Рабочая программа "Бальные танцы для кадетов"
рабочая программа

Казарян Мария Александровна

Программа для хореографов, педагогов дополнительного образования, работающих в кадетских классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 887»

____________________________________________________________________________________________        _______

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Методист  ОДОД

Заместитель директора

____________А.С. Журавлева

____________Ю.В. Дрозд

«_____»_________2019 г.

 «_____»_________2019 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Название:

Бальные танцы для кадетов

Направленность:

Художественная

Возраст:

10-18 лет

Уровень:

ознакомительный

Срок реализации программы:

2 года

Образовательную программу составил(и) (должность):

Казарян М.А. (педагог дополнительного образования)

Москва, 2019 год

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 887»

АННОТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полное наименование программы

        Бальные танцы для кадетов

Руководитель

Казарян М.А.

Нормативная основа разработки программы  

Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Направленность

Художественная

Статус программы

Модифицированная (на основе программы Кузнецовой Е.В. «Хореография для кадетских классов»)

Цель реализации программы

Формирование личности школьника, идейно-нравственной направленности его сознания в отношении хореографической культуры.

Возраст обучающихся

10-18 лет

Форма организации процесса обучения

Очная, групповая

Режим занятий, продолжительность реализации программы

4 часа в неделю,

срок реализации – 2 года.

Ожидаемый результат

Владение основными видами бальных и историко-бытовых танцев.

Раздел 1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе программы Кузнецовой Елены Владимировны «Хореография для кадетских классов». Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на 2 года занятий с детьми от 10 до 18 лет.

Занятия танцами подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают физическую нагрузку равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Историко-бытовые и бальные танцы играют немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно – физического, этического и художественно – эстетического развития и образования.

На занятиях по программе «Бальные танцы для кадетов» происходит массовое обучение основам бальной хореографии. Это, безусловно, поможет педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, например в подготовке школьных и внешкольных мероприятий. В то же время ученики, обучавшиеся бальному танцу, станут впоследствии носителями и пропагандистами отечественной и мировой бальной хореографии. Программа составлена с учетом планирования воспитательной работы в кадетских классах, которая предусматривает еженедельные занятия хореографией.

1.1 Цель программы - формирование личности школьника, идейно-нравственной направленности его сознания в отношении хореографической культуры.

1.2 Задачи программы:

- Образовательные

  • Формирование у детей музыкально-ритмических навыков.
  • Формирование навыков правильного и выразительного движения в области классического танца и современной хореографии.
  • Обучение детей сценическому мастерству.

-  Коррекционные

  • Овладение учащимися приемами самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Приобщение воспитанников к творческой деятельности, участию в концертной деятельности.

-  Воспитательные

  • Развитие способов общения в коллективе на основе взаимоуважения, концентрации и мобилизации сил, для выполнение общих задач.
  • Развитие таких личностных качеств как трудолюбие, целеустремлённость, выносливость.
  • Способствовать формированию общей культуры ребёнка, способной принять полученные знания и умения на практике, сознательно делать профессиональный выбор, успешно адаптировать в современном обществе.

1.3 Требования к знаниям, навыкам и умениям обучающихся

1 год обучения:

  1. Знание основных видов бальных и историко-бытовых танцев;
  2. Владение базовыми фигурами бальных и историко-бытовых танцев.
  3. Знание позиций ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
  4. Знание правил постановки корпуса;
  5. Владение основными упражнениями на середине зала;
  6. Владение танцевальными движениями: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки,  
  7. Владение навыком выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
  8.  Понимание положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое
  9. Знание основных правил этикета Бала.

