Рабочая программа по внеурочной работе (система классных часов) «ВЕКТОР» формирование социально-позитивного поведения у старших подростков (на 2 года обучения)
рабочая программа (8, 9 класс)

В обществе отмечается серьезное обострение проблем социальной дезадаптации детей и молодежи, результатом которой является,  в частности, ежегодный рост числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Употребление молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью нации.

Цель программы: формирование у обучаемых и воспитанников старшего подросткового возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни и приобретение ими социальных компетентностей для выбора и реализации социально-позитивного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

департамент образования 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №3»

                                                                                                            УТВЕРЖДЕНА приказом директором

                                                                                            МБОУ «Средняя школа №3»

                                                                                           от 12.09. 2016 № 258-n     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной работе

 (система классных часов)

 «ВЕКТОР»

формирование социально-позитивного поведения

 у старших подростков

(1 год обучения)

Классы: (7) 8

Составитель: Дубровина Н.В.

Программа разработана на основе учебно-методического сопровождения

курса внеурочной деятельности «Вектор»

                                                                     Автор: О.С. Гладышева

Нижний Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2016.

2016-2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа «Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков» составлена на основе Программы формирования социально-позитивного поведения у старших подростков «Вектор», разработанной сотрудниками ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», научный руководитель – доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО Ольга Семеновна Гладышева.

  В настоящее время целый ряд нормативных документов, включая Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ), Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения» (от 30.03.1999г. №52-ФЗ, ред. от 05.06.2012г.), требования Федеральных государственных образовательных стандартолв начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО), а также задачи, поставленные национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, обязывают  педагогов работать над формированием у обучаемых и воспитанников устойчивых установок на здоровый образ жизни и уделять особое внимание профилактике возникновения у них вредных привычек и зависимостей (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков).

   Программа опирается на методическое пособие, предназначенное для проведения занятий со старшими подростками в ходе реализации программы воспитания и социализации, являющейся составной частью Основной образовательной программы (ООП) основной школы. В качестве одного из важных направлений воспитания данная программа предусматривает формирование у обучающихся экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни и проведение соответствующей просветительской, методической и профилактической работы с участниками образовательного процесса.

Актуальность программы.

  В обществе отмечается серьезное обострение проблем социальной дезадаптации детей и молодежи, результатом которой является,  в частности, ежегодный рост числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Употребление молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью нации.

Цель программы: формирование у обучаемых и воспитанников старшего подросткового возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни и приобретение ими социальных компетентностей для выбора и реализации социально-позитивного поведения.

Программа формирования социально-позитивного поведения у старших подростков базируется на принципах:

- возрастного соответствия;

- вариативности;

- модульности

- личностно - деятельностного подхода.

Теоретическую и методологическую основу программы составляют:

- экологический принцип гармоничной взаимосвязи здоровья человека с природой и социумом;

- теория познания;

- принципы возрастной физиологии и психологии;

- теория эффективного общения и основы конфликтологии;

- принцип ответственности;

- теория принятия решений.

     Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа «Вектор», определяют ее содержательный, технологический и методический аспекты.

Содержательный аспект

Технологический аспект

 Методический аспект

Стержневым понятием является «ответственность собственного выбора поведения». Под данным понятием следует понимать целостное качество, основанное на комплексе взаимосвязанных и взаимозависимых установок. Все, что происходит с одной их установок поведения, обязательно влияет на все остальные как части единого целого.

Важным моментом обучения является развитие представления об экологическом единстве человека с природой и социумом, о гармонизации этих взаимоотношений как основы здорового, экологически целесообразного поведения.

Использование интерактивно-деятельностных технологий обучения, основанных на режиме диалога и сотрудничества обучаемого и обучающего.

Использование активных форм обучения, базирующие на деятельности, позволяющие обучаемому включиться в процесс освоения знаниями самостоятельно.

  Не исключает использование традиционных форм работы: лекция, чтение текстов и т.д.

  Предпочтение отдается различным формам групповой работы (обсуждение в группах, мозговой штурм, ролевые игры, т.д).

