Дополнительная общеразвивающая программа "Эстрадный вокал"
рабочая программа
В настоящее время существует много различных форм творческой деятельности, но одна из самых интересных, эффективных, эмоциональных, захватывающих и доступных – эстрадное пение.
Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам современных детей и подростков. Студия эстрадного вокала является сегодня одной из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем педагогики и психологии - развития творческих способностей детей. Именно творческие способности стимулируют формирование особых качеств ума: наблюдательности, умению сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – качеств, необходимых любому молодому человеку 21 века.
Студия эстрадного вокала - творческое объединение, деятельность которого базируется на содружестве нескольких видов искусства. Вокал, музыка, хореография, литература, актёрская игра – все эти виды творчества обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка, развивают его музыкально-творческие способности: голос, слух, чувство ритма, память, речь, мышление, двигательные навыки, координацию и пространственную ориентировку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_studii_estradnogo_vokala.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Джидинское управление образования»
МБОУ «Оёрская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждено»
Зам. дир. по УВР Директор «Оёрская СОШ»
_______/Аманжулова В. Н./ _______/Бадмаев Ю. Р./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Студия эстрадного вокала»
Продолжительность обучения 5 лет
Ориентирована на возраст обучающихся 7-17 лет
Учитель музыки
Доржиева Ж.Б.
2014-2015 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка…………………………………………………..3стр.
2. Учебно-тематический план……………………………………..……….6 стр.
3.Содержание программы………..………………………………………..8 стр.
4. Прогнозируемые результаты…………………………………………...19 стр.
5. Отслеживание результативности освоения программы………………21 стр.
6. Методика реализации программы……………………………………..23 стр.
7. Обеспечение программы………………………………………………..24 стр.
8. Список литературы, использованный при составлении программы...25 стр.
9. Список литературы, используемый при реализации программы……25 стр.
10. Список литературы, рекомендуемый детям и их родителям………..26 стр.
Пояснительная записка.
В настоящее время существует много различных форм творческой деятельности, но одна из самых интересных, эффективных, эмоциональных, захватывающих и доступных – эстрадное пение.
Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам современных детей и подростков. Студия эстрадного вокала является сегодня одной из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем педагогики и психологии - развития творческих способностей детей. Именно творческие способности стимулируют формирование особых качеств ума: наблюдательности, умению сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – качеств, необходимых любому молодому человеку 21 века.
Студия эстрадного вокала - творческое объединение, деятельность которого базируется на содружестве нескольких видов искусства. Вокал, музыка, хореография, литература, актёрская игра – все эти виды творчества обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка, развивают его музыкально-творческие способности: голос, слух, чувство ритма, память, речь, мышление, двигательные навыки, координацию и пространственную ориентировку.
Образовательная программа является модифицированной и относится к программам художественно - эстетической направленности.
Цель программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.
Задачи образовательной программы:
- Обучающие:
- научить основам эстрадного вокала, сценического движения, актёрского мастерства;
- сформировать устойчивое вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные вокальные приёмы;
- научить приёмам расширения диапазона голоса;
- сформировать вокально-ансамблевые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 - 3 голоса, петь в ансамбле согласованно;
- формировать индивидуальные способности: голос, слух, пластику, актёрские, импровизационные данные;
- знакомить с основными вехами истории эстрадных стилей и их особенностями, с творчеством звёзд мировой вокальной эстрады;
- научить работать со звуковоспроизводящей аудиоаппаратурой.
2. Развивающие:
- активизировать творческие способности обучающихся;
- развить гармонический и мелодический слух;
- развить образное мышление и желание импровизировать;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
- развить в ученике эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям;
- развить художественный и музыкальный вкус.
3. Воспитательные:
– приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;
- воспитать самостоятельную творческую личность;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
- сформировать этику поведения на занятиях и вне занятий;
- привить воспитанникам стремление постоянно расширять и углублять современные профессиональные знания;
- воспитать эмоционально-волевую сферу;
- подготовить личность ребенка к социализации в обществе.
Организация образовательного процесса.
Программа рассчитана на пять лет обучения и предназначена для обучения детей от 7 до 17 лет.
Обучение в студии проходит в форме индивидуальных и групповых занятий. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 год обучения по 1,5 часа, со 2 года обучения по 2 часа. В группе могут заниматься от 8 до 15 человек.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
На занятиях в студии эстрадного вокала используются разнообразные методы обучения:
метод упражнений,
метод практического показа,
прослушивание записей и их анализ,
отработка репертуарных произведений.
Условия набора в студию.
Важным условием является здоровый голосовой аппарат. На прослушивании детям предлагается исполнить одну песню (народную либо песню современных авторов), повторить ритмические фигуры, заданные преподавателем, исполнить движения под музыку.
Основными требованиями, предъявляемыми к обучающимся являются:
регулярное посещение занятий,
трудолюбие,
добросовестность,
доброжелательное отношение друг к другу.
Принципы построения педагогического процесса:
- принцип постепенности и последовательности в овладении секретами эстрадного вокала - от простого к сложному;
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип гармоничного воспитания личности;
- принцип доступности;
- принципы педагогики успеха (Селестен Френе).
В основу разработки данной программы легли известные педагогические технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
- технология индивидуализации обучения (И. Э. Унт);
- личностно-ориентированная технология (И.С. Якиманская);
- технология сотрудничества (Ш. А. Амонашвили).
Концепция программы.
Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся является учебный и концертный репертуар, который основывается на следующих принципах:
- отбор высокохудожественных вокальных произведений отечественной и зарубежной классики эстрадного искусства, произведений современных композиторов-песенников;
- исполнение разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и форм;
- постепенное усложнения, направленное на решение педагогических, технических и художественных задач;
- учёт музыкальных интересов и художественного вкуса учащихся.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы: творческие задания, наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование.
Дети приходят в студию с разным уровнем подготовки, темп освоения детьми образовательной программы различный, поэтому программа имеет делится на три этапа обучения:
I этап (начальный) – 1 год обучения - освоение основ вокального творчества;
II этап (основной) – 2-3 годы обучения - сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, дети чисто интонируют, поют на дыхании сольно и в ансамбле без сопровождения и под фонограмму (-1); у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус ( дети пробуют себя в различных вокальных конкурсах);
III этап (творческий) – 4-5 годы обучения - воспитанники студии совершенствуют свои профессиональные навыки; выступают на концертных площадках различного масштаба, имеют опыт участия в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня.
