В центре внимания – развитие гибких компетенций
статья

Таирова Елена Борисовна

Интервью о дополнительном образовании в Санкт-Петербурге

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intervyu_o_dopolnitelnom_obrazovanii.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

После череды мероприятий, посвященных 100-летию дополнительного образования, мы встретились с Марией Ренгольдовной Катуновой, генеральным директором Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, чтобы побеседовать о том, какие задачи предстоит решить системе в новом веке и в чем выражается сегодня успешность обучающихся.  

- Мария Ренгольдовна, как Вы считаете, чего ждут современные дети и их родители от дополнительного образования?

- Чтобы система дополнительного образования не просто жила, но и развивалась, мы должны очень чутко реагировать на потребности детей и родителей. Быть гибкими и разнообразными, так как интересы у всех отличаются.

Для маленьких детей (это дошколята, начальная школа) родители очень хотят развития. Это и физическое развитие, и интеллектуальное. Но чем старше становятся дети, чем четче прослеживается задача их жизненного самоопределения. Подростки хотят не только понять, на что они годятся, но и делать первые шаги, чтобы выстроить свой жизненный путь. Это не означает, что все готовы к профессиональному самоопределению, наверное, важнее дать возможность составить свою ценностную шкалу. Помочь ребенку найти ответы на вопросы: «Что для меня в жизни важно? Что мне может пригодиться в будущем?»

Есть масса профессий, которые через 20-30 лет перестанут существовать, но все важнее становятся гибкие компетенции: коммуникативные качества, умение работать в команде, способность проектировать свою деятельность и выстраивать ее алгоритмы, умение быстро обучаться новым навыкам.  На мой взгляд, сегодня дополнительное образование должно ориентироваться именно на это. Для того, чтобы это многообразие потребностей было удовлетворено, должна работать именно система дополнительного образования. Одному учреждению такие задачи не решить. У нас в Санкт-Петербурге эта система есть, и мы стремимся, чтобы каждый ребенок мог найти себе то самое место, где он удовлетворит свои потребности.

Я часто задумываюсь: а какое место Дворец творчества юных занимает в этой системе? И понимаю, что нам надо брать на себя совсем уж уникальные потребности, которые возникают у достаточно небольшой группы ребят, и нигде кроме как здесь, они реализовать себя не смогут. Например, юношеский клуб космонавтики. Такую материально-техническую базу, такой педагогический состав и такие социальные связи трудно найти в другом учреждении и, наверное, и искать не стоит.  Или другой пример, наш эколого-биологический центр на Крестовском острове. Нам надо брать на себя те задачи и предметное содержание, которые другие учреждения реализовать не смогут или смогут, но лишь точечно. А вот те самые гибкие компетенции, потребность пробовать себя в разном, выстраивать свой жизненный путь и круг общения – общая задача всех учреждений дополнительного образования и всех отделений дополнительного образования в школах.

- Какие проблемы предстоит решить дополнительному образованию в новом веке?

- Развитие гибких компетенций, личных качеств через интересующее ребенка предметное содержание – это очень непростая задача. Как правило, очень ярко и успешно реализуют то самое предметное содержание те педагоги, которые пришли к нам от профессий, но остальные задачи требуют очень серьезной психолого-педагогической подготовки.  Я думаю, в будущем в наших учреждениях больше появится профессиональных психологов, тьюторов, причем не просто как название должности, а как специалистов, которые помогают осваивать индивидуальный маршрут, проектировать свою деятельность, выполнять исследовательские работы.

- Успешный учащийся дополнительного образования – какой он?

- Это человек, который знает свои сильные и слабые стороны, уверен в себе. Он трезво оценивает свои возможности  и оптимистичен, потому что понимает, что у него есть та база, которая поможет решить разные задачи. Этот человек умеет выбирать, будь то круг общения или профессиональный путь. Он умеет учиться, отстаивать свою точку зрения. А самое главное, это человек, которому интересно жить!

- Критерием оценки качества общего образования могут быть баллы в аттестате или в современных реалиях – результаты ЕГЭ. Как оценить качество дополнительного образования? 