2 год обучения:

  1. Более углубленное знание основных историко-бытовых танцев
  2. Умение точно и выразительно исполнять основные движения бального и историко-бытового танца;
  3. Артистично двигаться под музыку;
  4. Создавать композиции из базовых фигур.
  5. Правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
  6. Уметь определять характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
  7. Слышать сильную долю такта;
  8. Самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
  9. Знать о трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш - песня-танец;
  10. Иметь навыки актёрской выразительности;
  11.  Знать характер танцевальной музыки;
  12.  Иметь понятия об основных танцевальных жанрах.
  13.  Владение навыками участия в Исторических Балах

1.4 Формы проведения занятий

Данной программой обучения предполагается групповая форма проведения занятий. Занятия проводятся в группах от 10 до 20 человек  2 раза в неделю по 2ч, всего в течение учебного года - 144 часа.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально- тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

В курсе обучения хореографии применяются следующие методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Раздел 2. Содержание программы

Учебный план

Учебный план на 2 года обучения:

Тема занятия

Год обучения

1

2

1

Вводное занятие -организационная работа.

2

2

2

Ритмика, элементы музыкальной грамоты

6

6

3

Беседы по хореографическому искусству

4

4

4

Этикет

6

6

5

Танцевальная азбука

10

10

6

Танец

116

116

Историко-бытовые и бальные танцы:

Полонез

10

4

Вальс – знакомство

10

4

Менуэт

--

10

Мазурка

--

20

Контрдансы

--

6

Фигурные вальсы

24

18

Бранль

6

--

Падеграс

10

10

Кадрили

16

10

Марши

6

6

Котильоны

12

12

Польки

18

12

Галоп

4

4

7

Итого:

144ч.

144ч.

  1. Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Теория

Практич.

Всего

Формы аттестации

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Ритмика, элементы музыкальной грамоты

2

4

6

3.

Беседы по хореографическому искусству

4

-

4

Викторина

4.

Этикет

4

2

6

Участие в балах

5.

Танцевальная азбука

4

6

10

Викторина

6.

Танец

8

108

116

Выступления, открытые уроки, участие в балах

Итого:

24

120

144

Содержание тем первого года обучения:

  1. Вводное занятие:
  • знакомство с планом работы на год;
  • гигиенические требования к обуви, одежде;
  • техника безопасности на занятиях хореографии.
  1. Ритмика, музыкальное элементы музыкальной грамоты:
  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
  • художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры.

  1. Повторение: хореографическая азбука:
  • Постановка корпуса;
  • Позиции ног;
  • Позиции рук;
  • Поклон;
  • Разновидность танцевального шага;
  • Положение в паре.
  1. Танец:
  1. «Полонез»,
  2. «Вальс – знакомство»,
  3. «Падеграс»,
  4. «Польки»
  5. «Марши»
  6. «Бранль»
  7. «Котильоны»
  8. «Кадрили»
  9. «Галоп»
  10. «Фигурные вальсы»

  • Краткое содержание танцевальных упражнений.
  • Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элементов, отработка и соединение в рисунок).
  • Работа над техникой исполнения и стилем.

  1. Учебно-тематический план второго года обучения

Тема

Теория

Практич.

Всего

Формы аттестации

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Ритмика, элементы музыкальной грамоты

2

4

6

3.

Беседы по хореографическому искусству

4

-

4

Викторина

4.

Этикет

4

2

6

Участие в балах

5.

Танцевальная азбука

2

8

10

Викторина

6.

Танец

8

108

116

Выступления, открытые уроки, балы

Итого:

22

122

144

Содержание тем второго года обучения:

  1. Вводное занятие:
  • знакомство с планом работы на год;
  • гигиенические требования к обуви, одежде;
  • техника безопасности на занятиях хореографии.
  1. Повторение: ритмика, музыкальное элементы музыкальной грамоты:
  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
  • художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры.