Прогнозируемые результаты.
Выпускник студии эстрадного вокала должен показать:
I. наличие исполнительского мастерства владение вокальной техникой -
- уметь точно интонировать на всём диапазоне;
- уметь петь естественно, ровным по тембру голосом;
- уметь свободно пользоваться навыками певческого дыхания;
- уметь грамотно пользоваться резонаторными ощущениями;
- уметь исполнять свою партию в ансамбле в многоголосных произведениях (для ансамбля);
II. владение навыками поведения на сцене –
- взаимодействие с партнёрами по ансамблю (для ансамбля);
- умение красиво двигаться, чувство единства пластики в ансамбле (для ансамбля);
- умение общаться со зрителем;
- ощущение чувства стиля;
- умение работать с микрофонами;
- показать ростки своей индивидуальной манеры пения;
III. уровень раскрытия образа:
- артистизм исполнения;
- свобода исполнения;
- цельность исполнения произведения;
- раскрытие художественных достоинств произведения.
Учебно-тематический план (ансамбль).
№ п/п |
Разделы и темы программы. | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения | |||||
Теор. | Прак. | Теор. | Прак. | Теор. | Прак. | Теор. | Прак. | Теор. | Прак | ||
1. | Вводное занятие. | 1ч. | - | 1ч. | - | 1ч. | - | 1ч. | - | 1ч. | - |
2. | Постановка голоса. | 3ч. | 26ч. | 2ч. | 30ч. | - | 26ч. | 2ч. | 20ч. | 2ч. | 18ч. |
3. | Постановка вокального дыхания. | 4ч. | 12ч. | 3ч. | 15ч. | 1ч. | 14ч. | 1ч. | 12ч. | - | 12ч. |
4. | Пение учебно-тренировочного материала. | 2ч. | 10ч. | 2ч. | 15ч. | 2ч. | 14ч. | - | 20ч. | - | 22ч. |
5. | Репертуарная практика. | 3ч. | 30ч. | 4ч. | 46ч. | 4ч. | 50ч. | 4ч. | 52ч. | 4ч. | 52ч. |
6. | Сценическая практика. | 3ч. | 14ч. | 4ч. | 22ч. | 4ч. | 28ч. | 2ч. | 30ч. | 2ч. | 31ч. |
Итого: 108ч.(1год), 144ч.(2-5год). | 16ч. | 92ч. | 16ч. | 128ч. | 12ч. | 132ч. | 10ч. | 134ч. | 9ч. | 135ч. |
Учебно-тематический план (сольное пение).
№ п/п |
Разделы и темы программы. | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения | |||||
Теор. | Прак. | Теор. | Прак. | Теор. | Прак. | Теор. | Прак. | Теор. | Прак | ||
1. | Вводное занятие. | 1ч. | - | 1ч. | - | 1ч. | - | 1ч. | - | 1ч. | - |
2. | Постановка голоса. | 0,5ч. | 4ч. | 0,5ч. | 4ч. | - | 4ч. | - | 3ч. | - | 2ч. |
3. | Постановка вокального дыхания. | 0,5ч. | 3ч. | - | 3ч. | - | 3ч. | - | 2ч. | - | 2ч. |
4. | Пение учебно-тренировочного материала. | - | 3ч. | - | 3ч. | - | 3ч. | - | 3ч. | - | 3ч. |
5. | Репертуарная практика. | - | 4ч. | - | 4ч. | - | 4ч. | - | 5ч. | - | 6ч. |
6. | Сценическая практика. | - | 2ч. | - | 2,5ч. | - | 3ч. | - | 4ч. | - | 4ч. |
Итого: 18ч. | 2ч. | 16ч. | 1,5ч. | 16,5ч. | 1ч. | 17ч. | 1ч. | 17ч. | 1ч. | 17ч. |
Содержание программы.
Каждое занятие в студии эстрадного вокала обязательно предполагает следующие виды деятельности, образующие его структуру:
- вокальные распевания, включающие в себя упражнения на выработку правильного дыхания, опоры звука, чистой интонации, артикуляции, вокального строя, грамотного ансамблевого звучания;
- работа над репертуарными произведениями;
- мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Задачи и особенности каждого года обучения.
I год обучения.
Цель:
- заложить основы вокально-исполнительской деятельности;
- сформировать начальные навыки вокального исполнительства.
Задачи:
- формирование навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);
- формирование начальных навыков певческой артикуляции;
- формирование певческой установки;
- формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне
1-1,5 октав;
- ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним;
- учимся ритмически – непринуждённо двигаться под заданную мелодию;
- простые упражнения на развитие координации движений.
Содержание учебного материала.
1.Вводное занятие.
Знакомство учащихся. Ознакомление обучающихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете. Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям).
Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)
2.Постановка голоса.
Формируем правильную постановку корпуса при пении, правильное ощущение гортани (нижняя челюсть свободная). Выработка грамотных голосовых, речевых, певческих навыков. Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Выравнивание гласных, выработка навыка резонирования, активность работы артикуляционного аппарата.
Певческая установка и навыки певческого дыхания. Три основных части голосового аппарата. Атака звука. Мягкая атака – основа вокала.
Общее здоровье организма человека – главное условие здорового голоса.
3. Постановка вокального дыхания.
Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох не должен нарушать смысл слова. Вдох между фразами в быстром произведении.
Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Упрямая свечка», « Собачка» и др.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и укрепления диафрагматического дыхания (см. приложение).
4. Пение учебно-тренировочного материала.
Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания. Исполнение распеваний, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания в мажоре и миноре, включающие скачки на терцию, кварту, квинту (для ансамбля).
Развиваем способность слушать свои ощущения. Контроль за собственным телом с помощью зеркала. Выполняем упражнения на развитие артикуляции. Скороговорки для дикции. Распевки на дикцию: «Мы перебегали берега», «Алфавит». Основы артикуляционной разминки (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти)
Вокальные каноны. Упражнения на развитие гармонического слуха.
5.Репертуарная практика.