Использование:

-  занятий с элементами тренинга;

-  проектного метода;

-  приемов ТРКМ

-  наглядных пособий

 Программа «Вектор» рассчитана на 1 год обучения, включая модули 1,2,3,4,5, и 9 методического пособия, (34 часа, из них 5* часов – резервное время, которое используется для анкетирования учащихся, участие в акциях, агитбригаде по ЗОЖ). Занятия планируются для учащихся (7)8 классов. Занятия проводятся  1раз в неделю по 1 часу во внеурочное время, в системе классных часов, а также в ходе интеграции Программы «Вектор» в содержание предметной области «Биология. 8 класс» (Т.6. Опора и движение.  Т.9. Дыхание. Т.10. Пищеварение. Т.16. Человек и его здоровье).

Требования  к уровню подготовки учащихся:

- придерживаться здорового и безопасного образа жизни;

- знать и выполнять основные правила питания;

- соблюдать режим питания;

- знать приемы первой медицинской помощи;

- вести активный позитивный образ жизни в социуме.

Планируемые результаты:

- изменение целевых и ценностных установок подростков с ориентацией на здоровый и безопасный образ жизни, сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, а также «здоровья» планеты Земля;

- получение теоретических знаний о здоровье, здоровом и безопасном образе жизни и практических навыков его сохранения;

- овладение умениями принимать решения в сложных жизненных ситуациях, руководствуясь отношением к здоровью как одной из высших ценностей человеческого бытия;

- овладение навыками эффективного общения, умениями выходить из конфликта в рамках коммуникативной компетентности;

- формирование и развитие навыков самостоятельной деятельности, самооценки, целеполагания, самостоятельного познания и мышления, что является основой готовности к личному самоопределению;

- формирование социально- позитивных жизненных установок что демонстрирует освоенность социальных норм и правил поведения в обществе.

Результативность обучения оценивается различными видами анкет, которые помогут оценить усвоение учащимися содержание занятий, уровень развития их ценностных установок. Практические навыки и умения контролируются при решении проблемных ситуаций, выполнении самостоятельных работ, разработке и реализации социально значимых проектов.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

Регулятивные:

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и

других людей.

Познавательные:

- умение узнавать изученные объекты и явления живой природы;

- умение использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации;

- умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение

использовать их для объяснения необходимости здорового и безопасного образа жизни.

Коммуникативные:

- умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение строить простейшие монологические высказывания;

- умение задавать вопросы;

- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

    В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, выход в Интернет, мультимедиа проектор, интерактивное доска,  компьютерные презентации учителя к занятиям.
   

Структура и содержание учебно-методического пособия

п/п

Модуль: номер,  тема  

Содержание модуля

1

1.Твой жизненный выбор

1. Твои жизненные ценности.

2. Здоровое поведение.

3. Принятие решения.

4. Как научиться принимать решения?

2

2. Общение и конфликты.

1. Общение людей. Правила взаимодействия.

2.Конфликты в нашей жизни и их причины.

3. Конфликты вокруг тебя. Как выбрать линию поведения?

4. Как выйти из конфликта.

5. Как помочь конфликтующим.

6. Что ты выбираешь в жизни и почему? Твои приоритеты.

3

3. Здоровое питание и твой внешний облик.

1. Зачем мы едим?

2. питание и болезни.

3. Здоровые привычки питания.

4.Ешьте разнообразную пищу.

5. Поддерживайте здоровый вес.

4

4. Движение и здоровье человека.

1. Активный образ жизни. Движение.

2.Спорт и движение. Гимнастика. Утренняя зарядка.

3. Активный отдых. Дискотека.

4. Травмы при активном движении. Приемы ПМП.

5. Закаливание. Виды закаливающих процедур.

5

5. Ответственность за свою жизнь или курение?

1. Портрет курильщика.

2. Как влияет курение на внешность и на состояние внутренних органов человека.

3.Физиологические последствия курения.

4.Антиреклама курения.

6

9. Твой выбор – твое будущее.

1. Самоорганизация подростками своего времени.

2. Как правильно оценить свои возможности?

3. Главные ценности, которые будут определять твою жизнь.

4. Цели и выбор пути.

5. Жизнь – это ответственность за свое поведение.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Понятия

Оборудование

Формы работы

Дата проведения

1*

Вводное. Инструктаж по ТБ во время занятий. Входная диагностика.

Анкеты для учащихся

Анкетирование «Жизненные приоритеты».

