Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
методическая разработка

 Ирина Алексеевна

            Уважаемые коллеги, мое выступление  на сетевом методическом объединении педагогов дополнительного образования Черепановского района  - это опыт работы нашего коллектива по обновлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ . Материал  адресован педагогическим работникам учреждений дополнительного образования, может использоваться руководителями, методистами и педагогами при разработке программ . К 1 сентября 2019 г. в нашем учреждении были обновлены образовательные  программы по всем направленностям. При подготовке выступления я использовала методические материалы по разработке и реализации «Дополнительные Общеобразовательные общеразвивающие программы» нашего  Новосибирского «Областного центра развития детей и юношества» (2018 г.), а так же Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (2015 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_doop.docx74.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Выступление

Сетевое методическое объединение

 «Основные тенденции дополнительного образования

на территории Черепановского района

Новосибирской области»

16.01.2019.

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в
интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании (ФЗ гл.1 ст.2 п.14).

Т.е. дополнительное образование в российской образовательной системе не является уровнем образования и не имеет федеральных государственных образовательных стандартов.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные
программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы
повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ФЗ гл.2 ст.12 п.4).

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются
на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. (ФЗ гл.10 ст.75 п.2).

Современная система дополнительного образования переживает
кардинальные изменения, которые приводят к пересмотру и изменению
фундаментальных основ, на которых оно было построено. В частности, изменяются подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.

Провозглашенный в федеральной Концепции развития дополнительного образования детей принцип программоориентированности раскрывает роль образовательной программы как базового элемента системы дополнительного образования детей.

От качества наполнения содержания каждой
образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в каждой образовательной организации нашего района.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее-ДООП)  - это нормативный документ, определяющий цели и ценности доп. образования. Нормативно-правовые основания для проектирования ДООП отражены в федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых актов.

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
    Российской Федерации» (далее – ФЗ);
  2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
  3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  4. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее федеральная Концепция);
  5. Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
    режима работы образовательных организаций дополнительного образования
    детей» (далее – СанПиН);

       Региональные нормативные акты

Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей в Новосибирской области" (утвержден 21.07.2017 г.).

Остановлюсь на локальных актах.

Локальные нормативные акты

  1. Устав МКУ ДО-ДДТ Черепановского района
  2. Положение МКУ ДО-ДДТ Черепановского района о порядке разработки  и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  
  3. Положение МКУ ДО-ДДТ Черепановского района о порядке возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
  4. Положение МКУ ДО-ДДТ Черепановского района о порядке приема, перевода, отчисления и восстановления обучающихся
  5. Правила внутреннего распорядка обучающихся МКУ ДО-ДДТ Черепановского района

6.Положение МКУ ДО-ДДТ Черепановского района о периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

        Прежде, чем начинать работу в ОО по проектированию ДООП необходимо принять положение о ДООП.

Зачитаю некоторые разделы положения о ДООП МКУ ДО-ДДТ

Требования к содержанию и структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе http://ddt.che.edu54.ru/sveden/files/7f00811a-44e7-430f-809d-143319f26107.pdf 

2.1. ДООП должна быть построена на принципах конкретности, точности, логичности, реалистичности; иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объём.

2.2. Проектирование и реализация ДООП должны строиться на следующих основаниях:

-свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

-соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

- возможность взаимозачета результатов;

-ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

-творческий и продуктивный характер образовательных программ;

-открытый и сетевой характер реализации

 

2.3. ДООП реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются. ДООП могут быть направлены на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени, обеспечение адаптации детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

 2.5. Проектирование содержания ДООП осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательного компонента).

2.6. При проектировании программы учитываются требования к уровню ее освоения. Содержание и материал Программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углублённое изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

2.7. Объем и сроки освоения программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей обучающихся и требований СанПиН 2.4.4.3.172-14.

2.8. Структура ДООП является целостной системой и отражает внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

-титульный лист;

- паспорт программы;

- комплекс основных характеристик программы;

- комплекс организационно-педагогических условий;

- список литературы;

- приложения

2.9. Содержание структурных компонентов программы.