Выбор репертуара, доступного по вокально-техническому и исполнительскому уровню, тесситуре, содержанию.
Слушание песни, её анализ с детьми; разучивание текста песни; отдельно изучаем мелодию и отрабатываем её интонационные трудности. Пение песни по партиям.
Художественная отработка звучания каждого из куплетов песни. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного исполнения.
6.Сценическая практика.
Практическая работа по созданию эстрадного номера. Тема песни и её сценическое воплощение. Эмоциональность при исполнении песни. Учимся двигаться под мелодию исполняемой песни. Учимся вслушиваться и понимать смысл репертуарных песен. Отработка выхода на сцену и ухода после выступления.
Изучение правил пользования микрофонами.
Этюды и упражнения, направленные на то, чтобы помочь начинающим эстрадным артистам осознать эмоциональную природу собственного «я», развить творческое воображение, фантазию.
Примерный репертуарный список:
Ю. Саульский - Чёрный кот.
М. Дунаевский - 33 коровы; Лев и брадобрей.
Г. Струве - Школьный корабль, Моя Россия, С нами друг.
Е. Крылатов - Колыбельная медведицы; До чего дошёл прогресс; Мы - маленькие дети; Песенка о лете.
А. Зацепин - Волшебник – недоучка.
К. Певзнер - Оранжевая песенка.
И. Дунаевский - Песенка о капитане; Песенка о весёлом ветре.
О.Хромушин - Что такое лужа?; Сколько нас.
А. Цфасман - Неудачное свидание.
М.Олах - Я пушистый беленький котёнок.
М. Ланда и С. Васильев – Круглая песенка.
А.Варламов - Посиделки.
Е.Зарицкая - Перемена.
В Семёнов – 47 минут у телефона.
Ж.Колмагорова - Моя Москва; Добрая песенка; Буги-вуги в стиле осьминог.
В.Осошник – Плакали зверушки.
В.Алексеев - Песенка-капель; Сказки детства.
А.Ермолов - Паровоз-букашка; Звёздная страна; Мы хомячим; Весёлая песенка; Солнечные зайчики.
В.Бровко - Шли куда попало.
II год обучения.
Цель:
- развитие и укрепление параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на протяжении всего диапазона).
Задачи:
- развитие певческого дыхания (развитие навыка пения на опоре);
- развитие навыков певческой артикуляции;
- закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы;
- работа над высокой певческой позицией;
- сглаживание переходных звуков;
- формирование ощущения головного и грудного резонирования;
- развитие навыков звуковедения: пение легато, нон легато, стаккато;
- развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке;
- целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
- упражнения на раскрепощение мышц, освобождение их от зажимов;
- воспитание пластичности движений и музыкальности;
- повышение выносливости студийцев - упражнения аэробного характера.
Содержание учебного материала.
1.Вводное занятие.
Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)
2.Постановка голоса.
Певческая установка и навыки певческого дыхания. «Зевок» - методический приём произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя!»
Упражнения на выявление тембровой окраски голоса. Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен, пение упражнений а капелла, упражнений на освоение 2-голосия (параллельное движение 3, 6) – для ансамбля.
Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Развитие ощущения правильного резонирования и активности работы артикуляционного аппарата. Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха.
Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни.
3. Постановка вокального дыхания.
Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный, экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром произведении. Вдох не должен нарушать смысл слова.
Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Собачка» и др.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания (см. приложение). Отработка правильного диафрагматического дыхания. Знакомство с навыками «цепного дыхания». Работа над произнесением одной мысли на одном дыхании.
4. Пение учебно-тренировочного материала.
Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевание как эмоциональная настройка вокалиста. Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. Проработка упражнений с усложнением и ускорением.
Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего.
Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к трезвучиям. Совершенствуем несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера” (для ансамбля). Упражнения на создание ритмического ансамбля (для ансамбля).
Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен и запись в компьютер с последующим прослушиванием и просмотром записи.
Дикция и правильное голосообразование. Скороговорки. Артикуляционная гимнастика. Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные - "носители" вокального звука. Упражнения на подачу звука .
Упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов. Анализ внутренних ощущений. Упражнения на развитие грудного резонатора. Упражнения на снятие зажатий.
5.Репертуарная практика.
Разнообразим репертуар: включаем произведения различные по форме, жанру, содержанию. Выбираем произведения, способствующие развитию и укреплению голоса. Усложняем репертуар: двухголосие; тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).
Технические моменты репертуара. Разучиваем произведения по партиям, работаем над унисоном, текст отрабатываем в виде мелодической «речитации». Учимся распределять дыхание во время сценического движения.
Художественный этап в отработке репертуара - пение осмысленное и одушевлённое (донести эмоции песни до сердца слушателя).
Тренинг на эмоции и сценическую речь. Нарабатываем «специальное состояние», которое позволяет комфортней чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки актёрского мастерства. Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм.
6. Сценическая практика.
Работа над эстрадным номером: развиваем умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера. Этюды для тренировки актёрской природы в разнообразных сценических ситуациях. Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Уметь сочетать пение с простейшими танцевальными движениями. Вырабатываем осознанное ощущение пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене.
Грамотная работа с микрофонами. Костюмы, сценические атрибуты, декорации.
Примерный репертуарный список:
О. Фельцман - Ландыши.
В. Гаваши - Люди встречаются.
Б.Потёмкин - Сосед.
Т. Хренников - Московские окна.
А. Островский - А у нас во дворе
А. Пахмутова - Хорошие девчата; Надежда; песни патриотического содержания; песни о спорте.
А. Пугачёва - Звёздное лето; Папа купил автомобиль.
И. Дунаевский - Школьный вальс; Ой, цветёт калина; Весна идёт из к/ф "Весна".
Р. Паулс - Чарли.
Я.Дубравин – Что такое снеженика; Сочиненье о весне; Огонёк добра.
Д. Херман - Привет, лето! (на музыку «Hello, Dolly»).
А. Варламов - Подари улыбку миру.
Л. Деревягина - Звёзды надежды; Прощание.
В. Ударцев - Зажигаются звёзды; В мире доброты.
А.Петряшева - Человек-чудак; Про песенку; Новый год; Мама.
