Современный урок
материал (6 класс)

Топоровская Светлана Алексеевна

«Урок – это зеркало общей и педагогической

культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Урок – это зеркало общей и педагогической

культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А.Сухомлинский

Новая школа… Как разработать урок по-новому?    Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, работающего в условиях ФГОС. Также изменяются и технологии обучения: внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Предлагаю остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.

Это я хочу показать на примере своего урока русского языка в 6 классе

по программе «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.

Тема: «Правописание не с существительными»Учитель МКОУ Лизиновская СОШ Топоровская Светлана Алексеевна.

Планируемые результаты обучения: учатся сравнивать и обобщать, развивают словарный запас и навыки связной речи, совершенствуют орфографические умения и навыки.

УУД, которые формируются на уроке.

Предметные:

  1. Развивать орфографическую зоркость.
  2. Уметь развивать связную речь.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, искать средства её осуществления; осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

Познавательные: синтезировать информацию для ответа, устанавливать аналогии, самостоятельно перерабатывать информацию.

Коммуникативные: умение формулировать сою точку зрения, строить ответ в соответствии с изученной терминологией.

Личностные: формирование навыков самодиагностики.

Оборудование: меловая доска, мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык. 6 класс» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская).

Ход урока:

 1 Организационный момент.

Здравствуйте ребята.   Сядьте все правильно и сложите вместе свои ладошки. Я хочу начать сегодняшний урок с одной очень древней притчи.

«Жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»

 Всё в ваших руках, ребята. А сейчас потихоньку поднимите свои ладошки кверху и откройте их.  У вас с рук сейчас выпорхнула бабочка успеха. И весь урок она будет летать над вами.

  1. Объяснение нового материала.

1. Определение темы и целей урока

  1. (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
  2. (Не) заслонишь солнце рукавицей, (не) убьешь молодца (не)былицей.
  3. На сердце ненастье, так и в вёдро дождь.
  4. (Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь. 
  5.  (Не) работа сушит, а забота.

                5.  (Не посеешь) – урожай (не) соберешь

                6. Лентяю все (не)можется да (не)здоровится. 
                7. (Не) спеши языком, торопись делом. 
                8. Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет. 

                9. У( не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи.

Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл.

Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.  (Повторить правописание не с глаголами)

- Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Это имена существительные. Значит, тема сегодняшнего урока: «Не с существительными».

Давайте сформулируем цели урока, используя опорные слова:

Познакомиться с …. (С правилом написания не с существительными)

Учиться….   ( Правильно писать не с существительными)

- В русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

Учитель рассказывает (читает) грамматическую сказку Ф.Кривина.

В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без "не", жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени:

Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без "не" и поэтому остаётся хорошим?..

Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).

Как они пишутся с не?

В каких же еще случаях не с сущ. пишется слитно? Может ли не с существительными писаться раздельно?

3 Лексическая работа   (Выполняется письменно в тетради)

        -К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.

        О б р а з е ц : друг – недруг (враг)    

Счастье –  несчастье (горе.)

Внимательность – невнимательность (рассеянность).

Воля – неволя (рабство).

Погода – непогода (слякоть).

Противник – неприятель (враг).

Правда – неправда (ложь).

Уверенность – неуверенность (сомнение).

- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?

4. Работа в парах  Игра «Собери пословицы».

(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).

1). (Не) работа сушит,           а забота.

2). (Не) печь кормит,             а руки.

3). Глупость (не) порок,        а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью,       а правдой и честью.

5). (Не) друг поддакивает,               а друг спорит.

ВЫВОД :- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?-

-  Когда НЕ- пишется раздельно?

- Объясните смысл пословиц.

Схема Правила  Не с существительными (Слайд №13)

5. Физкультминутка.

 Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы,  вы хлопаете в ладоши над головой.

- На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?

6 Закрепление .Работа по учебнику (упр. 287 стр. 151) После выполнения упражнения идет взаимопроверка-работа в парах

Чтение правила стр. 150 параграф 51

Синтаксическая пятиминутка. «Составь предложение».( Работа в группах у доски) ( слайд 15)

1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки  выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;

2) из предложения  В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;

3) из предложения  Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;

4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;

5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..

7 Итог урока. Рефлексия. Время - 4 минуты.

-Подведем итоги нашего урока. Достигли ли мы цели, которые ставили перед собой?

Что вы узнали о правописании НЕ с существительными?

Что лучше всего получилось…?

Что вызвало затруднения…?

8 Домашнее задание.

Параграф 51,

Стр. 152, упр. 290

Дополнительное задание: составить словарик существительных, которые не употребляются без НЕ.