Методическая разработка «Профориентация обучающихся в условиях межведомственного взаимодействия»
методическая разработка

 Тронина Галина Фирсовна

В данной разработке представлен опыт сотрудничества по повышению эффективности профориентационной работы с обучающимися художественной направленности ЦТ посредством межведомственного взаимодействия с Домом ремесел и Дебесским политехникумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientiatsiya_mezhvedomstvennoe_vzaimodeystvie.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Профориентация обучающихся в условиях межведомственного взаимодействия»

Тронина Г.Ф., методист

по художественной направленности Дебесского ЦТ

У каждого человека наступает период жизни, когда наиболее важными для него становятся ответы на вопросы, обращенные к самому себе: На что я способен? Какой я? Чего я хочу и кем могу стать?

Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:

– многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;

– личностно -деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;

– личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.

– наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;

Для расширения возможностей учреждения  по профориентации мы обращаемся к межведомственному взаимодействию с учреждениями села.  Такое сотрудничество позволяет, во-первых, создать для наших педагогов  то пространство, в рамках которого  создаются условия для  развития  профессионализма педагогов, как необходимого фактора успешного профессионального самоопределения обучающихся. Во-вторых, создает условия для развития  творческих способностей обучающихся  для их профессионального самоопределения  в области профессий партнерских учреждений, связанных с художественной направленностью.

В своем выступлении  мы представляем опыт сотрудничества  по повышению эффективности профориентационной работы с обучающимися художественной направленности Центра творчества  посредством межведомственного  взаимодействия с Домом ремесел и Дебесским политехникумом.

Цель нашего сотрудничества -  активизировать процессы самопознания  и профессионального самоопределения обучающихся через воспроизведение зримых образов будущего.

Сотрудничество строится при соблюдении необходимых условий.

Среди них выделим  следующие:

- организационные условия: обеспечение добровольности участия, наличие ресурсов у участников взаимодействия, ясность общей цели и понимание путей ее достижения, совместное планирование и согласованность действий, деятельность в нормативно-правовом поле;

–нормативно – правовые условия. В процессе межведомственного взаимодействия используются  договоры о сотрудничестве – позволяют закрепить гражданско-правовые отношения участников взаимодействия и регулировать вопросы: проведения совместных мероприятий, использование собственности и денежных средств образовательных учреждений, распределение кадровых ресурсов, полномочий и ответственности, организационные схемы и процедуры управления совместной. 

– научно-методические условия. Еще в конце учебного года при анализе деятельности за прошедший год определяются основные направления содержания деятельности   в рамках межведомственного взаимодействия. Затем разрабатываются сетевые планы, которые включают в себя комплекс мероприятий. Это организация выставок, экскурсий, проведение методических семинаров, мастер-классов и т.д.

Выделим основные  направления взаимодействия:

– обеспечение активной вовлеченности и включенности обучающихся в подготовку и проведение совместных  мероприятий с другими организациями; например,  наши педагоги совместно со своими обучающимися проводят мастер- классы, выставки в рамках мероприятий учреждений культуры.

– создание условий для организации практики за пределами образовательной организации, позволяющей осваивать и совершенствовать мастерство в выбранном виде деятельности; Деятельность в данном направлении позволяет также развиваться ребенку в разных творческих областях; Например, ребенок, занимающийся изо деятельностью в нашем творческом объединении, во время мероприятий на базе Дома ремесел, пробует свои творческие возможности в видах ДПИ, предложенных в мастерских Дома ремесел.

– привлечение узких специалистов, студентов, а также взаимообмен опытом педагогов и специалистов организаций и учреждений;

– направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся;

Через какие формы данные  направления реализуются нашим Центром, рассмотрим на примере сотрудничества с Домом ремесел и Дебесским политехникумом.

Дом Ремесел. Уникальное учреждение нашего села, где работают мастера высокого класса,  чей труд постоянно высоко оценивается не только в нашей республике, но и на всероссийских конкурсах. В наших Дебесах Дом ремесел – это визитная карточка села, то место, которое обязательно стараемся показать нашим гостям.

И,  несомненно, Дом Ремесел – это одно из главных учреждений, в сотрудничестве с которым строит свою образовательную деятельность не один педагог по  изо и ДПИ.

Самая популярная форма сотрудничества с Домом Ремесел – это экскурсии. Они бывают тематические или просто экскурсии по знакомству с мастерскими и их мастерами.

Уровень высокохудожественных изделий, которые видят здесь наши обучающиеся,  творческая  среда, которая окружает их  в стенах учреждения и  возможность прикоснуться к тайнам лозоплетения, керамики, ткачества – все это никого не оставляет равнодушным к народному творчеству.

Ежегодно через совместное планирование  проводятся  здесь выставки наших обучающихся. В этом году она называлась «Мир глазами детей», в котором приняли участие около 50 детей творческих объединений  и педагогов.

Также творческие объединения и педагоги  принимают участие в выставках – конкурсах, проводимых учреждением.

В 2015 году особенным мероприятием стало для нас участие в реализации проекта Дома ремесел по народному ткачеству. Из-за отсутствия станков обучающиеся объединения «Мастерица»  не могли в полной мере освоить технику ткачества.

В рамках проекта в течение месяца мастер-методист по ткачеству Дома ремесел Наталья Геннадьевна Перевозчикова обучила юных мастериц не только технологии ткачества поясов на ткацком станке, она влюбила их в этот вид деятельности.