Ж Колмагорова - Мама; Звёздная ночь; Дай мне руку; Надежда есть!
И. Черник - Танец под дождём; Мама.
Песни о войне, песни бурятских композиторов, бурятские народные песни.
III год обучения.
Цель:
- расширение параметров ансамблевого вокального эстрадного исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей учащихся).
Задачи:
- развитие певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха);
- развитие навыков певческой артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);
- развитие тембровых возможностей голоса (развитие и укрепление ощущения своих резонаторов);
- развитие динамических возможностей голоса;
- целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;
- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
- воспитание способности двигаться в музыке и с музыкой;
- проба самостоятельного сценического оформления номера.
Содержание учебного материала.
1.Вводное занятие.
Техника безопасности, соответствующая инструкциям образовательного учреждения. Правила поведения на занятиях и, в целом, в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)
2.Постановка голоса.
Закрепление правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной вокальной работы.
Певческая установка и навыки певческого дыхания. Артикуляционный аппарат. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Развитие певческого диапазона до 2 октав.
Влияние эмоционального настроя на активность нервной системы во время пения. Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни. Возрастные особенности состояния голосового аппарата.
Продолжаем работу по выработке навыков резонирования и активности работы артикуляционного аппарата. Поиск своей манеры пения и сценического образа.
Продолжение работы в упражнениях над унисоном, 2-голосием; упражнения на 3-голосие от унисона, через квинты к трезвучиям; на выравнивание тембров (для ансамбля).
Пение с микрофоном упражнений и отрывков из сольной песни и запись в компьютер с последующим прослушиванием и просмотром записи.
3. Постановка вокального дыхания.
«Искусство пения есть искусство дыхания». Певческое дыхание и развитие всего организма. Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох между фразами в быстром произведении.
Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Собачка» и др.
Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Закрепление навыков правильного диафрагматического дыхания. Цезуры. Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике: «Разрезаем пространство», «Пила», «Скакалка» и др.
4. Пение учебно-тренировочного материала.
Распевания, содержащие дыхательные упражнения, попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей) в различных темпах.
Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания.
Развитие вокального слуха - способность слышать и "видеть" работу органов голосообразования. Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего. Критическое восприятие своего голоса.
Внятная дикция - значимая составляющая хорошей песни. Скороговорки. Чистоговорки.
Орфоэпия певческая. Снятие зажатий и стимуляция чёткой работы различных мышц и органов. Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества.
Артикуляционная гимнастика (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти). Отличие певческой артикуляции от обычной речи: сила и тембр. Секрет вокальной кантилены.
Грудной резонатор и головной резонаторы. Вокальные ощущения зевка, купола. Вырабатываем устойчивое ощущение резонаторов. Упражнения на выработку ощущений грамотного микста.
Вокальные каноны; упражнения на развитие гармонического слуха; совершенствуем навыки устойчивого двухголосия - усложнённые вокальные произведения; фрагментарное трёхголосие (для ансамбля).
5.Репертуарная практика.
Усложняем произведения репертуарного списка для развития и укрепления голоса. В репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала (английском, французском, итальянском и т. д.) Это развивает фонетический слух, знакомит с иной стилистикой, помогает освоить ту или иную манеру исполнения.
Методика разучивания вокального произведения сохраняет свои этапы – слушание песни, её анализ, разучивание и осмысливание текста песни, отработка мелодии песни (отдельных мотивов, ритмических сложностей, нюансов). Способ исполнения – манера пения.
Этюды для развития артистизма. Этюд – средство самовоспитания артиста, исполнителя. Этюд - средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.
Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного исполнения. Тренинг на эмоции и сценическую речь, отрабатываем навыки актёрского мастерства.
6. Сценическая практика.
Работа над эстрадным номером: раскрыть индивидуальность исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и учитывать природу специфических выразительных средств жанра.
Актёрское решение исполняемых песен. Уметь сочетать пение с различными танцевальными движениями.
«Мелочи» сценического поведения и концертного костюма исполнителя.
Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность. Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой.
Учащийся должен уметь работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой, громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива или низких нотах, смело двигаться с микрофоном в руках, сохраняя правильное его положение.
Примерный репертуарный список:
Ю. Началов - Ах, школа, школа; Дюймовочка.
М. Дунаевский - Леди совершенство; Цветные сны
В. Цветков - Снова вместе; Может это не любовь.
Ж. Колмагорова - Это весна; Музыка моя; Святая Россия.
А. Ермолов – Осенний блюз; Ты так красиво, Подмосковье; Музыка рисует дождь; Сегодня дождь.
И.Черник - Алые паруса; Улетают сны.
В.Дашкевич (Ю.Ким) – Пэппи.
Н. и В. Осошник – За окнами дождь; Васильковая страна; Бибика; Школьный блюз.
С.Аувстрецкий (С.Минаков) – Я попрошу тебя, господи.
И.Крутой – Я пою; Музыка.
А. Вербицкий – Идёт девчонка.
Дм.Пилов - Детство; Праздник-король.
Заволокины – Русский перепляс.
В. Купревич (М. Хотимский) - Пряники русские.
В. Алексеев – Что такое счастье; В небе облака; Песня о школе.
Г.Струве – Спасибо вам, учителя.
Е.Крылатов – Ваши глаза; Кабы не было зимы; Ведьма-речка; Будь со мною.
Н. Богословский - Тёмная ночь.
М. Фрадкин - Случайный вальс.
М. Блантер - Катюша; В лесу прифронтовом.
И. Дунаевский - Как много девушек хороших.
Г. Петербургский - Синий платочек.
А. Владимирцов - О любви не говори.
В.Львовский - Новогодний сундучок; Зимние сюрпризы; В новогоднюю сказку поверь.
Песни о войне, песни бурятских композиторов, бурятские народные песни.
IV год обучения.
Цель:
- расширение параметров вокального эстрадного исполнительства (формирование ровности и силы звука в разных регистрах, работа над нюансировкой от пьяно до форте, многоголосное пение, эмоциональность исполнения).
Задачи:
- развитие навыков певческого дыхания (до автоматизма);
- развитие беглости голоса на легато и стаккато;
- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
- развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, чёткости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых темпах);
- развитие навыков вокального интонирования (работа над точностью интонирования и лёгкостью звучания голоса в быстрых темпах);
- развитие навыков импровизации в джазовых композициях.
