рабочая программа по шахматам
рабочая программа (6 класс)

Кудрина Ирина Алексеевна

Рабочая программа по шахматам 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_2019.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы ” является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы по общеинтеллектуальному направлению “шахматы ” - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими

воспитанниками давать эмоциональную опенку деятельности на заня тии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  1. Познавательные УУД:
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

  1. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).


  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

6 класс

Обучающийся научится:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и

обобщать;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.


Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет;
  • определять логические связи между предметами;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм.
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

6 класс

Обучающийся научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных за корректировать его;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - И КТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

III. Предметные:

6 класс

Ученик научится:

  1. Основным правилам игры;
  2. Называть и знать силу шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
  3. Шах. мат. пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. 4. Прогнозировать результат шахматной игры.
  1. Определять шахматные термины: белое и чёрное ноле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
  2. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
  3. Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие.
  4. Ориентироваться на шахматной доске.
  5. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Располагать фигуры на шахматной доске;


  1. Играть друг с другом, используя приобретенные знания;
  2. Решать элементарные шахматные задачи.
  3. Участвовать в соревнованиях различных уровней.
  1. Содержание учебного предмета «Шахматы» 6 класс (34 часа)
  1. Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. Шахматная доска (1 ч.).

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат гак: «Разумом одерживать победу». Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, чемпионами мира по шахматам и шахматной доской. Большое место отводиться изучению шахматной доски: (белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр).

  1. Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. Ценность шахматных фигур. (3 ч.).

Значение шахмат. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

  • "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются?
  • "Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
  • "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
  1. Ходы и взятие фигур (7 ч.)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

  • "Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
  • "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
  • "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
  • "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
  • "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
  • "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
  • "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целыо уничтожения, а с целыо установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
  • "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
  • "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
  • "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
  • "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.


  • "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. • "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
  • "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
  1. Цель и результат шахматной партии. Понятия «мат», «пат», «шах» (9ч.)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход.

Дидактические игры и задания

  • "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
  • "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
  • "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
  • "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
  • "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
  • "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
  1. Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка. (2 ч.)

Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

  • "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
  1. Шахматный дебют (4ч.)

Игра на «мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Другие угрозы быстрого быстрого мата в дебюте.

Дидактические игры и задачи

  • «Поставь детский маг». Ученики должны как можно быстрее поставить детский мат.
  • "Мат в 1 ход". Приводится ряд положений, в которых ученики должны поставить мат в один ход.
  • «Защитись от мата». Требуется найти способы защиты от детского мата.
  • "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат королю.
  1. Основы Миттешпиля (4ч.)

Общие рекомендации о том, как играть в миттешпиле. Тактические приемы. Связка в миттешпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Дидактические игры и задачи

  • «Выигрыш материала». Ученикам необходимо выстроить комбинации, ведущие к достижению матового перевеса.
  1. Подведение итогов. Шахматный турнир (Зч.)

Таблица тематического распределения количества часов 6 класс

темы

Количество часов

п\п

всего

теория

практика

1.

Краткая история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. Шахматная доска

1

1

0

2.

Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. Ценность шахматных фигур

о

J

2

1

Л

J.

Ходы и взятие фигур. Правша игры. Шахматная партия

7

2

5

4.

Цель и результат шахматной партии. Понятия «мат», «пат»,

«шах»

9

3

6


8.

Подведение итогов. Шахматный турнир

3

0

3

Итого

33

11

22

ФГОС Календарно-тематическое планирование уроков по шахматам 6 класс .

Тема

Дата

план

факт

1.

Краткая история шахмат. Первые чемпионы. Знакомство с шахматной доской

6.09

2.

Знакомство с шахматными фигурами. Белые фигуры, черные фигуры. Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка.

13.09

о

3.

Ценность шахматных фигур.

20.09

4

Расстановка шахматных фигур.

27.09

5.

Ходы и взятие фигур. Правила игры. Как начинать шахматную партию

4.10

6.

Способы защиты. Пешки - охрана Короля.

11.10

7.

Ладья против Слона. Ферзь против ладьи и слона.

18.10

8.

Король против других фигур.

25.10

9.

Конь против ферзя, ладьи и слона.

8.11

10.

11ешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

15.11

11.

Солдат становится генералом (Король, легкая фигура и Пешка против Короля)

22.11

12.

Цель шахматной партии. Понятие шах и мат

29.11

13.

Мат в один ход. Линейный мат двумя ладьями.

6.12

14.

Мат ферзем. Мат двумя слонами. Мат ладьей

13.12

15.

Итоговая контрольная работа

20.12

16.

Шахматный турнир. Подведение итогов

27.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа кружка: "Шахматы".

Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...

Рабочая программа кружка «Шахматы»

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...

Рабочая программа по Шахматам

УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда________________Ёнзак Д.Д.«_...

Рабочая программа по шахматам

Рабочая программа по шахматам...

Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...