- В первую очередь, это личностные результаты. Никто не отменяет победы в конкурсах, соревнованиях. Но очень важно, чтобы человек понимал, в чем его предназначение. Можно бесконечно участвовать в конкурсах, но быть не самым успешным в них. Дополнительное образование Санкт-Петербурга дает каждому ребенку возможность попробовать себя и сравнить с другими.

- Какие образовательные программы пользуются сейчас наибольшей популярностью?

-  Робототехника, различные компьютерные технологии, медицина, психология, техника продвинутого уровня и многие другие. Но надо понимать, что первоначальный интерес, который приводит учащегося в дополнительное образование и его дальнейший путь – это не одно и тоже. Загоревшись идеей, два-три-пять месяцев ребенок походит и потом говорит: «Мне неинтересно это». Самая сложная задача педагога – развить первоначальный интерес ребенка. Родители тоже должны поддерживать его. Любая неудача должна быть стимулом преодолеть себя, а не причиной, по которой мы начнем себя искать в чем-то новом. Да, интересы могут меняться, но надо четко отвечать на вопрос: это минутная слабость или взвешенное решение. Должны быть и краткосрочные программы, но время такое, что должны быть и очень углубленные образовательные программы. Надо понимать, какую задачу перед собой ставит родитель: попробовать и выбрать или погрузиться в одну сферу. Лучше, когда есть и та, и другая возможность.

- К Вам на собеседование пришел потенциальный педагог дополнительного образования. На что Вы в первую очередь обратите внимание? Какой он – идеальный кандидат?

- Культурой в широком смысле этого слова: стиль общения, поведение, умение слушать…. Для петербургского педагога все перечисленное очень важно. Культурный уровень ценится и замечается. Руководитель не должен ошибаться на первых собеседованиях. Я бываю на различных всероссийских профессиональных конкурсах и там особенно заметно, что петербургские педагоги отличаются от остальных.

- Что бы Вы хотели пожелать детям, их родителям и педагогам в начале нового века дополнительного образования?

- Интересно жить! Родителям – чтобы было интересно со своим ребенком. Я всегда на собраниях говорю: если вы хотите самые сложные переломные годы прожить со своим ребенком оптимистично, приводите его в дополнительное образование! Вы будете видеть, что его окружают такие же заинтересованные ребята. У него появятся там друзья. Доверяя педагогу, вы сможете и себе создавать яркую жизнь, и своему ребенку. Как правило, тот круг общения, который он приобретает здесь, остается на долгий период, если не на всю жизнь.

Педагогам желаю понимающих родителей и коллег, разных ребят, с которыми будет интересно!

А детям я всегда говорю о том, что им так повезло! Живя в Петербурге, они имеют фантастические возможности, о которых другие могут только мечтать. Дорогие ребята! У вас есть такой выбор, столько возможностей, бери не хочу! Пусть вам всегда хочется пробовать, достигать успехов, и тогда все будет хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие гибких компетенций на уроках английского языка.

Интересные приемы,которые можно применить на уроках....

Формирование гибких компетенций через программу «Летняя гроссмейстерская шахматная школа»

Статья рассказывает о формировании гибких компетенций через дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Летняя гроссмейстерская шахматная школа", подготовленную педагогами ...

Развитию гибких компетенций у учащихся на уроке информатики

Уровень развития универсальных компетентностей у учащихся определяет эффективность принятия решения в различных ситуациях, способность к саморазвитию (умение учиться в академическом понимании и ...

Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности

В настоящее время особую популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие или мягкие компетенции/навыки). Тема актуальности разв...

Статья «Формирование гибких компетенций через программу «Летняя гроссмейстерская шахматная школа»

Каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников. Компьютерные игры, сон, бесцельные прогулки с друзьями во дворе и социальные сети – вот основные занятия школьников на каник...

«Проектная деятельность – стартовая площадка для формирования гибких компетенций у учащихся»

Современное образование все больше и больше внимания уделяет технологиям обучения навыкам, которые действительно необходимы в реальной жизни. Речь идёт о таких навыках, как:- коммуникация- целеполаган...