных направленностей и уровней;
  3.  привлечение представителей сторонних организаций для участия в мастер-классах, акциях, направленных на социализацию детей с ОВЗ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сетевого взаимодействия.

Современные условия информационного общества, требуют иных подходов, методов и технологий в такой важной сфере, как образование. Поэтому необходимо сделать акцент на развитие сотрудничества самой глав...

Проект "Сетевой город"

Автоматизированная система управления школой стала необходимостью. Информатизация управления связана с принятием обоснованных управленческих решений на основе авто­матизированной обработки социально-э...

Проект "Сетевое взаимодействие вуза и школы как фактор инновационного развития общеобразовательной организации"

Сетевое взаимодействие вуза и школы как фактор инновационного развития общеобразовательной организации...

проект «Сетевая этно-экологическая школа «Селенга-Байкал»»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ»- победитель Конкурса «Развитие современной образовательной среды, интегрирующей возможности общего и дополнительного образов...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...

Проект сетевой программы "Мы в танцах"

Проект сетевой программы  «Мы в танцах» Проведя анализ работы ШСК, было выявлено, что в спортивном клубе, очень большая текучесть занимающихся. На протяжении учебного года, в гру...

План работы методиста по предмету "Биология" в рамках инновационного проекта "Сетевая школа Республики Тыва"

Цель  работы: Методическое сопровождение деятельности учителей биологии Чеди-Хольского кожууна, для эффективного использования перспективных форм работы с детьми и повышения профессиональной ...