В копилку педагогу "Конструирование задач учебного занятия"
консультация

Зайцева Наталья Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_zadach_uchebnogo_zanyatiya.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование задач учебного занятия.

Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ) – это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащегося на занятии.

Соответственно на занятии решаются три вида задач:

  1. Обучающие (направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков)
  2. Воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности)
  3. Развивающие (направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка)

Педагог, приступая к формулировке цели занятия:

  • Обращает внимание на требования к системе знаний, умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;
  • Определяет приемы учебной деятельности, которыми важно овладеть воспитаннику;
  • Выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность ребенка в результатах обучения.

Общие требования к постановке задач занятия:

  • Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования;
  • Задач может быть столько, сколько необходимо для  осуществления задуманного;
  • Задачи  должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение;
  • В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.)

Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.

Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей

Обучающие задачи.

Примеры обучающих действий педагога:

 познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы; научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

Воспитательные задачи

Возраст

Действие

Качества

Младший школьный возраст

воспитывать

Любовь к малой Родине:

К родному краю, школе, семье, двору, микрорайону, городу

Доброжелательное отношение к окружающим:

Соблюдение правил этикета

Доброжелательность

Дружелюбие

Готовность сотрудничать

Вежливость

Умение заботиться:

Доброту

Искренность

Чуткость

Общительность

Стремление помочь

Отзывчивость

формировать

Потребность в самоорганизации:

Аккуратность

Бережливость

Трудолюбие

Сдержанность

Основы самоконтроля

Скромность Самостоятельность

Умение доводить начатое до конца

Настойчивость

Выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

Умение видеть прекрасное

Гигиенические знания и умения

Оптимизм

Доброжелательное отношение к труду

Культура труда

Подростки

воспитывать

Гражданские качества личности:

Интерес к общественной жизни

Стремление помогать

Патриотизм

Активную жизненную позицию

Критичность

Оптимизм

Общественную активность

Чувство долга

предприимчивость

формировать

Положительную «Я-концепцию»:

Умение аргументировать свою позицию

Положительную самооценку

Самокритичность

Оптимизм

Уверенность в себе

Лидерские качества

Умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

Ответственность

Самоконтроль

Рассудительность

Тактичность

Терпимость

Самостоятельность

Умение адаптироваться к новым условиям

Умение прогнозировать собственную деятельность

Умение организовать свою дечтельность и анализировать ее

Потребность в здоровом образе жизни:

Разнообразие интересов

Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Старшеклассники

формировать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:

Уважительное отношение к людям

Общественную активность

Интерес к культуре и истории России

Стремление принести пользу обществу

Понимание личного и общественного значения труда

Осознание личной и общественной значимости образования (знаний)

Потребность к самопознанию

Умение ставить цели и реализовывать их

Осознание значимости результата

Потребность в общении в контексте культуры:

Умение идти на компромисс

Тактичность

Терпимость

Толерантность

Умение доказать свою точку зрения

Умение выходить из конфликтных ситуаций

Знание этики семейных отношений

Умение организовать культурный досуг

способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

Формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой)

Самовоспитанию

Формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии

Формированию профессионально важных качеств личности

Оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Развивающие задачи

Возраст воспитанников

Примерные формулировки развивающих задач

Младший

школьный

возраст

  • Развивать психические процессы (внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение), познавательный интерес
  • Развивать эмоциональную сферу
  • Развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?)
  • Развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах
  • Развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений
  • Развивать эстетические чувства

Подростки

  • Развивать самосознание
  • Развивать интерес к познавательной деятельности
  • Развивать умения самовыражаться, самоутверждаться
  • Развивать творческие способности
  • Формировать способы социального взаимодействия
  • Развивать коммуникативные способности и умение жить в коллективе

Старшеклассники

  • Развивать познавательные и профессиональные интересы
  • Развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы
  • Формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков)
  • Развивать самопознание
  • Развивать творческие способности

Уважаемые коллеги, пользуясь данными методическими рекомендациями, соотнося их с содержанием образовательной программы, вы сможете грамотно конструировать задачи учебного занятия, объединять их в триединую дидактическую цель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование воспитательных целей и задач учебного занятия

Методическое пособие для молодых педагогов дополнительного образования...

Учебное занятие по теме "Подобие треугольников. Решение практических задач"

В этом материале представлен подробный конспект урока по геометрии в 8 классе по теме "Подобие треугольников. Решение практических задач". Урок был составлен с учётом ФГОС....

Требования к учебному занятию, ведущей задачей которого является развитие исследовательской компетентности специалиста.

Творческо-поисковая деятельность по развитию образовательной практи­ки в техникуме охватывает различные аспекты деятельности по конструирова­нию учебных занятий: постановку целей современного ...

Технологическая карта учебного занятия по математике в 5 классе Тема: «Задачи на движение»

Цель: Решение примеров и задач на движение .Совершенствовать умение решать задачи  на по теме «Единицы времени» , совершенствовать умения решать задачи  на по теме «Единицы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ...

Проектирование воспитательных целей и задач учебного занятия

Выступление на МО воспитателей. Методические рекомендации. "Проектирование воспитательных целей и задач учебного занятия"...