2.9.1. Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации для идентификации документа.  На титульном листе указывается:

- полное наименование учреждения;

-номер протокола и дата принятия педагогическим советом учреждения, номер приказа директора об утверждении программы;

- название программы;

- направленность программы;

- возраст обучающихся, на которых рассчитана программа;

- срок реализации программы;

-ФИО, должность автора (-ов) (составителя (-ей) программы;

-ФИО, должность педагога(-ов), реализующих программу;

- город;

- год разработки программы.

2.9.2. Комплекс основных характеристик программы.

2.9.2.1.Пояснительная записка (общая характеристика программы):

-  нормативно-правовая основа

-направленность программы - техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок пр. №196 от 9 нояб. 2018г.);

Например: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я в танце душу раскрываю…» имеет худ. направленность.

- форма организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная, или комплексная, или модульная;

- уровни реализации программы - стартовый (начальный , ознакомительный), базовый (основной, общекультурный), или продвинутый (углублённый, профессионально-ориентированный);

- актуальность программы – своевременность, современность программы;

Актуальность программы формулируется коротко, конкретно, без
лишних описаний: зачем современным детям нужна конкретная программа?.
Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной
проблемы в процессе предлагаемой учащимися деятельности (выбранных
форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами).

 Актуальность может базироваться на:

  • анализе социальных проблем;
  • материалах научных исследований;
  • анализе педагогического опыта;
  • анализе детского или родительского спроса;
  • современных требованиях модернизации системы дополнительного образования
  • потенциале образовательного учреждения;
  • социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

(Педагоги получают раздаточный материал, с ним работают по пункту «Актуальность», на работу отводится 3 мин.)

Предлагаю вам определить основу на которой базируется актуальность в ДООП наших педагогов.

Примеры:

Актуальность программы «……» заключается в том, что …… и благодаря этому ……. .

Помимо этого, актуальность программы обусловлена также тем, что...

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время...

К числу наиболее актуальных проблем относится...

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со
стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического
развития младших школьников, материально-технические условия для
реализации которых имеются только на базе нашего Дома детского
творчества.

В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами детских общественных объединений.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

- отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;

Задание педагогам: Зачитайте пункт отличительные особенности из своих образовательных программ. Обсуждаем.

В данном подразделе следует указать, на основе какой (каких) программ
разработана данная программа; нужно назвать программы и авторов, чей опыт
был обобщен и использован при разработке данной программы, отметить
особенности данной программы (в чем отличие, если есть, от аналогичных
программ).

Примеры:

К отличительным особенностям программы можно отнести …. .

Программа построена на основе … .

Основные идеи программы, отличающие ее от существующих программ, … .

Преимущество данной программы выражено в … .

Нельзя не упомянуть о том, что в программе затронуты … , раскрыты…, проработаны.

В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ … .

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... .

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... .

Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники... 

Программа ориентирована на применение широкого комплекса...

 «Содержание программы объединено в __
тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу...».

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического
опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих
способностей, умению создавать (авторские модели), или «В основе
практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию...».

Для того чтобы подвести учащихся …. лет, к освоению … ,
предлагается метод…

Предлагаемая программа является … . Она построена на основе … .

Новизна

 Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

 новое решение проблем дополнительного образования;

 новые методики преподавания;

 новые педагогические технологии в проведении занятий;

- нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Пример: 1. Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.

2. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке обучающегося «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.

-  адресат программы – примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;

В этом пункте необходимо указать: какому возрасту детей адресована программа; предполагаемый состав (одного или разных возрастов); условия приема детей, система набора в группы, для какой категории
детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.).

Примеры:

Программа адресована детям от __ до ___ лет.

Дети___ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания...

Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)____ лет.

Программа особенно будет интересна и полезна тем, кто… .

Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного
состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или
возрастных групп).

Условия набора учащихся.

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т.д.

Количество учащихся. Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.

Примеры:

в группе 1 года обучения –12-15 человек;

в группах 2-го и последующих годов –10-12 человек.

Численный состав учащихся в объединении может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

Состав группы обучающихся - постоянные, переменный и др.

- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

В этом пункте указывается продолжительность обучения по данной программе и количество часов обучения на каждый год.

Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для учащихся.

Примеры:

Программа рассчитана на _3__ года обучения.