Содержание учебного материала.
1.Вводное занятие.
Сведения о предмете четвёртого года обучения. Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)
2.Постановка голоса.
Продолжается работа над расширением певческого диапазона, выработкой устойчивого микста, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования. Вокальные упражнения на разнообразные виды техники, на расширение и сглаживание диапазона, на навык резонирования.
Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, глиссандо.
Продолжаем работу по наработке навыков активности работы артикуляционного аппарата. Продолжение работы в виде упражнений над унисоном, 2-голосием, 3-голосием; над тембральным единством; над ансамблевым строем (для ансамбля).
Пение с микрофоном упражнений и отрывков из сольных и ансамблевых песен.
3. Постановка вокального дыхания.
Совершенствуем певческое дыхание – ощущение опоры звука. Главные принципы дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники, звукоизвлечения, на формирование ощущения резонаторов.
Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). Закрепление принципов диафрагматического дыхания. Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике: «Разрезаем пространство», «Пила», «Скакалка», «Снежки» и др. Распределение дыхания во время сценического движения.
4. Пение учебно-тренировочного материала.
Распевания, содержащие дыхательные упражнения, упражнения на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей, мелизмы). Распевки на дикцию. Микст. Упражнения на выработку ощущений грамотного микста.
Применяем на практике и развиваем способность слушать свои ощущения. Самоконтроль и мышечная память. Упражнения на поиск своей манеры пения и сценического образа.
Активная свобода при работе артикуляционного аппарата. Снятие зажимов и стимуляция чёткой работы различных мышц и органов. Артикуляционная гимнастика. Отличие певческой артикуляции от обычной речи: сила и тембр.
Секрет вокальной кантилены – упражнения.
Вокальная "маска". Вокальные ощущения зевка, купола.
Вокальные каноны; упражнения на развитие многоголосия: навыки устойчивого двухголосия; трёхголосие (для ансамбля).
Этюды — необходимый элемент для развития артистизма будущего вокалиста. Этюд тренирует актёрскую природу в разнообразных сценических ситуациях жизни в роли. Этюд – средство самовоспитания артиста, исполнителя. Этюд - средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.
5.Репертуарная практика.
Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. Культура, орфоэпия и логика речи. Орфоэпия певческая.
Способы разучивания произведения с вокальным ансамблем:
пение по партиям, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле; работа над унисоном, мелодическая «речитация»; индивидуальный опрос поющих (для ансамбля). Поиск своей манеры пения и сценического образа. Эмоции песни доносим до сердца слушателя; отрабатываем движение под музыку и пение – после разучивания песни.
6. Сценическая практика.
Эстрадный номер: умение раскрыть индивидуальность исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и учитывать природу специфических выразительных средств жанра.
Актёрское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания.
Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как предлагаемые обстоятельства, темпоритм сценического действия, подтекст, мизансцена. На сцене "играют" все мелочи поведения и костюма концертного исполнителя.
Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность. Вокалист должен быть одет не только внешне, но и внутренне. Целенаправленное воздействие на зрителя. Сценическое воплощение вокально-исполнительского замысла.
Отразить в костюме художественно-исполнительскую направленность песни. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Приветствуется исполнение джазовых стандартов с характерной импровизацией. Продолжается работа с микрофоном под минусовую фонограмму. Выравниваем динамику звучания голосов при работе с микрофонами (для ансамбля).
Примерный репертуарный список:
М. Таривердиев «Маленький принц»
М. Минков - Старый рояль; Дорога добра; А знаешь, всё ещё будет; Куда уходит детство.
В. Юмекс - Чай вдвоём.
Ф. Лоу - "Я танцевать хочу" из мюзикла "Моя прекрасная леди"
Дж. Герман - "Хелло, Долли!" из мюзикла "Хелло, Долли!"
А. Зацепин - Песни из кинофильма "31 июня"; Звёздное лето.
А.Зубков (И.Каминская) - Россия-Матушка.
К. Брейтбург (Мельник Э.) - Мамино сердце; Дорога к солнцу.
Ж. Колмагорова - Отчий дом; Святая Россия; Вечерняя Москва; Колыбельная Москве; Привет, Голливуд!
А. Ермолов - Косые дожди; Баллада о солдатской матери; Звезда; Я желаю тебе.
Песни из репертуара группы «Любовные истории» - Школа; Новогодняя; Летящий снег.
Н. и В Осошник – Весну звали; На Ивана на Купала; Black and white; Закаты алые.
Песни военных лет и о войне, песни бурятских композиторов, бурятские народные песни
V год обучения.
Цель:
- расширение параметров вокального эстрадного исполнительства (формирование навыков самостоятельной работы с микрофоном под минусовую фонограмму, выявление тембральных особенностей голоса учащихся, развитие динамических возможностей голоса, манера пения).
Задачи:
- развитие навыков певческого дыхания;
- развитие навыков певческой артикуляции (дикционная ясность и чёткость синхронного произношения согласных при пении в различных нюансах, темпах, регистрах);
- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
- работа над сценическим движением;
- развитие навыков звуковедения (совершенствование техники освоенных штрихов в различных нюансах, темпах, регистрах);
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
- развитие навыков импровизации в джазовых композициях.
Содержание учебного материала.
1.Вводное занятие.
Техника безопасности. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении.
2.Постановка голоса.
Работа над укреплением и раздвижением границ голосового диапазона, выработкой устойчивого микста, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования. Вокальные упражнения на разнообразные виды техники, на расширение и сглаживание диапазона, на навык резонирования.
Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, глиссандо.
Продолжаем отрабатывать навыки резонирования и активности работы артикуляционного аппарата в виде вокальных упражнений. Продолжение работы над многоголосием: смелое двух и трёхголосие (для ансамбля).
Пение с микрофоном упражнений и отрывков из сольной песни.
3. Постановка вокального дыхания.
Совершенствуем до автоматизма певческое дыхание – опору звука. Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники, звукоизвлечения, на формирование ощущения резонаторов.
Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). Автоматическое диафрагматическое дыхание. Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике: «Разрезаем пространство», «Пила», «Скакалка», «Снежки» и др. Распределение дыхания и сценического движения.
