Методическая разработка «Картина из пластилина «Георгины». Горельеф»
методическая разработка

Ермолова Юлия Александровна

Методическая разработка

«Картина из пластилина

«Георгины». Горельеф»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_plastilin_georginy.docx60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Картина из пластилина

«Георгины». Горельеф»

                                    Разработала:

педагог дополнительного образования

Ермолова Юлия Александровна                                                                                                                                                      Арт-студия «Позитив»      

                                         

г. Ярцево

2017 г

Методическая разработка посвящается организации серии занятий по пластилинографии – созданию плоскостной рельефной композиции, состоящей из отдельных деталей цветного пластилина. Детям нравится создавать игрушки и картинки из ярких разноцветных материалов, одним из которых является пластилин. Этот материал является доступным средством для развития мелкой моторики рук, способствует творческому развитию личности. Серия занятий включает в себя не только создание плоскостной композиции, но и картонной основы для создания пластилиновой картины. Такие занятия дают возможность для развития творческого потенциала детей, возможность проявить себя в освоении различных видов творческой деятельности.

  1. Введение.

Цветной пластилин самый удобный и доступный материал для лепки. Дети любят лепить из пластилина любимых мультгероев. Их можно отнести к скульптурам малых форм. Создание различных плоскостных композиций из цветного пластилина также представляет интерес для детей. Цветной пластилин имеет много разновидностей (скульптурный, цветной, восковой, флюрисцентный, плавающий, растительный, легка застывающая масса для лепки,  и т.д.), пластичный материал, который позволяет создавать любые формы. Это могут быть игрушки, картины, скульптура малых форм – все, что может быть использовано для игры, для украшения интерьера.

        Из цветного пластилина можно делать яркие  картины живописного характера путем смешивания кусочков пластилина друг с другом, что создает эффект перехода одного цвета пластилина в другой. На картонной основе можно выложить композицию из отдельных элементов, при чем отдельные элементы могут иметь различную форму(лепешки, шарики, листочки, цветы и т.д.). Это могут быть также рельефные композиции – элементы частично немного выступают над поверхностью картонной основы. Таким образом, когда дети познакомятся с тем или иным способом работы с цветным пластилином, они смогут сами самостоятельно придумывать различные вариации не только рельефных композиций, но и многих других. При этом, живописные композиции могут сочетаться с элементами того же рельефа, то есть в пластилинографии может быть сочетание двух и более техник.

        Для оформления и компоновки плоскостных композиций можно использовать готовую деревянную рамку с картонной основой. Для этого вполне может подойти рамка для фотографии, формат которой будет зависеть от выбора и художественного замысла. Для этого можно в магазине приобрести уже готовую основу для композиции. Так же основу для оформления композиции можно изготовить собственными руками, применяя плотный картон. Упаковочный картон может вполне подойти для этой цели. Картонную основу можно уплотнить при помощи оклеивания ее плотной бумагой. Фон для основы может быть любого цвета в зависимости от художественного замысла. Самостоятельное изготовление основы и рамки для пластилиновой картины тоже может быть как проявление собственных творческих задумок. Помимо развития творческих способностей, ставятся    еще  и воспитательные задачи - воспитывается усидчивость, ответственность за свою работу, уважение друг к другу, к народным традициям.

  1. Актуальность выбранной темы.

Создание чего-то нового из простых доступных материалов всегда будет актуальным, особенно если использовать простые, яркие, доступные материалы. Создание объемных и плоскостных изображений дает возможность создание не только новых и интересных объектов, но и  развитии творческого потенциала каждого ребенка. Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Эта техника заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются на  помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Этим пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно еще и рисовать. Таким образом, ребенок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и  мелкую моторику. Сам процесс лепки помогает ребенку выразить свои эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику, которая, в свою очередь способствует речевому развитию. Ребенок учится доводить свою работу до конца. Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  1. Основная часть.

Цель темы: в течении определенного количества занятий выполнить рельефное изображение из цветного пластилина в технике «пластилинография».

