Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.
статья

Сиридюк Мария Олеговна

Система дополнительного образования в Российской Федерации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospitatelnoy_raboty.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей

Система дополнительного образования в Российской Федерации имеет значительные различия от других видов образования и обладает уникальными характеристиками по сравнению с образовательными секторами, которые решают аналогичные проблемы за рубежом. Это делает ее чрезвычайно интересной и в то же время трудной для изучения.

Впервые определение дополнительного образования как вида образования было опубликовано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». По закону, дополнительное образование направлено на полное удовлетворение образовательных потребностей человека в плане интеллектуального, умственного, морального, физического и (или) профессионального развития и не сопровождается повышением уровня образования [1].

Важнейшей функцией дополнительного образования является воспитательная.

Воспитание рассматривается в современной учебной литературе как социальное взаимодействие между педагогом и обучаемым, направленное  на сознательное овладение социальным и духовным опытом, формирование социально значимых ценностей и социально приемлемого поведения воспитанников. Воспитание - это длительный и непрерывный процесс, результаты которого имеют отсроченный характер и не могут быть жестко заданы заранее [2].

Воспитательная работа – это воспитательная деятельность, направленная на организацию образовательной среды и управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Педагогическая и воспитательная деятельность по большому счету представляют собой идентичные понятия. Такое понимание взаимосвязи между воспитательной работой и преподаванием подчеркивает важность тезиса о единстве воспитания и обучения [2].

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательный компонент в частности нельзя рассматривать как процесс, который закрывает пробелы в семейном воспитании и учебных заведениях разных уровней и типов. Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей [3].

В системе дополнительного образования (через содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс фактически осуществляется в двух направлениях:

  • основы профессионального обучения;
  • основы социального воспитания.

В рамках профессионального воспитания учащийся формирует уважительное отношение к профессиональной деятельности, развивает культуру труда, учится выполнять профессионально-этические нормы, приобретает понимание значимости трудовой деятельности.

В процессе социального воспитания у учащегося формируются коммуникативные качества, ответственность, толерантность, активность и инициативность, развивается умение следовать нравственным нормам общества [4].

В каждом конкретном детском объединении эти параметры конкретизируются с учетом особенностей деятельности.

В качестве направлений воспитательной работы педагога дополнительного образования выделяют индивидуальную работу с воспитанниками и работу по формированию детского коллектива.

Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.

Для реализации возможностей воспитательной работы в системе дополнительного образования необходимо внедрять современные, эффективные методы, технологии и приемы воспитания, а также  постоянно следить за эффективностью ее реализации.

В качестве одного из основных направлений обновления содержания воспитания должно стать повышение профессионализма и компетентности  педагогов дополнительного образования. В рамках новой модели деятельности педагогов дополнительного образования на первый план выходит умение общаться с воспитанниками, стимулировать их духовную энергию, максимизировать самовыражение, осуществлять патриотическое и духовно-нравственное воспитание, активизировать интеллектуальное, творческое и физическое развитие,  развивать творческий потенциал.

Список литературы

  1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. – 2014. – № 2. – С. 2-6. 
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.П. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  3. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е. Лебедева.  М.: ВЛАДОС, 2016. – 254 с.
  4. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие/под ред. Е. Б. Евладовой. А. В. Золоторёвой.С. Л. Паладьева. – М.: Академия, 2014.– 296 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

Особенности существования системы дополнительного образования детей при общеобразовательной школе в городе-спутнике.

В данной статье рассмотрен вопрос о том, как использовать общероссийские статистические данные по дополнительному образованию для условий, в которых оно существует  в городах с небольшим количест...

"Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей"

Это небольшая статья в формате эссе о дополнительном образовании в образовательном учреждении, а не в учреждении дополнительного образвания. Размышление о том, как выстраивать взаимоотношения участник...

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей....

Профориентационная деятельность как одно из направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей

Выступление о необходимости и возможности профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования...

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

статья посвящена системе дополнительного образования детей...