4. Пение учебно-тренировочного материала.
Распевания на необходимые виды техники. Распевки на дикцию. Микст - упражнения на выработку. Секрет вокальной кантилены – упражнения.
Самоконтроль и мышечная память. Упражнения на поиск своей манеры пения и сценического образа.
Вокальная "маска". Вокальные ощущения зевка, купола.
Вокальные каноны; упражнения на развитие многоголосия: навыки устойчивого двухголосия; трёхголосие (для ансамбля).
Этюды – тренировка актёрской природы в разнообразных сценических ситуациях жизни в роли. Исполнение упражнений с мотивами джазового или блюзового стандарта.
5.Репертуарная практика.
В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. Культура, орфоэпия и логика речи. Орфоэпия певческая.
Способы разучивания произведения с вокальным ансамблем:
пение по партиям, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле; работа над унисоном, мелодическая «речитация»; индивидуальный опрос поющих. Пение осмысленное и одушевлённое. Поиск своей манеры пения и сценического образа.
Включаем в репертуарный список произведения джазового или блюзового стандарта, а также произведения зарубежных композиторов на иностранном языке.
6. Сценическая практика.
Практическая работа по созданию эстрадного номера. Актёрское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания.
Основные принципы поведения на сцене. Творческая раскрепощённость.
Отразить в костюме художественно-исполнительскую направленность песни. Основными факторами способности создания сценического замысла являются: восприятие, воображение, память, мышление, эмоциональность, непосредственность, выразительность.
Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Приветствуется исполнение джазовых стандартов с характерной импровизацией. Продолжается работа с микрофоном под минусовую фонограмму.
Примерный репертуарный список:
В. Матецкий - Однажды.
М. Минков - Ты на свете есть; Не отрекаются любя; Эти летние дожди; Вербочки.
Ю. Началов - Герой не моего романа.
А. Максимов - Если в сердце живёт любовь.
Ю. Варум - Ля-ля-фа; Мой сон;
В. Меладзе - Самба белого мотылька; Ночь накануне Рождества;
И.Матвиенко - Колечко.
«Крапива-лебеда» из репертуара Н.Пушковой.
А.Джобим - Девушка из Ипанемы.
Ricchi e Poveri - Мама-Мария, Cosa sei.
М.Джексон – Спасём наш мир.
А.Кравченко – Вместе со своей страной.
О. Наумов - Сон дождя.
А.Ягольник - Малыш; Танцуй со мной; Оранжевый мальчишка.
Н. Могилевская – Подснежник; Я-весна; Самая.
К. Брейтбург – Две снежинки; Ивушка; Зажигай; Простая арифметика.
П. Джейсон - Пятый океан.
В.Семёнов – Звёздная река; Акварель.
В.Пак - Блюз.
Песни к Новому году из репертуара группы ABBA, гр. «Дискотека Авария», Ю.Савичевой.
Песни о войне, патриотические песни, песни бурятских композиторов, бурятские народные песни
Прогнозируемые результаты.
I год обучения.
В результате первого года обучения учащиеся должны овладеть основами певческого дыхания (спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха), мягкого нефорсированного звука, умением чисто интонировать мелодию, научиться элементарным вокальным упражнениям в медленном темпе с использованием следующих интервалов: малая и большая секунды, терции, октава; петь в унисон (для ансамбля); разучить 4-8 песен различного характера.
Учащийся должен ознакомиться с основами вокального искусства, получить теоретические сведения о гигиене голоса, об артикуляционном аппарате, вокальной стойке. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Уметь ритмично двигаться под музыку, пользоваться своей мимикой.
На отчетном концерте выразительно и образно исполнить 2-3 песни под музыкальную фонограмму.
Формирование внутренней самодисциплины: соблюдать культуру поведения в зале и на сцене, улыбка во время исполнения; для ансамбля: умение работать в ансамбле, умение подчиняться требованиям педагога и коллектива, внимание друг на друга.
II год обучения.
В результате второго года обучения учащийся должен расширить диапазон голоса до 1,5 октав, выровнять звучность гласных, сознательно выполнять поставленные задачи, видеть свои недостатки и стремиться исправить их, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность певческого звучания. Правильно формировать гласные звуки и произносить согласные звуки.
Выработать организованное дыхание, связанное с ощущением опоры. Учащийся должен уметь чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения, освоить навыки элементарного двухголосия (для ансамбля). Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению. Уметь правильно и артистично двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
В течение года учащийся должен разучить 4-8 вокальных произведений различного характера и содержания. Исполнить на отчётном концерте ярко, образно, эмоционально 2-4 песни, научиться свободно и эстетично вести себя на сцене, петь в микрофон и общаться со зрителями.
Личностные качества — повышение интереса к занятиям и развитие желания добиваться хороших результатов, проявляя упорство и настойчивость; стремление систематически овладевать теоретическими и практическими знаниями и навыками в области эстрадного вокала; активно участвовать в общественной и культурной жизни коллектива.
III год обучения.
Учащийся должен свободно пользоваться навыками певческого дыхания:
-уметь распределить вдох на всю музыкальную фразу;
-продолжить нарабатывать физические упражнения для укрепления мышц живота.
Дети должны научиться петь естественно, ровным по тембру голосом, исполнять свою партию в ансамбле в простейших двухголосных произведениях (для ансамбля).
Для наработки резонаторных ощущений и развития дыхания отрабатывать упражнения.
Знать правила логики речи (нахождение и выделение главного слова, несущего логическое ударение) и применять при исполнении песен. Исполнять песни разного характера, соло и в ансамбле. Наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение. Уметь слышать красоту своего голоса и показать исполнительское мастерство; самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров. Уметь свободно и пластично двигаться во время исполнения вокального номера, представить песню в виде небольшой сценки. Показать слаженное звучание голосов и коллективные органичные движения в ритме песни (для ансамбля).
В конце учебного года эмоционально - образно исполнить 3 - 5 песен разного характера, пользуясь микрофоном, в сопровождении инструментальных фонограмм (-1).
Личностные качества - обладать необходимыми психологическими качествами вокалиста - актёра: эмоциональность, внимание, быстрота реакции, развитое воображение; чуткое и внимательное отношение к партнёрам по сцене, друзьям и близким; уметь быть раскрепощённым и свободным в обыгрывании песни на сцене.