Модуль 1.  Твой жизненный выбор.

2/1

Твои жизненные ценности.

Ценностные ориентиры; ценности: личные, профессиональные, российские, глобальные

Комп. презентация;

Беседа - опрос; работа со слайдами презентации; работа в группах;

анализ результатов анкетирования

3/2

Здоровое поведение

Здоровое поведение человека; здоровье: физическое, психическое, духовное, эмоциональное; факторы, определяющие здоровье; ЗОЖ.

Комп. презентация

Проблемные ситуации

Работа над понятием, групповая работа, рассказ учителя. Творческое задание на дом.

4/3

Принятие решения.

Образ жизни; пути принятия решения.

Комп. презентация

Проблемные ситуации

 Обсуждение творческого дом задания. Проблемные ситуации, работа в группах.

Пословицы и поговорки о принятии решений.

5/4

Как научиться принимать решения?

Алгоритм принятия решения

Комп. презентация

Пословицы и поговорки о ЗОЖ, жизненные ситуации, картина В.Васнецова «Витязь на распутье», сказки , былины («Илья Муромец и Соловей -разбойник»)

Работа с пословицами и поговорками, разбор ситуаций, работа с алгоритмом принятия решения.

Модуль 2. Общение и конфликты.

6/1

Общение людей. Правила взаимодействия.

Общение

Способы общения (жесты, мимика, письменная и устная речь, Интернет-общение, и т.д.)

Предвзятое мнение, предвзятое отношение, стереотип,

дискриминация

Компьютерная презентация,

Парты сдвинуты, стулья расставлены по кругу.

Работа с понятиями, разъяснения учителя. Выполнение упражнений «Перефразирование», «Зеркало», «Комплимент», «Критика», ответы на вопросы. Подведение итогов.

7/2

Конфликты в нашей жизни и их причины.

Конфликт

Причины конфликтов

Компьютерная презентация

Листы бумаги, ручки, карандаши

Работа с понятием «конфликт», объяснение учителя.

Выполнение упражнений:

«Описание конфликта»;

работа в группах и  ответы на вопросы учителя к упражнениям:

«Сердцебиение», «Список наиболее распространенных конфликтов».

Подведение итогов.

8/3

Конфликты вокруг тебя. Как выбрать линию поведения?

Самооценка

Модель поведения, связанные с самооценкой: соперничество, подчинение, модель ухода (изгои).

Способы разрешения конфликтов

Компромисс

Компьютерная презентация

Листы бумаги, ручки, карандаши

Работа с понятием «самооценка», беседа с рассуждениями учащихся над понятиями «завышенная или заниженная самооценка и модели поведения подростков»,

Выполнение упражнения «Самооценка» (индивидуально и с группой учащихся), ответы на вопросы учителя к данному упражнению; подведение итогов разрешения конфликтных ситуаций.

9/4

Как выйти из конфликта.

Причины конфликта

Потребность, виды

Желание, виды

сотрудничество

Компьютерная презентация

(примеры конфликтов)

Детали (на 4-5 групп) квадрата к упр. «Апельсины и яблоки».

Листы бумаги, ручки

Беседа с разъяснениями учителя как распознать причины конфликта; работа с понятиями «потребность(и)», «желание(я)».

Работа в группах – выполнение упражнения «апельсины и яблоки», ответы на вопросы.

Упражнение «Потребности и желания».

Вывод педагога, подведение действий детей под понятие «сотрудничество».

Подведение итогов занятия.

10/5

Как помочь конфликтующим.

Этапы конфликта

Посредник

Стратегия разрешения конфликта посредником, этапы

Компьютерная презентация

Газеты

Листы бумаги, ручки

Ознакомление со стратегией разрешения конфликта. Работа с понятиями.

Работа в парах-упражнение «Газета».

Работа в командах: Мозговой штурм «Бутылочные крышки».

Подведение итогов занятия.

11/6

Что ты выбираешь в жизни и почему? Твои приоритеты.

Анкета «Твои приоритеты».

Бланки

Объяснение учителя о значении анкетировании.

Анонимное анкетирование учащихся

Модуль 3. Здоровое питание и твой внешний облик.

12/1

Зачем мы едим?

Жизнь

Питание

Еда

Лечебное питание

Диеты

Опрос учащихся «Зачем мы едим?»

