"Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей"
статья по русскому языку

Это небольшая статья в формате эссе о дополнительном образовании в образовательном учреждении, а не в учреждении дополнительного образвания. Размышление о том, как выстраивать взаимоотношения участников дополнительного образовательного процесса в рамках углубленного изучения основного школьного предмета (в данном случае русского языка) в воспитательном аспекте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе о воспитании после уроков.15.04 КБ

Предварительный просмотр:

 "Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей"

     Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. В общеобразовательной школе система дополнительного образования может быть представлена через внеурочную деятельность, кружковую работу, дополнительные занятия по предмету с целью ликвидации пробелов в знаниях  по отдельным предметам одних учащихся – слабых(проблемных) и углубления знаний – других, более сильных. Цель воспитательной работы в этой системе сочетает  в себе цели общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося.

     Воспитательные задачи при проведении занятий по отдельным предметам с целью ликвидации пробелов в знаниях можно сформулировать следующим образом:

  1. Создание комфортных условий для возможности реализации и самореализации учащихся.
  2. Формирование адекватных межличностных  отношений в группе.
  3. Организация единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося.

     Воспитательные задачи при проведении занятий по отдельным предметам с целью углубления знаний учащихся можно сформулировать следующим образом:

  1. Организация единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося.
  2. Формирование разумного подхода учащихся к уровню своих запросов по повышению качества знаний (для каждого участника группы).
  3. Создание комфортных условий для возможности реализации и самореализации учащихся в группе достаточно одаренных сверстников без ссылок на их  слабости или желание превзойти других.

     При работе с группой слабых учащихся важно, чтобы никто из них не воспринимал кого-либо хуже или лучше СЕБЯ, т.е. нужно не соперничество, а сотрудничество.

     Нужно понимать, что слабые учащиеся тоже разные: есть те, про кого мы говорим «три пишем, 2 в уме» (но они вовсе НЕ необучаемые!), а есть те, кто подчас просто не уверен в своих силах, поэтому балансирует на грани (может получит и 2, и 4). Поэтому пусть те, кто «балансирует», поможет тем, кто еле-еле «вылезает» на «3», тогда и «балансирующие» станут более уверенными в своих собственных знаниях. Само- и взаимопроверки и взаимопомощь в прошлое не ушли, они – движущий стержень и обучения, и воспитания как в обычной школе, так и в системе дополнительного образования.

     При работе с группой сильных  учащихся важно, чтобы никто из них не считал себя абсолютно непогрешимым и безоговорочно способным и грамотным, т.к. и здесь нужно не соперничество, а сотрудничество.

     Во-первых, способности сильных учащихся тоже разные: одному нужно подтвердить и упрочить свою «5», другому – до этой «5» дотянуться.

    Во-вторых, одни пришли на дополнительные занятия, потому что этого хотят они сами, других заставили родители, третьим эти занятия рекомендовал педагог, ведущий основной предмет. Поэтому нужно, чтобы различия в мотивации не мешали сотрудничеству учащихся, а, напротив, помогали достигнуть желаемого результата.

    Педагоги обычно объясняют учащимся, что их успехи в обучении напрямую связаны, если вообще не зависят, с поведением, а вот поведение точно связано с воспитанием как домашним, так и социальным. Поэтому социальные, человеческие  отношения и в школьном обучении, и в системе дополнительного образования обязательно приносят свои плоды, т.е. результаты положительные (как и отрицательные) будут достигнуты сообразно тем отношениям, которые сложились в коллективе учащихся – единомышленников или антагонистов. Следовательно, воспитательная работа в группах, создаваемых в системе дополнительного образования, какие бы они ни были: кружки, группы продленного дня, внеурочной деятельности, ликвидации пробелов в знаниях или упрочения этих знаний, - должна быть обязательно скоординирована под поставленные задачи и не мешать, а помогать подобной работе в образовательном учреждении

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

Особенности существования системы дополнительного образования детей при общеобразовательной школе в городе-спутнике.

В данной статье рассмотрен вопрос о том, как использовать общероссийские статистические данные по дополнительному образованию для условий, в которых оно существует  в городах с небольшим количест...

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

Система дополнительного образования в Российской Федерации....

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей....

Профориентационная деятельность как одно из направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей

Выступление о необходимости и возможности профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования...

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

статья посвящена системе дополнительного образования детей...