IV год обучения.
В результате четвертого года обучения учащиеся должны закрепить полученные ранее вокально-технические навыки. Соответственно способностям, учащиеся должны овладеть подвижностью голоса, овладеть различными динамическими оттенками, чёткой грамотной артикуляцией, расширить свой певческий диапазон, пользоваться мягкой и твердой атакой, выявить красивый индивидуальный тембр, иметь представление о работе с иностранным текстом произведения.
Кроме того, уметь петь вокальные упражнения, включающие мажорные и минорные гаммы, мажорные и минорные трезвучия, арпеджио, опевания, скачки на квинту, октаву вверх и вниз в подвижных темпах и с различными ритмическими трудностями. Исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса (для ансамбля).
Учащийся должен свободно пользоваться техникой беглости или «мелкой» техникой. Самостоятельно контролировать резонаторные ощущения, владеть музыкальными штрихами, активной подачей голоса, актёрски подавать музыкальный материал, проявлять самостоятельность в выразительно осмысленном исполнении разнохарактерных песен.
В течение года учащийся должен разучить и отработать 7-8 произведений различного характера.
В конце учебного года каждый учащийся исполняет 3 - 5 песен разного характера, пользуясь микрофоном, в сопровождении инструментальных фонограмм. Ансамбль показывает свои работы – драматургические решения песенных композиций.
Личностные качества — обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности и потребностью в концертной деятельности, стремлением совершенствовать вокально-сценическое мастерство.
V год обучения.
В результате пятого года обучения учащиеся закрепляют полученные ранее вокально-технические навыки. Соответственно способностям, учащиеся должны обладать красивым тембром голоса, овладеть подвижностью голоса, овладеть различными динамическими оттенками; показать навыки свободного многоголосного пения, включая импровизационные моменты (подголоски) - для ансамбля.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять эстрадные форшлаги, группетто, пассажи, уметь работать с профессиональной фонограммой "минус", уметь самостоятельно работать с текстом произведения, уметь правильно применять микрофон.
Уметь раскрыть свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле. Показать ростки своей индивидуальной манеры пения. Научиться самостоятельно осмысливать содержание исполняемого репертуара, разрабатывать драматургическое решение образа песни. Показать знание и умение исполнить вокальные произведения различных стилей и жанров, включая джаз.
Личностные качества - обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке, понимать необходимость совершенствования вокального мастерства.
Отслеживание результативности освоения
образовательной программы.
Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а как способ достижения цели и обеспечения качества обучения. Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий характер.
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, певческого голоса;
- освоение образцов современной музыки, усвоение знаний об искусстве вокала, его интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- воспитание исполнительской культуры учащихся; музыкального вкуса; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Виды контроля: стартовый, текущий, итоговый.
Зачётные занятия проводятся в форме класс-концертов два раза в год. Обучающийся должен исполнить:
сольно (в сопровождении минусовой фонограммы) – 1-2 песни;
в составе вокального ансамбля – 3-4 песни.
Основной формой учёта успеваемости ученика в течение учебного года является оценка, определяемая педагогом. В конце года на основе зачётов выставляется итоговая оценка. Формой промежуточного контроля является контрольное занятие, который проводится в конце каждой учебной четверти. Формой итогового контроля служит зачёт, проводится в конце учебного полугодия. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении вокально-ансамблевых навыков.
В конце каждого полугодия проводится отчётный концерт, по окончании курса – выпускной экзамен, на котором должна быть исполнена полная экзаменационная программа. Выпускные экзамены по классу эстрадного вокала проводятся в конце пятилетнего курса. Экзаменационная программа для ансамбля включает не менее трёх, а для солистов - двух разноплановых и разнохарактерных произведений, соответствующих природным данным вокалиста, его темпераменту, актёрским и пластическим способностям и объединенных единой манерой звукоизвлечения:
I. ансамбль -
1. лирическое произведение в среднем или медленном темпе – песня, романс, джазовая баллада и т.п.;
2. произведение на иностранном языке (желательно на языке оригинала);
3.произведение современного автора.
II. солисты –
1. Песня современного композитора на русском языке.
2. Песня современного зарубежного композитора либо песня в джазовом стиле.
Критерии определения оценки.
Основными критериями определения оценки учащихся являются:
- уровень сформированности вокально-исполнительных навыков (ровное звучание на всём диапазоне; развитое певческое дыхание; навыки правильной артикуляции и дикции; грамотное исполнение музыкального материала; чистота интонирования; для ансамбля - многоголосие);
- степень выразительности исполнения и умения свободно держаться на сцене;
- проявление творческой активности;
- учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя.
Оценка «отлично» ставится:
за уверенное и грамотное исполнение музыкального материала, эмоциональное, выразительное исполнение программы, точное интонирование и выполнение всех вокально-технических требований.
Оценка «хорошо» ставится:
за хорошее владение музыкальным материалом, выполнение вокально-технических требований, но с допущением некоторых неточностей, неполное раскрытие художественного образа.
Оценка «удовлетворительно» ставится:
за недостаточно глубокое знание музыкального материала, отсутствие владения профессиональными навыками, формальный подход к исполнению программы.
На выпускном экзамене при исполнении программы обучающийся должен продемонстрировать:
- исполнительское мастерство, вокальную технику:
качество интонации, чёткость дикции, ритмичность, широту певческого диапазона, использование приёмов вокального эстрадного исполнения, фразировка, чувство стиля, владение микрофоном, сформированность тембра, индивидуальная манера исполнения; навыки подголосочного многоголосия и импровизации (для ансамбля);
- раскрытие образа: выбор репертуара, артистизм, пластика, художественное решение, подача, цельность исполнения, сценическое обаяние, свобода исполнения, раскрытие художественных достоинств произведения.
При выставлении итоговой оценки также учитывается участие учащегося в концертных выступлениях, в конкурсах, в фестивалях. Публичные выступления активизируют воспитанников, повышают ответственность за исполнение выученных произведений, прививают навыки выразительного, вдохновенного исполнения песен на эстраде перед слушателями. Сначала они организуются в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчётов и концертов. Учащиеся принимают участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, городских.