Совместная работа над выяснением роли питания в жизни человека, построение схемы (кластера);

Работа с понятиями: лечебное питание, диета, их значение.

Поведение итогов занятия.

13/2

Питание и болезни.

Лечебное питание

Правильное и неправильное питание

Последствия неправильного питания

Компьютерная презентация

Листы бумаги, ручки

Групповая и совместная работа над понятием «лечебное питание».

Работа с цитатой из речи И.П. Павлова при вручении ему Нобелевской премии.

Обсуждение проблемного вопроса «Неправильное питание, его последствия?».

Просмотр слайдов презентации «Болезни неправильного питания».

Работа в группах: написание письма-обращения «Предупреждение для тех, кто неправильно питается»

 с выполнением предложенных критериев.  

Оценивание писем каждой группы, подведение итогов занятия.  

14/3

Здоровые привычки питания.

Правила здорового питания

Пирамида здорового питания

Анкета «Как ты питаешься?»

Листы бумаги, ручки

Плакат «Основные правила здорового питания»

«Пирамида питания»

Анкетирование учащихся.

беседа о правильном питании, работа с текстом о правильном питании, работа в группах по выработке правил здорового питания. Знакомство с пирамидой здорового питания.

Анализ ответов учащихся на вопросы анкеты в соответствии с правилами здорового питания, самооценивание результатов.  

15/4

Ешьте разнообразную пищу.

Пищевые продукты

Питательные вещества

Заменимые и незаменимые компоненты питания

Неполноценное питание

Карточки- инструкции к практической работе.

Упаковки продуктов питания

Листы бумаги, ручки

Опрос учащихся: значение употребления пищи для организма.

Рассказ учителя с элементами беседы  о заменимых и незаменимых питательных веществах.

Работа в группах – выполнение практической работы «Содержание питательных веществ в продуктах питания».

Индивидуальная работа «Анализ своего ежедневного рациона».  Самоанализ  своего рациона по шаблону,  самооценивание своего рациона.

16/5

Поддерживайте здоровый вес.

Нормальный вес

Излишний вес, проблемы

Физическая активность

Калорийность пищи

Энергетическая потребность организма

Компьютерная презентация

Ситуативная карточка- задача

Листы бумаги, ручки

Опрос класса. Рассказ учителя  с элементами беседы   о связи между питанием и весом, избыточным питанием и болезнями.

Работа с понятиями, таблицами «Энергетическая потребность организма», «Расход энергии человека при различных видах физической активности», решение расчетной задачи-ситуации.

Совместная выработка правил по предупреждению избыточного веса.

Подведение итогов занятия.

Модуль 4. Движение и здоровье человека.

17/1

Активный образ жизни. Движение.

Двигательная активность

Активный образ жизни

Компьютерная презентация

Листочки-стикеры белого и красного цвета.

Ножницы, листы формата А4, клей-карандаш.

Опрос учащихся «Что такое активный образ жизни, и какова роль движения в жизни человека?».

Составление кластера «Виды двигательной активности».

Выполнение задания в группах «Проанализируйте фотографии».

Анкетирование учащихся.

Работа в 5-ти группах - анализ результатов анкет учащихся.

Подведение итогов.

18/2

Спорт и движение. Гимнастика. Утренняя зарядка.

Спорт, виды спорта

Физкультура

Утренняя зарядка.

Компьютерная презентация

Задания для групп «Найдите соответствие»

Листы бумаги, ручки

Опережающее задание «Спортсмены - победители»  

Работа с понятиями. Беседа «Какие виды спорта знают», запись на доске.

Задание в группах «Найдите соответствие»

Работа в 2-х командах «Командные и индивидуальные виды спорта» - работа по вопросам.

Обсуждение результатов.

Групповая работа «Составление индивидуального комплекса упражнений на развитие физических качеств: координации движения, выносливости, силы, скорости. Подведение итогов занятия.

19/3

Активный отдых. Дискотека.

Активный отдых, виды

Карточки с текстом о различных танцевальных стилях.

Видеозаписи различных танцев.

Листы бумаги, ручки

Работа с понятием, обсуждение способов активного отдыха, составление кластера «Активный отдых».

Беседа о дискотеке, обсуждение вопроса «Зачем люди ходят на дискотеку?»