Общее количество часов 576

1 год обучения: ____144___часов в год,

2 год обучения: ___216___ часов в год,

3 год обучения: ____216__ часов в год и т.д.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с..., второй — на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.

- формы обучения (очная, заочная, очно-заочная);

- срок освоения программы определяется содержанием программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.

Режим занятий

Периодичность занятий:

продолжительность занятия 45 минут,

перерыв между учебными занятиями – 10 минут,

общее количество часов в неделю 6,

общее количество занятий в неделю 2

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14

2.9.2.2. Цель и задачи программы:

Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ
результата», на который будут направлены все усилия педагога иребенка .
Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть
измеримы. 

На доске пишу:   К-конкретна

                                И-измерима

                                Л-локальна

                                О-определена во времени

Цель может быть направлена на развитие определенных способностей ребенка; формирование личности, владеющей определенными навыками; создание условий развития ребенка в целом; формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами различных направлений развития личности ребенка, способного к творчеству, самовыражению через овладение основами мастерства различных направлений дополнительного образования; социализацию ребёнка в обществе.

При формулировке цели лучше использовать ключевое
слово в форме существительного.

Примеры формулировок цели:

1. Формирование нравственной и творческой личности через овладение
русской народной манерой исполнения песенного репертуара. 

2. Формирование общей культуры личности, привитие учащимся
этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.

3. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения
средствами вокального искусства.

4. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.

5. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия
мотоспортом.

6. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и
изучение страноведения.

7. Развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его
увлечение историческим краеведением, историей родного края.

8. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через занятия
общественными науками.

9. Профилактика асоциального поведения.

10. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.

11. Развитие познавательно - творческих и музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе культурно-эстетического
воспитания и формирования системных знаний о традициях музыкальной и
художественной культуры разных стран мира.

Уровень

Цель

Содержание

Результат

Вводный

Приобщение

Отдельные ЗУН и компетенции

Освоение отдельных приемов, техник, практик

Стартовый

Знакомство

Система универсальных ЗУН и компетенций

Освоение общих основных практик и видов деятельности

Базовый

Освоение

Система специализированных ЗУН и компетенции

Освоение определенного вида деятельности

Углубленный

Совершенствование

Профессиональные ЗУН и компетенции

Освоение специализированных способов деятельности профессионализация деятельности

Задачи – конкретные «пути» достижения цели; они должны
быть логично согласованы с целью и демонстрировать её достижение.
Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать?» для
достижения цели.

Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности (не может стоять задача: сформировать способность и готовность ребенка к критическому мышлению, а метод выбран – репродуктивный, подход знаниевый, если такая задача, то метод проблемного обучения или проектный метод, а подход системно-деятельностный. Как ребенок научится анализировать и принимать правильное решение): воспитательные (ценностные ориентации, отношения, личностные качества, которые будут сформированы); развивающие (способности, творческие возможности, которые будут реализованы, получат развитие); обучающие (что узнает обучающийся, освоив программу, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.).

Задача должна быть связана с действием, а не с желанием. (Например: Наслаждаться  ароматом розы- это желание. Посадить куст розы- действие)

Пример употребления глаголов (несовершенного вида) для формулирования задач: акцентировать, активизировать, корректировать, мотивировать, знакомить, обучать, формировать, обеспечить, расширять, поддержать, предоставлять возможность, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять, передавать, побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др.

В дополнительном образовании требования: Инвариативные (нормативные) и вариативные (требования связанные с вызовами 21 века). Думаю, что в соответствии вариативными требованиями к овладению детьми универсальных компетенций и навыков 21 века в процессе освоения ДООП необходимо поставить следующие задачи: приобрести такие универсальные компетенции как:

  • критическое мышление, потребность, способность и готовность к анализу и принятию решений;
  • креативность - потребность, способность и готовность к созданию нового;
  • коммуникация – потребность, способность и готовность к общению;
  • коллаборация - потребность, способность и готовность к сотрудничеству, взаимодействию, ситуативной децентрализации общения и совместной деятельности;
  • самопрезетация - потребность, способность и готовность представить свое мнение, суждение, отношение и собственные результаты в процессе сотрудничества

Если этих задач не будет, ДООП будет правильной по структуре, но не соответствовать глобальным вызовам времени.

