статья
статья

Масюлис Татьяна Ивановна

ИНТЕГРАЦИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masyulis-statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Масюлис Т. И., педагог доп. образования, первой категории

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная

             (коррекционная)  общеобразовательная школа – интернат II вида »

e-mail: novostidefektolog@mail.ru тел. (839132)40101

                        

                            «Лучше сделать один шаг, чем вообще не сдвинуться с места»

                                                                                                        Я.А. Коменский.[3]

Проблема социальной интеграции детей с нарушением слуха, их интегрированного обучения и воспитания, в настоящее время является одной из важнейших научно-практических педагогических  проблем, привлекающих к себе внимание отечественных (И.М.Гилевич, Э.И.Леонгард, Н.Н.Малофеев, М.И.Никитина, Т.В.Пелымская, Л.И.Тигранова. Л.М.Шипицына, Н.Д.Шматко и др.) и зарубежных (П.Бейкер, В Гудонис, М.Джонсон, Е.Д.Кесарев, Д.Лауве и др.) ученых–педагогов. Социальная интеграция (лат. Integratio - восстановление, восполнение; лат. integer — целый) в дефектологии -  это успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации,  связанной с его дефектом, и  успешно интегрировал в социальную среду.[2]

В трудах Л.С. Выготского обосновано положение о том, что глухой ребёнок достигает того же развития, что и нормально слышащий, но это происходит с помощью иных способов и средств. Важно знать пути, по которым следует развивать ребёнка. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания. .[1]

         У каждой школы своя конкретная миссия. Одни школы становятся, по сути дела, почти чисто учебными заведениями. Другие активно занимаются решением проблем воспитания, идут по пути превращения школы в воспитательную систему. Третьи резко усиливают внимание к здоровью детей за счет внедрения новейших здоровьесберегающих технологий.

        Педагогический коллектив Минусинской школы – интерната II вида, работая практически во всех выше перечисленных направлениях, все же главную свою миссию  видит в реабилитации неслышащих  детей в социум через развитие творческих способностей. В течение многих десятилетий  в нашей школе успешно работают кружки и студии художественно - эстетического направления. И опыт показал, что творческая деятельность детей оказывает особое влияние на их учебную деятельность, дальнейшее развитие и благоприятную адаптацию в общество.

        Как руководитель творческой студии «Ритм и мы», я убеждаюсь в этом ежегодно.  Занятия в студии, во - первых,  способствуют развитию общей и речевой моторики, положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Достижение эффективных результатов возможно при взаимодействии всех анализаторов в ходе специального обучения, создания слухо – речевой среды вне школы и дома. Во - вторых, формируют личность ребенка совершенно на другом уровне. Дети  избавляются от комплексов  и всяческих фобий (страха общения, комплекса неполноценности, заниженной самооценки и т.д.). И если эти задачи достаточно эффективно решались внутри детского учреждения, то наши первые шаги, первые выходы на фестивали, конкурсы, акции городского и краевого уровня, неожиданно дали сразу   еще более яркий эффект.

      Дети занимали призовые места  наравне с юными артистами общеобразовательных школ в хореографии, вокале, художественном слове. Стало понятно, что они поверили в себя,  а  возможности студии позволяют им достичь творческих высот.  Мы задумались над тем, что и среди «таких» детей могут быть не просто способные, а высоко одаренные дети. Выявить их, замотивировать и подарить им надежду стало моей задачей на многие годы вперед.  Для этого были разработаны программы «Одаренные дети» (по жестовой песне и  по хореографии) с разработкой индивидуальных «маршрутов». Также был разработан трехгодичный  проект по всем видам художественного творчества «Ладони, открытые миру».

        С  2009  по 2014 годы воспитанники студии участвовали в городских акциях и конкурсах: «Шире круг», «Неделя добра», «От сердца к сердцу», «Хрустальный башмачок», «Пушкиниана», «Минута славы»; в краевых фестивалях и конкурсах: «Вместе мы сможем больше», «Поверь в себя», «Лейся песня», «Таланты без границ», «Отечество мое», «Вера. Надежда. Любовь»; в международных и всероссийских «Жизнь безграничных возможностей», «Утренняя звезда», «Мой снежный барс», «Талантоха», «Парамузыкальный  фестиваль», «Incluz Dance», «Радуга жизни», «Звонкая капель», «Сибирь зажигает звезды».