Опрос «Почему некоторые подростки не танцуют на дискотеке?».

Работа в группах «Знакомство с танцевальными стилями» (изучение текстового материала), составление вопросов по тексту. Взаимный обмен ответами групп  на вопросы «Угадай танец». Просмотр видеозаписей различных танцев.

Подведение итогов занятия.

20/4

Травмы при активном движении. Приемы ПМП.

Травмы, виды (растяжение, ушибы, вывихи, переломы)

Карточки – задания «Проанализируйте ситуацию»

Листы бумаги, ручки

Бинты, жгут

Работа в группах «Проанализируйте ситуацию»

Мастер-класс «Приемы ПМП при травмах двигательной системы». Подведение итогов занятия.

21/5

Закаливание. Виды закаливания процедур.

Закаливание, виды

Компьютерная презентация.

Тексты для работы в группах: «Закаливание и иммунитет», «Старинные русские обряды, связанные с закаливанием» и др.

Работа с понятиями, обсуждение вопроса «Что такое закаливание? Его виды и значение».

Работа в группах с текстами, использование приема «инсерт». Выступление групп.

 Обсуждение принципов закаливания. Совместное составление инструкции по основным правилам закаливания. Сравнение выработанных   правил закаливания с разработанными специалистами. Подведение итогов занятия.

Модуль 5. Ответственность за свою жизнь или курение?

22/1

Портрет курильщика.

Отличительные черты курящего человека

Анкета «Портрет курильщика».

Листы для анкетирования

Карандаши, листы белой бумаги формата А4

Анкетирование учащихся.

Групповая работа по составлению «Портрета курильщика» (рисунок с изображением отрицат. изменений во внешнем облике и в состоянии внутренних органов курящего человека).

Обсуждение результатов групповой работы.

Д/З. «История табакокурения»

23/2

Как влияет курение на внешность и на состояние внутренних органов человека.

(Тема: «Дыхание». 3 урок)

Отрицательное влияние курения на внешний вид, на внутренние органы человека.

Факторы опасности для здоровья, связанные с курением.

Последствия продолжительного курения

Таблицы «Химический состав табачного дыма», «Концентрация и токсичность веществ, содержащихся в табачном дыме».

Компьют презентация «Влияние курения на здоровье»

Выступление с опережающим заданием «История табакокурения».

Беседа об отрицательных последствиях курения для здоровья человека;

работа с таблицей «Состав табачного дыма»;

Игра в группах «Плюсы и минусы»

Обсуждение результатов

24/3

Физиологические последствия курения.

Органы дыхательной системы человека.

Путь струи воздуха и дыма в органах дыхания при курении.

 Физиологические последствия курения и влияние табачной смолы на живую ткань.

Активное и пассивное курение.

Компьют презентация.

Таблицы «Химический состав табачного дыма».

Самодельная модель Дондерса, сигарета, спички, белая ткань с пятном, образовавшемся при выдохе курильщика

Результаты опыта «Действие никотина на прорастание семян гороха».

Видеоролик «Курение – главная проблема человечества»

Работа с высказываниями.

Игра в командах «Путь  табачного дыма по дыхательной системе»;

Работа в группах:

составление схемы «Что происходит при затяжке сигаретой»;

Демонстрация модели Дондерса «Курительная трубка»; обсуждение результатов опыта;

Демонстрация результатов опыта «Действие никотина на прорастание семян гороха».

Просмотр видеоролика «Курение – главная проблема человечества»

25/4

Антиреклама курения.

Приемы, используемые в рекламе

Компьютерная презентация «Образцы рекламной продукции. Способы убеждения».

Компьютерные презентации детей (опережающее задание) «Вред курения»

Знакомство со способами убеждения, используемые в рекламе;

Работа с образцами рекламной продукции; обсуждение вопросов;

Работа в группах по изучению основных рекламных приемов, составление кластера, выступление групп;

Работа в группах по составлению рекламы по предложенному плану: «Реклама отличного здоровья», антиреклама сигарет («Вся правда о курении»). Выступление групп.

Просмотр работ детей (опережающее задание)

Модуль 9. Твой выбор – твое будущее.

26/1

Самоорганизация подростками своего времени.

Самоорганизация своего времени.