Творческий потенциал мастеров Дома ремесел активно используется нами для проведения мастер-классов и семинаров для педагогов. Данные мероприятия становятся для нас пространством для более глубокого освоения местных традиций в декоративно – прикладном направлении.

В этом году в рамках подготовки к республиканскому конкурсу «Традиционные ремесла» на базе Дома ремесел был проведен семинар-практикум о традиционных ремеслах дебесских мастеров.

Работа  мастеров Дома ремесел, несомненно, является образцом, к чему может стремиться ребенок, в том числе при выборе профессии, связанной с народными промыслами. А для педагогов – это уникальное пространство для повышения уровня профессионализма.

Политехникум – профессиональное учреждение, кузница художников, педагогов, мастеров ДПИ. А для нас – это также одно из учреждений, во взаимодействии с которым мы развиваем профессионализм педагогов и строим профориентационную деятельность.

На базе политехникума также проводятся мастер-классы, обмен мастер-классами  для педагогов Центра творчества.

Преподаватели политехникума, как и специалисты других учреждений,  активно являются экспертами на наших конкурсах. Они не только оценивают изделия, они активно участвуют в анализе нашего творческого продукта, дают практические советы по совершенствованию деятельности.

Ежегодно студенты политехникума проходят производственную практику в наших творческих объединениях. Они ведут занятия в группах по изобразительной деятельности, по традиционным и современным видам ДПИ.  Активно помогают в оформлении наших выставок. На базе нашего учреждения уже два года практикуется проведение экзамена по нетрадиционным видам ДПИ. Занятие, которое проводит студент, предоставляет обучающемуся Центра творчества возможность творческого общения с человеком, который уже выбрал профессию и является примером для подражания в собственном поиске.

Выставочная деятельность – традиционная форма, которая также активно поддерживается учреждениями. Экспозиции  с творческими работами наших обучающихся в политехникуме в течение года стали традиционными. В данной экспозиции «Солнечный мир» представлено творчество наших детей с ОВЗ.

Работы студентов,  как образец высокого искусства, в последнее время украсили наши выставки с народными мотивами. Подобные выставки дают детям возможность представлять свой труд за рамками учреждения, осознать значимость собственного творчества в сравнении с будущими профессионалами.

В последнее время большим событием в нашем селе стали республиканские фестивали по изобразительному искусству, проводимые дебесской детской школой искусств совместно с политехникумом. Нынче  фестиваль был посвящен юбилею Г.М.Корепанова - Камского. Творческие работы юных художников объединений «Радуга» и «Волшебная кисточка» получили высокую оценку жюри фестиваля, которое возглавлял народный художник УР В. Белых.  На данном слайде представлены работы, авторы которых стали Лауреатами I,  II,  III степеней.

В рамках фестиваля желающие могли участвовать в мастер-классах, которые проводил художник и педагог с 40летним стажем Василий  Вениаминович Ившин.

На данном слайде мы видим Елизавету Никитину, Лауреата I степени фестиваля  и ее педагога рядом с В. Белых. Несомненно, почувствовать успех на подобных мероприятиях – это шаг к выбору профессии.

Главным результатом профориентационной деятельности является выбор выпускниками объединения профессий, связанных с художественным направлением. Двое из них представлены на слайдах – Татьяна Николаевна, наш педагог с 16 летним стажем. Вера Владимировна – молодой педагог по ДПИ в Доме творчества г. Ижевск. Сегодня они успешно развивают  детей в современных направлениях ДПИ.

В прошлом году эти девушки стали студентами: Снежана – студентка нашего политехникума; Анастасия в будущем станет конструктором – модельером одежды. В этом году одна из выпускниц объединения «Радуга» готовится к поступлению на художественно – графическое отделение политехникума.

Таким образом, взаимодействие с Домом ремесел и Дебесским политехникумом  существенно расширяет знания о творческих возможностях и творческом потенциале обучающихся Центра творчества, способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

В каждом ребенке дремлют задатки талантливых мастеров. «Эти таланты раскроются только тогда, когда кaждый подросток встретит ту «живую воду», без которой те задатки засыхают и хиреют» (Сухомлинский). Задачи наших педагогов -  выявлять и развивать способности каждого ребенка, чтобы помочь ему осознанно сделать правильный жизненный выбор. Именно система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого мероприятия «НАШЕ УСЛОВИЕ - ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ»

Пояснительная записка.Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что ненормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным, в дальнейшем человек уже начинает мыслить на м...

Методическая разработка "Преподавание информатики в условиях фгос ооо"

В соответствии с ФГОС ООО курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В работе (презентация) говорится о преподавании информатики в условиях фгос ооо, в чем новизна соврем...

Методическая разработка занятия на тему "Конфликт или взаимодействие"

Материал содержит фрагмент из рабочей программы по психологии для 5-х классов "Первый раз в пятый класс"...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе межведомственного взаимодействия

Выбор профессии решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе каждого человека. Поэтому очень важно ребенку знать  о своих психо-физиологических хара...

Методическая разработка по теме "Сила - количественная мера взаимодействия тел"

Документ содержит материал, который целесообразно использовать на первом уроке раздела "Взаимодейтсвие тел"...

Методическая разработка "Профориентация"

Методическая разработка "Профориентация"...