  1. Повторение: хореографическая азбука:
  • Постановка корпуса;
  • Позиции ног;
  • Позиции рук;
  • Поклон;
  • Разновидность танцевального шага;
  • Положение в паре.
  1. Танец:
  1. «Полонез»
  2. «Контрдансы»
  3. «Фигурные вальсы»,
  4. «Падеграс»
  5. «Менуэт»,
  6. «Марши»
  7. «Кадрили»
  8. «Котильоны»
  9. «Мазурка».
  10. «Польки»
  • Краткое содержание танцевальных упражнений.
  • Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элементов, отработка и соединение в рисунок).
  • Работа над техникой исполнения и стилем.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

        

3.1 Методы проверки результатов обучения

Теоретические знания учащихся проверяются с помощью:

- проведения викторин

- открытых уроков

- собеседований.

Практические умения и навыки учащихся проверяются с помощью:

- открытых уроков

- участия в концертных номерах внутри школьных мероприятий

- контрольных уроков

- участия во внутренних Балах

- участия в выездных Балах

- участия в конкурсах.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Успешность работы, направленной на достижение цели образовательной программы «Хореография кадетов в школе» и решение поставленных задач обеспечивается совместными усилиями руководителя образовательного учреждения.

4.1 Материально – технические условия:

        - Зал с зеркалами и паркетом

        - Музыкальное сопровождение – магнитофон, компьютер, колонки, усилитель звука, диски, флешки;

        - Костюмы для выступлений

        - Журнал.

        

4.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение:

- Е. П. Шевченко. Методические рекомендации по дисциплине «Методика преподавания историко-бытового танца», 2016г.

https://docplayer.ru/31186917-E-p-shevchenko-metodicheskie-rekomendacii-po-discipline-metodika-prepodavaniya-istoriko-bytovogo-tanca.html

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат»; М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Барышникова Т. «Азбука хореографии»; М.: Айрис Пресс, 1999.
  4. Бекина С. И. и др. «Музыка и движение», М., 2000 г.
  5. Боттомер У. «Учимся танцевать», «ЭКСМО-пресс», 2002 г.
  6. Боттомер, Б. «Уроки танца» / Б. Боттомер. – М.: Эксмо, 2003.
  7. Ваганова А. Я. «Основы классического танца»; С.-П., 2000.
  8. Васильева Т. К. «Секрет танца»; С.-П.: Диамант, 1997.
  9. Воронина И. «Историко-бытовой танец»; М.: Искусство, 1980.
  10. Г. Говард «Техника Европейского бального танца», «Артис», М. 2003 г.
  11. Динниц Е. В. «Джазовые танцы», ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  12. Климов А. «Основы русского народного танца»; М.: Искусство, 1981.
  13. Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг»; М.: Новая школа, 1998.
  14. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; - М.; Министерство Просвещения, 1986
  15. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание»; М.: Просвещение, 1989.
  16. Уральской В. И., Стриганова В. М. «Современный бальный танец»: М., «Просвещение», 1977.
  17. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу»; М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцы, танцы, танцы...

Показать ученикам 2 класса многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской....

Визитная карточка кадетов МБОУСОШ 23 с Великовечного (Царский дар). "Мы-кадеты Царского Дара."

В сентябре 2008 года в школе был создан на базе 9 класса кадетский класс казачьей направленности. Сегодня  визитная карточка кадетов -это представление на  конкурсах и фестивалях....

Визитная карточка кадетов МБОУСОШ 23 с Великовечного (Царский дар). "Мы-кадеты Царского Дара."

В сентябре 2008 года в школе был создан на базе 9 класса кадетский класс казачьей направленности. Сегодня  визитная карточка кадетов -это представление на  конкурсах и фестивалях....

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ КАДЕТ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАДЕТЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ!"

Глобальные  изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование высокого социальног...

Программа класса кадет патриотической направленности "Я - Кадет"

laquo; Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.И такой фундамент - это патриотизм» В.В.Путин...

Рабочая программа «Танцуй веселей!» педагога дополнительного образования (хореография)

Рабочая программа для обучения детей младшей, средней, старшей и подготовительной группы, обеспечивает художественно- эстетическое развитие детей .Программа разработана в соответствии с федеральным го...