 

Компьютерная презентация

Беседа педагога о времени;

Выполнение упражнений: «Закончите предложения»; «Тестовые ситуации»; обсуждение полученных результатов.

27/2

Как правильно оценить свои возможности?

Успешность

Самооценка

Способности

Продуктивность

Компьютерная презентация

Опрос «Страхи подросткового возраста», беседа,

Обсуждение формулы Ричарда Бири, работа с понятиями.

Выполнение упражнений: «Подумайте»,  на анализ ситуации.

Работа в группах – задание «Как вести учет времени», обсуждение результатов.

Д/З. Задание «Мой день»

28/3

Главные ценности, которые будут определять твою жизнь.

Ценностные ориентиры

Категории ценностей: личные, профессиональные, российские, глобальные

Компьютерная презентация

Анкетные данные учащихся  на начало учебного года

Анкета «Жизненные приоритеты»

Работа с понятиями, беседа, индивидуальная работа по составлению списков личных и будущих профессиональных ценностей; анкетирование «Жизненные приоритеты».  рейтинг ценностей; сравнение результатов, полученных в начале и в конце учебного года.

29/4

Цели и выбор пути.

Желание

Жизненные цели

Компьютерная презентация

Алгоритм написания проекта «Как достичь своих целей»

Листы формата А4, карандаши

Работа с понятиями, беседа  «Возможности достижения своих жизненных ценностей».

Групповое написание проектов по теме: «Как достичь своих целей» по алгоритму.

Защита проектов.

30/5

Жизнь – это ответственность за свое поведение.

Жизнь, жизненные ценности

Факторы риска, связанные со здоровьем, мешающие достижению целей

Список «жизненных целей учащихся».

Список рисков.

Листы формата А4, карандаши

Работа с понятием «жизнь», «жизненные ценности».

Мозговой штурм «Факторы риска, мешающие достижению целей»; работа в группах: составление схемы «Наши действия по снижению факторов риска, мешающие достижению цели (ей)». Обсуждение результатов.

31*

Подведение итогов. Диагностика учащихся.

Подведение итогов.

Диагностика учащихся.

Резервное время

Дата

Название мероприятия

32*

Декабрь, 2016г.

Участие в городском фестивале-конкурсе волонтерских объединений по пропаганде здорового образа жизни «Новое поколение выбирает»

33*

Январь - февраль, 2017г.

Участие в городском этапе областного конкурса творческих работ среди учащихся по антинаркотической профилактике «Здоровая Россия – это мы!»

34*

Февраль, 2017г.

Участие в городском этапе областного конкурса на лучшую методическую разработку по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Здоровые дети – наше будущее!»

Структура и содержание учебно-методического пособия (2 год обучения)

п/п

Модуль: номер,  тема  

Содержание модуля

1

6. Здоровье и алкоголь.

1. Место, которое ты хочешь занять в обществе, и вредные зависимости.

2 .Аспекты здоровья.

3. Алкоголь  и аспекты здоровья.

4. Влияние наркотиков на здоровье.

5. Алкоголь и организм человека.

6. Наркотики и подросток.

7. Алкоголь и общество.

8. Решения, которые мы принимаем.

9.Ты в борьбе за самого себя.

2

7. Взрослая жизнь – это ответственность.

1. Готов ли ты любить? Любить, доверять и быть ответственным.

2.Сексуальность: здоровье и опасности. СПИД.

3. Твоя семья в настоящем и в будущем.

4. Общение родителей и детей.

3

8. Ты и природа.

1. Твое поведение и загрязнение окружающей среды.

2. Окружающая природная среда и твоя ответственность за ее состояние.

3. Окружающая природная среда и твоя ответственность за ее состояние (2ч).

4. Пирамида.

4

9. Твой выбор – твое будущее.

1. Самоорганизация подростками своего времени.

2. Как правильно оценить свои возможности?

3. Главные ценности, которые будут определять твою жизнь.

4. Цели и выбор пути.

5. Жизнь – это ответственность за свое поведение.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Понятия

Оборудование

Формы работы

Дата проведения

1*

Вводное. Инструктаж по ТБ во время занятий. Входная диагностика.

Анкеты для учащихся

Анкетирование «Жизненные приоритеты».

