Нормативно-правовая основа проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
методическая разработка

Коркин Максим Валерьевич

Цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в  нормативных документах. Харакеристики программ, их направленность и содержательный компонент должны стать активом для реализации дополнительных программ в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (где они являются основными). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска

«Маленький принц»

Коркин Максим Валерьевич

педагог дополнительного образования

Нормативно-правовая основа проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Организации дополнительного образования осуществляют свою образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Понятие «образовательная программа» данное в ФЗ № 273 определяет сущность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ФЗ № 273, гл.1, ст.2, п.9).         

В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
  3. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
  4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
  5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7 декабря 2018 г.
  6.  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным. общеобразовательным программам».
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача.

Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  1. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2017 N ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
  2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.

Федеральный Закон №273 определяет перечень организаций, имеющих право реализовывать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ФЗ № 273 ст.23, п.3,4; ст.31;  ст.77).

Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися» (ФЗ ст.33, п.2).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей (ФЗ № 273, ст.75, п.1), но при этом к освоению
образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой
реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст.75, п.3); в работе
объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их
родители (законные представители) без включения в основной состав
(Приказ №196).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ № 273, ст.2, п. 14), а только федеральные государственные требования по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.

Существенными (качественными) характеристиками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является:

  1. Разная направленность.

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, ст. 2).

Выделяют шесть основных направленностей дополнительного образования:

  • техническая,
  • естественнонаучная,
  • физкультурно-спортивная,
  • художественная,
  • туристско-краеведческая,
  • социально-гуманитарная.

Каждая из направленностей может быть представлена содержательным многообразием дополнительных общеобразовательных программ (реализация программ осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярный период). При этом к компетенции образовательной организации отнесено определение содержания, форм и сроков обучения по дополнительным общеразвивающим программам.

  1. Общая целевая установка содержания направлена на развитие личности учащегося, развитие мотивации, творчества, положительного эмоционального состояния, умственного духовного развития личности ребенка; укрепление психического физического здоровья ребенка; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;
  2. Адекватность современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом.

Именно это содержание должно стать активом для реализации дополнительных программ в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (где они являются основными) и общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический конструктор проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья

Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы адаптированные для детей имеющих статус «...

Статья "Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Умник"

В статье описаны этапы проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию творческого мышления "Умник"....

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Материал помогает педагогам дополнительного образования свободно ориентироваться в структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе....

Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Презентация

      Современная система дополнительного образования переживает кардинальные изменения, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было пост...

Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

          Уважаемые коллеги, мое выступление  на сетевом методическом объединении педагогов дополнительного образования Черепановского района  - это опыт рабо...

Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования при разработке образовательной программы...