(Практическая часть – работа по целеполаганию)

2.9.2.3. Содержание программы:

- учебный план – содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;

В настоящее время в методической литературе (Буйлова Л.Н., Воронина
Е.А. и др.) внимание педагогов обращается на модульный принцип разработки
программ. Этот принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд
образовательных модулей, где модуль представляет собой логически
завершенную, относительно самостоятельную часть образовательной
программы, формирующую определенную компетенцию или группу
компетенций в ходе освоения. Такая программа может включать базовый (обязательный) модуль и модули по выбору (например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе, например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности и т.п.).

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план
составляется на каждый год, а все остальные пункты программы могут быть
общими. В этом случае учебный план должен отражать особенности каждого
года обучения.

Образец оформления учебного плана

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

(зачет, творческая

работа, выставка,

конкурс,

фестиваль и др.)

2

3

4…

Итого

- содержание учебно-тематического плана – это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.

  • перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);
  • указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

ПРИМЕР:

Тема 5.1. Холодный батик (10 часов)

Теория (2 ч): Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками

Практика (8 ч): Роспись в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.

2.9.2.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых обучающимися при освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.

Если в задачах театрального объединения  прописано «научить выразительному чтению»,то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать».

Планируемые результаты формулируются на каждый год освоения
программы.

Пример:

По окончании первого (второго...) года обучения обучающиеся:

будут знать/понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления, будет развита устойчивая потребность к
самообразованию…;

будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…;

будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны
морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная
жизненная позиция….

В процессе освоения программы обучающиеся будут иметь возможность приобрести опыт освоения универсальных компетенций и проявить:

критическое мышление - потребность, способность и готовность к анализу и принятию решений;

креативность - потребность, способность и готовность к созданию нового;

коммуникация – потребность, способность и готовность к общению;

коллаборация - потребность, способность и готовность к сотрудничеству, взаимодействию, ситуативной децентрализации общения и совместной деятельности;

самопрезетация - потребность, способность и готовность представить свое мнение, суждение, отношение и собственные результаты в процессе сотрудничества.

 2.9.3. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.9.3.1.Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель (36) и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным компонентом  дополнительной общеобразовательной программы и составляется для каждой группы.

2.9.3.2.Календарно-тематическое план (далее-КТП) составляется ежегодно на каждую группу обучения

2.9.3.3.Условия реализации программы.

 Материально-техническое обеспечение

В ДООП прописываются сведения о помещении, в котором проводятся занятия, сведения о наличии подсобных помещений, перечень оборудования необходимого для проведения занятий, перечень технических средств обучения, перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других
инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п., перечень материалов, необходимых для занятий, учебный комплект на каждого обучающегося, требования к специальной одежде обучающихся.

 Кадровое обеспечение

Для интегрированных и комплексных программ, а также, если для реализации ДООП необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или иные специалисты: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п. Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации.

Методическое обеспечение

В данном пункте указывается: обеспечение программы методическими видами продукции с указанием тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения;

2.9.3.4.Формы аттестации – зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественноприкладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы.

В нашем УДО прописываем только формы, так как остальное есть в положении об аттестации.

Аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МКУ ДО-ДДТ».

Входной контроль осуществляется в начале освоения программы в форме собеседования, анкетирования.

Стартовый контроль осуществляется в начале каждого последующего года (для программ более одного года) обучения на основе критериев оценки результативности освоения программы:

- критерии оценки уровня теоретической подготовки;

- критерии оценки уровня практической подготовки;

- критерии оценки уровня творческой активности.

Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия.

Промежуточная аттестация проводится в мае учебного года в форме тестирования, зачета; защита проекта, практикума, защита творческих работ, проектов и др.

Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по программе в форме творческой работы, отчетной выставки, отчетного концерта, защиты творческих работ (проектов) конференции, фестиваля, соревнования. Результаты итоговой аттестации учащихся фиксируются приказом директора по учреждению.

Результаты итоговой аттестации обучающихся определяют:

  • насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной образовательной программы каждым обучающимся;
  • полноту выполнения дополнительной образовательной программы;
  • результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение всех годов обучения.