Модуль 6.  Здоровье и алкоголь/ наркотики

2/1

Место, которое ты хочешь занять в обществе, и вредные зависимости

Мечта в жизни и препятствия.

Алкогольные и неалкогольные напитки. Синдром пива.

Алкоголь – фактор риска.

Причины, приводящие к употреблению алкоголя.

Анкета «Здоровье и алкоголь»

Беседа - опрос;

Индивидуальная работа;

Мозговой штурм;

Анкетирование;

 работа в группах;

анализ результатов анкетирования

3/2

Аспекты здоровья.

Здоровье, его аспекты: физический, интеллектуальный, эмоциональный, личностный, духовный.

Практические задания об эмоциональном аспекте

Работа над понятием, практические задания;

 Практическая работа.

4/3

Алкоголь  и аспекты здоровья

Аспекты здоровья: физический, интеллектуальный, эмоциональный, личностный, духовный, социальный.

Негативное влияние алкоголя на все аспекты здоровья

Практические задания о физическом аспекте

Повторение аспектов здоровья,

Выполнение практических заданий, групповая работа,

Написание мини-сценариев или рассказов, обсуждение ситуаций.

5/4

Влияние наркотиков на здоровье.

Духовный аспект здоровья,

наркотики – фактор риска

Компьютерная презентация

Работа с понятиями аспектов здоровья, с утверждениями, разбор ситуаций, групповая работа- составление рассказа «как наркотики влияют на здоровье употребляющего их человека и окружающих его людей».

6/5

Алкоголь и организм человека.

Влияние алкоголя на организм человека

Системы органов человека

Кратковременное и долговременное воздействие алкоголя на организм человека.

Элект таблицы «Системы органов человека» или торс человека.

Видеоролик.

Работа с электр таблицами или с торсом человека;

Выполнение  заданий, работа с текстом методом «Инсерт», групповая работа, создание кластера. Просмотр видеоролика; обсуждение результатов.

7/6

Наркотики и подросток.

Наркотики

Образ жизни наркомана

Наркотики – фактор риска

Действия против наркотиков.

Анкета «Здоровье и наркотики»

Видеоролик.

Анкетирование, обсуждение анкеты, работа в группе – создание образа  жизни наркомана, индивидуальная работа -  прием «Ладошка», ответы на вопросы, их обсуждение.

8/7

Алкоголь и общество.

Алкоголизация

Проблемы, связанные с употреблением алкоголя.

Видеоролик

Стр. 147. пример кластера.

Просмотр видеоролика, мозговой штурм, работа в группах, создание кластера, обсуждение результатов.

9/8

Решения, которые мы принимаем.

Принятие решения,

этапы принятия решений,

алгоритм принятия решений

С. 78. алгоритм.

С. 147 карточки с заданиями

Работа с понятиями, работа в парах, работа с алгоритмом,  групповая работа с карточками по отработке алгоритма, обсуждение результатов.

10/9

Ты в борьбе за самого себя.

Факторы риска, их причины, и способы избегания.  Стресс.

Позитивные действия.

Работа с понятием, мозговой штурм, групповая работа,  соревнование между группами. подведение итогов.

Модуль 7. Взрослая жизнь – это ответственность .

11/1

 Готов ли ты любить? Любить, доверять и быть ответственным.

Любовь, влюбленность, секс, сексуальность,

Женственность, мужественность.

Проблемы ранних половых отношений. ВИЧ/ СПИД.

Компьютерная презентация

Работа с понятиями, обсуждение, беседа, (отрывки из фильмов), работа в группах, обсуждение вопросов, проблем. подведение итогов.

12/2

Сексуальность: здоровье и опасности. СПИД.

ВИЧ/ СПИД.:

пути передачи вируса,

меры по предупреждению заражения

Компьютерная презентация

Рассказ учителя, групповая работа, работа пол формированию понятия,  подведение итогов.

13/3*

Твоя семья в настоящем и в будущем.

Любовь, семья, семейное счастье, его показатели, главные человеческие  качества для семьи.  

Компьютерная презентация

Работа с понятиями, с пословицами, притчами, индивидуальная, групповая работа, обсуждение, заполнение таблицы. подведение итогов.

14/4

Общение родителей и детей

Семейные традиции. Семейные ценности.

Семейные проблемы.

Семейные правила для ребенка.

Чувства, эмоции, ощущения, эмпатия.

