Статья на тему: "Календарно-тематическое планирование" в дополнительном образовании
рабочая программа

Евсеева Мария Алексеевна

     Наличие общеобразовательной и рабочих программ в дополнительном образовании уже давно является обязательным. Появилось множество программ в различных кружках и секциях дополнительного образования детей. Все они разные, учитывают свою специфику занятий, но подогнанные под общий требуемый стандарт (содержащие и пояснительную записку, особенности, условия реализации, планируемые результаты, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, рабочую программу и т.д. …). Общий стандарт — это не так уж плохо, но хочется отдельно высказаться о «календарно-тематическом планировании» в этих программах.

     Календарно-тематическое планирование является обязательным к сдаче в начале учебного года и подразумевает что у педагога есть распланированная последовательность ведения занятий (уроков) и подачи материала в соответствии с утвержденной общеобразовательной программой. А также полностью распланировано в какие дни и сколько часов нужно чтобы весь материал был пройден (по программе). Это облегчает задачу не только самому педагогу, но и родителям. И, наверное, идея не такая уж плохая…

     Но на практике, к сожалению, соответствовать этому планированию достаточно сложно, т.к. процесс и выполнение поставленных задач зависит очень от много и в первую очередь не от самого педагога (учителя, тренера). Есть то, что можно изменить, а есть что нельзя. Например, в школе, садике… начался карантин, праздник или не закрылся дачный сезон, у родителей отпуск и т.д. … Соответственно на занятии было не 15 человек (1 год обучения), а половина (а может и меньше) неужели надо и дальше просто идти по составленному шаблону и все равно проходить новый материал? Не знаю, как в других областях, но в шахматах, например, одно тянет другое (вот так может получиться: Новая тема - связка. В тема «связка», к примеру, 5 уроков. На первом занятии дети узнают, что это такое и учатся ее «опознавать» и составлять. А на следующем занятии учатся ее «создавать». На третьем учатся использовать. На четвертом – защищаться от нее. На пятом – тренируются, решают задачи. Как бы получается, что если ребенок понял (был на занятии, усвоил) первое занятие, то и на последующих уроках поймет, о чем речь (и на втором, и на третьем…) даже если пропустит потом второе, т.е. если он пропустил второе занятие, но был на первом – в третьем сможет разобраться; А если пропустил первое – будет очень сложно разобраться и на втором, и третьем, и четвертом… Можно сказать, что так произойти может с любым ребенком, который внезапно заболел и пропустил важный урок… Но речь идет не об одном ребенке (с одним-двумя можно справиться и помочь им в индивидуальном порядке), а вот что если так получилось и таких 5?10? Можно не проводить «важное» занятие и отложить его на следующий раз, а сейчас провести что-то менее значительное (устроить игру или конкурс решения задач и др.). И вроде как такое по стандарту даже допускается, но у педагога *и не только, встает ряд проблем, поэтому зачастую приходится все равно проходить что запланировано. Каждый год это меняется то можно «уплотнить» тему, то нельзя; то нужно переделывать планирование и работать до тех пор, пока программа не будет выполнена (хоть до начала следующего года?!). Очень много не доработок, общую систему «стандартов» для всех нужно сделать более гибкой на такие и подобные ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наличие общеобразовательной и рабочих программ в дополнительном образовании уже давно является обязательным. Появилось множество программ в различных кружках и секциях дополнительного образования детей. Все они разные, учитывают свою специфику занятий, но подогнанные под общий требуемый стандарт (содержащие и пояснительную записку, особенности, условия реализации, планируемые результаты, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, рабочую программу и т.д. …). Общий стандарт — это не так уж плохо, но хочется отдельно высказаться о «календарно-тематическом планировании» в этих программах.

Календарно-тематическое планирование является обязательным к сдаче в начале учебного года и подразумевает что у педагога есть распланированная последовательность ведения занятий (уроков) и подачи материала в соответствии с утвержденной общеобразовательной программой. А также полностью распланировано в какие дни и сколько часов нужно чтобы весь материал был пройден (по программе). Это облегчает задачу не только самому педагогу, но и родителям. И, наверное, идея не такая уж плохая…

Но на практике, к сожалению, соответствовать этому планированию достаточно сложно, т.к. процесс и выполнение поставленных задач зависит очень от много и в первую очередь не от самого педагога (учителя, тренера). Есть то, что можно изменить, а есть что нельзя. Например, в школе, садике… начался карантин, праздник или не закрылся дачный сезон, у родителей отпуск и т.д. … Соответственно на занятии было не 15 человек (1 год обучения), а половина (а может и меньше) неужели надо и дальше просто идти по составленному шаблону и все равно проходить новый материал? Не знаю, как в других областях, но в шахматах, например, одно тянет другое (вот так может получиться: Новая тема - связка. В тема «связка», к примеру, 5 уроков. На первом занятии дети узнают, что это такое и учатся ее «опознавать» и составлять. А на следующем занятии учатся ее «создавать». На третьем учатся использовать. На четвертом – защищаться от нее. На пятом – тренируются, решают задачи. Как бы получается, что если ребенок понял (был на занятии, усвоил) первое занятие, то и на последующих уроках поймет, о чем речь (и на втором, и на третьем…) даже если пропустит потом второе, т.е. если он пропустил второе занятие, но был на первом – в третьем сможет разобраться; А если пропустил первое – будет очень сложно разобраться и на втором, и третьем, и четвертом… Можно сказать, что так произойти может с любым ребенком, который внезапно заболел и пропустил важный урок… Но речь идет не об одном ребенке (с одним-двумя можно справиться и помочь им в индивидуальном порядке), а вот что если так получилось и таких 5?10? Можно не проводить «важное» занятие и отложить его на следующий раз, а сейчас провести что-то менее значительное (устроить игру или конкурс решения задач и др.). И вроде как такое по стандарту даже допускается, но у педагога *и не только, встает ряд проблем, поэтому зачастую приходится все равно проходить что запланировано. Каждый год это меняется то можно «уплотнить» тему, то нельзя; то нужно переделывать планирование и работать до тех пор, пока программа не будет выполнена (хоть до начала следующего года?!). Очень много не доработок, общую систему «стандартов» для всех нужно сделать более гибкой на такие и подобные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Личностно-ориентированный подход на занятиях дополнительного образования

Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности, обучающихся в системе дополнительного образования, на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода. Индиви...

Методическая разработка(средняя группа) по теме: Календарно - тематическое планирование по музыке.

Планирование расписано по квартально в виде таблице по всем видам музыкальной деятельности...

Статья «Патриотическое воспитание учащихся в отделении дополнительного образования школы»

В статье приводятся примеры мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию учащихся....

Статья "Особенности работы концертмейстера в системе дополнительного образования"

Статья  может быть использована в работе концертмейстеров, педагогов доп. образования....

Статья по теме «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Интеграция – это стремление к целостности, которое сопровождается не только объединением разрозненных частей, но еще и взаимодействием, взаимопроникновением, приспособлением, слиянием, расширением воз...

Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)

Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие ...

Статья "Условия формирования коммуникативной компетентности педагога дополнительного образования"

Написаная мной и опубликовання статья об условия формирования КК педагога ДО в рамках ОУ....