Задачи:

Обучающие:

- Знакомить с «пластилинографией» как техникой выполнения плоскостных изображений.

- Знакомить с историей возникновения пластилина.

- Формировать умения и навыки работы с цветным пластилином.

- Формировать приемы работы с пластилином (сминание, отламывание, отщипывание, скатывание, скручивание, сдавливание, прорезание, защипы и т.д.) для получения нужных форм и размеров.

 - Изучать формы, свойства предметов.

- Учиться пользоваться инструментами.

Развивающая:

- Развивать координацию движений, согласованность в действиях глаз и рук, наблюдательность, эстетический вкус, воображение, фантазию, творческие способности, - - Развивать внимание, память, мышление, восприятие, мелкую моторику рук.

Воспитательная:

- Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое до конца.

Планирование темы.

На изучение темы отведено 4 занятия по 3 часа каждое. В итоге 12 часов.

Занятие 1: «Георгины». Рельеф. Пластилинография. Подготовка картонной основы для панно.

Занятие 2: «Георгины». Рельеф. Пластилинография. Выполнение изображения цветов.

Занятие 3: «Георгины». Рельеф. Пластилинография. Выполнение изображения листочков и вазы

Занятие 4: «Георгины». Рельеф. Пластилинография. Выполнение рамки.

Тип занятий: практический.

  1. Инструменты и материалы для занятий пластилинографией.

Для занятий по пластилинографии понадобится:

- плотный картон, основа формата А4;

- цветной картон формата А4 (синий, голубой, феолетовый и т.д.);

- цветной пластилин;

- стеки;

- ножницы;

- клей-карандаш;

- колпачок с фигурным концом от фломастера.

  1. История возникновения пластилина и пластилинографии

изобретатель пластилина

        Изобретение пластилина принято приписывать сразу двум людям – фармацевту Францу Колбу и изобретателю Вильяму Харбутту, и случилось это более сотни лет назад. Франц Колб запатентовал модельную массу по названием «plastilin» в 1880 году, а Вильям Харбутт изготовил не засыхающую глину в 1887 году, которую назвал «plasticine». Изобретения оказались практически идентичны и в скором времени получили одно общее название «пластилин». Сначала пластилин был только серого цвета. С ростом популярности пластилина стали изготавливать массу для лепки четырех цветов. Через два года Харбутт основал фабрику по производству пластилина, которая просуществовала до 1968 в Мюнхене, а потом из-за пожара производство было перенесено в Таиланд. Что касается изобретения Франца Колба, то его оригинальный, изготовленный по рецептуре материал можно найти в продаже под названием «Мюнхенский художественный пластилин».

первый пластилин

        На сегодняшний день сфера использования пластилина неверояно обширна. Ее применяют: в детских садах, в младших классах школ, в сфере моделирования, в творческих мастерских, в мультипликации и других сферах. Несмотря на вековую историю существования пластилина его популярность продолжает расти, а области применения расширяются. С каждым годом появляется все пластилин, который обладает новыми качествами. Разнообразию видов пластилина остается только удивляться:

- классический;

- пластилин для моделироания;

- восковой;

- флюрисцентный;

- шариковый;

- плавающий;

- пластилин с ароматами;

- пластилин на травяной основе;

- легкая застывающая масса для лепки и т.д.

        Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Возможно использование комбинированных техник.  Имеется несколько видов пластилинографии.

Прямая пластилинография – лепное изображение строится на ровной поверхности.

Обратная пластилинография (витражная) – рисование с обратной стороны прозрачной (стеклянной)основы.

Модульная пластилинография  - лепная картина, состоящая из из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная пластилинография – изображение из пластилиновых шариков.

Контурная пластилинография – вылепливание объекта по контуру.

Многослойна пластилинография – изображение, остоящее из нескольких последовательно нанесенных слоев пластилина на основу.

