Нормативно-правовая основа проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
методическая разработка
Цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в нормативных документах. Харакеристики программ, их направленность и содержательный компонент должны стать активом для реализации дополнительных программ в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (где они являются основными).
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска
«Маленький принц»
Коркин Максим Валерьевич
педагог дополнительного образования
Нормативно-правовая основа проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Организации дополнительного образования осуществляют свою образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Понятие «образовательная программа» данное в ФЗ № 273 определяет сущность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ФЗ № 273, гл.1, ст.2, п.9).
В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7 декабря 2018 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным. общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача.
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Письмо Минобрнауки России от 28.04.2017 N ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.
Федеральный Закон №273 определяет перечень организаций, имеющих право реализовывать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ФЗ № 273 ст.23, п.3,4; ст.31; ст.77).
Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися» (ФЗ ст.33, п.2).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей (ФЗ № 273, ст.75, п.1), но при этом к освоению
образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления
требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой
реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст.75, п.3); в работе
объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их
родители (законные представители) без включения в основной состав
(Приказ №196).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ № 273, ст.2, п. 14), а только федеральные государственные требования по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.
Существенными (качественными) характеристиками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является:
- Разная направленность.
Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, ст. 2).
Выделяют шесть основных направленностей дополнительного образования:
- техническая,
- естественнонаучная,
- физкультурно-спортивная,
- художественная,
- туристско-краеведческая,
- социально-гуманитарная.
Каждая из направленностей может быть представлена содержательным многообразием дополнительных общеобразовательных программ (реализация программ осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярный период). При этом к компетенции образовательной организации отнесено определение содержания, форм и сроков обучения по дополнительным общеразвивающим программам.
- Общая целевая установка содержания направлена на развитие личности учащегося, развитие мотивации, творчества, положительного эмоционального состояния, умственного духовного развития личности ребенка; укрепление психического физического здоровья ребенка; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;
- Адекватность современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом.
Именно это содержание должно стать активом для реализации дополнительных программ в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (где они являются основными) и общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-850140-1479118064.png)
Методический конструктор проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья
Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы адаптированные для детей имеющих статус «...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/27/picture-1074882-1540646434.jpg)
Статья "Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Умник"
В статье описаны этапы проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию творческого мышления "Умник"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-397580-1547377920.jpg)
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Материал помогает педагогам дополнительного образования свободно ориентироваться в структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-749279-1549948066.jpg)
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Презентация
Современная система дополнительного образования переживает кардинальные изменения, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было пост...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-749279-1549948066.jpg)
Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уважаемые коллеги, мое выступление на сетевом методическом объединении педагогов дополнительного образования Черепановского района - это опыт рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/31/picture-1270900-1604177662.jpg)
Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования при разработке образовательной программы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...