Тест Рокича М. «Ценностные ориентации»

Упражнения «Семейные правила», «Семейные правила для ребенка».

Беседа, обсуждение вопросов, анализ ситуаций, проблем, работа в группах, подведение итогов.

15/5

Анкетирование «Оценка здоровья»

Анкеты

Модуль 8*. Ты и природа

16/1

Твое поведение и загрязнение окружающей среды.

 Окружающая среда

Загрязнение окружающей среды (воды, почвы, воздуха)

17/2

Окружающая природная среда и твоя ответственность за ее состояние

Окружающая среда

Нужные и ненужные вещи

Природные ресурсы

18/3

Окружающая среда и твоя ответственность за ее состояние (продолжение)

Окружающая среда

Электроэнергия, ее источники

19/4

Пирамида.

Дом, школа, город, страна, континент, планета.

Ответственность и поступки человека.

20/5*

Экологическая игра «Хранители природы»

Настольная игра, презентация

21/1

Главные ценности, которые будут определять твою жизнь.

Ценностные ориентиры

Категории ценностей: личные, профессиональные, российские, глобальные

Компьютерная презентация

Анкетные данные учащихся  на начало учебного года

Анкета «Жизненные приоритеты»

Работа с понятиями, беседа, индивидуальная работа по составлению списков личных и будущих профессиональных ценностей; анкетирование «Жизненные приоритеты».  рейтинг ценностей; сравнение результатов, полученных в начале и в конце учебного года.

22/2

Цели и выбор пути.

Желание

Жизненные цели

Компьютерная презентация

Алгоритм написания проекта «Как достичь своих целей»

Листы формата А4, карандаши

Работа с понятиями, беседа  «Возможности достижения своих жизненных ценностей».

Групповое написание проектов по теме: «Как достичь своих целей» по алгоритму.

Защита проектов.

23/3

Жизнь – это ответственность за свое поведение.

Жизнь, жизненные ценности

Факторы риска, связанные со здоровьем, мешающие достижению целей

Список «жизненных целей учащихся».

Список рисков.

Листы формата А4, карандаши

Работа с понятием «жизнь», «жизненные ценности».

Мозговой штурм «Факторы риска, мешающие достижению целей»; работа в группах: составление схемы «Наши действия по снижению факторов риска, мешающие достижению цели (ей)». Обсуждение результатов.

24/4

Подведение итогов. Диагностика учащихся.

«Личностный рост школьников» (Степанов П.В.)

«Какой у нас коллектив» диагностика уровня развития детского коолектива Лутошкина А.Н.

Подведение итогов.

Диагностика учащихся.

         Резервное время -10 ч*(участие в городских мероприятиях по ЗОЖ – Сборник положений городских мероприятий Ассоциации волонтерских объединений образовательных организаций города Дзержинска № 10, 2017-2018 ).

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

1

Городская акция «За здоровье и безопасность наших детей»

- Акция в рамках Всемирного дня отказа от курения  (16.11.2017).

- Всемирный день борьбы со СПИДОМ  ) (01.12.2017).

ноябрь- декабрь (до 15.12.)

2

Городская конференция для учащихся «Учимся быть здоровыми»

05.12. 2017

3

Городской этап областного смотра- конкурса добровольческих инициатив «Волонтером быть здорово!»

 до 15.01.2018

4

Городской марафон «За здоровый образ жизни»

01.03-07.04.2018

5

Городской этап реализации регионального общественно-направленного проекта «Радуга добрых дел»

март-апрель, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеклассной работе (система классных часов) «Формула правильного питания»

 Рабочая программа «Формула правильного питания»  составлена в соответствии с требованиями Программы «Разговор о правильном питании» часть 3 «Формула правильного питания», разработанн...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАМма занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 5 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по родному (мокшанскому) языку для 6 класса 2020 - 2021 уч. года..

Тонафнемань курсть основной целенза: Максомс сатомшка содамошит фонетикаса, лексикаса; пачфтемс марнек эряфса кяльть асувонц сяда тов касоманц и виияманц колга...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.- пояснительная записка- планируемые личностные, метапредметные и п...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Современная литература для детей и подростков»

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Современная литература для детей и подростков» создана на основе собственного читательского опыта. Содержание программы протестирован...