Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.
статья

Емельянова Елена Владимировна

статья посвящена системе дополнительного образования детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

(Емельянова Елена Владимировна, ГБОУ СОШ №347)

   В системе образования внешкольное дополнительное образование — своеобразный феномен. На всем протяжении истории отношение к внешкольному образованию и его участию в образовании и воспитании человека постоянно менялось: от полного непризнания — до отведения ему главной роли.

   Дополнительное образование имеет богатый опыт воспитательной работы. В последнее время большое внимание уделяется развитию индивидуальности детей, их разнообразных способностей. Кроме того, образовательную деятельность УДО невозможно представить без реализации таких исторически сложившихся функций, как культурно-досуговая и функция допрофессинальной и начальной профессиональной подготовки детей.

В УДО в большей степени, чем в других типах образовательных учреждений, реализуется индивидуально-ориентированный подход. В основе построения образовательного процесса лежит уровень развития ребенка, его личные интересы и достижения. Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм. Кроме того, есть возможность индивидуальной работы с детьми.

С годами сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны; и стремление педагога быть значимым для ребенка — с другой. Определенный интерес представляет педагог дополнительного образования. Он интересен уже тем, что дети сами его выбирают, добровольно посещают занятия. Исследования показывают, что для многих детей педагог дополнительного образования — самый авторитетный взрослый, на которого они хотят быть похожими. Чаще всего педагоги дополнительного образования — творческие личности, поскольку тот, кто стремится побудить в воспитаннике творческую жилку, должен иметь источник творчества в самом себе. В личности педагога дополнительного образования как носителя национальной культуры кроется огромная сила. В его труде много общего с трудом народного мастера. Часто они являются сами настоящими мастерами-профессионалами. Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает моделирование образовательного процесса, разработка авторских образовательных программ, конструирование образовательного пространства, а также дизайн среды, позволяющий наиболее полно осваивать конкретный вид деятельности.

   Взаимодействие с дополнительным образованием поможет развивать у детей стремление познать мир, понять назначение, устройство и принципы работы различных технических объектов и художественных образов.

  Важно то, что не ограниченное рамками стандартов дополнительное образование имеет возможность обучать детей научно-технической и декоративно-прикладной деятельности как в комплексе, так и в рамках узкой специализации в одном из видов деятельности. Это позволяет детям на разном уровне осваивать разнообразные виды деятельности.

Именно система дополнительного образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнерские отношения педагога и воспитанников.

А это как раз те особенности, которые выделяют воспитание в сфере дополнительного образования, способствуют формированию здорового образа жизни молодого поколения; дают педагогам возможность научить учащихся ориентироваться на общечеловеческие духовные ценности, под влиянием которых и формируется личность, готовая к участию в общественно-экономической жизни страны.

    Одним из направлений развития воспитательной работы является сохранение традиций и преемственности в работе, закладывание традиции по обновлению содержания, форм и методов образовательно-воспитательной деятельности на основе коллективного творчества, сотрудничества с различными учреждениями – субъектами социокультурной среды.

    Реализация программ содействия социальной адаптации, профориентации молодежи и повышения конкурентоспособности на рынке труда, должна способствовать выполнению социального заказа общества в сфере дополнительного образования: сделать выпускника социально-адаптированным, а учреждение и педагога – конкурентоспособными.

    Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доброжелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки.

  Все вышесказанное позволяет констатировать:

· чем дольше ребенок занимается в системе дополнительного образования детей, тем выше выражены у него познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора сферы приложения творческой активности;

· чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;

· чем больше ребенок ориентирован на семью, а члены семьи являются для него образцом для подражания, тем шире ребенок представляет свои возможности в развитии творческих способностей и самоопределении;

· чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определивших на данном этапе выбор как своей будущей профессии, так и жизненного пути в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

Особенности существования системы дополнительного образования детей при общеобразовательной школе в городе-спутнике.

В данной статье рассмотрен вопрос о том, как использовать общероссийские статистические данные по дополнительному образованию для условий, в которых оно существует  в городах с небольшим количест...

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

Система дополнительного образования в Российской Федерации....

"Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей"

Это небольшая статья в формате эссе о дополнительном образовании в образовательном учреждении, а не в учреждении дополнительного образвания. Размышление о том, как выстраивать взаимоотношения участник...

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей....

Профориентационная деятельность как одно из направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей

Выступление о необходимости и возможности профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования...