Сценарий концерта-лекции "История возникновения бальной культуры"
материал

Казарян Мария Александровна

Сценарий концерта-лекции "История возникновения бальной культуры". Можно исользовать как материал первичного знакомства обучающихся с бальной культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История возникновения бальной культуры.

  1. Ведущий 1: (Стих Марины Цветаевой «Первый бал»):

О, первый бал - самообман!

 Как первая глава романа,

Что по ошибке детям дан,

Его просившим слишком рано,

Как радуга в струях фонтана

Ты, первый бал, - самообман.

Ты, как восточный талисман,

Как подвиги в стихах Ростана.

Огни сквозь розовый туман,

Виденья пестрого экрана...

О, первый бал - самообман!

Незаживающая рана!

Ведущий 2: Сегодня мы здесь собрали вас для того, чтобы поделиться с вами информацией о бальной культуре, которой мы, как кадетский класс, практикующий бальные танцы второй год,  уже владеем, а вы еще нет.

Ведущий 1: И речь сегодня пойдет об истории возникновения балов.

Ведущий 3: Безусловно, бал был не просто местом, где можно было продемонстрировать свое хореографическое мастерство.

Ведущий 4:  Бал – это место встречи и общения людей, это культурные манеры, танцы для души.

Ведущий 3: Аристократизм, достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом бал. Бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха.

Ведущий 4: Балы служили не только для забавы, но и «для рассуждения и разговоров дружеских». Представители разных сословий могли здесь свободно общаться друг с другом, ухаживать за дамами, танцевать и участвовать в играх. Именно поэтому балы имели такую долгую историю.

-----

Ведущий 5: В России о балах ничего не знали почти до начала XVIII столетия.

Первый бал на Руси был дан на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил балы Петр I, их начали проводить в Петербурге и Москве в 1717 году.

Ведущий 6: На протяжении XVIII-XIX вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX в. стали танцевать даже в деревне.

Ведущий 5:      Слово «БАЛ» пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

--------------

Ведущий 1: По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура.

Ведущий 2: Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Ведущий 1: Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей.

-----------

Ведущий 3: Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.

В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом.

Ведущий 4: Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нём участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.

Ведущий 3: Вторым танцем после полонеза обычно был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:

«Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

 Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой...»

Ведущий 4: Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений.

Ведущий 3: Но со временем основной шаг вальса стали разбавлять «фигурами», так  появились «Фигурные вальсы», каждый из которых имел свое название.

----------------

 Ведущий 5: Помимо полонеза и вальса на балах танцевали множество танцев (гавоты, кадрили, польки, экосезы…).

Кульминацией бала была мазурка. Это более сложный и довольно активный танец, который мы еще не освоили, но непременно освоим.

Ведущий 6: Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка являлась наиболее "важным" приглашением на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви.

-----------------

Ведущий 1: Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность.

Ведущий 2: Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки.

Ведущий 1: Вспомним одни из первых строк знаменитой поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

Как dandy  лондонский одет —

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Ведущий 2: Вы чувствуете – умение танцевать мазурку сразу ставило кавалера в ряд образованных людей.

 Ведущий 4: Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер.

Ведущий 3: Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила,

в частности, что, «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».

--------

 Ведущий 5: Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трёх сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках.

Ведущий 6: На возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. В середине зала непрерывно танцевали.

-----

Ведущий 1: Бальный этикет - это целый свод правил в бальной культуре, от манер поведения до тона платья.

Ведущий 2: Приглашали на бал официальным приглашением, высланным отцу семейства в форме открытки или письма. В течение 2 или 3 дней приглашенное лицо должно было дать ответ. Отказаться от посещения бала было крайне неприлично.

Ведущий 1: Гости обязаны были выглядеть на балу так же торжественно, как на параде: мужчины в форменных кителях или бальных костюмах (бальная пара с галстуком), а женщины - в платьях строго установленного фасона. Для дам появляться дважды в одном и том же наряде было апогеем неприличия.

Ведущий 2: Руки кавалеров и дам украшали белоснежные перчатки. Снимать их было нельзя даже в случае порчи - для подобных случаев гости приобретали запасную пару.

Ведущий 1: Основная обязанность кавалера на балу – это всячески развлекать свою даму, делать всё для того, чтобы у дамы было хорошее настроение, и ей было интересно на балу. Основная обязанность дамы – это быть красивой и очаровательной.

----------

Ведущий 3: Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного "упрощения", ухода от правил и всё большего превращения бала в банальный танцевальный вечер. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и "исторические" балы.

Ведущий 4: На сегодняшний день наибольшее распространение получили спортивные бальные танцы, а место балов заняли соревнование и конкурсы по бальным танцам.

Ведущий 5: Современные балы делятся на несколько категорий. Первая категория – это исторические балы. На таких балах танцуются танцы строго определённой эпохи.

Цель исторического бала – это реконструкция определённой эпохи с максимальной исторической достоверностью.

Ведущий 6: В последние годы набирает популярность другой вид балов – это современные общественные балы, включая и Кадетские балы.

  1. Ведущие по очереди:

Балы были разные:

Императорские,

Дворянские,

Общественные,

Были также детские балы,

домашние балы,

балы – маскарады.

История балов чрезвычайно интересна.

Менялась мода, традиции, танцы.

Но одно оставалось неизменным.

Самое главное для бала, да и для танцев в целом -

 – это взаимоотношения мужчины и женщины.

Радость, нежность, любовь, уважение, внимание, которые испытывают мужчина и женщина друг к другу, –

- это те качества, которые бал в людях проявляет и в то же время воспитывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Культура речи"

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Культура речи"                        Цели: профилактика проблемы в речи слов-паразитов, бра...

Сценарий выступления на Фестивале национальных культур Астраханской области

Данный материал использован для представления на фестивале национальных культур в номинации "Русский народ"....

Сценарий Дня славянской письменности и культуры: «Лишь слову жизнь дана»

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пе...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности физическая культура "Путешествие в сказочный лес"

В данной образовательной деятельности широко используются приёмы интеллектуальной направленности, которые описаны в представлении личного опыта....

Сценарий педагогического совета по теме «Культура учащихся и работа педколлектива по её повышению»

Сценарий педсовета, проводимого в форме деловой игры, преследует цель обмена опытом  и  осмысления педагогами пути решения проблемы повышения культуры учащихся....

Методическая разработка занятия «Возникновение физической культуры и спорта»

Тема урока: Возникновение физической культуры и спортаЦели деятельности учителя: Формировать представление о пользе занятий физической культурой и их значении в жизни человекаТип урок:...