Методика реализации программы.
Для освоения учащимися полного курса программы студии эстрадного вокала используются следующие методы:
- словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;
- наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио иллюстраций, видео примеров;
- практические: использование вокальных, артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений и заданий;
- репродуктивный метод: метод показа и подражания;
- проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения;
- творческий метод: определяет качественно- результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему, проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.
- метод импровизации и сценического движения: это один из основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями); его использование позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.
Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы:
- показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;
- прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо эстрадного певца;
- устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма;
- разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;
- репетиционные занятия - подготовка готовых эстрадных номеров к зачётам, концертным выступлениям.
Формы подведения итогов – показательно-аналитическое итоговое занятие (анализ проделанной работы ученика его же товарищами), контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, отчётный концерт, тематический концерт, творческая встреча, участие в конкурсах, фестивалях.
Педагогическая целесообразность программы.
Образовательная программа студии эстрадного вокала строится на принципах интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи и теорией музыки.
Являясь частью системы дополнительного образования, программа призвана формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, но и способствовать активизации развития всех творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности.
Обеспечение программы.
Материально-техническая база организации занятий должна соответствовать современным требованиям:
помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией;
инструмент (рекомендуется фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;
в классе должна быть доска с нотными линейками, магнитофон, шкафы для учебных пособий, пюпитры для вокальных партий;
звукоусилительная аппаратура с широкополосными микрофонами на стойке и радиомикрофонами.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Наличие видео- и аудио-курсов по вокальным методикам различных авторов (эстрадно-джазовый курс Хачатурова В.Х.; пение в речевой позиции С. Риггса; фонопедический метод В.В.Емельянова; эстрадный курс «Вокальный успех» В.Воршип; курс лекций «Эстрадный певец: специфика профессии» Л.Р. Сёминой; видеоуроки педагогов других студий).
Наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, джазовых исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп.
Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями. Методические пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи, актёрское мастерство и пр.
Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы.
Каждый учащийся должен иметь нотную тетрадь, тетрадь в клетку, канцелярские принадлежности, папку для песенных текстов и партитур, форму для занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ:
- Белоброва Е. Техника эстрадного и рок – вокала. – М., 2009.
- Богданов И.А., Вербицкий И.А. Драматургия эстрадного представления. – СПб., 2009.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - М., 1987.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.
- Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972.
- Далецкий Т. О вокальной культуре эстрадного исполнителя. Молодежная эстрада. № 5 - 1990 г.
- Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1975.
- Дрознин А. Б. Физический тренинг по методике А. Дрознина. - М.: ВЦХТ, 2004.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1997.
- Ершова А., Букатов В. Актёрская грамота – детям. – СПб., 2005.
- Ершов П.М. Технология актёрского искусства. - М., ВТО, 1959г
- Жарова Л. М. Начальный этап обучения хоровому пению. – М., 1981.
- Исаева И.О. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М.:АСТ: Астрель 2006.
- Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-21 век, 2004.
- Морозов В. П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
- Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Никитин В. Ю. Модерн джаз-танец. – М.: ГИТИС, 2000.
- Немеровский А. Пластическая выразительность актёра. - М., 1982.
- Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
- Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. – СПб.: Лань, 2007.
- Риггс С. Школа для вокалистов «Как стать звездой». – М., 2000.
- Рутберг И.Г. Пантомима, движение и образ. - М.: Советская Россия, 1981.
- Смит Л. Танцы. Начальный курс. – М.: АСТ: Астрель, 2001.
- Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста. – М., 1976.
- Шереметьевская М. Танец на эстраде. – М., 1985
- Эфрос А. Репетиция – любовь моя. - М., Искусство, 1975г.;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Вербицкая А.В. Основы сценического движения. - М.: ГИТИС, 1983.
- Гонтаренко Н.Б. Секреты вокального мастерства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Дрознин А. Б. Физический тренинг по методике А. Дрознина. - М.: ВЦХТ, 2004.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1997.
- Маркуорт Л. Самоучитель по пению. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Морозов В. П. Искусство резонансного пения. – Москва, 2002.
- Риггс С. Школа для вокалистов «Как стать звездой». – М., 2000.
- Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988.
- Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль, Академия Холдинг, 2002.
- Хачатуров В.Х. Видео-школа по эстрадному вокалу. 1996 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ДЕТЯМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ:
- Буренина А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1 (Учебно-методическое пособие с аудиоприложением). – М., Музыкальная палитра, 2002.
- Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., Просвещение, 2000.
- Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие. – М., Музыкальная палитра,2005.
- Марголис М. Крепкий Турок. Цена успеха Хора Турецкого. – М.: ВКТ: Астрель, 2012.
- Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
- Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. - М., Просвещение, 1988.
- Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
- Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
- Суханцева В.К. Музыка как мир человека. - К.:Факт, 2000.
- Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом!: Сто секретов музыки для детей: Вып. 1: Игры звуками. - СПб: ЛОИРО, 2003.
- Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.,1991.
- Чередниченко Т.В. Поп-музыка. - М., Изд. ИФ РАН, 1999.
- Энциклопедия юного музыканта. Санкт-Петербург, Золотой век, 1996г.
- Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Вокал"
Дополнительная образовательная программа "Вокал" художественно-эстетической направленности. Целью: программы является приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, раз...
Дополнительная общеразвивающая программа по вокальному искусству для детей среднего и старшего школьного возраста « Эстрадный вокал »
Дополнительная общеразвивающая программа по вокальному искусству для детей среднего и старшего школьного возраста « Эстрадный вокал »...
Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала"
Дополнительная общеобразовательная-дополнительная (общеразвивающая) программа "Искусство вокала" для учащихся 5-11 классов...
Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»
Адаптированная программа по эстрадному вокалу. Содержит пояснительную записку, КТП, репертуарный план, таблица результативности обучающихся, анкета "Как ты относишься к изучению культуры"Рас...
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Летняя школа вокала"
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Летняя школа вокала» направлена на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным п...
Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал «Семинотики».
Адресат Программы – обучающиеся 7-8 лет. Срок реализации программы- 1 год. Объем нагрузки по программе: 1раз в неделю по 1 часу, 33 недели, 33 часа в год....