Фактурная пластилинография – изготовление объемного изображения. Сюда относится барельеф – низкий рельеф, объем рисунка менее половины. Горельеф – выступающий более чем на половину, контррельеф – углубленный рисунок.

  1. Практическая часть. Порядок выполнения.

На выполнение панно отведено 4 занятия по 3 часа каждое. Итого 12 часов.

Занятие 1: «Георгины». Рельеф. Пластилинография. Подготовка картонной основы для панно.

Для изготовления панно в технике «фактурная пластилинография» понадобится приготовить основу из плотного и цветного картона форта А4.

  1. Приготовить плотную картонную основу. Выровнять края и углы.
  2. Наклеить на плотную картонную основу лист цветного (синего) картона соответствующего формата. Выровнять края и углы.
  3. Нанести контуры рисунка. Определить композиционно где будут находиться ваза, листья и цветы.

Занятие 2: «Георгины». Рельеф. Пластилинография. Выполнение изображения цветов.

        У нас уже имеется подготовленная основа для панно с нанесенными контурами рисунка. Начинаем выполнять изображение цветов при помощи  отдельных частей, имеющих форму лепешки с защипом.

  1. Согреть кусочек красного пластилина. Отщипнуть небольшое его количество.
  2. Скатать шарик.
  3. Сплющить шарик пальцами.
  4. Сделать один защип. Это лепесток георгина.
  5. Выполнить нужное количество лепестков, ровно столько, чтобы хватило для заполнения внутренней части круга.
  6. Заполнять лепестками внутреннюю часть круга следует сначала с внешней стороны, ближе к краям. Постепенно заполняется весь круг.
  7. Цветок готов.
  8. Таким образом, заполняются все остальные круги. Можно использовать кусочки пластилина разных цветов.

Занятие 3: «Георгины». Рельеф. Пластилинография. Выполнение изображения листочков и вазы.

        Наше панно частично заполнено. На нем имеются горельефные изображения цветов, состоящих их отдельных частей (лепестков). Теперь выполняются изображения листочков и вазы.

  1. Листочки выполняются точно так же, как и лепестки, только для них необходимо взять зеленый цвет.
  2. Контуры вазы заполняются пластилином выбранного цвета, при этом толщина вазы постепенно увеличивается от краев к середине, создавая определенный объем.
  3. Вазу можно украсить узорами из пластилина, паеток, бусин, бисера по выбору.

Занятие 4: «Георгины». Рельеф. Пластилинография. Выполнение рамки.

        Панно почти готово.  В изящной вазе красуется букет  пластилиновых георгинов. Нам остается выполнить рамку. Для этого остается выбрать элементы, из который будет состоять рамка. Это могут быть платилиновые лепешки небольшого размера с фигурным тиснением внутри. Это могут быть скрученные полоски в виде «улиток». Это может быть какой-то растительный орнамент. Здесь вполне моно проявить фантазию.

  1. Выбрать цвет пластилина для рамки.
  2. Изготовить определенное количество пластилиновых лепешек для рамки.
  3. Поместить лепешки по края панно.
  4. Выполнить фигурное тиснение внутри лепешек при помощи колпачка от фломастера.
  1. Заключение.

Список литературы:

1. «Детский дизайн. Пластилинография». Давыдова Г.Н. Издательство «Скрипторий» 2015г.

2. «Пластилиновая картина». Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А.  Издательство «Мозаика-синтез» 2014г.

3. «Пластилиновые картинки». Сорокина Ж.В.   Издательство «Литера» 2013г.

4. «Пластилинография». Давыдова Г.Н.   Издательство «Детский дизайн» 2015г.

5. «Чудесный пластилин». Комоед Н.И.   Издательство  «Питер СПБ» 2016г.

6. «Пластилинография. Цветочные мотивы». Давыдова Г.Н.  Издательство «Скрипторий» 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка: "Картина из камней"

Цель: Научить ребятишек делать поделку из камней.Материал:картон,клей,мелкие камешки,краски акварельные,карандаш,трафарет....

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...