2.9.3.5.Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

Для определения достижения планируемых результатов предусмотрены следующие формы, методы диагностики и критерии оценки достижения планируемых результатов.

Уровни и методы оценки планируемых результатов

Показатель

Формы и методы диагностики

Уровень сформированности предметных компетентностей обучающихся (теоретическая и практическая подготовка)

- Наблюдение.

- Контроль при выполнении практической работы.

- др.

Уровень творческой активности

- Метод наблюдения.

- Метод проектов.

- Практическая работа и др.

Уровень коммуникативных компетенций (способов общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками)

- Наблюдения за межличностными отношениями в детском коллективе

Уровень критического мышления (потребности, способности и готовности к анализу и принятию решений)

- Метод наблюдения.

- Собеседование.

Уровень самопрезетации (потребности, способности и готовности представить свое мнение, суждение, отношение и собственные результаты в процессе сотрудничества)

 - Метод наблюдения

- Динамика формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы

Уровень удовлетворенности качеством образовательного процесса родителей

- Анкета для родителей;

- Анкета для родителей по оценке открытого занятия

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Оценка уровня теоретической подготовки

Высокий уровень

обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

Средний уровень

у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой.

Низкий уровень

обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Оценка уровня практической подготовки

Высокий уровень

обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества.

Средний уровень

у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца.

Низкий уровень

ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков;

испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Оценка уровня творческой активности

Высокий уровень

обучающийся проявляет ярко выраженный интерес к творческой деятельности, к достижению наилучшего результата, коммуникабелен, активен, склонен к самоанализу, генерирует идеи

Средний уровень

обучающийся имеет устойчивый интерес к творческой деятельности, стремится к выполнению заданий педагога, к достижению результата в обучении, инициативен.

Низкий уровень

обучающийся пассивен, безынициативен, неудачи способствуют снижению мотивации, нет стремления к совершенствованию в выбранной сфере деятельности, не может работать самостоятельно

Оценка уровней коммуникативных компетенций,

критического мышления самопрезентации обучающихся

Высокий уровень

Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности; демонстрирует углублённый уровень владения материалом, выходящий за рамки планируемых результатов, указанных в программе; принимает активное участие в выставках начиная с городского и заканчивая региональным или международным уровнем. Принимает активное участие в проектной деятельности.

Средний уровень

Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности; уровень усвоения материала соответствует планируемым результатам, указанным в программе; участвует в школьных районных и городских мероприятиях, отражающих содержание программы. При итоговом контроле показывает хорошие результаты.

Низкий уровень

Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, сталкиваясь с трудностями, не доводит начатую работу до конца; уровень усвоения материала ниже планируемых результатов, указанных в программе.

Оценка удовлетворенности качеством

образовательного процесса родителей

Высокий уровень

100 % родителей (законных представителей) удовлетворены качеством организации образовательного процесса и условиями реализации программы.

Средний уровень

70-50 % родителей (законных представителей) удовлетворены качеством организации образовательного процесса и условиями реализации программы.

Низкий уровень

Менее 50 % родителей (законных представителей) удовлетворены качеством организации образовательного процесса и условиями реализации программы.

Методические материалы

  • особенности организации образовательного процесса
  • методы обучения
  • формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая
  • формы организации учебного занятия
  • педагогические технологии
  • алгоритм учебного занятия
  • дидактические материалы

2.9.3.6.Список литературы (Оформляется строго в соответствии с ГОСТ)

Список литературы – заключительный пункт программы.
Несколько правил, которыми следует обязательно руководствоваться: список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся после фамилии; кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ известно издательство, то лучше и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и СПб., остальные города – полностью). Желательно также распределить приводимую вами литературу по разделам: для педагогов; для обучающихся;для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).

При использовании информации с электронного носителя обязательно
указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов– полное указание электронного адреса.

Примеры:

Фамилия, И.О. Название книги/ И.О. Фамилия – М.: Издательство, 2018. – 300 с.

Иванов, И.И. Современная экология/ И.И. Иванов, П.П. Петров – Спб.: Издательство, 2016. – 404 с.

        

В приложении к ДООП может быть репертуарный план на каждый год обучения (для музыкальных, театральных, хореографических, цирковых коллективах, где присутствует репертуар) и План воспитательной работы

Методические материалы

Методы обучения: словесный, наглядный, практический объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.

Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения, проблемного обучения и др.

3.Порядок утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

3.1. ДООП, разрабатываемая  в образовательном учреждении проходит внутреннюю экспертизу, которая осуществляется в три этапа:

1)        экспертиза программы методистом соответствующей направленности;

2)        обсуждение программы на методическом объединении профильной направленности;

3)        рассмотрение программы на Педагогическом совете учреждения (результаты рассмотрения Программы фиксируются в протоколе).

Утверждение ДООП осуществляется приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

3.2.        Экспертиза осуществляется, исходя из следующих критериев: актуальность, стратегичность, соответствие требованиям данного Положения, научная обоснованность (психолого-педагогическая), системность раскрытия содержания, комплексность структурных элементов, технологичность (вариативность), безопасность образовательного процесса, возможность реализации программы, стиль и логичность изложения, оформление программы.

 3.3. Учреждение ежегодно (до 1 сентября  текущего календарного года) утверждает допущенные к реализации ДООП.

  1. Порядок внесения изменений в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

4.1. ДООП обновляются педагогами с учетом изменений в  развитии науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы 1 раз в год и при необходимости с учетом изменений в нормативно-законодательной базе

4.2. Ежегодно в ДООП вносятся изменения, связанные с календарным учебным графиком и календарно-тематическим планированием.

4.3.При  изменениях  в календарно-тематическом планировании в течение учебного года педагогом заполняется лист корректировки, который согласовывается  с заместителем директора по УВР  и утверждается директором учреждения.

 4.4. Корректировка ДООП осуществляется педагогом, реализующим программу, ежегодно в срок до 1 сентября текущего календарного года.

4.5. Скорректированная  программа проходит внутреннюю экспертизу в установленном данным Положением порядке.

5. Порядок хранения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

5.1. Оригинал ДООП находится в методическом отделе учреждения, копия ДООП у педагога.

5.2. Все экземпляры ДООП, включая титульные листы, должны быть идентичны.

5.3. Ответственность за сохранность оригинала ДООП заместитель директора по УВР.

6. Требования к оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

6.1. Программа должна быть набрана шрифтом Times New Roman размер шрифта 14. Межстрочный интервал – одинарный. Параметры страницы: верхнее, нижнее, правое поле – 1,5 см, левое – 2 см. Общее выравнивание текста (без оглавлений) – по ширине. Листы формата А4.

6.2. ДООП скрепляется и заверяется печатью учреждения и подписью руководителя.

7. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

7.1. Педагоги дополнительного образования могут использовать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, разработанные другими педагогами, по согласованию с разработчиком (ами) программы и администрацией учреждения.

7.2. Учреждение реализует ДООП в течение всего календарного года, включая каникулярное время, с использованием кадровых и материальных ресурсов учреждения.

7.3. Программы могут быть реализованы организацией, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм совместно с научными, физкультурно-спортивными, организациями культуры, и иными организациями. Сетевая форма реализации программ обеспечивает возможность освоения обучающимися программы с использованием ресурсов нескольких организаций.

7.4. Использование сетевой формы реализации Программ осуществляется на основании договора между организациями.

7.5. При реализации ДООП может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

7.6. Педагог, реализующий ДООП, обязан обеспечивать качество реализации, а также объективность контроля достижений учащихся.

7.7. В процессе образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагог ведет утвержденную в учреждении документацию с обязательным соблюдением сроков, определенных нормативными документами Учреждения.

7.8. ДООП текущего года обучения конкретной учебной группы считается выполненной (реализованной), если количество часов в календарно-тематическом плане и журнале учета рабочего времени по факту совпадает с количеством часов учебного плана данного года обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический конструктор проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья

Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы адаптированные для детей имеющих статус «...

Статья "Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Умник"

В статье описаны этапы проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию творческого мышления "Умник"....

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Материал помогает педагогам дополнительного образования свободно ориентироваться в структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе....

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Презентация

      Современная система дополнительного образования переживает кардинальные изменения, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было пост...

Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования при разработке образовательной программы...

Нормативно-правовая основа проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в  нормативных документах. Харакеристики программ, их направленность и содержательны...