      За 2013-2014 год мы семь раз  становились лауреатами I степени, три раза лауреатами II степени, два раза дипломантами, получили один диплом I степени, пять дипломов II степени  и три диплома III степени фестивалей и конкурсов разного уровня. А воспитанник студии Андрей Бурашов стал  обладателем «золотой медали» краевого фестиваля «Таланты без границ» и был выдвинут комиссией  Краевого дворца пионеров и школьников кандидатом на получение  президентской премии.

Это были не просто победы, а победы характеров над немощью, над физическими недостатками, доказательство тому, что ограниченные возможности могут иметь неограниченные способности. А еще - подтверждением того, что занятия творчеством не только не мешают учебной деятельности, но и благоприятствуют ее успехам. Кстати, американские ученые доказали это экспериментально. Участники эксперимента повысили успеваемость: в математике - на 10%,  в русском  языке  и литературе - на 20%, в физкультуре  и спорте -  на 30%. [4]  Эту статистику с успехом подтверждают и выпускники студии «Ритм и мы».  

Интеграция «коррекционных» детей в творческую среду социума, с другой стороны, открыла самому «миру»  их необыкновенный творческий потенциал.

        Вот, например, какая оценка прозвучала из уст члена жюри международного фестиваля «Сибирь зажигает звезды» (г. Красноярск), заслуженного учителя России, художественного руководителя эстрадного балета «Экситон» Елены Кировны Барткайтис  на  мастер – классе по хореографии:

       «Мы были изумлены, что  глухие дети поют и танцуют так, как не всегда умеют дети, которым богом от природы дано все. Многим коллективам образовательных школ следовало бы поучиться у «коррекционников» их умению работать с детьми и добиваться высоких результатов в творчестве».

        Мы также дорожим оценкой нашего труда и со стороны родителей. Мама одной из воспитанниц  Екатерина Ивановна  Жидкова в своем отзыве  написала: «У нас не простые дети, они не слышат, они закомплексованы, не уверенны в себе, психологически подавлены. Но благодаря творческим занятиям в школе, «выходу в свет» на  сцены  разного уровня моя дочь, например, избавилась от всех трудностей общения, поверила в себя, с удовольствием поет и танцует, участвует в фотовыставках, пишет рассказы  и светло улыбается  миру».

      А мы, педагоги, в свою очередь, благодарны родителям и убеждены, что столь успешными наши дети не могли бы стать без их чуткой поддержки. Только совместная заинтересованность в  воспитании и становлении личности ребенка может дать положительный эффект. К тому же родители всегда оказывали и оказывают посильную помощь в приобретении костюмов, музыкального оборудования, оплате поездок на фестивали и конкурсы.  Огромное спасибо!    

      Важно отметить, что после выхода из стен интерната дети не бросают творчество. Поступив в различные учебные заведения или устроившись на работу, образовав семейные союзы, они продолжают заниматься своим любимым делом, посещая региональные  клубы Всероссийского общества глухих. Продолжается и дружба между воспитанниками студии. Они всегда на связи в Интернете, часто посещают  своих наставников и непременно приезжают на юбилеи в родной интернат. Таких массовых мероприятий (до 100 -120 выпускников одновременно) не знает ни одна коррекционная школа.

      Прав был  замечательный актер Катин- Ярцев, утверждая, что самое важное для человека, из какой «детской» он вышел. В творческой «детской» Минусинского интерната давно прописались Вера, Надежда, Любовь. Здесь вас встретят  «ладони, открытые миру, и сердце Любви  в унисон».

 

Библиографический список:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.,1967— 96 с.
  2. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие 2002. — 80 с. 
  3. Коменский, Я.А. "Великая дидактика". - Избранные педагогические сочинения/Я.А. Коменский. - М.: Уч.пед.издат., 1955.
  4. Журнал «Народное творчество»  http://goon.ru/cgi-bin/cat/index.cgi?ID=9033

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....